План-конспект ОД на тему: «Осеннее отражение»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Лейбград Мария Сергеевна

план-конспект по художственно-эстетическому развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_h-e.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Осеннее отражение» (техника «по - мокрому» с отражением)

Разработала и провела: воспитатель

Лейбград Мария Сергеевна

«Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Пабло Пикассо

Одними из главных элементов, составляющих основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, являются положительные эмоции. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству.

В частности, рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству и вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, целесообразно применять  нетрадиционные способы рисования. Использование различных техник доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов и поражает своей непредсказуемостью.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и побуждает придумывать что-то новое и особенное, проявлять фантазию и подчеркивать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Предварительная работа:

- рассматривание картин разных художников на тему «Осень»;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений и пословиц об осени, о природе осенью, об осени в лесу;

- обучение составлению рассказа.

Цели: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

- закрепить знания детей о технике рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений.

- Совершенствовать технику рисования акварелью и гуашью.

- Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

- Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами.

- Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

- Показать детям связь между разными видами искусства.

Материалы и оборудование:

Белые листы формата А3, акварельные краски, гуашь, кисточки разных размеров, стаканчики с водой, губки, бумажные салфетки, палитры, перчатки, восковые мелки.

Музыкальное сопровождение:

П.И.Чайковский «Октябрь, Вивальди «Времена года. Осень».

Иллюстрации: репродукции с изображением ранней и поздней осени.

Ход деятельности.

Дети сидят на стульчиках в кружочке.

Педагог:

Здравствуйте Ребята, сегодня я предлагаю Вам стать волшебниками и превратить чистые листы бумаги в красивые и удивительные работы.  Давайте пройдеми сядем на свободные места за столами. Я приготовила для вас загадку, послушайте ее внимательно и скажите о чём в ней идет речь:

«Что за волшебница краски взяла,

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

«Что за волшебница?»- спросите вы».

Дети: ответы

Педагог:

Молодцы, а как вы догадались? (ответы детей)

Я вам открою один секрет: у Осени есть 2 периода! Кто-нибудь знает,какие именно?

Дети: ответы

Педагог:

Послушайте стихи об осени и определите, в каком из произведений говориться о раннем или о позднем периодах?

З. Федоровская «Осень».

«Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник, и зарделись клёны

В пурпуре зелёном только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лето!

Посмотрите, роща - золотом одета!»

И второе:

А. Плещеев «Поздняя осень»

«Миновало лето, осень наступила,

На полях и в рощах пусто и уныло

Птички улетели, стали дни короче

Солнышко не видно, тёмны, тёмны ночи».

В каком отрывке говорится о ранней осени, а в каком о поздней, почему вы так думаете? (ответы детей)

Игра «Листопад».

«За листком летит листок,

Листик красный. Лист рябой,

Разноцветный, золотой.

Стоит ветерку подуть -

Листья врассыпную в путь.

Так спешат. Что не догнать.

Кувыркаются опять.

Веселой пестрою толпой

Вихрем мчатся надо мной.

Опустились,  шелестят – шепчут,

что лететь хотят».

Педагог:

А теперь посмотрите на репродукции картин и определите, какие периоды осени на них изображены и почему? (ответы детей)

Вот видите, какими разными способами можно передать красоту природы - и стихами и живописью, а ещё музыкой, пока вы будете  рисовать я включу вам отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь» и Вивальди «Времена года. Осень», они помогут вам передать настроение ваших картин и почувствовать осеннее настроение. А теперь я предлагаю нарисовать вам тот период осени, который вам больше понравился. Хочу показать вам необычный способ рисования, пейзаж в котором деревья будто бы смотрятся в воду. (Педагог показывает отражение ветки в зеркале). Посмотрите, как веточка дерева отражается в зеркале. Отражение получается точно такое же. Посмотрите на предметы, лежащие на ваших столах, которые мы с вами подготовили заранее, и скажите, каким способом вы будете получать изображение? Какой прием мы можем использовать для рисования отражений? (ответы детей: отпечатывание). 

Педагог:

- Молодцы! Берём лист бумаги, складываем его пополам повертикали, обозначив линию сгиба, затемраскрываем лист. Чем будет у нас линия сгиба?

Дети: ответы

Педагог:- Что выше линии?

Дети: ответы

Педагог: - А что ниже линии сгиба, в чём будет отражаться дерево?

Дети: ответы

Педагог: - Что ещё может отражаться в воде?

Дети: ответы

Педагог:  - Как рисовать дерево?

Дети: ответы

Педагог:- Какой кистью рисовать ствол, а какой ветки? Сколько веток будем рисовать - много или мало, в каком направлении рисуем ветки? Каким способом будем рисовать листья? Какой краской будем рисовать дерево - гуашью или акварелью? Что такое тоновая размывка? Какой краской она делается? (ответы детей).

Педагог: - Молодцы, ребята, всё вспомнили!

Физкультминутка «Здравствуй лес».       

«Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести  руки в стороны).  

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутымируками).

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою  (Руки подняты вверх, выполнять покачивания  направо, налево).

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над  бровями,  поворачиваясь при этом вправо и влево). 

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны.Погрозить пальцем).

Ты же видишь – Мы свои» (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).                                                

Педагог:

- А теперь приступаем к рисованию. Я вам покажу новый способ выполнения тоновой размывки поролоном (демонстрация педагогом)

- Надеваем перчатки, берем кусочек поролона и смачиваем лист водой, затем обмакиваем поролон в краску можно сразу в несколько цветов, и начинаем рисовать. Теперь снимаем перчатки и кладём их вместе с поролоном на палитру. Приступаем к рисованию дерева на линии горизонта, только рисовать надо быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо. Затем смачиваем нижнюю часть листа поролоном или ладошкой и «окунаем» наше дерево в воду. Берём кисточку «щетинку» и делаем рябь на воде, еле прикасаясь кончиком кисти к листу, проводим короткие горизонтальные линии слева направо и наоборот. А теперь завершаем работу, промакивая облака салфеткой, и прорисовываем кору дерева восковым мелком. Как вы думаете, какое дерево нужно нарисовать более чётко? Почему?  (ответы детей)

Педагог:

Молодцы, какая красивая и разнообразная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли.

Пальчиковая гимнастика- «Осень».

Ветер по лесу летал,  

Ветер листики считал:                                                       

Вот дубовый,                                             

Вот кленовый                                                                      

Вот рябиновый резной,

Вот с березки  золотой,

(Плавные волнообразные движения ладонями, загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

(Спокойно укладывают ладони на стол)

Рефлексия:

Ребята, посмотрите, какие красивые, необычные картины у нас получились. Как называются такие картины? (ответы детей - пейзаж). Что можно сказать про отражение, оно  похоже на рисунок сверху или нет? (ответы детей - похоже, только перевернутое). Какая  картина  вам понравилась? Почему? Что нового вы сегодня узнали? Чему вы научились?   


Список использованной литературы:

1. “Детский дизайн”, Н.Г.Давыдова;

2. Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы.

 3. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Дурова Н.В. Фонематика.

 4. Дидактические игры в начальный период обучения. Карпова Е.В.

 5. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Максаков А.И.

6. Стихи З. Федоровской «Осень» и  А. Плещеева «Поздняя осень».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"

План-конспект НОД в средней группе "Осень в гости просим"...

План-конспект НОД по познавательному развитию "Осень в нашей станице" для детей 3-4 лет

     Тема данного конспекта  несомненно актуальна и востребована, воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему От...

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

План - конспект занятия по лексической теме «Лес осенью. Грибы и ягоды» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

ПЛАН – КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Что нам осень подарила?».

Атором представлен материал конспекта по лексической теме "Осень" в средней группе....

План -конспект комплексного занятия на тему :"Осень"

Цель:1. Обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках осени, осенних деревьев.Образовательные задачи:1. Расширять и обобщать представления детей об ...