Программа по художественному творчеству "Пластилинография"
рабочая программа по рисованию на тему
Программа по художественному творчеству для детей от5 до 7 лет "Пластилинография"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_hudozhestvennomu_tvorchestvu2014-2017g._plostilinografiya.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»: Заведующий НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» ___________(О.В.Вдовина) |
Программа по художественному творчеству 2014 - 2017 г. г.
«Пластилинография»
Нефтеюганское районное муниципальное
дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Составитель:
Кириллова Любовь Леонидовна
Оглавление
Пояснительная записка………………..
Актуальность………………
Цель, задачи………………
Особенности возрастной группы…………..
Форма проведения занятий……………
Методы, приемы, средства……………
Этапы…………
Содержание……………
Ожидаемые результаты освоения программы……………..
Техника безопасности работы с пластилином……………
Список детей……………..
Список литературы…………………
Программа по пластилинографии "Пластилиновая долина"
для детей 5-7 лет
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Программа кружковой работы «Пластилиновая долина» направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографии, принципом которой является создания лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Актуальность программы «Пластилиновая долина» заключена в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности изобразительной деятельности детей.
Особенностью данной программы является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности - пластилинографией, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей среднего возраста.
Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.
Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.
Основная цель программы кружковой работы: «Пластилиновая долина»: научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.
Цели программы кружковой деятельности:
- Дать представление о технике изобразительного искусства –
пластилинографии;
- Развивать умение детей создавать выразительные образы
посредством объёма и цвета;
- Расширять представления детей об окружающем мире природы;
- Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательные интересы к ней.
Задачи программы:
- Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
- Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику рук
- Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.
Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа:
Возраст детей 5-7 лет. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Дети в группу набирались по желанию (свободно).
Форма проведения занятий:
Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы:
Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства:
Художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства (для музыки)
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип развивающего характера художественного образования;
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
- Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Основные методы и формы совместной деятельности.
Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций
Форма: тематическая совместная деятельность
Взаимодействие с родителями:
- Выступление на родительских собраниях.
- Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Развивающая среда в группе
- Оформление выставок детских поделок.
Режим занятий:
Занятия кружка «Пластилиновая долина» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 20-25 минут для детей старшей группы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Выполнять работу по теме.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г.Н.Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы.
К концу года дети:
- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
- Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
- У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать досочка или клеёночка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Календарно-тематический план работы творческой мастерской дополнительного образования детей 5-7 лет
«Пластилиновая долина»
на 2014-2017г.
Неделя | Тема | Задачи развития | Формы организации образовательного процесса. | Материал |
Октябрь | ||||
I | «Ознакомление с тематикой кружка» (пробные работы на свободную тему) | 1.Развивать заинтересованность в данном виде творчества. 2. Дать понятие о назначении кружка. | Беседа, показ. | Пластилин, картон, стеки, салфетки |
II | «Осенние дары» (фрукты, овощи) | 1.Напомнить детям свойства пластилина. 2. Закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой | Беседа, показ. | Наброски овощей на картонке, пластилин, стеки, салфетки |
III | «Грибы-грибочки выросли в лесочке» | 1. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. 2.Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. 3.Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. | Показ, беседа, загадки о грибах. | Готовые рисунки на картонке, стеки, пластилин, салфетки, клеенка. |
IY | «Божья коровка, | 1.Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. 2.Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. 3.Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы | Наглядный показ воспитателем (работа по образцу) | Иллюстрации с божьей коровкой, наброски на картонке, пластилин, салфетки, доска. |
Ноябрь | ||||
I | «Ежик с грибами» | 1Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. 2.Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. 3.Использовать в работе различный бросовый материал. 4.Развивать детское творчество | Словесная, наглядная беседа, показ образцов, объяснение | Иллюстрации по пластилинографии, наброски на картонке, пластилин, стеки, салфетки, клеенка. |
II | «Перелетные птицы» | 1.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. 2.Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. 3.Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания) | Наглядное рассматривание иллюстраций, беседа, показ | Картон с силуэтом, пластилин, стеки, доски, салфетки. |
III | «Герои из сказки «Репка» | 1. Способствовать развитию воображения. 2. Побуждать создавать выразительный образ с помощью пластилина. | Беседа, показ, рассказ сказки. | Картинка с изображением героев, пластилин, стеки, клеенка, салфетки. |
IY | «Ромашки для мамочки» (ко дню матери) | 1.Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. 2.Побуждать их передавать разнообразие форм ромашки. 3.Поощрять инициативу и самостоятельность в создании ромашки с помощью пластилина. | Беседа, показ, физ.минутка пальчиковая игра «Цветочки» | Пластилин, стеки, салфетки, картонка. |
Декабрь | ||||
I | «Зимняя картинка» | 1.Ознакомить детей с понятием "пейзаж". 2.Воспитывать интерес к природе в разное время года. 3.Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. 4.Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого | Беседа, рассматривание картин, объяснение | Картинки с изображение зимней природы, пластилин, стеки, доска, салфетки. |
II | «Снеговик» | 1.Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3.Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал | Беседа, показ, стихи из худ.литературы про снеговика. | Пластилин, доски для лепки, салфетки, стеки. |
III | «Снегири на ветках» | 1.Совершенствовать технику работы с пластилином. 2. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения птиц (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание). 3.Развивать образное мышление, творческое воображение. | Беседа, показ образцов, объяснение. | Картон с изображением снегиря, пластилин, стеки, салфетки, доска. |
IY | «Елка новогодняя огоньками светится» | 1.Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. 2.Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. 3. Развивать мелкую моторику рук
| Беседа, показ, стихотворение о ёлке. | Картон голубого цвета, пластилин, стеки, салфетки, доска. |
Январь | ||||
I | «Творю что хочу» | 1.Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. 2.Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. 3.Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. | Прослушивание музыки | Картон на выбор детей, пластилин, доска, стеки, салфетки. |
II | «Лисичка-сестричка» | 1.Обобщить представления детей о диких животных. 2. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. 3.Развивать эстетическое и образное мышление, воображение. | Беседа, показ, отгадывание загадок про диких животных. | Силуэт лисы на картонке, пластилин, стеки, салфетки. |
III | «Три медведя» | 1. Способствовать развитию творческого воображения. 2. Вызывать интерес к созданию композиции. | Беседа, показ. | Картон с изображениями героев, пластилин, стеки, салфетки. |
IY | «Три медведя» (продолжение) | 1. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. | Беседа, показ | Картон с изображениями героев, пластилин, стеки, салфетки. |
Февраль | ||||
I | «Веселые пингвины» | 1.Обобщить представления детей об арктических птицах. 2.Разобрать особенности внешнего вида пингвина. 3.Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. | Беседа, показ, рассказ | Картон с изображением пингвина, пластилин, стеки, салфетки. |
II | «Сердечки» (самостоятельная работа детей) | 1.Развивать творческое мышление. 2.Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. 3.Развивать мелкую моторику рук | Прослушивание классической музыки. | Пластиковые тарелочки, пластилин, стеки, салфетки. |
III | «Самолет для папы» | 1.Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. 2.Развивать творческое воображение. 3.Формировать навыки самостоятельной работы | Беседа, показ | Пластиковые тарелки, пластилин, стеки, салфетки. |
IY | «Яблоки в вазочке» | 1.Ознакомить детей с понятием "натюрморт". 2.Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. 3.Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. | Беседа, показ | Картонка с изображением вазы, пластилин, стеки, салфетки. |
Март | ||||
I | "Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей) | 1.Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. 2.Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. 3.Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. | Беседа, показ, наглядное рассматривание иллюстраций. | Иллюстрация с изображением цветов, пластилин, стеки, салфетки. |
II | «Для любимой мамочки» (весенние цветы) | 1.Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. 2.Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. | Беседа, показ, стихотворение о маме. | Картонка, пластилин, стеки, салфетки |
III | «Для любимой мамочки» (продолжение) | Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности. | Беседа, показ | Пластилин, стеки, салфетки. |
IY | «Подводный мир» | Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. | Беседа, показ, наглядное рассматривание иллюстраций. | Картонка с изображением подводного мира, пластилин, стеки, салфетки |
Апрель | ||||
I | «Подводный мир» (продолжение) | Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. | Беседа, показ | Пластилин, стеки, салфетки. |
II | «Пасхальное яичко» | 1.Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. 2. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия | Беседа, показ | Картонка, пластилин, стеки, салфетки |
III | «Весенний пейзаж» | 1.Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. 2.Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. | Беседа, показ иллюстраций с изображение весенней природы. | Иллюстрации, картонки, пластилин, стеки, салфетки. |
IY | «Весенний пейзаж» (продолжение) | Стимулировать активную работу пальцев рук. | Беседа, показ | Пластилин, стеки, салфетки. |
Май | ||||
I | «Бабочка-волшебница» | 1.Продолжить знакомство детей с миром природы. 2.Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». 3.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. | Беседа, показ | Картонка, пластилин, стеки, салфетки. |
II | «Земляничка» | 1.Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. 2.Закреплять познавательный интерес к природе. 3.Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. | Беседа, показ | Макароны, манка, клей, кисточки для клея, фломастеры, цветная бумага, ноутбук. |
III | «Петушок-золотой гребешок» | Формировать умение лепить туловище петушка из пластилина 6-ти цветов, размазывая между собой. | Беседа, показ иллюстраций с изображением петуха. | Силуэт петуха, пластилин, стеки, салфетки. |
IY | «Петушок-золотой гребешок» | Продолжать углублять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании. | Беседа, показ, стихотворение «Петушок-золотой гребешок» | Пластилин, стеки, салфетки |
Список литературы, рекомендуемый для детей, родителей
1. Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008;
2.Лыкова И.А. Я «Будущий скульптор». – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.
3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
4. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.
Интернет ресурсы:
Maaam.ru
www.kids.covenok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...
Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи: развитие продуктивной деятельност...
Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Художественное творчество...
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"
Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...
Рабочая программа Направление «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание. 1. Целевой раздел 2. Организационный раздел...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...