Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования
для детей подготовительной группы по теме «Вулканы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vulkan.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение
Детский сад с. Тирлянский
Муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
Конспект
интегрированной непосредственно
образовательной деятельности
с элементами экспериментирования
для детей подготовительной группы
Тема: «ВУЛКАНЫ»
Подготовила: Воспитатель
Белова
Светлана Анатольевна
2019г.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования
для детей подготовительной группы
Тема: «Вулканы»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
- формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
- формировать понятие о безопасном обращении с бытовыми химическими веществами (уксусом);
- Развивающие:
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
- развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Оборудование:
картинки с изображением вулканов;
карта мира;
поддоны;
картон, клей;
сода; уксус;
сухая красная краска;
моющая жидкость;
листы бумаги;
цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
чайные ложки; пипетка.
Ход совместной деятельности взрослого с детьми:
1. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.
А теперь, Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Что будет потом, мы не знаем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем, здравствуйте, дети!
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется...
Дети: Земля.
Стук в дверь, появляется посылка.
Воспитатель: К нам в садик пришла посылка от геологов. Ребята, а вы знаете кто такие геологи?
Дети: Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли.
Воспитатель: Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Давайте перечислим, какие вы знаете о богатства нашей Земли. (дети: глина, нефть, песок, мел, вода).
Наша планета Земля необыкновенная, в ней есть реки, моря, леса, луга, горы. Мы с вами начали изучать горы. Посмотрите какой макет горы мы сделали.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего горы состоят?
Дети: из камней.
Воспитатель: А какую геометрическую фигуру, похожи горы?
Дети: конус, пирамиду.
Воспитатель: назовите самую высочайшую гору мира.
Дети: Эверест.
Воспитатель: Ребята, а какие горы вы еще знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?
Дети: Вершина.
Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется …
Дети: склон.
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит (в посылке лежит пемза и фотографии с письмом). Ребята, вы знаете, что это какое? Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей).
Послушайте, что пишут геологи: «Дорогие дети!
Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку.
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан –
Это дедушка … (вулкан)
Да, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана».
Воспитатель: Ребята, а в посылки геологи прислали старую легенду о вулкане. Послушайте внимательно (демонстрация иллюстраций)
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря (картинка-кузнец). Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля (картинка-вулкан). Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».
Воспитатель: Ребята, у меня есть фильм про вулкан. Хотите посмотреть? Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Усаживайтесь поудобнее.
Показ фильма о вулкане.
Воспитатель: Мы с вами просмотрели фильм, давайте обсудим, что нового вы узнали:
- С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)
- Что происходит дальше? (взрыв, лава)
- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …
- Какие бывают вулканы?
Ответы детей: действующие, спящие и потухшие.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, геологи просят отгадать ещё одну загадку
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам.
По пустыне шел отважно.
На одном листе бумажным.
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, объясните, что изображено на карте?
Дети: реки.
Воспитатель: Правильно, на карте изображены реки, моря, суша, горы разными цветами. Давайте рассмотрим её и вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: изображены моря, океаны, реки.
Воспитатель: зеленым, желтым, коричневым
Дети: Суша, Горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое вулканы?
Дети: Это высокие горы.
Воспитатель: Ребята, на карте я могу вам показать, где находятся самые известные вулканы в мире. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
Ключевская Сопка
Вулкан – высочайший на территории материка Евразия. Ключевская Сопка находится в центральной части Камчатки, неподалеку находятся еще несколько вулканов. Красивый, ровный и симметричный конус этого слоистого вулкана формировался тысячелетия и продолжает увеличиваться после каждого извержения. За жизнью вулканов постоянно следят специальные ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой, покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана. На Камчатке был создан Институт вулканологии и сейсмологии. Проходит регулярное информационное оповещение авиакомпаний Тихоокеанского региона об извержениях вулканов Камчатки и Северных Курил.
Эребус
Действующие вулканы есть на каждом материке (кроме Австралии). Даже в Антарктиде находится один из них – Эребус. Вулкан назван в честь бога Эребуса. Уникальное явление Эребуса – лавовое озеро. Извержения вулкана происходят в виде взрывов, лава густая, застывает быстро и не успевает распространиться на большие участки.
Представьте себе, что вы живете на фоне красивой горы, которая, на самом деле, является вулканом, готовым извергнуться в любой момент, стирая с лица земли ваш дом и вызывая полное опустошение. На самом деле, сотни тысяч людей живут как раз в такой ситуации, возле вулкана Галерас. Это чрезвычайно активный вулкан в Колумбии. Находясь недалеко от вулкана город Пасто уже несколько раз накрывало пеплом. Люди проживающих в городе, должны быть постоянно начеку, а после вулканического извержения 2005 года, жителям должны были носить маски и очки. Люди практически всегда готовы эвакуироваться, и за последнее время вынуждены были делать это регулярно. В 1993 году, извержение привело к гибели шести вулканологов и трех туристов, которые находились на вершине вулкана. Однако, камнепады и облмочные вулканические породы представляют потенциальную угрозу тем, кто находится гораздо дальше вулканического кратера, и не в последнюю очередь для жителей Пасто.
Воспитатель: Хотите самостоятельно, проделать опыт: извержение вулкана?
Дети: да.
Воспитатель: Но прежде до вулкана нужно дойти.
Физ-минутка:
«По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы)
(Подходят к макету вулкана)
Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим.
- Посмотрите ребята, геологи прислали нам макет горы и схему.
Достает из посылки соду, жидкость, «Ферри» и уксус с запрещающим знаком.
Воспитатель - А теперь предлагаю отправимся в нашу лабораторию
где мы будем проводить эксперимент.
Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо
Вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?
Дети – Одеть специальную одежду.
Вспомнить технику безопасности.
1. Работа под наблюдением воспитателя.
2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила
3. ничего не брать в рот
4. осторожно насыпать вещества
5. осторожно наливать воду
6. лаву не трогать
7. использовать салфетку
Воспитатель– пройдёмте в нашу лабораторию.
(сели)
Воспитатель Тема нашего исследования «действующий вулкан»
Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, кажется наш вулкан «оживает».(в готовый раствор капаю уксус).
Наблюдаем «извержение» вулкана.
Воспитатель: – А хотите я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать? (показ изготовления раствора).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на свой стол и скажите на какую геометрическую фигуру похож макет горы вашего вулкана?
Дети – на конус.
Воспитатель: – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с водой под № 1.
Помещаем в стакан 1 чайную ложку соды из стаканчика № 2,
на кончике ложки красной сухой краски из стаканчика № 3,
5 капель моющей жидкости из стаканчика №4.
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что она означает?
Дети – самому пользоваться нельзя.
Воспитатель: – Правильно, это уксус, и его наливать можно только
взрослому. Это буду делать я.
– Подсказками, как действовать вам будут служить
карточки-схемы.
Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление).
– Кому, что не понятно?
Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.
Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте
красной карточкой.
Воспитатель: – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.
Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.
Воспитатель: – Молодцы ребята все справились с поставленной вам задачей.
Из вас получились хорошие исследователи.
На сегодня лаборатория закрывается.
– Как вы думаете? Мы всё узнали о вулканах?
Откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах?
С помощью карточек выберите помощников, которые помогут
дополнить наши знания о вулканах. (дети берут карточки и называют действия).
(узнать у другого человека, спросить у родителей, прочитать в книге,
услышать по телевизору, сходить в библиотеку)
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? А сейчас я предлагаю вам собрать пазл «Действующий вулкан». Каждый подходит к столу и берет пазл и составляет Действующий вулкан./Дети по очереди берут составляющие детали Вулкана и приклеивают на стену составляя Вулкан../
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!
Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!
Воспитатель: А сейчас для вас сюрприз! Ребята, на столе в углу комнаты стоит еще какой - то подарок и сверток от геологов. Есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. Подходят, открывают. В коробке макет вулкана, а внутри конфеты. А из свертка достаются кусочки пемзы
Для вас есть подарочек-это пемза, как вы знаете, что это застывшая лава, а от меня медальки за хорошую работу на занятии
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня были активными, старательными. Когда вы вырастите большими, некоторые из вас, может, станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
Вот вулкан - это гора,
А внутри горы - дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Что за шум здесь? Что за гам?
Разошёлся дед-вулкан!
- Пчхи! Пчхи! Пчхи!, - старик чихает:
Камни, пепел вверх взлетают.
Почему дед разозлился?
Он, наверно, простудился.
Паром пышет и ревёт.
Может, в гости внуков ждёт?
Лавой хворь дед прогоняет.
Затухает... Затихает...
Внуки скажут: "Спору нет,
У нас самый грозный дед!".
Не болей же, дед-вулкан:
Ты здоровый нужен нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"
Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...
Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы. Тема "Вулканы"
Знакомство детей с окружающим миром, с явлениямим неживой природы - извержением вулкана....
Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.
В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования во второй младшей группе Тема: «Тонет – не тонет»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования во второй младшей группе...
- Мне нравится (1)