«Роспись дымковской игрушки «Свистулька-птичка».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Занятие для родителей: «Дымковская игрушка».
Форма занятия: мастер-класс.
Цель: формировать умение расписывать дымковскую игрушку (свистульку) в традициях промысла.
Задачи:
Обучающие
· изучить технологию изготовления и обрядовое значение дымковской игрушки на примере глиняной свистульки;
· познакомить родителей с историей и традициями праздника «Свистунья», и ролью свистульки как главной участницы праздника.
Воспитательные
· создать атмосферу совместного творчества, воспитать чувство уважения к народным традициям, стремление приобщиться к ним.
Оборудование: гуашевые краски, кисти (колонок или белка №1, №2, №4), картонная подставка, ёмкость с водой.
Наглядные пособия: зрительный ряд.
Методы и приёмы: беседа, объяснительно-иллюстративный, творческий выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 101»
План-конспект
мастер-класса по теме:
«Роспись дымковской игрушки
«Свистулька-птичка».
Выполнила:
педагог ДО (изо) Макарова Т.Н.
1 к.к.
Воронеж
Занятие для родителей: «Дымковская игрушка».
Форма занятия: мастер-класс.
Цель: формировать умение расписывать дымковскую игрушку (свистульку) в традициях промысла.
Задачи:
Обучающие
∙ изучить технологию изготовления и обрядовое значение дымковской игрушки на примере глиняной свистульки;
∙ познакомить родителей с историей и традициями праздника «Свистунья», и ролью свистульки как главной участницы праздника.
Воспитательные
∙ создать атмосферу совместного творчества, воспитать чувство уважения к народным традициям, стремление приобщиться к ним.
Оборудование: гуашевые краски, кисти (колонок или белка №1, №2, №4), картонная подставка, ёмкость с водой.
Наглядные пособия: зрительный ряд.
Методы и приёмы: беседа, объяснительно-иллюстративный, творческий выбор.
Ход занятия
1.Подготовительный этап: (работа воспитателей по привлечению родителей к посещению мастер-класса).
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами расписываем дымковскую игрушку. Знаете ли вы, почему она имеет такое название – «дымковская»?
2.Основной этап:
∙ Рассказ педагога
– Дымковская свистулька зародилась в слободе Дымково, под Вяткой. По одной из версий слобода обязана своим названием дымам, исходившим из печных труб ремесленников, жителей слободы.
По другой версии сюда при Иване Грозном были переселены непокорные царю люди из северного города Великого Устюга. Но на чужбину они перенесли название слободы, где прежде жили.
Слободчанам приходилось много работать, как и остальным жителям Руси, они занимались рыболовством и делали глиняные грузила и глиняные игрушки. Их лепили и расписывали в основном дети и женщины.
Главным образом лепили свистульки, которые использовались на местном народном празднике, называвшемся «Свистопляской».
Существует легенда, по которой начало праздника послужило, так называемое – Хлыновское побоище.
В XIV–XVвв на Хлынов напали иногородцы, чтобы взять город. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью и не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, хлыновчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку.
В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду – поминовение убиенных. После чего начинался праздник Свистопляска, позднее он получил название – «Свистунья».
Главным атрибутом праздника являлась свистулька, так как свист считали средством, отпугивающим злое начало.
Мастерицы целый год готовились к Свистопляске: месили глину, лепили игрушки, сушили их, обжигали в русской печи, белили и расписывали. Постепенно сюжетный ряд расширялся.
(Рассказ сопровождается показом глиняных игрушек)
Появлялись нарядные барыни, кавалеры, индюки и целые композиции.
Давайте и мы перенесемся в те далекие времена и попробуем стать настоящими дымковскими мастерами.
Перед вами стоят дымковские свистульки-птички. Вам предстоит их расписать, но нужно знать некоторые традиции росписи. Существуют определенные цвета для украшения (черный, фуксин, розовка, белый). Розовка также может использоваться как основной цвет.
Давайте разберем на конкретном примере. (Разбирают цвета на дымковской игрушке).
Переходим к росписи.
Существуют определенные элементы росписи птички:
- крылышки;
- грудка;
- спинка;
- хвостик,
- ступочка.
∙ Практическая работа
Педагог: Мы продолжим работу таким образом: я показываю элемент, а вы повторяете.
1) Начинаем с элемента грудка. Поворачиваем птичку к себе клювом. Находим на грудке серединку, отмечаем ее; и вокруг нее намечаем кружок. Дальше этим же цветом с боку намечаем крылышки с одной и с другой стороны. Старайтесь, чтобы крылышки были одинаковыми.
Можете приступать.
2) Продолжаем работу. Выбираем второй основной цвет и распределяем внешние круги вокруг внутреннего по определенной схеме: вверху, внизу, по бокам и между ними. Этим же цветом выполняем элемент спинка. Распределяем две лапушки и три кружочка: большой, средний, маленький, немного оставляем для кончика.
Выполняйте работу.
3) Нам осталось расписать три элемента: шапочка, хвостик и ступочка. Для росписи шапочки используем третий основной цвет. Для росписи ступочки выбираем зеленый цвет, так как птичка сидит в траве. Для хвостика выбираем черный цвет.
Выполняйте работу.
4) Нам осталось украсить работу. Украшаем игрушку точечками, палочками, волнистыми линями. Но помним, что цвета для украшения у нас только: черный, белый, розовка и фуксин.
При украшении работы не бойтесь проявить свою фантазию. Творите и у Вас все получится!
Выполняйте работу.
3. Итоговый этап:
∙ Анализ и оценка родителей своих работ.
∙ Рефлексия.
Задание у всех было одно, а игрушки получились все разные. В этом уникальность дымковской игрушки – второй такой быть не может. Расскажите о своей игрушке. Какой у нее характер. Можно дать ей имя.
А сейчас я приглашаю Вас перенестись в те далекие времена, когда праздновали «Свистопляску», можно повеселиться и поплясать! (звучит музыка, родители свистят в свои свистульки).
Краткая аннотация.
Мастер-класс рассчитан на 60 минут. Сопровождается русской народной музыкой. В конце предусматривается совместная творческая инсценировка родителей и педагога с применением изготовленных свистулек.
Традиции изготовления дымковской игрушки передавались из поколения в поколение, корни ее уходят глубоко в историю Вятского края. Каждое поколение оставило свой след в сюжетной линии и технологии изготовления дымковской игрушки. Изучая дымковскую игрушку, дети приобретают теоретические знания по истории Вятского края и практические навыки росписи дымковской игрушки. Свистулька – одна из самых ранних дымковских игрушек. Ее изготовление связано с праздником «Свистопляска», корни которого уходят еще к языческим временам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"
итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...
Конспект НОД в младшей группе "Роспись Дымковской игрушки"
Итоговое годовое мероприятие, совместно с родителями...
"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)
Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...
Открытая НОД На тему:Роспись дымковской игрушки"
Продолжать знакомить детей с народным прикладным искусством.Формировать эстетическое отношение к народному декоративно - прикладному искусству. Учить расписывать глиняные игрушки дымковски...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»
Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...