Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу «Рисование» (Подготовительная группа)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (возраст от 6 до 7 лет) по разделу «Рисование»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_programma.doc (110 КБ) | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика – Синтез -2016, которая комплексно представляет все содержательные линии воспитания и образования ребёнка от 2 до 7 лет.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы (возраст от 6 до 7 лет).
Сроки реализации: данная рабочая программа реализуется в течение 2017-2018учебного года.
Реализуемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие».
Цель программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель раздела: формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Задачи:
- Предметное рисование. Совершенствовать умения изображать предметы по памяти и с натуры. Способствовать наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Побуждать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Знакомить с новыми способами работы с уже знакомыми материалами. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. создать условия для развитя умения видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Формировать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Обеспечить условия для замечаня изменения цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Формировать умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
- Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
- Декоративное рисование. Продолжать создавать условия для развития декоративного творчества детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Формировать умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Формировать умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Формы работы:
-показ,
-объяснение,
-использование наглядного материала,
-использование художественного слова,
-создание проблемных ситуаций,
-использование игровых мотиваций,
-наблюдение в природе,
- прослушивание аудио записей,
-просмотр слайдов на интерактивной доске
Особенности детей целевой группы.
В подготовительной к школе группе ребенок сознает себя на пороге новой школьной жизни, как правило, с удовольствием готовится к ней. Он понимает различие между игрой и специальным занятием, знает их время и место. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности.
В этом возрасте усложняются задачи обучения детей изобразительной деятельности. Дети выполняют разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные коллективные). Образцами для рисования могут служить небольшие композиции.
Планируемые результаты
- Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- Называть основные выразительные средства.
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
Система оценки индивидуального развития детей Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику.
По методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова
Занятия по рисованию проводятся два раза в неделю (в год 72 занятия продолжительностью 30 минут каждое).
Мониторинг проводится два раза в год: октябрь, апрель.
Содержание воспитательно-образовательной работы
№ | Раздел (тематика) | Количество часов |
1. | Предметное рисование | 25 |
2. | Сюжетное рисование | 9 |
3. | Декоративное рисование | 12 |
4. | Коллективное рисование | 9 |
5. | Знакомство с художниками | 9 |
6. | По замыслу | 8 |
Итого: | 72 |
Календарно-тематическое планирование
организованной образовательной деятельности по разделу «Рисование»
№ | Месяц | Тема | Программное содержание |
1-2 | Сентябрь День знаний | Волшебная клякса. «До свиданье лето» | Выявить уровень развития художественных и изобразительных способностей: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности. Учить детей усматривать образы в многозначном неопределенном материале. Совершенствовать умение выбирать тему рисунка. Доводить работу до конца. |
3-4 | Сентябрь Огород. Овощи | «Кабачок – толстенький бочок»» Вкусные дары щедрой осени (овощи) | Совершенствовать умение рисовать красками, передавая форму и цвет предмета. Упражнять в рисовании красками. Учить детей рисовать круглые и овальные предметы. Учить оценивать свою работу и работу товарищей. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ. |
5-6 | Сентябрь Сад. Фрукты. Ягоды | «Яблоня с золотыми яблоками» Вкусные дары щедрой осени (фрукты, ягоды) | Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. Совершенствовать умение выбирать материал для работы, продумывать тему рисунка. |
7-10 | Октябрь Осень. | «В грибном царстве, в лесном государстве» «Осенний букет» натюрморт Рисование с натуры «Рябины гроздья алые» Хоровод осенних листьев (нетрадиционное рисование) | Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление, желание разгадывать загадки и изображать грибы. Учить детей рисовать осенние цветы, любоваться их красотой, самостоятельно выбирать теплую и холодную гамму красок. Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закрепить умение красиво располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. |
11-12 | Октябрь Одежда | «Украшение свитера» (декоративное рисование) «Платочек» | Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. Развивать глазомер и координацию движений. Воспитывать эстетический вкус. |
13-14 | Октябрь Обувь | Кот в сапогах По замыслу | Учить передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки. Развивать творческое воображение, умение оценивать свой рисунок. Совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему рисунка, материал для создание рисунка, развивать художественное восприятие. |
15-18 | Октябрь Ноябрь Россия. Москва День народного единства | Русский сувенир «Это Родина моя» (коллективная работа) «Кремлевские часы» По замыслу | Закреплять умение детей расписывать матрешку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит. Формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать навыки совместного труда. Закрепить умение рисовать природу родного края, закреплять композиционные умения. Учить рисовать Спасскую башню Кремля. Учить делать набросок простым карандашом, затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Совершенствовать умение продумывать тему рисунка, применять в работе знакомые приемы. Развивать творческое воображение. |
19-20 | Ноябрь Игрушки | «Мои друзья игрушки» Портрет Буратино | Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать изображение на листе. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом. Развивать воображение, творчество. Продолжать учить детей рисовать портрет. Учить видеть особые отличительные черты портретируемого и воспроизводить их в рисунке. |
21-24 | Ноябрь Посуда Продукты | Украшение кружки элементами гжельской росписи За чашкой чая Фантик Торт для именинника | Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели»; составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству. Учить использовать разные изобразительные средства для получения выразительного образа, гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги. Закрепить умение использовать знания о соответствии цветов, что бы получить яркий контрастный рисунок. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию. Использовать разнообразные изобразительные средства, гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги. |
25-26 | Декабрь Мебель | «Моя комната». По замыслу | Учить изображать интерьер. Закреплять навыки перспективы и композиции. Воспитывать терпение при штриховке карандашом. Учить самостоятельно выбирать тему рисунка, материал для создание рисунка, развивать художественное восприятие. |
27-30 | Декабрь Дикие животные Домашние животные | Ежиха с ежатами в ельнике Зайчишка - трусишка Ай да, коты! Собачка | Учить передавать в рисунке связное содержание эпизода из жизни животных через композиционное расположение персонажей с соблюдением пропорций между предметами; закреплять умение рисовать штрихами – короткими отрывистыми и неотрывными. Учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Учить рисовать портрет кота. Учить разбирать в эмоциональном настроении животных и передавать его в рисунке портретируемого. Учить рисовать морду собаки на цилиндровой форме. Показать общее в изображении морды животного и лица человека. Учить передавать эмоциональную окраску животного. |
31-32 | Декабрь Начало зимы. Новый год | Зимушка-зима Что за звездочки резные на пальто и на платке? | Закреплять приёмы работы с красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение. Рисовать узор на бумаге, придумывать детали узоров по желанию. Развивать эстетические чувства, образные представления, воображение. |
33-37 | Январь Зима Зимние забавы | Ай да, елочка! Дед и баба вылепили Снегурочку (кол.работа) Следы на снегу (нетрадиционное рисование) Белая береза Лыжная прогулка | Передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавая образ нарядной елки. Развивать образное восприятие, эстетические чувства. Учить передавать эпизод из знакомой сказки. Придавать выразительность образу Снегурочки через цвет, через форму. Учить делать правильный выбор в подборе варианта композиции. Упражнять в рисовании разными, самостоятельно выбранными, материалами. Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие зимней природы, учить располагать сюжет на всем листе бумаги. Учить рисовать человека в движении. Учить передавать характерные признаки фигуры лыжника (поза, костюм, атрибуты) |
39-41 | Февраль Птицы Домашние птицы | Сорока-белобока «Совущка-сова», (смешанная техника). Жили у бабуси два веселых гуся Птичий двор | Продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить детей рисовать фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал), учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз). Совершенствовать технический элемент - контурную линию. Познакомить со смешанной техникой (акварель + черная капиллярная или гелевая ручка). Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивание изображений с использованием разнообразных штрихов, разного нажима на карандаш для передачи оттенков цвета. Развивать чувство композиции. Учить при анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные работы и объяснять свой выбор. Учить рисовать птиц разных пород по одной схеме. Развивать фантазию. |
42-45 | Февраль День защитника Отечества. Армия | Лучший в мире папа Наша армия сильна! | Учить передавать в рисунке основные детали костюма папы, рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции строения человека. Формировать умение строить композицию рисунка. Передавать в рисунке особенности строения военной техники. |
47-48 | Февраль Транспорт | Корабли уходят в плавание Дирижабль | Развивать навыки рисования акварелью Развивать фантазию и творческую активность, закреплять технические умения и навыки рисования разными материалами. Передавать в рисунке основные детали. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка. Совершенствовать умения работы с акварелью. |
49-51 | Март Семья Международный женский день | Мама милая моя В подарок маме Моя семья По замыслу | Учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Продолжать учить детей располагать «сюжет» на всем листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение. Учить рисовать фигуру человека, передавать форму одежды, форму и расположение частей, рисовать крупно во весь лист. Закреплять приемы рисования. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка, доводить замысел до конца. Совершенствовать умения применять в работе различные техники и материал. |
52-53 | Март Народная культура и традиции | Олешки – золотые рожки Бокал | Учить создавать декоративную композицию, рисовать с использованием всех известных приемов рисования. Совершенствовать технику рисования с натуры. Добиваться более точной передачи строения, формы, пропорций. |
54-55 | Март Профессии | Клоун Все работы хороши | Учить передавать цветом веселое настроение человека, учить изображать улыбающегося человека. Создать детям хорошее настроение. Учить самостоятельно выбирать тему, материал для создания рисунка, формировать положительное отношение к профессиям. |
56-57 | Апрель Весна | Весна на улице Одуванчики в траве | Воспитывать эстетическое восприятие красоты, поддерживать желание создавать красоту своими руками. Учить рисовать восковыми мелками. Учить передавать реалистическую форму предмета. Закрепить умение подбирать контрастные цвета. |
58-59 | Апрель Космос | Что такое планетарий? Космонавт в открытом космосе | Расширять представления об окружающем мире, учить изображать здания круглой формы с куполообразной крышей, совершенствовать навыки работы с кистью и красками. Развивать творческую фантазию, образное мышление, придумывать композицию, содержание рисунка. |
60-61 | Апрель Земля – наш общий дом | Могучий Енисей Мой дворик | Учить передавать в рисунке природу родного края, использовать в работе смешанные техники рисования. Расширять представления о месте, где мы живем. Передавать в рисунке особенности своего двора, формировать умение оценивать свои работы. |
62-63 | Апрель Признаки весны | Скворцы прилетели Распустилась верба | Учить рисовать скворцов, выстраивая изображение из составных частей, воспроизводить на рисунке птиц в движении, развивать навыки рисования. Учить рисовать вербу, учить использовать различные виды изобразительного материала. |
62-63 | Апрель Признаки весны | Скворцы прилетели Распустилась верба | Учить рисовать скворцов, выстраивая изображение из составных частей, воспроизводить на рисунке птиц в движении, развивать навыки рисования. Учить рисовать вербу, учить использовать различные виды изобразительного материала. |
68-72 | Май До свидания, детский сад! Здравствуй школа! |
Список средств обучения
- Альбом для рисования;
- Альбом для черчения;
- Гуашь, краски;
- Кисточки;
- Карандаши цветные, простой карандаш;
- Природный материал (листья, семена, шишки);
- Бросовый материал (пуговицы, бусинки)
- Магнитофон, ноутбук;
- Непроливайки;
- Салфетки;
- Губки;
- Предметные и сюжетные картинки по темам;
- Игрушки;
- Палитра;
- Раскраски;
- Пальчиковые краски;
- Коробки с палками-каркасами различной толщины и длины;
- Коробки с природным материалом и т.д.
Список литературы:
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаика- Синтез, 2005-2010.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М. : Мозаика-Синтез, |К-2010.
- Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика-Синтез, 2016
- Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
- Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5 (26).
- Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)
- Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-Москва,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Проект рабочей программы (образовательные области: "Познание", "Речевое развитие") подготовительная группа
Пояснительная записка.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующейнаправленности для детей с тяжёлым нарушением речи....
Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...
Рабочая программа образовательной деятельности педагогов с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности на 2017–2018 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной прогр...
Рабочая программа кружка «Изобразительная деятельность» Раздел «Рисование» (дошкольники 5-7 лет)
Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажда...
Рабочая программа образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» подготовительная к школе группа (6 -7 лет) образовательный компонент «Музыкальное развитие»
Рабочая программа по образовательной деятельности «Музыка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и напр...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы, подготовительная группа № 6 «Смешарики» на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной программой дошкольного образования МБДОУ№1 детский сад "Тополек", в соответствии с введением в ...
- Мне нравится (1)