Викторина по развитию речи по средствам декоративно - прикладного искусства. Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Викторина по развитию речи по средствам декоративно-прикладного искусства.
Цели:
Обучающие:
• Продолжать развивать связную речь детей по средствам диалога и монолога .
• закреплять знания о хохломской, дымковской росписи;
• закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии;
• согласовывать относительные прилагательные с существительными;
• продолжать учить детей работать коллективно.
Развивающие:
• развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.
Предварительная работа:
1. Беседы о декоративно-прикладном искусстве.
2. Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному искусству.
3. Роспись посуды
4. Разучивание русских народных игр «Игровая», «Горелки», песен, хороводов «Калина».
5. Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, разбор пословиц, заучивание пословиц.
6. Сюжетные игры детей в «Избе».
Словарная работа: орнамент, декоративно-прикладное искусство, кухонная утварь.
Материалы для занятия: предметы декоративно-прикладного искусства, акварель, кисти №2,№4,тампоны, ватные палочки, салфетки, стаканчики «Непроливайка» .
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Дети в коридоре)
Воспитатель:
-К нам, сюда скорее просим
Заходи честной народ!
Веселее не зевайте
Всех вас викторина ждет!
– Посмотрите сколько изделий народного искусства!
– Внимательно рассмотрите их.
– По мотивам каких народных росписей их можно разделить?(Хохломская роспись и дымковская)
– А кто догадается, как эти изделия назвать одним словом? (Декоративно-прикладное искусство)
– Ребята, Я хочу вам предложить принять участие в викторине , для этого нам нужно разделиться на две команды. Одна команда будет называться " Дымково, вторая "Хохлома". Дети делятся на две команды, усаживаются на лавочки.
Пришедшие к нам гости будут нашим жюри.
- Начнем нашу викторину!
Первое задание: Нужно рассказать об истории вашей росписи.
1 ребенок. Далеко-далеко за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печки, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.
2 ребенок. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделали за долгую зиму. А когда поднимается в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну кликать.
3 ребенок. Эти игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться Дымковскими.
Вторая команда
1 ребёнок. Разное рассказывают старики ,Говорят, будто бы давным -давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей , и чашка стала золотой.
2 ребёнок. Это конечно сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев которые жили в селе Хохлома. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки тарелки, затем их покрывают глиной, что бы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом , затем натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду , ещё раз покрывают золотой. маслом и , наконец обжигают.
3 ребёнок. После обжига посуда превращается в золотую. Стали называть хохлому во всем мире золотой.
- Молодцы ребята, очень интересно!
Второе задание: Конкурс загадок.
1. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и бараны смешные
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы,
А ну назови-ка меня! ( Дымка)
2. Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трѐхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
3. Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор. (Дымковские игрушки)
4. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (матрешка).
5. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
6. Кто-то дырочки умело
Сделал птахе у спины.
И синица вдруг запела
Голоском самой весны. (Свистулька)
- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.
-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, давайте поиграем с вами в русскую народную игру « Перетяни канат»
Третье задание: Найди и назови элемент своей росписи.
На полу разбросаны элементы росписей. Каждая команда должна найти и собрать все свои элементы. Команда « Дымково»- дымковские элементы, команда « Хохлома» хохломские элементы росписи.
-Ребята, потрудились мы на славу. В народе есть много пословиц о труде, а знаете ли вы их?
Четвертое задание: Объясни пословицу.
1. Упорство и труд все перетрут.
2.. Кончил дело – гуляй смело.
3. Делу время – потехе час.
4. Труд человека кормит, а лень портит.
5. У лентяя Федорки, всегда отговорки.
6. Что посеешь – то пожнешь.
- Хорошо поработали молодцы! Впереди нас ждёт следующее задание.
Физ.минутка
Мы игрушки расписные ( стойка прямо)
Хохотушки вятские ( улыбка с поворотом)
Щеголихи слободские ( поворот вокруг себя)
Кумушки посадские ( приседания)
У нас руки крендельком ( руки на пояс)
Щёчки будто яблочки ( касание щёк)
С нами издавна знаком (стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.( поклон)
Пятое задание. Дорисуй.
- Перед вами недописанные изделия, каждой команде нужно дорисовать их и рассказать о них.
Дети дорисовывают изделия, рассказывают о них.
1 команда. Это – дымковская барышня . Она расписан дымковской росписью. Дымковская роспись имеет свой орнамент, состоящий из 5 элементов: кругов, прямых и волнистых линий, точек – горошин и клеток. У барыни яркие насыщенные цвета – красный, зеленый, желтый, голубой.
2 команда. Это хохломская чаша. Она расписана хохломской росписью. Хохломская роспись имеет свой элементы это завиток, ягодка, листок, цветок, капельки, травинки.
В хохломской росписи используют желтый, красный, черный, зеленый цвета.
Воспитатель читает стихи:
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
Посмотри, как хороша эта девица-душа
Щечки алые горят , удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
- Молодцы ребята! Хорошо мы с вами поработали. Сейчас наше жюри подведут и объявят итоги.
Награждение детей медалями. Победила дружба!
Предлагаю вам закончить нашу викторину веселым дружным хороводом. Дети поют хороводную песенку « Калина».
-Что вам ребята сегодня особенно понравилось?
-Будем в дальнейшем проводить такие викторины?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виды народного декоративно-прикладного искусства (старшая группа)
о видах народного декоративно-прикладного искусства...
Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»
Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»...
КОНСПЕКТ НОД познавательно – речевого развития «развитие мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства»
Составление орнамента из последовательно повторяющихся растительных элементов в круге, квадрате, прямоугольнике – полосе....
Рисование "Хантыйский орнамент – как элемент декоративно-прикладного искусства" Старшая группа
Программное содержание: Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украша...
Презентация "Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства"
Изучение развития мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства....
Сообщение на ПЕДСОВЕТЕ на тему "Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства"
Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства В.А. Сухомлинскому «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».«Рука – это своего рода внешний моз...
Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»
Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»...