Рабочая программа. Образовательная область: Художественно –эстетическое развитие (рисование)
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Пояснительная записка
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
•соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно вариативно, его можно перемещать в зависимости от педагогической ситуации. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут варьировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fgos.docx | 91.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю
на педагогическом совете заведующий МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Протокол № ___ от «___» ______ 2015г.
_________ (Мишина Л.М.)
Приказ №___ от «___» _____2015г.
Рабочая программа
Образовательная область:
Художественно –эстетическое развитие
Вид организованной образовательной деятельности: рисование
Возрастная группа: 4 - 5 лет
Сведения о разработчиках:
ФИО., воспитатель:
ФИО., воспитатель:
Пояснительная записка
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
•соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно вариативно, его можно перемещать в зависимости от педагогической ситуации. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут варьировать.
«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд»
Содержание направления «Художественно –эстетическое развитие»
нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Основными задачами художественно-эстетического развития являются:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общие для всех возрастные группы условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой,аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Целевые ориентиры:
• выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
• изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
• передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой
росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.
В лепке
• создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид организованной деятельности | Количество |
Художественно – эстетическое развитие. Художественное творчество...Рисование Лепка Аппликация Музыка. | 1 /0,5 /0,5 2 |
Режим реализации программы по рисованию
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
36 | 1 | 20 минут | групповая
|
Программой предусмотрено проведение: диагностических занятий –4; практических занятий –32.
Тематический план
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
Тематический блок «Мир природы» | 10 |
Тематический блок «Мир животных» | 10 |
Тематический блок «Мир человека (я и моя семья)» | 6 |
Тематический блок «Мир искусства» | 10 |
Итого | 36 |
Комплексно-тематическое планирование
Вид деятельности | Тема и цели детско-взрослой деятельности | Обеспечение интеграции направлений | |||
1 -я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | |||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: владеет навыком рисования кистью и навыком закрашивания карандашом; умеет рисовать и лепить предметы круглой и овальной формы, разные по размеру; умеет эмоционально и тактично оценивать работы свои и своих товарищей, выбирать лучшие с эстетической точки зрения; знает правила безопасного поведения во время работы с ножницами, клеем; владеет навыком самостоятельного конструирования | |||||
Рисование | Нарисуй картинку про лето | Цветные шары (круглой и овальной формы) | Красивые цветы | На яблоне поспели яблоки | Изображения круга и овала, учить сравнивать эти фигуры по форме и по размеру. Музыка: формировать умение эмоционально откликаться на понравившееся произведение ( интеграция образователь – ных областей) |
Учить доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять: - приемы рисования кистью; - умения правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка | Продолжать знакомить с приемами изображения пред метов овальной и круглой формы. Учить: - сравнивать эти формы, выделять их отличия; - передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата | Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение: - рисовать кистью и красками; - правильно держать кисть, промывать се и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения | Учить: - рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви; - передавать в рисунке образ фруктового дерева; - быстрому приему рисования листвы. Закреплять приемы рисования карандашами. Подводить к эмоциональной, эстетической оценке своих работ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Лепка | Яблоки и ягоды («Персики и абрикосы») | Большие и маленькие морковки | Огурец и свекла | Лепка по замыслу | Труд: учить самостоятельно готовить своё рабочее место к занятиям и уби-рать материалы по окончании работы. Коммуникация: рассказывать о своих впечатлениях от окружающего мира, обсуждать темы работ Безопасность: учить безопас-ному обраще-нию с ножницами, клеем. Социализация: учить добро-желательному отношению к работам других детей. Познание: рассказывать о способах |
Закреплять умение лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего мира. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками поделкам | Учить лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом | Познакомить с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого пред-мета. Закреплять умение катать глину прямыми движе-ниями рук при лепке пред-метов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить оттягивать пальцами, скруглять концы, сглажи-вать поверхность | Учить определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей | ||
Аппликация. Конструиро-вание | Красивые флажки | Загородки и заборы | Нарежь полоски и наклей из них какие хочешь предметы | Домики, сарайчики | |
Учить: - работать ножницами: правильно держать их; - сжимать и разжимать кольца; - резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки - флажки. Закреплять: - приемы аккуратного наклеивания; - умение чередовать изображения по цвету. | Упражнять: - в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; - в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треуголь-ник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных | Учить резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем | Упражнять: - в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; - в умении делать перекрытия; - в'усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Октябрь | |||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: владеет навыком рисования и раскрашивания овальной формы; умеет составлять простые узоры из элементов народного орнамента; умеет выразить своё отношение к ярким красивым рисункам и поделкам, употреблять в речи слова, обозначающие эстетические характеристики; выполняет гигиенические процедуры во время и после занятий рисованием и лепкой | |||||||||
Рисование | Яички простые и золотые | Сказочное дерево | Украшение фартука | Золотая осень | Чтение: рассматривать иллюстрации сказок, выбрать любимого сказочного героя. Коммуникация: обсуждать впечатления от ярких, красивых рисунков | ||||
Закреплять знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение | Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять - в передаче правильного строения дерева; - в закрашивании. Развивать воображение, творческие способности, речь | Учить составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение | Учить изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Лепка | Рыбка | Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу (братишке, сестренке) | Угощение для кукол | Грибы | Здоровье: прививать гигиенические навыки: учить пользоваться влажной салфеткой во время лепки, мыть руки с мылом после занятия. Коммуникация: высказывать своё мнение по поводу поделок и работ других детей Познание: учить различать круглую, квадратную и треугольную формы; использовать строительные детали для преобразования постройки. Социализация: учить планировать последовательность действий; побуждать к совместной деятельности с другими детьми | |||||||
Закреплять: - знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами); - приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы | Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них | Развивать образные пред-ставления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, исполь-зуя усвоенные ранее прие-мы. Продолжать формиро-вать умение работать акку-ратно. Воспитывать стрем-ление делать что-то полез-ное и приятное для других. Формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников | Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывания глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Развивать умение образно оценивать свои работы и работы друзей | |||||||||
Аппликация. Конструиро-вание | Украшение платочка | Терема | Лодки плывут по реке («Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере») | Лесной детский сад | ||||||||
Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Учить: - выделять углы, стороны квадрата; - осуществлять подбор цветосочетаний; - преобразовывать форму, нарезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета | Упражнять: - в сооружении прочных построек с перекры-тиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичика-ми, делая перекрытия из плас-тин и плат, сооружая надстрой-ки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; - в различении и назывании основных геометрических фи-гур, в штриховке. Развивать конструкторские навыки, фан-тазию, творчество, умение само-стоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия | Учить создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения | Учить: - организовывать пространство для конструирования; - планировать деятельность, моделировать; - конструировать различные предметы мебели; - объединять постройки еди-ным сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек. Приобщать к совместной деятельности. Развивать конструкторские способности. Формировать представления о геометриче-ских фигурах. Развивать пространственное мышление | |||||||||
НОЯБРЬ | ||||||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: владеет навыком рисования красками и кистью; умеет самостоятельно выбирать темы для своих рисунков, аппликаций, поделок из пластилина; знает правила безопасного поведения во время работы с ножницами и клеем; имеет чёткое представление о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, их особенностях и отличиях; владеет навыком плоскостного моделирования | ||||||||||||
Рисование | Рисование по замыслу | Украшение свитера | Рыбки плавают в аквариуме | Маленький гномик | Коммуникация: обсуждать и оценивать готовые работы, отмечать выразительные изображения Познание: сравнивать предметы овальной формы с их изображением. Коммуникация: обсуждать своеобразие формы и узора дымковской игрушки, делиться впечатлениями Познание: объяснять характерные отличия геометрических фигур; сравнивать их по форме, цвету. Безопасность: формировать умение правильно обращаться с ножницами и клеем | |||||||
Учить самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение | Закреплять умение украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу | Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками,используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения | Учить передавать в рисунке образ маленького человечка - лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрошенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ | |||||||||
Лепка | «Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин» (Вариант. «Слепи, что хочешь красивое») | Разные рыбки | Уточка | Сливы и лимоны | ||||||||
Учить выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки. Развивать воображение | Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки | Познакомить с дымковскими игрушками (уточки, птички,козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы промазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки). Развивать эстетические чувства | Продолжать обогащать представления о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие |
Аппликация. Конструирование | В нашем селе построен большой дом | Грузовые автомобили | Как мы все вместе набрали полную корзину грибов | Мосты | |
Закреплять умение вырезать прямую полоску бумаги, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить: - создавать в аппликации образ большого дома; - видеть образ при рассматривании работ. Развивать чувство пропорции, ритма. Продолжить работу по овладению приемами аккуратного наклеивания | Дать обобщенные представления: - о грузовом транспорте; - о строительной детали - о цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском). Упражнять в конструировании грузового транспорта, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям Уточнять представления о геометрических фигурах. Побуждать к поиску собственных решений в сочетании и моделировании фигур. Развивать способность к плоскостному моделированию | Учить срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке | Дать представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умения: - анализировать образцы построек, иллюстрации; - самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить с трафарет ной линейкой (с геометрическими фигурами). Упражнять: - в работе с трафаретной линейкой; - в сравнении геометрических фигур, в выделении их сходста и различия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Декабрь | ||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: умеет планировать последовательность действий при выполнении творческих работ; эмоционально откликается на творческие работы свои и своих товарищей, проявляет инициативу в оказании помощи детям и взрослым; умеет составлять рассказ о любимом домашнем животном; умеет обобщать названия предметов транспорта, конструировать различные виды судов | ||||||||
Рисование | Наша нарядная елка | Снегурочка | Новогодние поздравительные открытки | Кто в каком домике живет («У кого какой домик») | Познание: рассказывать о представителях животного мира; учить из геометрических фигур составлять домики для животных и птиц Коммуникация: учить находить и называть части тела человека; обсуждать темы творческих работ | |||
Учить: - передавать в рисунке образ новогодней елки; - пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и рисунков товарищей, созданию радостной атмосферы при восприятии рисунков | Учить изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение: - рисовать кистью и красками; - накладывать одну краску на другую по высыхании при украшении шубки, чисто промывать кисть и осушать ее, промокая о тряпочку или салфетку | Учить самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования (правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный отклик на самостоятельно созданное изображение. Воспитывать инициативу, самостоятельность | Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). Развивать представления о том, где живут насекомые, птицы, собаки и другие живые существа. Рассказать о том, как человек заботится о животных |
Лепка | Слепи, что тебе хочется | Девочка в зимней одежде | Большая утка с утятами (коллективная композиция) | Лепка по замыслу | Познание: формировать навык плоскостного моделирования; учить составлять целое из частей по образцу. Коммуникация: рассказывать о ви- дах водного транспорта, его функциональном назначении, составных частях судна |
Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки | Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Вызвать желание передать образ девочки в объемном изображении | Учить: - выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы; - лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величи не предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции. Продолжать знакомить с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Вызвать желание лепить игрушки | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки | ||
Аппликация. Конструирова-ние | Вырежи и наклей какую хочешь постройку | Корабли | Бусы на елку | Корабли | |
Формировать умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Развивать воображе- ние, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по пря- мой, квадратов по диагона- ли и т. д. Закреплять приемы аккуратного наклеивания | Дать представления: - о разных видах судов; - о том, что их строение зависит от функционального назначения. Подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба. Упражнять: - в анализе конструкций; - в планировании деятель- ности. Развивать конструктор- ские навыки. Упражнять в плоскост- ном моделировании, в со- ставлении целого из частей по образцу | Закреплять знания о круглой и овальной формах. Учить: - срезать углы у прямо-угольни- ков и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; - чередовать бусинки раз- ной формы; - наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа | Закрепить представление: - о разных видах судов; - о том, что их строение зависит от функционального назначени Упражнять: - в анализе конструкций, в планировании деятельно- сти; - в плоскостном моделиро- вании длинных, коротких, широких и узких корабли- ков. Развивать конструктор- ские навыки я. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Январь | |||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: владеет навыками связной речи при составлении описания своей работы : рисунка, аппликации, скульптуры; знает названия частей тела человека и умеет соотносить их по величине при изображении; знает правила композиции при изображении на плоскости | |||||||||
Рисование | Маленькой елочке холодно зимой | Нарисуй какую хочешь игрушку | Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) | Развесистое дерево | Музыка: повторить текст песни «Маленькой ёлочке холодно зимой». Чтение: учить выделять сюжет и основ-ную идею про- изведения Коммуникация: формировать умение составлять рассказ о своей поделке, о созданном образе. Здоровье: развивать мелкую моторику рук при работе с глиной Познание: учить соотносить реальные объёмные геометрические тела с их изображением; строить элемен-тарные схемы; конструировать по чертежу | ||||
Учить: - передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; - рисовать елочку с удли- нен- ными книзу ветками. Закреплять умение ри- совать красками. Развивать: - образное восприятие, образные представления; - желание создать краси- вый рисунок. Дать эмоциональную оценку | Развивать умение за- думывать содержание ри- сунка, создавать изображе- ние, передавая форму час- тей. Закреплять навыки ри- сования красками. Учить рассматривать ри- сунки, выбирать понра- вившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать само- стоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам | Знакомить с росписью дымковской игрушки (ба- рышни). Учить: - выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); - равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизон- тальными), в образовавших- ся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета | Учить использовать раз- ный нажим на карандаш для изображения дерева с тол- стыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремле- ние добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество | ||||||
Лепка | Девочка в длинной шубке | Лепка по замыслу | Вылепи какое хочешь игрушечное животное | Птичка | |||||
Учить передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умения: - раскатывать глину между ладонями; - лепить пальцами; - придавать фигуре нужную форму; - соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и сглаживать места скрепления | Закреплять умения: - задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения; - доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них | Учить самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе | Учить: - лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; - оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; - отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им | ||||||
Аппликация. Конструирование | В магазин привезли красивые пирамидки | Повторение | Автобус. {Вариант «Тележка с игрушками (шариками, кирпичиками, кубиками)»} | Повторение | |||||
Упражнять в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить: - подбирать цвета, развивать цветовое восприятие; - располагать круги от самого большого к самому маленькому | Закреплять представления об объемных геометрических телах. Упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тсл. Уточнять конструктивные свойства геометрических тсл. Упражнять: - в моделировании по схеме; - в конструировании по элементарному чертежу | Закреплять: - умение вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта); - умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел | Упражнять: - в конструировании по уменьшенным чертежам в плоскостном моделировании; - в умении строить элементарные схемы; - уточнять пространственные понятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Февраль | ||||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: умеет объединяться со сверстниками и согласовывать тему совместной работы; умеет использовать ритм в изображении элементов узора; владеет навыком зрительного анализа; проявляет инициативу в подготовке подарков своими руками для мамы и бабушки, умеет доводить начатое дело до конца | ||||||||||
Рисование | Укрась свои игрушки | Девочка пляшет | Красивая птичка | Украсим полосочку флажками | Музыка: выполнять танцевальные движения в различном темпе, по одному и в паре, чтобы отобразить их в рисунке. Коммуникация: учить употреблять в речи слова, обозначающие эстетические характеристики (красивый, яркий, нарядный, радужный) Социализация: формировать умение объединяться со сверстниками для совместной деятельности; договариваться и распределять материал для работы | |||||
Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить: - отмечать их характерные особенности; - выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять: - представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек; - приемы рисования кистью | Учить: - рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье; - изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе). Закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений | Учить рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления | Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный прием. Развивать эстетические чувства; чувство ритма, композиции | |||||||
Лепка | Лепка по замыслу | Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки. (Коллективная композиция) | Мы слепили снеговиков | Хоровод | ||||||
Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал | Учить: - передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз; - объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Закреплять технические приемы лепки. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности | Учить передавать относительную величину частей. Закреплять: - умение передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины; - усвоенные приемы лепки. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие | Учить: - изображать фигуру чело-ве ка, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой боль шой части; - объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие. . Познакомить с дымковской куклой |
Аппликация. Конструиро-вание | Летящие самолеты (коллективная композиция) | Корабли | Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке | Самолеты | Познание: учить определять форму прямоугольника, сравнивать его с квадратом и овалом; рассказывать о назначении воздушного транспорта, cостав-ных частях самолёта. Социализция: побуждать детей быть вниматель-ными к своим родным, делать для них подарки своими руками |
Учить: - правильно составлять изображения из деталей; - находить место той или иной детали в общей работе; - аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник). Учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины | Закрепить представление: - о разных видах судов; - о том, что их строение зависит от функционального назначения. Упражнять: - в анализе конструкций; - в планировании деятельности. Развивать конструктор- ские навыки; упражнять в плоскостном моделирова- нии корабликов, в состав- лении целого из частей по замыслу; развивать спо- собность к зрительному анализу | Учить: - вырезать и наклеивать красивый цветок, части цветка (срезая углы путем закругления по косой); - составлять из частей цветка красивое целое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким, жела- ние подготовить для них подарки, порадовать маму и бабушку своими изде- лиями | Дать представление: - о самолетах, их видах; - зависимости строения самолетов от их назначения. Подвести к обобщен и ю : у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси. Упражнять: - в конструировании само- летов по образцу; - преобразовании образца по определенным услови- ям; - в плоскостном моделиро- вании по схемам; - в придумывании своих вариантов построек. Развивать умения: - намечать последователь- ность строительства ос- новных частей; - различать и называть геометрические фигуры; - рассуждать, делать само- стоятельные выводы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Март | |||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: знает и называет части тела животного, соотносит их по размеру и по форме; умеет изображать четвероногих животных на бумаге или из пластилина; умеет считаться с интересами товарищей при создании коллективной композиции; владеет навыком выполнения простейших игрушек оригами | |||||||||
Рисование | Расцвели красивые цветы | Как мы играли в подвиж- ную игру «Бездомный заяц» | Козлятки выбежали погу- лять на зеленый лужок | Украсим кукле платьице | Познание: учить опре- делять по- ложение предметов в простран- стве по от- ношению к основному персонажу рисунка (вверху-внизу, справа-слева, впереди-сзади) | ||||
Учить рисовать красивые цветы, используя разнооб- разные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать: - эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски); - чувство ритма, представления о красоте | Формировать умение с помощью выразительных средств (форма, положение объекта в пространстве), передавать в рисунке сюжет игры, образы животных. Развивать: - воображение детей; - интерес к разнообразным видам творческой деятельности | Продолжать учить де- тей рисовать четвероногих животных. Закреплять: - знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы; - приемы работы кистью и красками. Учить: - сравнивать животных, видеть общее и различное; - передавать сказочные образы. Развивать образные представления, воображение, творчество | Учить детей составлять узор из знакомых элемен- тов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало,эстетическое вос- приятие, воображение |
Лепка | Козленочек | Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зеленую травку | Слепи то, что тебе нравится | Мисочка | Познание: развивать сенсорные эталоны; способствовать накоплению сенсорно-моторного опыта при работе с глиной, пластилином Коммуникация: рассказывать об искусстве оригами, делиться впечатлениями от просмотра поделок оригами |
Учить лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: - раскатывание между ладонями; - прикрепление частей к вылепленному туловищу; - сглаживание мест скрепления, прищипывание и т. п. Способствовать приобретению и накоплению сенсомоторного опыта | Учить лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать: - умение создавать коллективную композицию; - образные представления, воображение | Развивать умение: - оценивать полученные впечатления; - определять свое отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление детей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы | Учить лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые - вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами | ||
Аппликация. Конструиро-вание | Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду (коллективная работа) | Подарок для мамы, бабушки, сестренки | Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное | Оригами | |
Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные представления детей. Развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения | Учить мастерить несложные поделки. Знакомить со свойствами разных материалов. Формировать художественно-изобразительны е навыки и умения | Учить выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания | Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами. Дать элементарные пред-ста вления об оригами. Учить: - складывать квадрат по диагонали и вчетверо для получения бабочки; - добавлять элементы для украшения бабочки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Апрель | ||||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: умеет составлять из геометрических фигур изображение дома, умеет украшать изображения элементами орнамента; знает и называет предметы посуды, умеет лепить и украшать посуду; знает, как использовать геометрические фигуры в качестве составных частей целого; знает о функциональном назначении мостов, умеет выполнять конструкцию моста из объёмных геометрических фигур | ||||||||||
Рисование | Сказочный домик-теремок | Дом, в котором ты живешь | Твоя любимая кукла | Мое любимое солнышко | Чтение: рассмотреть иллюстрации с изображением сказочных домиков, запомнить украшения. Коммуникация: формировать навык составления рассказа о своём | |||||
Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать: - образные представления; - воображение; - самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения | Учить рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним | Учить: - создавать в рисунке образ любимой игрушки; - рассматривать рисунки, выбирать лучший из них, обосновывать свой выбор. Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Упражнять в рисовании и закрашивании | Развивать образные представления, воображение. Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений |
Лепка | Чашечка | Посуда для кукол | Барашек. (По образу фи-лимоновской игрушки) | Мисочки для трех медведей | Коммуникация: обсуждать особенности формы и узора филимонов-ских игрушек, делиться впечатлениями. Здоровье: развивать тонкую моторику рук Познание: рассказывать о назначении моста и составных частях его конструкции |
Учить лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления | Закреплять умение лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. Продолжать развивать навыки коллективной работы | Познакомить с фили-монов скими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, изготовленным народными мастерами, желание слепить такую игрушку. Учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы | Учить: - лепить предметы одинаковой формы, но разной величины; - отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов; - создавать предметы для игры-драматизации по сказке. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы лепки: раскаты-вание и сплющивание, углубление путем вдав-ливания, уравнивание краев пальцами | ||
Аппликация. Конструирование | Загадки | Мосты | Вырежи и наклей что хочешь | Мосты | |
Закреплять умение: - соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов; - составлять изображение из готовых частей; - самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, Образное восприятие, образные представления, воображение | Дать представление о мостах, об их функциональном назначении. Рассмотреть образцы 3-4 мостов разной конструкции: у одного устои из 4 цилиндров, у другого - из 2 кирпичиков, лежащих на широкой грани, у третьего -из брусков, у четвертого -из кубиков. Учить строить мост по образцу | Учить: - задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу; - вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество | Закрепить представление о мостах, об их функциональном назначении. Упражнять в конструировании мостов по замыслу. Учить: - анализировать постройки; - сравнивать их; - играть с полученными постройками |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
Май | |||||||||||
Целевые ориентиры развития интегративных качеств: умеет пользоваться деталями конструктора при составлении конструкций по собственному замыслу; владеет всеми известными приёмами лепки; умеет использовать природный материал в изготовлении поделок | |||||||||||
Рисование | Нарисуй какую хочешь картинку | Самолеты летят сквозь облака | Нарисуй картинку про весну | Празднично украшенный дом | Чтение: прочитать стихи о весне, праздничном городе, Дне Победы. Коммуникация: обсуждать и делиться впечатлениями при просмотре готовых работ | ||||||
Учить задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность, творчество | Учить изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам | Учить передавать в рисунке впечатления от весны; Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности) | Учить: - передавать впечатления от праздничного города в рисунке; - выбирать при анализе готовых работ красочные, выразительные рисунки, рассказывать о них. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветными огнями. Упражнять в рисовании и закрашивании путем накладывания цвета на цвет. Развивать образное восприятие |
Лепка | Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц» | Птичка клюет зернышки из блюдечка | Лепка по замыслу | Лепка по замыслу | Коммуникация: обсуждение правил игры «Прилёт птиц», повторение движений Чтение: рассматривать иллюстрации к сказке «Красная Шапочка». Познание: рассказывать о плодах и семенах деревьев, ; |
Продолжать учить создавать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки | Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления) | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Учить пользоваться стекой для украшения изделий | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Учить пользоваться стекой для украшения изделий | ||
Аппликация. Конструиро-вание | Красная Шапочка | В загадочном лесу | Волшебный сад | Конструирование с использованием конструкторов | |
Учить передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать | Познакомить с различным природным материалом. Учить выполнять поделки из природного материала с использованием шишки, желудя, скорлупы грецкого ореха | Учить: - создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы); - резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника | Учить конструировать из деталей конструктора, совершенствовать конструкторские навыки. Развивать образное восприятие, воображение |
Планирование составлено с учетом интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие,
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:
• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
• раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
• организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
• наблюдение за динамикой психоречевого развития.
• сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
• тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по формированию продуктивной деятельности:
- Знакомить с изобразительными материалами (красками, фломастерами, маркерами, карандашами, восковыми мелками и др) и формировать практические навыки по их использованию: захватывание и удержание мелких предметов, целенаправленные действия с ними, правильная установка кисти и пальцев руки на предметах .
- Знакомить с пластическими материалами (глиной, пластилином), побуждать экспериментировать с ними, называя созданные изображения: размягчение пластилина и глины поочередно каждым пальцем путем вдавливания, всеми пальцами одной руки; отрабатываются движения раскатывания пластилина между ладонями, на ладони одной и другой руки, поочередно их меняя, раскатывание ладонями на столе, отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, сплющивать, прищипывать отдельные детали, создавая изображения знакомых предметов ( Познание, Коммуникация, ФК)
- Помогать в рисовании и аппликации создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение несколько раз и располагая его по всему листу бумаги .
- Учить различать строительные материалы по цвету, форме (кубик, кирпичик, пластина, призма) в процессе создания простейших построек: дорожка, поезд (путем размещения по горизонтали кирпичиков, пластин); башенка, лесенка (путем накладывания 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга); забор, домик, ворота, горка, мост (путем замыкания пространства и несложных перекрытий) .
- Помогать выполнять мелкие детали общей работы из бумаги, пользуясь способами «сминания», «разрывания», «скручивания».
По развитию детского творчества:
- Стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов красок, фона листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами.
- Украшать силуэты игрушек и разных предметов, вырезанных из бумаги воспитателем, а также уже созданные изображения;
- Ставить перед детьми сюжетно-игровые задачи, требующие конструирования (строить кроватки для укладывания кукол спать, делать дорогу, чтобы по ней ездили машины и др.) с учетом интересов девочек и мальчиков.
- Помогать осознавать свойства песка, снега, сооружать из них постройки, учить дополнять задуманное игрушками .
Взаимодействие с родителями
Одним из важных принципов технологии реализации рабочей образовательной программы для детей средней группы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога —заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель
знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1.Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
2.Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6.Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
План работы с родителями
на 2015-2016 учебный год
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Конкурс поделок из осенних листьев «Очарование осени» | Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. |
Октябрь | Выставка совместного творчества «Дары осени» | Привлечь родителей к совместному творчеству, развивать желание участвовать в жизни группы |
Ноябрь | Выставка детского творчества «Моей маме» | Привлечь детей, пап к совместной изобразительной деятельности, порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, газетой |
Декабрь | Выставка рисунков «Вот пришёл Новый год» | вызвать положительные эмоции у родителей |
Январь | Составление альбома загадок «Чудеса природы» | Привлечь родителей к созданию альбома, активизировать к совместной деятельности |
Февраль | Выставка детских рисунков на тему: «Мой папа» | Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам. |
Оформление фотовыставки: “Наши замечательные папы”. | Вызвать положительные эмоции у родителей, у детей гордость за пап | |
Март | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам | |
Фото-выставка «Мамочка моя» | Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями. | |
Апрель | Папка-передвижка «Смешинки от детей» | Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники. |
Май | Папка - передвижка «Куда летом пойти» | Дать совет по летнему отдыху для полноценного развития детей |
Учебно-методическое сопровождение
1. Сюжетные игры, ролевые атрибуты к играм
2. Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности
3 Схемы, алгоритмы
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
Центры развития
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Так в группе созданы:
- -центр театрализации (костюмы, маски, настольный театр)
- -центр конструирования (строительный материал, спортивный инвентарь)
- -центр ИЗО (картины, раскраски, карандаши, трафареты, пластилин, гуашь, акварель, мелки, восковые мелки, ножницы, материалы для нетрадиционного рисования)
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое воспитание»
Средняя группа на 20 /20 учебный год Дата проведения 20 г.
Воспитатели:
Обработка результатов: 4 балла — делает все самостоятельно,
2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,
0 баллов — в большей степени не справляется с предложенными заданиями
№ п/п | Ф. И. ребенка | Знакомство с искусством | Изобразительная деятельность | Лепка | ||||||||||||||
1. Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки | 2. Проявлять интерес к нижным иллюстрациям | 3.Изображать пред-меты и явления, используя умение пере-давать их выразитель-но путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных изобразительных материалов: карандашей, красок, фломастеров, цветных жирных мелков | 4.Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке неско-лько предметов, рас-полагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета | 5. Украшать силуэ-ты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи | 6. Аккуратно закрашивать | 7. Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию | 8. Использовать все многообразие усвоенных приемов | |||||||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к, г. | н. г. | к. г. | н, г. | к. г. | н. г. | к. г. | |||
№ п/п | Ф. И. ребенка | Аппликация | Конструирование | Ручной труд | Итого | |||||||||||
9. Правильно держать ножницы, резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы | 10. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей | 1 1. Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию. Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур | 12. Использовать строительные детали с учетом их конструк-тивных свойств | 13. Преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога | 14. Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам | |||||||||||
н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | н. г. | к. г. | |||
ЛИТЕРАТУРА
- Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. Т.С.Комарова, 2010.
- Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Т.С. Комарова, 2010
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, 1979.
- Развивайте у детей творчество. Т.Г. Казакова, 1985.
- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Г.С. Швайко, 2002.
- Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет. О. А. Соломенникова, 2008.
- Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 1975.
- . Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации /Т. С. Комарова. -М. : Мозаика-Синтез, 2008.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид организованной образовательной деятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 лет
Рабочая программаОбразовательная область:Художественно – эстетическое развитиеВид организованной образовательнойдеятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 летСведения о ра...
Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу «Рисование» (Подготовительная группа)
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (возраст от 6 до 7 лет) по разделу «Рисование»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Рисование» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Модуль «Рисование» (младшая группа, второй год обучения)...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие. "Раздел: Рисование"
Детство — важнейший период человеческой жизни: яркий, самобытный, неповторимый. Детский мир особенный. Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы в...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие "Раздел: Художественно-эстетическое
Художественно-эстетическое развитие...
Рабочая программа образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» подготовительная к школе группа (6 -7 лет) образовательный компонент «Музыкальное развитие»
Рабочая программа по образовательной деятельности «Музыка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и напр...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...