Программа по художественному творчеству "Пластилинография"
рабочая программа по рисованию на тему

Кириллова Любовь Леонидовна

Программа по художественному творчеству для детей от5 до 7 лет "Пластилинография"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»:

Заведующий НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

___________(О.В.Вдовина)                

Программа по художественному творчеству  2014 - 2017 г. г.

«Пластилинография»

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

                                                            Составитель:

 Кириллова Любовь Леонидовна

Оглавление

Пояснительная записка………………..

Актуальность………………

Цель, задачи………………

Особенности возрастной группы…………..

Форма проведения занятий……………

Методы, приемы, средства……………

Этапы…………

Содержание……………

Ожидаемые результаты освоения программы……………..

Техника безопасности работы с пластилином……………

Список детей……………..

Список литературы…………………

Программа по пластилинографии "Пластилиновая долина"

для детей 5-7 лет

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Программа кружковой работы «Пластилиновая долина» направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографии, принципом которой является создания лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Актуальность программы «Пластилиновая долина» заключена в том, что ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяя возможности изобразительной деятельности детей.

Особенностью данной программы является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности - пластилинографией, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей среднего возраста.

Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.

Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Основная цель программы кружковой работы: «Пластилиновая долина»: научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.

       Цели программы кружковой деятельности:

  • Дать представление о технике изобразительного искусства –

пластилинографии;

  • Развивать умение детей создавать выразительные образы

посредством объёма и цвета;

  • Расширять представления детей об окружающем мире природы;
  • Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательные интересы к ней.

        Задачи программы:

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес  к художественной деятельности.
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитывать усидчивость, терпение,  самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.

Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа:

Возраст детей 5-7 лет. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Дети в группу набирались по желанию (свободно).

Форма проведения занятий:

  Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная  деятельность, индивидуальная работа.

Методы и приёмы:

Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества,  поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства:

Художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства (для музыки)

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип развивающего характера художественного образования;
  • Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Основные методы и формы совместной деятельности.

Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций

Форма: тематическая совместная деятельность

Взаимодействие с родителями:

  • Выступление на родительских собраниях.
  • Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

Развивающая среда в группе

  • Оформление выставок детских поделок.

         Режим занятий:

Занятия  кружка «Пластилиновая долина» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), во вторую половину дня:   1 раз в неделю, длительность – 20-25 минут для детей старшей группы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.
  • Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
  • Освоить правильную постановку пальца.
  • Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
  • Научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

  • Научиться не выходить за контур рисунка.
  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
  • Использовать несколько цветов пластилина.
  • Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
  • Научиться доводить дело до конца.
  • Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
  • Научиться действовать по образцу воспитателя.
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап № 3. Итоговый 

Задачи перед ребёнком:

  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Выполнять работу по теме.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Содержание:

Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г.Н.Давыдовой.  Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

 Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.  Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

  Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут  у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие  в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Пластилинография способствует  освоению образовательной программы.

К концу года дети:

  • Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
  • В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
  • Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
  • У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
  • Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
  • Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.

  • У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.

Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.

-  в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

  • Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
  • Для работы использовать плотный картон.
  • Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать досочка или клеёночка, салфетка для рук.
  • После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • В  процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Календарно-тематический план работы творческой мастерской дополнительного образования детей 5-7 лет

«Пластилиновая долина»

                                                        на 2014-2017г.

Неделя

Тема

Задачи развития

Формы организации образовательного процесса.

Материал

Октябрь

I

«Ознакомление с тематикой кружка» (пробные работы на свободную тему)

1.Развивать заинтересованность в данном виде творчества.

2. Дать понятие о назначении кружка.

Беседа, показ.

Пластилин, картон, стеки, салфетки

II

«Осенние дары» (фрукты, овощи)

1.Напомнить детям свойства пластилина.

2. Закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

Беседа, показ.

Наброски овощей на картонке, пластилин, стеки, салфетки

III

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

1. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. 2.Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. 3.Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Показ, беседа, загадки о грибах.

Готовые рисунки на картонке, стеки, пластилин, салфетки, клеенка.

IY

«Божья коровка,
улети на небо»

1.Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

2.Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. 3.Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

Наглядный показ воспитателем (работа по образцу)

Иллюстрации с божьей коровкой, наброски на картонке, пластилин, салфетки, доска.

Ноябрь

I

«Ежик с грибами»

1Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. 2.Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

3.Использовать в работе различный бросовый материал.

4.Развивать детское творчество

Словесная, наглядная беседа, показ образцов, объяснение

Иллюстрации по пластилинографии, наброски на картонке, пластилин, стеки, салфетки, клеенка.  

II

«Перелетные птицы»

1.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

 2.Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

3.Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

Наглядное рассматривание иллюстраций, беседа, показ

Картон с силуэтом, пластилин, стеки, доски, салфетки.

III

«Герои из сказки «Репка»

1. Способствовать развитию воображения.

2. Побуждать создавать выразительный образ с помощью пластилина.

Беседа, показ, рассказ сказки.

Картинка с изображением героев, пластилин, стеки, клеенка, салфетки.

IY

«Ромашки для мамочки» (ко дню матери)

1.Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.

2.Побуждать их передавать разнообразие форм ромашки. 3.Поощрять инициативу и самостоятельность в создании ромашки с помощью пластилина.

Беседа, показ, физ.минутка пальчиковая игра «Цветочки»

Пластилин, стеки, салфетки, картонка.

Декабрь

I

«Зимняя картинка»

1.Ознакомить детей с понятием "пейзаж".

2.Воспитывать интерес к природе в разное время года. 3.Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.

4.Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого

Беседа, рассматривание картин, объяснение

Картинки с изображение зимней природы, пластилин, стеки, доска, салфетки.  

II

«Снеговик»

1.Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3.Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

Беседа, показ, стихи из худ.литературы про снеговика.

Пластилин, доски для лепки, салфетки, стеки.

III

«Снегири на ветках»  

1.Совершенствовать технику работы с пластилином.

2. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения птиц (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание).

3.Развивать образное мышление, творческое воображение.

Беседа, показ образцов, объяснение.

Картон с изображением снегиря, пластилин, стеки, салфетки, доска.  

IY

«Елка новогодняя огоньками светится»

1.Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением.

2.Развивать творческое воображение детей при украшении елочки.

3. Развивать мелкую моторику рук

 

Беседа, показ, стихотворение о ёлке.

Картон голубого цвета, пластилин, стеки, салфетки, доска.

Январь

I

«Творю что хочу»
(самостоятельная
деятельность детей)

1.Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.

2.Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. 3.Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.

Прослушивание музыки

Картон на выбор детей, пластилин, доска, стеки, салфетки.

II

«Лисичка-сестричка»

1.Обобщить представления детей о диких животных.

2. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта.

3.Развивать эстетическое и образное мышление, воображение.

Беседа, показ, отгадывание загадок про диких животных.

Силуэт лисы на картонке, пластилин, стеки, салфетки.

III

«Три медведя»

1. Способствовать развитию творческого воображения.

2. Вызывать интерес к созданию композиции.

Беседа, показ.

Картон с изображениями героев, пластилин, стеки, салфетки.

IY

«Три медведя» (продолжение)

1. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта.

Беседа, показ

Картон с изображениями героев, пластилин, стеки, салфетки.

Февраль

I

«Веселые пингвины»

1.Обобщить представления детей об арктических птицах.

2.Разобрать особенности внешнего вида пингвина. 3.Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер.

Беседа, показ, рассказ

Картон с изображением пингвина, пластилин, стеки, салфетки.

II

«Сердечки» (самостоятельная работа детей)

1.Развивать творческое мышление.

2.Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы.

3.Развивать мелкую моторику рук

Прослушивание классической музыки.

Пластиковые тарелочки, пластилин, стеки, салфетки.

III

«Самолет для папы»

1.Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

2.Развивать творческое воображение.

3.Формировать навыки самостоятельной работы

Беседа, показ

Пластиковые тарелки, пластилин, стеки, салфетки.

IY

«Яблоки в вазочке»

1.Ознакомить детей с понятием "натюрморт".

2.Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок.

3.Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку.

Беседа, показ

Картонка с изображением вазы, пластилин, стеки, салфетки.

Март

I

"Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)

1.Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином.

2.Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам.

3.Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.

Беседа, показ, наглядное рассматривание иллюстраций.

Иллюстрация с изображением цветов, пластилин, стеки, салфетки.

II

«Для любимой мамочки» (весенние цветы)

1.Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их

в декоративные. 2.Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином.

Беседа, показ, стихотворение о маме.

Картонка, пластилин, стеки, салфетки

III

«Для любимой мамочки» (продолжение)

Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности.

Беседа, показ

Пластилин,

стеки, салфетки.

IY

«Подводный мир»

Обобщить представления детей об обитателях подводного мира.

Беседа, показ, наглядное рассматривание иллюстраций.

Картонка с изображением подводного мира, пластилин, стеки, салфетки

Апрель

I

«Подводный мир» (продолжение)

Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта.

Беседа, показ

Пластилин, стеки, салфетки.

II

«Пасхальное яичко»

1.Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира.

2. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

Беседа, показ

Картонка, пластилин, стеки, салфетки

III

«Весенний пейзаж»

1.Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах.

2.Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином.

Беседа, показ иллюстраций с изображение весенней природы.

Иллюстрации, картонки, пластилин, стеки, салфетки.

IY

«Весенний пейзаж» (продолжение)

Стимулировать активную работу пальцев рук.

Беседа, показ

Пластилин, стеки, салфетки.

Май

I

«Бабочка-волшебница»

1.Продолжить знакомство детей с миром природы.

2.Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». 3.Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки,  шарики кругообразными движениями.

Беседа, показ

Картонка, пластилин, стеки, салфетки.

II

«Земляничка»

1.Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. 2.Закреплять познавательный интерес к природе.

3.Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины.

Беседа, показ

Макароны, манка, клей, кисточки для клея, фломастеры, цветная бумага, ноутбук.

III

«Петушок-золотой гребешок»

Формировать умение лепить туловище петушка из пластилина 6-ти цветов, размазывая между собой.

Беседа, показ иллюстраций с изображением петуха.

Силуэт петуха, пластилин, стеки, салфетки.

IY

«Петушок-золотой гребешок»

Продолжать углублять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании.

Беседа, показ, стихотворение «Петушок-золотой гребешок»

Пластилин, стеки, салфетки

               Список литературы, рекомендуемый для детей, родителей

1.  Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008;

2.Лыкова И.А. Я «Будущий скульптор». – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл.

3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство

«Скрипторий 2003г», 2008.

4. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду.: Кн. Для воспитателя дет. сада. 1986. – 144 ил.

Интернет ресурсы:

Maaam.ru

www.kids.covenok.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...