Дополнительная общеобразовательная программа "Капитошка"
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«КАПИТОШКА»
дополнительная общеобразовательная
программа
Составитель:
Исмаилова Э.А.
воспитатель
1 квалификационная категория
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕЛАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«КАПИТОШКА»
дополнительная общеобразовательная
программа
Содержание
Пояснительная записка | 4 |
Учебный план | 9 |
Учебно-тематический план работы кружка | 10 |
Содержание программы | 12 |
Тематический план работы с родителями | 29 |
Литература | 31 |
Приложение 1 | 32 |
Приложение 2 | 36 |
Пояснительная записка
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Возраст от 3 до 7 лет – время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности.
Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Капитошка». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Программа «Капитошка» составлена на основании авторской программы «Цветные ладошки» / [Лыкова И.А.] – ООО «Карапуз – дидактика», 2007. Она разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом. Срок реализации 2 года.
Программа «Капитошка» имеет целью формирование творческих способностей через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник и способствует решению следующих задач:
- задачи первого года обучения:
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- создавать условия для освоения цветовой палитры; учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- задачи второго года обучения:
- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Используемые методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
- грамотного методического руководства со стороны взрослых;
- уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.);
- степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
- развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, способствующих формированию творческих способностей через следующие этапы работы с детьми:
первый этап – направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля; сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.
- второй этап – средний, который направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (клясография, набрызг, тиснение, монотипия).
- Программа рассчитана на 2 года и направлена на работу с детьми от 4 до 7 лет
- первый год – 4-5 лет – одно занятие в неделю, продолжительностью – 20 минут
- второй год – 5-7 лет - одно занятие в неделю, продолжительностью – 25-30 минут
Организационно-методические пояснения
по проведению занятий
Занятия с детьми проводятся в группе. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд).
Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, как и мольберт, используется для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения.
Дети рассаживаются за столы свободно.
Примерная структура занятий.
- Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы.
- Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
- Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, приглашает к мольберту желающего показать знакомый приём.
- Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, полотно бумаги.
- Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
- По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
Ожидаемые результаты:
- дети самостоятельно выполняют работу нетрадиционным способом, техника направлена на выразительность образа;
- дети самостоятельно создают выразительный образ, передают настроение (позу, динамику, т. д.);
- рисунок соотносят с размером листа бумаги, ритмичное расположение изображений по всему листу; присутствует простейшая перспектива;
- дети гармонично подбирают цвета между собой и по отношению к фону, цвет привлекается для передачи настроения и характера;
- в детском рисунке есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение.
Учебный план
Форма обучения – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Общая трудоемкость программы составляет – 32 занятия в год.
Календарный учебный график: 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Режим обучения: средний дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 20 минут;
старший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, 25-30 минут.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае) (Приложение 2)
Учебно-тематический план
первый год обучения (4-5 лет)
№ | Тема | Количество занятий |
1. | «Яблочки румяные» | 1 |
2. | «Волшебный лес» | 1 |
3. | «Осенний коврик» (коллективная работа) | 1 |
4. | «Деревенский дворик» (дом) | 1 |
5. | «Деревенский дворик» (пейзаж). Выставка детских работ «Заглянула осень в сад» | 1 |
6. | «Грустная картина — дождик без конца» (подготовка фона) | 1 |
7. | «Грустная картина — дождик без конца» (рисование пейзажа) | 1 |
8. | «Моей любимой мамочке» (ко Дню матери) Выставка детских работ «Мамой жизнь озарена…» | 1 |
9. | «Ёжик в лесу» | 1 |
10. | «Пушистый зайка» | 1 |
11. | «Шубка для овечки» | 1 |
12. | «Забавный снеговик» | 1 |
13. | «Ёлочка нарядная» Выставка детских работ «Зимняя сказка» | 1 |
14. | «Зимняя ночь» | 1 |
15. | «Зимний лес» | 2 |
16. | «Кружатся снежинки в воздухе морозном...» | 1 |
17. | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» Выставка детских работ «Родные просторы» | 1 |
18. | «Матрёшка» | 1 |
19. | «Самолет в небе» | 1 |
20. | «Мимоза» (коллективная работа) | 1 |
21. | «Выглянуло солнышко» Выставка детских работ «Весенняя капель» | 1 |
22. | «Я маленький подснежник для мамы принесу...» Выставка детских работ «Для любимой мамочки розочки, фиалочки» | 1 |
23. | «Вербочка пушистая» | 1 |
24. | «Звездное небо» Выставка детских работ «Парад космических кораблей» | 1 |
25 | «Плывет кораблик» | 1 |
26 | «Радуга-дуга» | 2 |
27 | «Открытка ко Дню Победы» Выставка работ «Этих дней не смолкает слава…» | 1 |
28 | «Яблонька белая» | 2 |
29. | «Одуванчик» Выставка детских работ «Путешествие в лето» | 1 |
ИТОГО: | 32 |
1 академический час соответствует 20 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин)
Учебно-тематический план
первый год обучения (5-7 лет)
№ | Тема | Количество занятий |
1. | «Яблочки наливные» | 1 |
2. | «Во саду ли, в огороде» | 1 |
3. | «Осенний букет» | 1 |
4. | «Осенний вальс» (коллективная работа)» Выставка детских работ «Осень – дивная пора!» | 1 |
5. | «Деревья в нашем парке» | 1 |
6. | «Осенних луж очарованье» | 1 |
7. | «Золотые березы» | 1 |
8. | «Я подарок разноцветный нарисую маме» (ко Дню матери) Выставка детских работ «Мамины глаза» | 1 |
9. | «Пернатые, мохнатые, колючие…» | 1 |
10. | «Зайчишка-трусишка» | 1 |
11. | «Снегири и яблоки» | 1 |
12. | «Белая береза под моим окном…» | |
13. | «Еловые ветви». Выставка детских работ «Ах ты, зимушка-зима» | 1 |
14. | «Начинается январь, открываем календарь…» | 1 |
15. | «Весело качусь под гору в сугроб…» | 1 |
16. | «Зимняя сказка». Выставка детских работ «Люблю сибирские просторы» | 1 |
17. | «Папин портрет» | 1 |
18. | «Гастук для папы» | 1 |
19. | «Кружка для папы» | 1 |
20. | «Я рисую море…». Выставка детских работ «Папы очень разные…» | 1 |
21. | «Милой мамочки портрет» | 1 |
22. | «Солнышко, улыбнись, солнышко нарядись!» | 1 |
23. | «Ветка сирени» | 1 |
24. | «Весенние цветы». Выставка детских работ «Все цветы сегодня для тебя…!» | 1 |
25 | «Ничего себе картина, ничего себе жара!» | 1 |
26 | «Звездные дали». Выставка детских работ «Космос глазами детей» | 1 |
27 | «Весеннее небо» | 1 |
28 | «Чудесные превращения кляксы» | 1 |
29. | «Праздничный салют» Выставка работ «Этих дней не смолкает слава…» | 1 |
30. | «Грибная полянка» | 1 |
31. | «Одуванчики» | |
32 | «Волшебные превращения» Выставка детских работ «Мир детских фантазий» | 1 |
ИТОГО: | 32 |
1 академический час соответствует 20 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин)
Содержание программы
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова.
В ходе реализации программы «Капитошка» дети знакомятся со следующими техниками рисования: (Приложение 1)
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- скатывание бумаги;
- оттиск поролоном;
- оттиск пенопластом;
- восковые мелки, акварель;
- свеча, акварель;
- монотипия предметная;
- кляксография с трубочкой;
- набрызг;
- отпечатки листьев;
- черно-белый гратаж;
- цветной гратаж.
Календарно-тематический план
первого года обучения (4-5 лет)
месяц | неделя | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Задачи | Материал |
ОКТЯБРЬ | 1. | Яблочки румяные | Оттиски (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ» | Упражнять в рисовании дерева, используя различные приёмы и изоматериалы: ствол и ветки изображать кистью или сангиной, яблоки — в технике печатания (оттиск пробкой). | Предметы круглой и овальной. формы, печатки и трафареты, поролонов. тампоны, гуашь, карандаш. |
2. | Волшебный лес | Скатывание бумаги | Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством — мятой бумагой и способом рисования ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы. | Салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. | |
3. | Осенний коврик (коллективная работа) | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить детей с нетрадиционной изотехникой «эстамп» (оттиск засушенными листьями). Формировать аккуратность, поддерживать интерес к коллективной форме работы над общей композицией. | Листы формата А3 чёрного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролонов. тампоны, трафареты. | |
4. | Деревенский дворик (дом) | Оттиск поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью | Учить передавать особенности строения объекта с помощью аппликации: вырезывание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приёмами печатания ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы). | Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона, ластик. | |
5. | Деревенский дворик (пейзаж) | Оттиск поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью | Продолжать формировать представление об особенностях сельского пейзажа. Закреплять приёмы рисования кистью (скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле, дыма из трубы, т.п.). | Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, губка | |
НОЯБРЬ | 1. | «Грустная картина — дождик без конца» (подготовка фона) | На выбор детей | Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски. | Лист бумаги, гуашь, иллюстрации, эскизы. |
2. | «Грустная картина — дождик без конца» (рисование пейзажа) | Тычок жёсткой полусухой кистью | Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги. | Лист бумаги, гуашь, иллюстрации, эскизы, кисти | |
3. | Моей любимой мамочке (ко Дню матери) | Различные | Знакомство детей с веерной кистью и приёмами рисования ею. Рисование акварелью цветка на овале. Развитие цветовосприятия. | Иллюстрации с изображением цветов, кисть, акварель, поролон, ватные палочки | |
4. | Ёжик в лесу | Тычок жёсткой полусухой кистью | Учить детей рисовать ежа, создавая изображение из прямой и округлой линий; научить пользоваться жесткой кистью, выполняя ею короткие, резкие мазки; нацеливать детей на аккуратное выполнение работы | Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, набор гуаши, кленовые листья, клей. | |
ДЕКАБРЬ | 1. | Пушистый зайка | Тычкование полусухой жесткой кистью | Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности. Передача в рисунке характерных особенностей животного. Упражнять в передаче фактуры пушистой шёрстки зайчика тычкованием полусухой жёсткой кистью. | Жесткая кисть,гуашь, бумага любого цвета и формата, гуашь, шаблон либо вырезанный силуэт пушистого зайца |
2. | Шубка для овечки | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки при помощи зубной пасты, оформляя фактуру при помощи коктельных трубочек. | Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага, коктельные трубочки, поролон. тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати. | |
3. | Забавный снеговик | Рисование пальчиками, оттиск смятой бумагой | Передача выразительного образа снеговика, используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью. Развитие цветовосприятия, творческой фантазии; развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. | Лист формата А4, гуашь, мисочки, салфетки, иллюстрации, трубочки (соломинки для напитков), пластиковая ложечка | |
4. | Ёлочка нарядная | Рисование пальчиками, акварель, восковые мелки | Учить детей изготавливать плоскостные елочные игрушки для украшения елочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами. | Различные вырезанные из бумаги фигуры, елочка, акварель, восковые мелки, гуашь, елочные игрушки | |
ЯНВАРЬ | 1. | «Зимняя ночь» | Черно-белый гратаж | Познакомить детей с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики, натирать лист бумаги свечой; смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на поверхность листа. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих | Лист полукартона, свеча, тушь, жидкое мыло, кисть. Заостренная палочка, эскизы, иллюстрации |
2. | Зимний лес | Печать поролоном, оттиск смятой бумагой | Вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи, поэзии, передающие красоту зимней природы. Свободный выбор бумаги различных тонов. Выбор приёмов и средств для изображения снежного покрова на земле (рисование веерной кистью, тампонирование губкой, оттиск смятой бумагой). | Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей | |
3. | Зимний лес | Печать поролоном, тычок полусухой жесткой кистью, | Печатание поролоном по трафарету группы деревьев (лес); выбор или сочетание способов рисования падающих снежинок (концом кисти, ватными палочками). «Оживление» снежных сугробов блёстками. | Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блестки | |
ФЕВРАЛЬ | 1. | «Кружатся снежинки в воздухе морозном...» | Набрызг | Знакомство с новой техникой рисования на бархатной бумаге, рисование в данной технике снежинок в воздухе | Бархатная бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика |
2. | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» | Печать поролоном, тычок полусухой жесткой кистью, оттиск | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. | Трафареты птиц, бумага формата А4, гуашь, оттиски, фломастеры | |
3. | Матрёшка | Рисование пальчиками. Оттиск пробкой | Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской росписи (круги, точки, пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками. | Матрешки, бумага формата А4,гуашь, черный маркер, пробка | |
4. | Самолет в небе | Оттиски поролоном, пенопластом | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка); закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе). | Лист бумаги, гуашь, иллюстрации, эскизы, кисть, пенопласт, поролон, губка | |
МАРТ | 1. | Мимоза (коллективная работа) | Скатывание бумаги | Упражнять в технике бумагопластики и аппликации (наклеивание шариков из бумажных салфеток на силуэты цветка). Вызвать восторг от результата общего труда | Плотная бумага, гуашь, кисть, блюдце, салфетки, клей |
2. | Выглянуло солнышко | Монотипия предметная. Рисование ладошкой. | Продолжать знакомство со свойствами акварели (прозрачность), рисование по-сырому (прозрачная небесная лазурь). Закреплять приёмы рисования гуашью (солнышко в небе). | Блюдце с гуашью, акварель, кисть, салфетки | |
3. | Я маленький подснежник для мамы принесу… | Восковые мелки, акварель | Знакомство с техникой резерва из восковых мелков в сочетании с акварелью («батик»); закрепление навыков рисования в технике резерва из свечи. Развивать положительные эмоции. | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти | |
4. | Вербочка пушистая | Рисование пальчиками | Рисование с натуры веточки вербы с бархатными почками, передача её выразительного образа путём комбинирования различных изоматериалов: фломастеров, ваты | Блюдце с гуашью, вата, фломастеры, плотная бумага, салфетки | |
АПРЕЛЬ | 1. | «Звездное небо» | Набрызг, оттиск поролоном по трафарету | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафорету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жесткая кисть, эскизы, иллюстрации |
2. | Плывет кораблик | Свеча, акварель | Учить изображать кистью кораблик (форма, цвет), украшать его. Рисование ручейка в виде волнистой линии, передача ряби на воде свечой. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти, губка | |
3. | Радуга-дуга | Различные | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять представление о 7 цветах спектра. | Все имеющееся в наличии | |
4. | Радуга-дуга | Восковые мелки, акварель | Дополнение рисунка деталями (солнышком, облачками...), дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге. | Все имеющееся в наличии, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры | |
МАЙ | 1. | Открытка ко Дню Победы | Цветной граттаж | Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким. | Цветной картон или плотная бумага, свеча, широкая кисть, миски для гуаши, гуашь, палочка с заточенными концами |
2. | Яблонька белая | Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск поролоном, смятой бумагой | Передача строения дерева путём выбора и комбинирования разных изоматериалов и способов рисования (карандаш; тычкование; оттиск смятой бумагой; тампонирование губкой). | Жесткая кисть, гуашь, мисочка, кусочки поролона, плотгая бумага | |
3. | Яблонька белая | Скатывание бумаги | Продолжение работы над композицией: «конструирование» яблоневого цвета из бумажных салфеток (техника бумагопластики). | Салфетки, клей, блюдце | |
4. | «Одуванчик» | Восковой мелок, акварель | Закрепить навык рисования восковыми мелками и акварелью. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки, зеленая бумага, клей |
Календарно-тематический план
второго года обучения (5-7 лет)
месяц | неделя | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Задачи | Материал |
ОКТЯБРЬ | 1. | «Яблочки наливные» | Тычок Оттиск | Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. | Альбомный лист бумаги, коробка гуаши, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования; изображения яблони и сада. |
2. | «Во саду ли, в огороде» | Рисование восковыми мелками | Познакомить детей с техникой рисования свечой; закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Альбомный лист бумаги, коробка гуаши, две кисточки, восковые мелки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования; изображения огорода, овощей. | |
3. | «Осенний букет» | Печатание листьями | Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. | Альбомный лист бумаги, коробка гуаши, кисточки, листья, все принадлежности для рисования; осенние листья, осенние букеты. | |
4. | «Осенние мотивы» (коллективная работа)» | Кляксография | Совершенствовать навыки рисования кляксами; продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски; прививать интерес к нетрадиционным способам рисования. | Лист бумаги формата А 2, коробка гуаши, кисточки, все принадлежности для рисования; изображения природы осенью. | |
5. | «Деревья в нашем парке» | На выбор детей | Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения и кроны; совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения. | Листы бумаги белого, голубого и серого цветов, гуашь, кисточки разных размеров, баночки с водой, салфетки, незавершенные рисунки воспитателя для показа техники рисования, изображения лиственных деревьев. | |
НОЯБРЬ | 1. | «Осенних луж очарованье» | Монотипия по- сырому | Познакомить детей с новой техникой монотия по- сырому; продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | Альбомный лист бумаги, акварель, кисти, баночка с водой, салфетки изображения природы осенью. |
2. | «Золотые березы» | На выбор детей | Вызвать у детей интерес к изображению осенней березы по мотивам стихотворения; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими ветками; совершенствовать технические умения; развивать чувство цвета и композиции. | Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берез, ножницы, гуашь, цветные карандаши, образцы способов оформления кроны золотых берез. | |
3. | «Я подарок разноцветный нарисую маме» (ко Дню матери) | Рисование крупой | Познакомить с техникой рисования крупой; развивать творчество детей, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. | Крупа (пшено, манка, рис, гречка и т.п.), альбомный лист бумаги, гуашь, клей ПВА, поздравительные открытки, изображения подарков и цветов, примерные образцы рисунков. | |
4. | «Пернатые, мохнатые, колючие…» | На выбор детей | Вызать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных; инициировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). | Пластические материалы – пластилин, соленое тесто, глина, предметы для экспериментирования – стеки, трубочки, зубочистки, колпачки от фломастеров, губки, персонажи и атрибуты кукольного театра «Теремок», лепные фигурки «зайчика», «ежика», «птички». | |
ДЕКАБРЬ | 1. | «Зайчишка-трусишка» | На выбор детей | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героя; вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами; развивать композиционные умения. | Книжки-самоделки, художественные материалы на выбор детей – цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь, кисточки, баночки с водой. |
2. | «Снегири и яблоки» | Разные изобразительные средства | Расширить представление детей о способах создания пластичных образов; учить самостоятельно выбирать и сочетать изобразительные техники; развивать восприятие объемных в трехмерном пространстве; вызвать желание украсить новогоднюю елку своими руками. | Комочки ваты, мягкая бумага, бумажные салфетки, бумажные прямоугольники черного цвета (крылья, хвост), клей ПВА, кисточки клеевые, для рисования, краска гуашевая, ванночки, мисочки, бусинки, пуговички, салфетки, трубочки. | |
3. | «Белая береза под моим окном…» | На выбор детей | Вызвать у детей интерес к изображению зимней березы по мотивам стихотворения; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроныи стройного белоснежного ствола с тонкими ветками; совершенствовать технические умения; развивать чувство цвета и композиции. | Листы бумаги синего, розового, голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, кисти разного размера, баночки с водой, салфетки, незавершенные рисунки для показа. | |
4. | «Еловые ветви» | Разные изобразительные средства | Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности ее строения, окраски и размещения в пространстве; показать способы обследования натуры; развивать координацию в системе «глаз-рука»; воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору). | Листы бумаги светлых тонов, простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, пастель для свободного выбора материалов детьми, различные изображения ели и еловых ветвей. | |
ЯНВАРЬ | 1. | «Начинается январь, открываем календарь…» | Тычок жесткой кистью, оттиски | Учить детей составлять гармоничные композиции, передавая впечатления о разных временах года; создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе; упражнять в технике рисования гуашевыми красками, свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом; вызвать интерес к работе в парах, желание создать самодельный календарь; развивать чувство цвета и композиции. | Гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой, красивые виды природы в разное время года. |
2. | «Весело качусь под гору в сугроб…» | Обрывная аппликация | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами; показать средства изображения сюжетной связи между объектами; расширить возможности применения техники обрывной аппликации; развивать композиционные умения. | Бумага белого цвета, цветные и простые карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, салфетки, клеенки, изображения заснеженной земли, горки, катка и т.п. | |
3. | «Зимняя сказка» | Тычок жесткой кистью, набрызг | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; учить детей самосоятельно придумывать композицию рисунка, познакомить с новым способом изображения снега – «набрызг» | Репродукциии с зимними пейзажами, альбомный лист с готовым фоном, набор гуашевых красок, кисти, стаканчик с водой, зубная щетка, карандаш, салфетка, фартук. | |
ФЕВРАЛЬ | 1. | «Папин портрет» | На выбор детей | Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение человека (папы, дедушки, брата, дяди); вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств; продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). | Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой, семейные фотографии; репродукциии картин (портреты), опорные рисунки для показа этапов работы. |
2. | «Гастук для папы» | На выбор детей | Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров; показать способы изготовления галстука из различных материалов; подвести к пониманию связи формы и декора . | Цветная бумага, лоскутки и полоски ткани разной расцветки, ножницы, простые карандаши, фломастеры или маркеры; галстуки различной формы и расцветки, портреты пап, нарисованных детьми ранее. | |
3. | «Кружка для папы» | На выбор детей | Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков своими руками, учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета; формировать интерес к истории страны и семьи; воспитывать заботливое отношение к близким людям. | Глина или соленое тесто, клеенки, стеки, салфетки; разные кружки фабричного производства, все принадлежности для рисования (оформление кружки) | |
4. | «Я рисую море…» | Эксперименти-рование с различными техниками | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами; развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений. | Листы белой бумаги разного размера, кисточки разного размера, губки, зубные щетки, мочалки и другие бытовые предметы | |
МАРТ | 1. | «Милой мамочки портрет» | На выбор детей | Учить рисовать женский портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение человека (мамы, бабушки, сестры, тети); вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств; продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). | Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой, семейные фотографии; репродукциии картин (портреты), опорные рисунки для показа этапов работы. |
2. | «Солнышко, улыбнись, солнышко нарядись!» | На выбор детей | Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства; показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки, теугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки, спирали); развивать чувство ритма и композиции. | Гуашевые краски, кисточки разных размеров, листы белой и тонированной бумаги, баночки с водой, палитры, образцы произведений декоративно-прикладного искусства, плакаты «Весна», таблица вариантов декоративных элементов. | |
3. | «Весеннее небо» | Оттиск | Создать условия для свободного экспериментирования с кварельными красками и разными художественными материалами; учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений, развивать творческое воображение. | Белые листы бумаги, акварельные краски, ватные томпоны, баночки с водой, плакаты «Весна», «Времена года». | |
4. | «Нежные подснежники»
| Аппликативная техника | Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах; совершенствовать аппликативную технику – составлять аппликативный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения; формировать композиционные умения; развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе. | Рисунки весеннего неба, выполненные ранее, цветная и белая бумага, ножницы, клей, салфетки, изображения первых весенних цветов, простые карандаши с ластиками на конце. | |
АПРЕЛЬ | 1. | «Ничего себе картина, ничего себе жара!» | На выбор детей | Учить детей передавать в рисунке фантазийные композиции. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств (сочетание разных способов и приемов работы в зависимости от характера образов). Развивать творческое воображение, пространственное мышление, чувство юмора. | Пластилин, стеки, цветная бумага, картон, ножницы, трубочки зубочистки, спички, пуговицы, бусины, бисер, лоскутки, нитки, веревки, коробочки из под конфет. |
2. | «Звездные дали» | Цветной граттаж | Продолжить знакомство с техникой рисования «цветной граттаж»; побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов; воспитывать стремление к познанию окружающего мира. | Альбомный лист с готовой основой под граттаж, заостренная палочка (ручка с пером) | |
3. | «Ветка сирени» | Тычок жесткой кистью | Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка; формировать чувство композиции и ритма; воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. | Альбомный лист бумаги, коробка гуаши, две кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования; изображения сирени. | |
4. | «Чудесные превращения кляксы» | Кляксография | Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. | Альбомный лист бумаги, коробка гуаши, кисточки, маленький листочек бумаги для проверки цвета, все принадлежности для рисования, незавершенные рисунки для показа. | |
МАЙ | 1. | «Праздничный салют» | Цветной граттаж | Формировать у детей представление о подвиге народа в годы ВОВ; закрепить свойства разных материалов; усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении; развивать композиционные навыки, пространственные представления. | Репродукция с изображением салюта, альбомный лист , набор восковых карандашей, акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, салфетка. |
2. | «Грибная полянка» | Оттиск, все знакомые техники | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами; показать средства изображения сюжетной связи между объектами; расширить возможности применения знакомых техник; развивать композиционные умения. | Бумага белого цвета, цветные и простые карандаши, фломастеры, гуашь, миски для краски, различные оттиски, салфетки, изображения леса, грибной полянки, видов грибов и т.п. | |
3. | «Одуванчики» | Рисование мыльными пузырями | Учить с помощью гуаши, передавать яркий колорит, совершенствовать эстетическое восприятие, природных явлений; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительно образа одуванчика в пейзаже; воспитывать аккуратность. | цветная бумага формата А4, гуашь, шампунь, вода в стаканчике, трубочка для коктейля, кисточка, салфетки, иллюстрации, эскизы | |
4. | «Волшебные превращения» (рисование на камешках) | На выбор детей | Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков); познакомить с разными премами рисования на кмешках разной формы; совершенствовать изобразительную технику; развивать творческое воображение. | Чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки, все принадлежности для рисования (на выбор детей), скульптуры малых форм, разукрашенные образцы камешков. |
Тематический план работы с родителями
первый год обучения (4-5 лет)
Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». | Консультация для родителей в приемной группы. | Октябрь |
«Правила рисования карандашами и красками». | Памятка для родителей | Ноябрь |
«Учимся рисовать вместе» | Папка-передвижка | Декабрь |
«Чем угодно мы рисуем – выбирай на вкус». | Консультация для родителей | Январь |
«Почему дети рисуют черными красками?» | Папка-передвижка | Февраль |
«Когда ребенок сводит с ума?» | Памятка для родителей | Март |
«Волшебные превращения» (рисование по маленьким камням) | Мастер-класс | Апрель |
«Мы из детства!» | Выставка рисунков (родители и дети) | Май |
Тематический план работы с родителями
второй год обучения (5-7 лет)
Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста». | Консультация для родителей в приемной группы. | Октябрь |
«Что рисует ваш ребенок?». | Анкета для родителей | Ноябрь |
Нетрадиционные формы рисования: «Если дома нет кисточки» | Консультация для родителей | Декабрь |
«Развиваем руки ребенка». | Консультация для родителей | Январь |
«Почему дети рисуют черными красками?» | Папка-передвижка | Февраль |
«Учимся рисовать мыльными пузырями» | Памятка для родителей | Март |
«Волшебный мир красок» | Мастер-класс | Апрель |
«Я рисую этот мир…!» | Выставка рисунков (родители и дети) | Май |
Литература
- Аксенова, А. К. Развивающие занятия по изобразительной деятельности [Текст]/ А.К. Аксенова. – М .: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
- Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. - Часть 1. – Москва : Скрипторий, 2013.
- Казакова, Р. Г., Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, рисование, конспекты занятий [Текст] / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. / Под ред. Р.Г. Казаковой. — Москва :ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006.
- Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 — 7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И. А. Лыкова. — Москва : «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2009. - 144 с.
- Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И. А. Лыкова. — М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.
- Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. [Текст] / И. А. Лыкова. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152 с.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
Приложение 1.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Черно-белый гратаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукантон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной гратаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Приложение 2.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствоваться критериями (Педагогическая диагностика по программе «Развитие» НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие», Москва, 2000г).
Диагностика рисунка направлена на:
- выявление уровня овладения техникой изображения нетрадиционным способом, материалом;
- выявления умения создавать выразительный образ нетрадиционными способами средствами
изображения.
Уровень овладения техникой изображения нетрадиционным способом | Критерии оценки |
Уровень овладения детьми техническими навыками (степень овладения способом изображения в нетрадиционной технике). | Низкий – ребенок не может выполнить рисунок в нетрадиционной технике. Средний – ребенок выполняет работу нетрадиционным способом при напоминании педагогом последовательности техники. Высокий – ребенок самостоятельно выполняет работу нетрадиционным способом, техника направлена на выразительность образа. |
Уровень овладения детьми создания образа | Низкий – ребенок не может создать узнаваемые образы, используя нетрадиционную технику; изображение примитивно, неполно. Средний – ребенок создает изображение узнаваемым, передаёт основные его части, есть важные детали, но более подробные отсутствуют Высокий – ребенок самостоятельно создает выразительный образ, передает настроение (позу, динамику и т. д.) |
Уровень овладения детьми композиционными навыками | Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости (большое или крошечное по величине) размещено случайно. Средний – изображение соразмерно картинной плоскости, заполнено все; пространство листа; есть попытка передать перспективу. Высокий – рисунок соотнесен с размером листа бумаги, ритмичное расположение изображений по всему листу; присутствует простейшая перспектива. |
Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа | Низкий – цвет в рисунке грязный, невыразительный, выбран случайно и не соответствует образу. Средний – рисунок насыщен по цвету, яркий, но не гармоничный по отношению к фону, наметилась тенденция к использованию цвета, как выразительного средства. Высокий – цвета подобраны гармонично между собой и по отношению к фону, цвет привлекается для передачи настроения и характера |
Оригинальность рисунка | Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение. Средний – отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения. Высокий – есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение. |
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы
№ | Ф. И. ребенка | Уровень овладения детьми техническими навыками (степень овладения способом изображения в нетрадиционной технике). | Уровень овладения детьми создания образа | Уровень овладения детьми композиционными навыками | Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа | Оригиналь-ность рисунка | |||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...