«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)
«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_netradtsionnye_sposoby_risovaniya.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»
Вариативная часть
Образовательной деятельности группы №2
Проект:
«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатели:
Богданова Ю.С.; Пастухова Т.В.
Новосибирск 2021 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста» |
Составители проекта | Богданова Юлия Сергеевна Пастухова Татьяна Валерьевна |
Вид проекта | Творческий |
Цель проекта | Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. |
Задачи проекта |
|
Срок и этапы реализации проекта | Октябрь 2021- май 2022 года I этап- подготовительный: октябрь 2021
подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстративного, раздаточного материала.
|
II этап- основной ноябрь2021-май 2022 г.
| |
III этап- завершающий: май 2022 г. 1)Оформление художественной выставки «Весна» 2)Презентация проекта. | |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатели: Богданова Ю.С, Пастухова Т.В., воспитанники, родители МАДОУ детский сад № 53 «Лесная сказка» |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
|
Введение
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
- Ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.)
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Любознательности и активности. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок реализации проекта: Октябрь 2021 – Май 2022. Проект долгосрочный.
Вид проекта: творческий
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Формы реализации:
- работа с родителями
-оснащение предметно-пространственной среды (оформление уголка рисования)
- формирование перспективного плана по реализации нетрадиционной техники рисования.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Октябрь
1 неделя: Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-рисурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно- демонстративного , раздаточного материала. Задачи: Повышение компетентности педагогов. 2 неделя: Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста» Задачи: Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты. 3 неделя: Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Задачи: Определить объём и содержание работы по проекту. 4 неделя: Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» Задачи: Выявить компетентность родителей по вопросу. |
Основной этап: ноябрь 2021г.– апрель 2022г.
- Создание условий, способствующих развития творческих способностей детей младшей группы.
- Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Ноябрь
1 неделя: «Разноцветные бусы» (рисование ватными палочками).
Цель: Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать цветовосприятие.
2 неделя: «Веточка рябинки» (рисование пальчиками).
Цель: Формировать умение рисовать на ветке ягодки. Упражнять в рисовании пальчиком. Развивать чувство композиции.
3 неделя: «Зайчик» (рисование пальчиками).
Цель: Формировать умение закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
4 неделя: «Первый снег» (рисование ватными палочками)
Цель: Формировать умение детей рисовать ватными палочками, белой гуашью на синей цветной бумаге.
Оборудование: Листы бумаги синие, белая пальчиковая краска , ватные палочки, иллюстрации.
Декабрь
1 неделя: «Снежок для елочки» (рисование пальчиками)
Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
Оборудование: Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска, иллюстрации зимнего леса.
2 неделя: «Зажигаем огоньки» (рисование кисточкой)
Цель: Учить наносить яркие мазки на темный фон.
Оборудование: Лит черного цвета, краски кисть.
3 неделя: «Новогодняя игрушка» (рисование пальчиками)
Цель: Познакомить детей с техникой тычкования. Закреплять умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувства ритма.
Оборудование: Елочная игрушка вырезанная из плотной бумаги, гуашь, иллюстрации.
4 неделя: «Ёлочка нарядная на праздник к нам пришла» (рисование ладошками) (коллективная работа).
Цель: Упражнять в технике печатания ладошками. Развивать творчество, воображение.
Оборудование: Ватман, зеленая гуашь.
Январь
1 неделя: «Веселый снеговик» (Тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Формировать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью.
Оборудование: Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть.
2 неделя: «Цыплёнок» (Рисование поролоновой губкой)
Цель: Формировать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Учить наносить отпечатки, создавая образ.
Оборудование: Лист с контурным изображением птицы, краска.
3 неделя: «Вишневый компот» (оттиск пробкой)
Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиск пробкой. Учить рисовать ягоды на силуэте банки.
Оборудование: Вырезанный силуэт банки, гуашь, пробка.
4 неделя: «Яйцо» (рисование кистью)
Цель: Формировать умение полностью закрашивать предмет.
Оборудование: Вырезанный образец из плотной бумаги, желтая краска.
Февраль
1 неделя: «Мои варежки» (рисование губкой)
Цель: Формировать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Учить наносить отпечатки, создавая образ.
Оборудование: Лист с контурным изображением варежки, краска.
2 неделя: «Гусеница» (оттиск пробкой)
Цель: Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать ритм, внимание.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь зеленая, пробка.
3 неделя: «Морозко» (рисование ладошкой)
Цель: Совершенствовать умение в художественных техниках рисование ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.
Оборудование: Листы тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая краска, иллюстрации.
4 неделя: «Солнышко, которое мне светит» (рисование ладошкой)
Цель: Учить наносить отпечатки-лучики для солнышка. Развивать цвет восприятие и зритльно - двигательную координацию.
Оборудование: Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, краска желтого цвета, картинка с изображением солнышка.
Март
1 неделя: «Весенняя капель» (Рисование пальчиками)
Цель: Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
Оборудование: Бумага тонированная (синяя), гуашь белая.
2 неделя: «Мимоза» (Рисование ватными палочками)
Цель: Продолжать учить детей рисованию ватными палочками учить рисовать, создавая форму цветка.
Оборудование: Лист с изображением мимозы, ватные палочки, желтая гуашь.
3 неделя: «Подснежники» (Рисование тычками)
Цель: Формировать умение детей рисованию тычками, учить рисовать , создавая форму цветка.
Оборудование: Лист с изображением подснежника, кисть, белая краска, иллюстрации.
4 неделя: Распустились первые листочки. (Рисование паьчками)
Цель: Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
Оборудование: Лист с изображением веточки, зелёная краска, иллюстрации.
Апрель
1 неделя: Волшебный цветочек. (Рисование пальчиками)
Цель: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.
Оборудование: Лист с контурным изображением цветка, краска, , иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик»
2 неделя: Розовый цветок (оттиск пробкой)
Цель: Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать ритм, внимание.
Оборудование: Лист с контурным изображением цветка, краска.
3 неделя: Виноград (рисование пальчиками)
Цель: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: Листы, краска зеленая- фиолетовая, иллюстрации с изображением винограда
4 неделя: Волшебные листочки (Рисование кистью)
Цель: Учить детей закрашивать вырезанные формы.
Оборудование: Готовые образцы листьев разной форм, краски, кисть.
Завершающий этап май 2022 г.
Май
1 неделя: Цветы на грядке (Оттиск поролоном)
Цель: Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей штампами из поролона изображать цветы на грядке.
Оборудование: Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска.
2 неделя: Разноцветные зонты (Печать по трафарету)
Цель: Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.
Оборудование: Трафареты зонтика, поролоновая губка, гуашь.
3 неделя: Одуванчики (Рисование пальчиками)
Цель: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Листы, краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков.
4 неделя: Оформление художественной выставки «Весна»
Цель: Побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
- Оформление художественной выставки «Весна»
- Презентация проекта.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы рисования для малышей» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире».
Список литературы:
1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб. 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...
Конспекты занятий по нетрадиционной технике рисования для детей младшего дошкольного возраста
Представлены конспекты занятий по нетрадиционным техникам рисования с детьми 3-4 лет, которые в увлекательной форме способствуют развитию творческих способностей, воображения, инициативы, самостоятель...
Использование нетрадиционных способов рисования с детьми младшего дошкольного возраста
В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка....
Проект "Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста"
Евтушенко Оксана Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории.Паспорт проектаНаименование проекта«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»Вид п...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Ознакомление родителей с нетрадиционными способами рисования для детей младшего дошкольного возраста»
Познакомить родителей с приемами и способами изображения; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях; рассказать о необходимости совместной деятельности в ...
Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста «Осьминожки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспект об...
Консультация для родителей «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Нетрадиционные способы для детей младшего дошкольного возраста"...