Проект "Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста"
проект по рисованию (младшая группа) по теме
Евтушенко Оксана Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста» |
Вид проекта | Творческий |
Цель проекта | Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования |
Задачи проекта |
|
Срок и этапы реализации проекта | Сентябрь 2016 – май 2017 года I этап – подготовительный: сентябрь 2016. 1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. II этап – основной: октябрь2016 – апрель 2017г. 1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей второй младшей группы. III этап – завершающий: май 2017г. 1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатель Евтушенко Оксана Алексеевна МАДОУ детский сад № 45 «Домовёнок» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто:
|
Целевые группы проекта | Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
|
|
| Критерии сформированности умений:
Критерии творческого развития:
|
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка»
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Срок реализации проекта: Сентябрь 2016 – Май 2017. Проект долгосрочный.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественное творчество»
Предполагаемые результаты:
- Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки. Анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятие | Задачи | |
Подготовительный этап | |||
Сентябрь | 1 неделя | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить компетентность педагогов. |
2 неделя |
Разработка содержания проекта:
|
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | |
3 неделя | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Определить объем и содержание работы по проекту. | |
4 неделя | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. | |
Основной этап | |||
Октябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Осеннее дерево». | Отпечатывание сухих листьев Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.
|
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме. | Ладошками рисуем дерево и закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), осенние листочки; | |
3 неделя | Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. Анкетирование родителей на тему «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности» | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать творческое воображение; | |
Ноябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко». | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
2 неделя | Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Воздушные шарики» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ватными палочками кружочки и поролоновой губкой закрашиваем шарики в разные цвета. | |
4 неделя | Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования | |
Декабрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Первый снег («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Знакомить с техникой выдувание; |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как у нашего окна снеговик стоял с утра» | Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания); | |
3 неделя | Оформление художественной выставки « Зимушка зима» | Познакомить детей с понятием «выставка»; | |
4 неделя | Непосредственно образовательная деятельность («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). «Как красива наша ёлка» | закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), | |
Январь | 1 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество « Деревья в снегу» | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник (наносить белую краску на листья капусты и отпечатывать),активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве (используем в своём творчестве зубные щётки). | |
3 неделя | Консультация для родителей оформление в папках передвижках | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество, аппликация « Зимняя берёза» | Развивать творческое воображение; | |
Февраль | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность « Рукавички» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Закрепить умение украшать рукавичку методом тычка, используя ватные палочки и жёсткую кисть, активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги» (используя зубные щётки). Обогащать речь эстетическими терминами; | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Аквариум» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ладошками. | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | |
Март | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию | Развивать желание нарисовать красивые цветы для мамы в технике « прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками (пальчики, тычёк, отпечатывание); | |
3 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Пушистые зайчата» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье») | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Закреплять с детьми умение рисовать «жёсткой кистью» | |
4 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию («Художественное творчество»), «Коммуникация», «Познание», Рисование ватной палочкой | Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. | |
Апрель | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Цыплята» | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования «прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна» | Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | |
3 неделя | Оформление художественной выставки «Весна» | Побуждать детей принимать активное участие; | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Грачи прилетели» | Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Развивать творческое воображение, память, | |
Завершающий этап | |||
Май | 1 неделя | Развлечение «В гостях у солнышка». | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; |
2 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Салют» | Закрепляем технику рисования пальчиками; создавать праздничную атмосферу, воспитывать аккуратность. | |
3 неделя | Оформление художественной выставки « Чудесные краски» | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
- развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- анализ продуктов детской деятельности;
- выявление уровня творческого развития.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
- Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста», ориентированного на воспитанников средней возрастной группы;
- Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
- Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
- Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста» направлен на развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад.
Список литературы.
1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
2. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
3. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
5. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_netraditsionnye_tehniki.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста"
Евтушенко Оксана Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста» |
Вид проекта | Творческий |
Цель проекта | Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования |
Задачи проекта |
|
Срок и этапы реализации проекта | Сентябрь 2016 – май 2017 года I этап – подготовительный: сентябрь 2016. 1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. II этап – основной: октябрь2016 – апрель 2017г. 1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей второй младшей группы. III этап – завершающий: май 2017г. 1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатель Евтушенко Оксана Алексеевна МАДОУ детский сад № 45 «Домовёнок» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто:
|
Целевые группы проекта | Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
| |
Критерии сформированности умений:
Критерии творческого развития:
|
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка»
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми
Срок реализации проекта: Сентябрь 2016 – Май 2017. Проект долгосрочный.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественное творчество»
Предполагаемые результаты:
- Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки. Анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятие | Задачи | |
Подготовительный этап | |||
Сентябрь | 1 неделя | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить компетентность педагогов. |
2 неделя | Разработка содержания проекта:
| Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | |
3 неделя | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Определить объем и содержание работы по проекту. | |
4 неделя | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. | |
Основной этап | |||
Октябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Осеннее дерево». | Отпечатывание сухих листьев Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме. | Ладошками рисуем дерево и закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), осенние листочки; | |
3 неделя | Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. Анкетирование родителей на тему «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности» | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать творческое воображение; | |
Ноябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко». | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
2 неделя | Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Воздушные шарики» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ватными палочками кружочки и поролоновой губкой закрашиваем шарики в разные цвета. | |
4 неделя | Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования | |
Декабрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Первый снег («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Знакомить с техникой выдувание; |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как у нашего окна снеговик стоял с утра» | Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания); | |
3 неделя | Оформление художественной выставки « Зимушка зима» | Познакомить детей с понятием «выставка»; | |
4 неделя | Непосредственно образовательная деятельность («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). «Как красива наша ёлка» | закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), | |
Январь | 1 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество « Деревья в снегу» | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник (наносить белую краску на листья капусты и отпечатывать),активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве (используем в своём творчестве зубные щётки). | |
3 неделя | Консультация для родителей оформление в папках передвижках | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество, аппликация « Зимняя берёза» | Развивать творческое воображение; | |
Февраль | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность « Рукавички» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Закрепить умение украшать рукавичку методом тычка, используя ватные палочки и жёсткую кисть, активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги» (используя зубные щётки). Обогащать речь эстетическими терминами; | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество «Аквариум» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Рисуем ладошками. | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | |
Март | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию | Развивать желание нарисовать красивые цветы для мамы в технике « прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками (пальчики, тычёк, отпечатывание); | |
3 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Пушистые зайчата» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье») | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Закреплять с детьми умение рисовать «жёсткой кистью» | |
4 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию («Художественное творчество»), «Коммуникация», «Познание», Рисование ватной палочкой | Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. | |
Апрель | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Цыплята» | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования «прижми и отпечатай»; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна» | Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | |
3 неделя | Оформление художественной выставки «Весна» | Побуждать детей принимать активное участие; | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Грачи прилетели» | Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Развивать творческое воображение, память, | |
Завершающий этап | |||
Май | 1 неделя | Развлечение «В гостях у солнышка». | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; |
2 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Салют» | Закрепляем технику рисования пальчиками; создавать праздничную атмосферу, воспитывать аккуратность. | |
3 неделя | Оформление художественной выставки « Чудесные краски» | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
- развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- анализ продуктов детской деятельности;
- выявление уровня творческого развития.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:
- Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста», ориентированного на воспитанников средней возрастной группы;
- Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
- Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
- Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста» направлен на развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад.
Список литературы.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...
Публикация на тему: "Рисование пальчиками как способ творческого развития детей младшего дошкольного возраста"
Статья, посвященная нетрадиционным методам рисования с детьми младшего дошкольного возраста....
Использование нетрадиционных способов рисования с детьми младшего дошкольного возраста
В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка....
Формирования способов словообразования у детей младшего дошкольного возраста
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями, представлениями об окружающем мире и словарем, ...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Ознакомление родителей с нетрадиционными способами рисования для детей младшего дошкольного возраста»
Познакомить родителей с приемами и способами изображения; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях; рассказать о необходимости совместной деятельности в ...
«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Нетрадиционные способы для детей младшего дошкольного возраста"...