Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (рисование) для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации и проведения непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (рисование) для детей в подготовительной группы на тему:
«Золотая Хохлома».
Воспитатель :
Погодина Н.М.
Программное содержание:
Познакомить детей с хохломской росписью. Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Развивать технику рисования концом кисти, всем ворсом, тампоном, спичкой, пальцем; познакомить с новыми элементами (трилистник, ягодка), с техникой их исполнения.
Развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественному творчеству в декоративном рисовании.
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров- хохломской посуде, особенности её росписи.
Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание тематического альбома «Хохлома», изделий прикладного искусства. Вспомнить и закрепить некоторые элементы росписи Хохломы и её терминологию, с которыми познакомились в старшей группе.
Дидактические игры «Золотая Хохлома», «Составь узор на посуде».
Чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Оборудование:
Хохломские изделия, тематический альбом «Хохлома», тампоны, спички, кисти, краски, тонированные контуры стаканчиков, баночки с водой, салфетки, магнитофон, аудиозапись народной мелодии, конверт с узором хохломской росписи.
Организация и методика проведения НОД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я сегодня утром получила вот такой необычный конверт. Как вы думаете, что там может быть?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте откроем его и посмотрим, что же там находится. (читаем письмо)
"Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на выставку хохломской росписи. У нас в музее много интересных и красивых предметов, изготовленных народными умельцами. Вы бы хотели их увидеть своими глазами? Тогда приезжайте к нам. Ждём вас с нетерпением. Работник музея"
Воспитатель: Ну что же, отправимся мы с вами на выставку в музей?
Ответы детей.
Воспитатель: Но сначала мы должны вспомнить с вами основные правила поведения на выставке. Назовите их.
Ответы детей: Не шуметь, внимательно слушать рассказчика, не мешать слушать другим.
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся на выставку. (звучит тихая народная мелодия) (дети переходят в подготовленный уголок и садятся на стульчики)
Мы находимся с вами на выставке "Золотая Хохлома", посмотрите, сколько здесь замечательных и красивых вещей. Всё это создано руками мастеров. Я вам расскажу историю появления хохломской росписи.
Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
-Издавна в маленьких заволжских деревнях делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома, а из Хохломы посуду развозили на ярмарки в разные города. Её продавали и кричали: «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки?». А продавцов спрашивали: «Откуда посуда?». Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Так и повелось, Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.
-Мастера много сил да умений тратили, чтобы изготовлять чудесную хохломскую посуду. Сначала посуду вытачивали из дерева.
После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.
Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.
На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.
В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.
В своей росписи мастера отражали сказочную красоту родной природы. Хохломские художники любят рисовать на поверхности изделий землянику, малину, крыжовник, красную и чёрную смородину, рябину. Называют эти ягодки ласково- малинка, смородинка, и рисуют их каждый раз по-новому.
Воспитатель: Взгляните на эти ягоды. (показ иллюстраций, картинок). Как они называются?
Ответы детей.(клубника)
Воспитатель: А вот другие ягодки. Это ягоды крупные. Чем их лучше рисовать?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу, как рисовать смородину. Сначала я нарисую центральную линию, а потом- завитки. Теперь нарисуем ягодки. Те, которые крупнее, я нарисую пальчиком, вот так, а какие поменьше - тампоном. Если мы внимательно посмотрим на ягодки, то увидим, что на каждой из них есть как бы точечка, я её нарисую спичкой. Что же ещё нужно нам нарисовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистные. Вот я их и нарисую около веточки смородины. Как вы думаете, почему они так называются?
Ответы детей.
Воспитатель: Напоминаю: ягоды по-разному располагаются на веточках- одни растут кистью (смородина), другие гроздью (рябина), а есть и такие, которые растут по одной (клубника, малина). Сегодня вы все попробуете себя в роли художника Хохломской росписи. Вы сможете нарисовать любые ягоды, а вот материал, который вам потребуется, подберёте сами. А прежде чем вы приступите к работе, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Воспитатель: Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая Хохлома!
А теперь приступайте к работе. Самостоятельная деятельность детей.
(Воспитатель следит за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств для изображения ягод и листьев.)
Итог.
Воспитатель: Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Вижу вы все уже закончили. Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
(Дети с помощью воспитателя размещают свои работы на доску)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у нас получились замечательные стаканчики. Они ничем не отличаются от работ мастеров. Вы настоящие художники!
Ну, что ребята, а нам пора возвращаться обратно в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Путешествие в сказку»
В конспекте использовались элементы технологии ТРИЗ...
Конспект НОД по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" для детей подготовительной группы "Путешествие в город Спасибоград"
Развитие умений отражать свои представления об окружающих людях и взаимоотношениях между людьми в продуктивной деятельности....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...
Конспект ООД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей подготовительной группы Тема: «Конь. Дымка»
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, важно знакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: сост...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментированиядля детей подготовительной группы по тем...