Занятие по ИЗО для детей старшей группы "В гжельской сказочной стране"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_izo_gzhel.docx612.22 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ИЗО для детей старшей группы.

Тема: "В гжельской сказочной стране"

ЦЕЛИ:

  • продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов;
  • учить детей различать характерные особенности разных народных промыслов;
  • познакомить детей с искусством гжельских мастеров;
  • учить рисовать простейшие элементы гжельской росписи;
  • закреплять приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием;
  • совершенствовать навыки работы с гуашью;
  • учить смешивать краски для получения нового цвета.

Предварительная работа.

  • рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;
  • дидактическая игра «Узорных дел мастера»;
  • чтение рассказов.
  • заучивание стихов о различных народных промыслах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал по теме «Гжель»;
  • картинки с изображением предметов прикладного искусства.
  • иллюстрации к сказке «Марья - искусница»;
  • материалы для творческой работы.

Ход занятия.

  1. Создание мотивационного поля.

Детей встречает воспитатель.

– Дети, проходите на убранство поглядите. Комната у нас большая да красивая какая! Ребята, обратите внимание на волшебный цветок, он появился у нас из сказки.
– Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
- Этот цветок поможет нам перенестись в одну из волшебных сказок. Давайте подойдем и прикоснемся к нему. 
-Закройте глаза и ощутите тепло этого цветка. 
-А сейчас откройте глаза, и добро пожаловать в сказку. 

  1. Основная часть.

Рассказывание сказки «Марья-искуссница».
Дети послушайте интересную сказку: 
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить в свое царство. Налетел, схватил Марью – искусницу и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.
Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

 Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делают дымковские мастера? ( Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами.)

 Другое перышко упало в городе Городец. 
– Кто знает, чем прославились городецкие мастера? (Городецкие мастера расписывают деревянные изделия разными красками. Это посуда, прялки, мебель.)

 А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.
Чем же так знамениты гжельские мастера? Может кто- то знает и нам расскажет? (Ответы детей)

Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров.
– Давайте поможем расставить все по своим местам.

  1. Игра «Каждое изделие в свой город»

– Молодцы ребята как хорошо вы различаете изделия народных промыслов.
– А можете рассказать, как вы догадались, что именно это гжельское изделие?
 (Гжельские изделия расписаны голубовато-синей краской.)

-Ребята, а сейчас послушайте, что я вам расскажи про Гжель.

 Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской.

 Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.

 Рисовали на посуде художники-мастера различные узоры из сеточек, полосочек, цветов, листочков. Изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись.

 Полюбилась людям красивая посуда и стали называть ее нежно-голубое чудо. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Стихи о гжели:

1. Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела. 
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.

2. В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит
Вдоль этой речки
Деревенька стоит
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут
Расписную посуду они мастерят
Синим по белому чудо творят.

– Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели расписать на радость людям? (Посуду)

– Итак, сказка продолжается:

Ходит сказка у ворот водит с нами хоровод. (Дети в кругу, взявшись за руки водят хоровод.)

-Занимайте- ка места, вы все стали Мастера!

– Дети, мы находимся с вами в художественной мастерской, а вы художники. И сегодня вы будете расписывать посуду.

– Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи своей посуды.

(Рисуем концом кисти, всем ворсом, примакиванием, рисуем листочки).

  1. Роспись посуды.

– Посмотрите на ваши краски. Все необходимые краски есть на ваших столах? 
– Какого цвета не хватает? (Голубого)

– Как получить голубой цвет? (Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и только после этого набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой. Получится новый волшебный цвет – голубой.)

-При выполнении работы вы должны быть аккуратными. Давайте вспомним технику рисования красками. 

– Дети, обратите внимание на образцы с элементами гжельской росписи. Каждый может украсить свою посуду любым узором из тех, что изображены на образцах, но можно и самим придумать необычный узор. Однако, в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета.

Пальчиковая гимнастика:

В процессе работы воспитатель помогает советом, напоминанием.

5.  Подведение итога работы.

– Вот закончилась работа, молодцы вы, мастера! Недаром доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Любуясь выполненной работой, говорили: «Мастер золотые руки».

– Наше занятие подходит к концу. И мы должны вернуться из сказки обратно в группу.

– Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Раз, два, три повернись в нашей группе окажись. Сказка чаще приходи с нами дружбу заводи.

– А сейчас вот эту красивую гжельскую розу мы будем передавать друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

– Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать.

В завершении занятия все работы детей выставляются на выставку.

Приложение.

1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи и линии.  

урок гжель

2) Бордюры - простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

urok-gzhel-2

        C:\Users\1\Documents\тарелка.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ИЗО для детей старшей группы. Тема: "В гжельской сказочной стране".

Комплексное занятие в старшей группе знакомит детей с разнообразием русских народных промыслов, учит различать изделия, знать характерные особенности разных промыслов. На занятии дети продолжают знако...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изодеятельности, для детей старшей группы.Тема: «Сказочная Гжель»

    Программное содержание:Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов.Учить детей различать изделия, видеть характерные особенности.Продолжать знакомить дет...

Занятие по здоровьесбережению для детей старшей группы «Путешествие в страну здоровья, к королеве Неболей»

Конспект занятия по здоровьесбережению для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы "Путешествие в страну "Эмоций"

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.Развивать саморегуляцию воспитанников через прос...

Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы "Путешествие в страну любимых красок"

Данный материал поможет научить детей эмоционально-образному восприятию цвета, познакомить их с составными и основными цветами....

Занятие по здоровьесбережению для детей старшей группы «Путешествие в страну здоровья»

Задачи:Формировать навыки и привычки здорового образа жизни.Закрепить знания и представления детей о способах сохранения и укрепления своего здоровья.Помочь детям закрепить представление об опасных дл...

Занятие по здоровьесбережению для детей старшей группы «Путешествие в страну здоровья»

Занятие по здоровьесбережению для детей старшей группы «Путешествие в страну здоровья» Задачи:Формировать навыки и привычки здорового образа жизни.Закрепить знания и пр...