Методическая разработка на тему:"Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.odt | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 119»
методическая разработка
на тему :» Роль декоративно- прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Составила :
Воспитатель
Жильцова Елена
Александровна
Г.Нижний Новгород
2017г
Содержание:
- Актуальность темы для развития личности ребенка дошкольного возраста.
2. Основные цели и задачи обучения дошкольников рисунку.
3. Принципы обучения детей декоративному рисованию.
4. Методы и приемы работы с детьми.
5. Приложения.
1.Актуальность темы для развития личности ребенка дошкольного возраста.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми дошкольного возраста. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей спецификации, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д,Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, В.Я.Езикеева, Н.С.Карпинская, Н.Б.Халезова, З.А.Богатеева, Т.Н.Доронова, Г.Г.Григорьева и другие. Они убедительно показывают, что ознокомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые, яркие предсавления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотическх чувств, приобщает к миру прекрасного. Поэому их нужно включать в педагогический процесс в деском саду.
Известный педагог Е.А.Флерина одна из первых выступила за активное использование народного искусства в развитии детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобреают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Важное воспиательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала Н.П.Сакулина. «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеровдекоративной росписи, ребзы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленьки дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».
«Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства, пишет Т.С.Комарова, соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем, и восприятие, лежащее в основе деского творчества, и мышление синкретичны».
Наличие художественно-творческих способностей у деей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисование, лепкой, аппликацией способствует развитию творческого воображения. Наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть вниматеьным к каждому ребенку, уметь помочь каждому, поддержать стремление к творчеству, объективно оценить старания ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявлять свою индивидуальность, а что как не народное декоративное искусство способствует этому. Ведь в нем нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и досупно людям и даже самым маленьким — дошкольникам.
Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней. Ведь в декоративном искусстве проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, культура, история. Б.М.Неменский подчеркивал, что ребенка необходимо «привязать всеми чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности. Поэтому декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и ограничено сочеается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа. Например, нельзя понять и до конца почувствовать всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, обычаи. Надо видеть сельские праздники с их буйным весельем, песнями, плясками, туманы над рекой, роса на цыетке, разноцветье трав и ягод средней полосы России.
Поэтому, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Неслучайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.
2. Цель и задачи работы с детьми.
Цель: развивать интерес и приобщать детей к традициям русского народа средствами декоративно-прикладного искусства.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Способствовать формированию у детей интереса к предметам народного искусства, понимания его особенностей; желание знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (Хохломской, Городецкой, Дымковской, Жостовской и др.).
- Формировать у детей желание заниматься подобной деяельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
- Формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения: освоение детьми характерных эдементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
- Воспитывать активность, самосоятельность, инициаиву и творчество при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций).
- Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
- Способствовать формированию эстетического вкуса.
3. Принципы обучения детей декоративному рисованию:
- Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искуссве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные подражания.
- Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе родного, близкого искусства местного края.
- Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного искусства.
- Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства.
- Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деяельности (рисования, аппликации, лепки).
- Процесс обкучения предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия в форме собственной изобразительной деятельности.
4. Методы и приемы работы с детьми.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» коллектива нашего МДОУ и я лично задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники.
Наш МДОУ детский сад с приоритетным осущесвлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития детей большое внимание уделяет воспитанию всесторонне-развитой и гармоничной личности.
Наилучшим, и, на мой взгляд эффективным путем формирования у детей нравственных качеств и эстетического вкуса, является знакомство детей с русскими народными традициями на материале истории родного Нижегородского края, с мастерством народных умельцев, русским фольклором.
Опираясь на комплекс методических материалов, альбомы, книги, используя изделия народных умельцев, весь коллектив МДОУ ведет огромную работу для того, чтобы родная культура сталанеотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Я не первый год работаю в детском саду и особое внимание уделяю эстетическому воспитанию детей через приобщение их к традициям русского народа и в процессе своей деятельности поняла, что привлечение народного декоративного искусства имеет свои преимущества: расширяет горизонты эстетического познания, вызывает радосное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, учит ценить и уважать труд народнгых мастеров.
Россия богата разнообразными видами народного декоративного творчества (роспись и резьба по дереву, кружевоплетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и др.).
На занятиях по ознакомлению с окружающим я знакомлю детей с красотой, простотой, выразительностью, самобытностью произведений народных промыслов, но особое внимание я хочу остановить на Хохломской росписи.
Мой выбор обуславливается тем, что Родиной Хохломы и основным центром ее производства является город Семенов, который находится в нашей Нижегородской области.
Именно поэтому я считаю, что главное — познакомить детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искуссвом родного края, где они родились и живут.
В процессе работы над данной темой были выделены в первую очередь воспитательные задачи, которые включают в себя развитие у детей интереса к русскому народному народно-прикладному искусству, воспитание уважительного отношения к труду народных умельцев, а также вызвать желание заниматься декоративной росписью.
Развивающие задачи включают в себя развиие умений детей различать наиболее известные виды декоративной живописи, выделять из них произведения хохломских мастеров. Находитьв росписи отдельные элементы: «травинки», «усики», «реснички», «капельки», «кустики», «листочки» и т.д., рассуждать и давать оценку увиденному, использовать разные средства выразительности в композиционном построении.
В обучающих задачах были выделены следующие: обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной деятельностью окружающего природного мира; формировать обобщенные способы декоративного рисования хохломской росписи.
Декоративное искусство Хохломы по своим мотивам близко к природе, поэтому в узорах разных мастеров мы находим мотивы растительных форм, стилизованные изображения птиц и животных.
В своей работе по данной теме я использовал различные методы и приемы: наблюдение за окружающим миром, птицами, красотой природы, беседы обобщающего характера, сравнение, чтение произведений малого устного фольклора (стихов, сказок), загадывание загадок, разучивание потешек, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций. Очень нравятся детям экскурсии в художественную гостиную нашего МДОУ, где собраны изделия народных промыслов. Дети могут рассмотреть, подержать в руках, обследовать произведения народных умельцев, выделить главные элементы композиции, колорит, цвет, величину, месторасположение. Это помогает им понять замысел, истоки творчества народных художников.
После просмотра видеофильма «Золотая Хохлома» дети очень много узнали нового об истории промысла, о процессе изготовления хохломских изделий, смогли увидеть волшебное превращение простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную легкую чашу, понаблюдать за тем, как расцветают «волшебные цыеты» на изделии.
Я разработала и провела целый цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Шаг за шагом я помогала детям раскрывать и понимать таинство хохломской росписи. Мною были проведены занятия по изобразительной деятельности, где начиная с малого — учиться рисовать элементы отдельно и заканчивая росписью форм изделий, создание композиций в целом, дети приобщались к миру прекрасного.
Огромная работа проводилась с родителями. С их помощью мы организовали в группе высавку хохломских изделий, на которой были представлены различные предметы от ложки, подсвечника, стакана, подноса до стола, самовара и т. д.
Было проведено развлечение «Где живет перо Жар-птицы?», где родители и дети делились информацией о Хохломе. Родители рассказали о городе Семенов, представили альбом с фотографиями достопримечательностей этого города, дети в свою очередь рассказали мамам и папам исорию создания хохломских изделий.
В группе создали совместно с детьми мини-музей «Хохломские узоры», где мною был подбран различный дидактический и демонстрационный материал, а дети украсили его своими работами.
При планировании своей работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края, я старалась выбирать темы аким образом, что изучаемый материал проходил через все виды деятельности. Это позволяет детям лучше усвоить материал и значительно ускорить время. (Первая неделя посвящена Дымковскому промыслу, ворая — Хохломской росписи, ретья — Городецкому промыслу и т. д.).
На заняиях по ознакомлению с окружающим миромучимся вместе с детьми видеть разнообразие окружающих нас предметов. Красотц животного и растительного мира, гармонию природы. Изделия народных мастеров (Дымковские, Филимоновские и Богородские игрушки, Хохломские предметы быта, матрешки и т.д) помогают понять и прочувствовать, что человек-часть природы.
На заянтиях по развитию речи, я часто использую изделия народного творчества для составления описательных рассказов об игрушке; чтение произведеений устного народного творчества (сказки, потешки, загадки и т. д.) сопровождаеся рассматриванием или иллюстрацией художников, которые в свое время испльзуют элементы народных промыслов: Ю.А.Васнецов, Г. Скотина, Т.Грудинина, М. Рудоченко и др.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента — это дает материал для развития элементарных математических представлений.
На музыкальных занятиях используются изделия народных промыслов: хохломские ложки, филимоновские свистульки и .д.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной муузыкой. В нащем саду много лет существует фольклорная студия «Русская песня», основными задачами которой являются: прививать у детей любовь к народной музыке и русской песне, вызвать желание исполнять русские песни; формировать эстетический вкусу детей через знакомство с русским народным костюмом, через народные праздники Нижегородского края. Развивать у детей чувство ритма через игру на народных инструментах, воспитывать любовь к Нижегородскому краю.
Работа направления «Знакомство детей с произведением народного и декораивно-прикладного искусства» мне очень нравится, я планирую продолжать ее и хочу познакомить детей с произведениями народных умельцев не только Нижегородского края, но и других облостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
«Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, ...
Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...
Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: теория и практика
Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Цель интеграции: научить ребенка видет...
Выступление из опыта работы на тему: «Использование техники кинусайга в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
В своей работе, для художественно-эстетического развития детей я использую технику кинусайга – симбиоз нескольких техник: аппликация, мозаика, лоскутное рукоделие. А в результате – н...
Методическая разработка на тему: "Развивающая предметно- пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"
laquo;Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности».Вопрос организации предметно-пространственной...
Методическая разработка «Игры на липучках как универсальные пособия для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Методическая разработка«Игры на липучках как универсальные пособия для всестороннего развития детей дошкольного возраста»...