Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми "Голубая сказка-Гжель"
план-конспект занятия по рисованию на тему

Чувалова Марина Анатольевна

Конспект занятия кружка папье–маше. Тема: «Голубая сказка – Гжель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия кружка папье–маше.

Тема: «Голубая сказка – Гжель».

Цель: Роспись посуды элементами Гжели.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров.
  2. Упражнять  детей в составлении эскиза узора по мотивам гжельской росписи. Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
  3. Формировать навык  рисования тонкой и толстой кистью, умение смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка.
  4. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать любознательность, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с

красками.

  1. Развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать композицию узора друг с другом для составления чайной пары.

Материал: чашки и блюдца, изготовленные из папье-маше; гуашь белого и синего цвета; мягкие тонкие и толстые кисти; палитры (по количеству детей).

Оборудование: компьютер, проектор, экран; изделия  гжельских мастеров (сувениры, посуда), дидактическая игра «Гжельские узоры».

Ход занятия:

1 часть: беседа об истории промысла с использованием ИКТ.

- Дети, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по России..

Просмотр слайдов об истории  города Гжель и технологии изготовления изделий гжельских мастеров. Рассказ воспитателя.

1 слайд: - Побываем мы сегодня в славном городке, который известен во всем мире, а в народе называют его «Синь России».

2 слайд: - Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а раньше это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Умельцы стали лепить из нее самую разную посуду, сувениры. Все это украшалось лепными деталями.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье - Гжель.

Пришло это название из седой старины от слова «жечь,обжигать».

3 слайд: - Более 400 лет назад в селе Гжель зародился промысел по изготовлению красивых глиняных изделий. Он объединил все мастерские, расположенные в районе Гжели.

4 слайд: - Около 200 лет назад по приказу российского царя Петра I  была открыта первая фабрика по  производству  глиняной  посуды.

5 слайд: - А вот как выглядит современный завод. Таких заводов в окрестностях Гжели уже несколько.

6 слайд: - Хотите совершить экскурсию по заводу? Тогда мы попадаем в формовочный цех. Здесь  фарфоровую массу заливают в гипсовые формы.

7 слайд: - Готовые изделия ждут дальнейшей обработки.

8 слайд: - Далее мы попадаем в литейный цех. Вот литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

9 слайд: - А вот как выглядит цех оправки.  Здесь каждое изделие оправляют, подрезая швы и замывая губкой.

10 слайд: - Далее изделия попадают в цех художественной росписи, здесь работают художники.

11 слайд: - Так выглядит рабочее место мастера.

12 слайд: - Каждое изделие мастер расписывает вручную.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

13 слайд: - Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии.

14 слайд: - Завершается процесс изготовления гжельских изделий обжигом в печи. T= 1350  С.

15 слайд: - Изготавливают мастера посуду самую разнообразную и игрушки презабавные. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

16 слайд: - И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(После  просмотра слайдов  дети переходят к рассматриванию

выставки изделий гжельских мастеров).

- Несколько изделий гжельских мастеров представлены на нашей выставке. Посмотрите, сколько здесь сувениров и посуды. Все изделия разные, но есть в них что-то общее. Что?

- Правильно, все изделия украшены сине - голубым узором.

- Иногда Гжель называют «зимней сказкой». Как вы думаете, почему?  

(В росписи используются холодные цвета и оттенки: синий, голубой, фиолетовый. Основой для росписи служит белый цвет, который напоминает снег).

- Расскажите легенду «Откуда в гжели синий цвет»

(Было это в селе Гжель. Пошли как-то девушки полоскать белье на речку.

А в речке небо отражается. Река голубая, а небо в ней синее. Показали девушки мастерам такую красоту – такой синевы нигде в мире не найти!

Вот тогда-то и стали расписывать мастера посуду всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба, да голубой реки.

А узоры для росписи брали у природы – травинки-былинки в поле,

цветы на лугу и в саду).

2. Практическая часть.

- Дети, предлагаю пройти в нашу творческую мастерскую.

- Посмотрите, какие замечательные чайные пары мы изготовили.

- Какую технику мы использовали для изготовления этой посуды? (папье-маше).

- Как вы считаете, будет ли посуда белого цвета радовать нас, вызывать у нас восхищение своей яркостью и красотой? (нет)

- Почему? (Её нужно расписать узорами, чтобы она стала красивой).

- А кто делает вещи вокруг нас такими яркими и красивыми?

- Художники.

- На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника.

  Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек?

  Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

- Дети, представьте себе, что вы мастера-художники на гжельской фабрике  и  получили заказ – расписать узором ваши изделия - чайные пары.

- Какие элементы узора гжельской росписи вы будете использовать? (Бордюры, капельки, точки, прямые и волнистые линии, решетки, цветы и веточки).

- Я предлагаю вам, перед основной работой, составить свой эскиз узора на трафаретах посуды из готовых элементов гжельской росписи.

Дидактическая игра «Составь узор»

Детям предлагается набор элементов гжельской росписи, из которых они  выкладывают узор на трафарете посуды методом аппликации.

- Вы можете по своему желанию составить узор для изделия. Но так как у вас чайные пары, то узор чашки и блюдца должен быть похож. Для этого вам необходимо договориться друг с другом.

- Теперь у вас есть эскиз узора, и вы можете приступить к оформлению чашек и блюдец красками.

Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей.

После того как детские работы будут закончены, предложить детям рассказать о своих изделиях (как называется посуда, каким узором украшена, какие цвета выбраны для узора).

По желанию, дети могут прочитать стихи о гжели.

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская, звонкая Гжель!

- Сегодня в нашем детском саду проходит ярмарка народных мастеров, на которой вы можете продать или обменять свои изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

Конспект совместной деятельности воспитателя, родителей, детей Тема: \'\'Мы выбираем здоровый образ жизни\'\' 2 младшая группа Выполнила: воспитатель Терентьева Н. Г.

Цели:- привлечение семей воспитанников к участию в совместной деятельности;- развитие компетентности родителей в воспитании детей;- формировать у родителей и детей представление о здоровом образе жизн...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности

В конспекте представлены опыты, расширяющие знания детей о свойствах воздуха. На примере опытов дети получат представление о том, что такое атмосферное давление....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему: «Наши помощники»

В ходе совместной деятельности в игровой форме воспитатель формирует представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении.        ...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»...