Картотека наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с искусством
картотека по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ткаченко Галина Васильевна

Картотека содержит перечень картин художников, скульптур и других пособий, предназначенных для ознакомления детей 4 -7 лет с искусством. Пособия разделены по возрасту и жанрам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_reproduktsiy_kartin_hudozhnikov.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень картин для знакомства с натюрмортом (дети с 4 лет)

  1. К.С. Петров –Водкин «Яблоки на красном фоне» (1917 г.)
  2. К.С. Петров –Водкин «Бокал и лимон» (1922 г.)
  3. П.П. Кончаловский «Сирень в корзине» (1933 г.)
  4. П.П. Кончаловский «Яблоки на столе у печки» (1947 г.)
  5. П.П. Кончаловский «Сухие краски» (1913г.)
  6. И.И. Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой (1939 г.)
  7. И.И. Машков «Натюрморт. Синие сливы» 91910 г.)
  8. И.И. Машков «Натюрморт с самоваром» (1919 г.)
  9. И.И. Машков «Снедь московская: хлебы» (1924 г.)
  10. И.Е. Репин «Яблоки и листья (1879 г.)
  11. И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)
  12. И. Т. Хруцкий «Натюрморт (фрагмент) (1839 г.)
  13. И. Т. Хруцкий «Натюрморт со свечкой»
  14. Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820 г.)
  15. В.Ф. Стожаров «Натюрморт. Квас» (1972 г.)
  16. В.Ф. Стожаров «Лен»
  17. Е.В. Зуев «Дары лесов» (1967 г.)
  18. И.Э Грабарь «Неприбранный стол» (1907 г.)
  19. И.Э Грабарь «Хризантемы (1905 г.)
  20. З.Е. Серебрякова «За обедом» (1914 г.)
  21. М.С. Сарьян «Осенние цветы» (1939 г.)
  22. А.Н. Якобсон «Цветы»
  23. Е.И. Волошинов «Лук»
  24. А. Миньон «Цветы в вазе»
  25. Т. Ульянов «Натюрморт с книгами»

Перечень картин для знакомства с пейзажной живописью (дети с 5 лет)

  1. И.И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)
  2. И.И. Левитан «Золотая осень. Слободка» (1889 г.)
  3. И.И. Левитан «Сумерки. Луна»
  4. И.И. Левитан «Весна. Большая вода» (1897 г.)
  5. И.И. Шишкин «Зима» (1890 г.)
  6. И.И. Шишкин «Дубы»
  7. И.И. Шишкин «Перед грозой»
  8. И.И. Шишкин «Сныть – трава»
  9. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
  10. А.К. Саврасов «Грачи прилетели» (1871 г.)
  11. И.С. Остроухов «Золотая осень» (1887 г.)
  12. И.Э Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»
  13. И.Э Грабарь «Февральская лазурь» (1904 г.)
  14. И.Э Грабарь «Зимний вечер»
  15. И.Э Грабарь «Март»
  16. И.Э Грабарь «На озере»
  17. И.Э Грабарь «Вешний поток»
  18. В. И. Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870г.)
  19. Г.Г. Нисский «Подмосковье. Февраль» (1957 г.)
  20. А.А. Рылов «Зеленый шум» (1904 г.)
  21. А.А. Рылов « В голубом просторе» (1918 г.)
  22. Н.К. Рерих «Гималаи» (1941 г.)
  23. И.К. Айвазовский «Волна» (1889 г.)
  24. А.К. Соколов « На луне (сер. XX в.)
  25. Ф. Васильев «Болото в лесу»
  26.  М. Башкирцева «Осень»
  27. В. Бялыницкий-Бируля «Изумруд весны»
  28. С. Жуковский «Весенняя вода»
  29. Н. Дубовской «Весенний вечер»

Перечень картин для знакомства с портретом (дети с 5 лет)

  1. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797 г.)
  2. В.А. Тропинин «Кружевница» (1823 г.)
  3. К.П. Брюллов «Всадница» (1832 г.)
  4. К.П. Брюллов «Портрет В.А. Перовского» (1837 г.)
  5. К.П. Брюллов «Мужской портрет» (1838 г.)
  6. И.Н. Крамской «Пасечник» (1882 г.)
  7. В. А. Серов «Мика Морозов» (1901 г.)
  8. В. А. Серов «Дети»
  9. В. А. Серов «Молодуха»
  10. В. А. Серов «Портрет художника И.И. Левитана» (1893 г.)
  11. В. А. Серов «Девушка, освещенная солнцем». Портрет М.Я. Симонович» (1888 г.)
  12. З.Е. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет» (1909 г.)
  13. А.В. Лентулов «Автопортрет» (1915 г.)
  14. З.Е. Серебрякова «Портрет балерины В.К. Ивановой в костюме испанки» (1924 г.)
  15.  В.М. Васнецов «Автопортрет» (1873 г.)
  16. В.М. Васнецов «Аленушка» (1880 г.)
  17. В.М. Васнецов «Аленушка» (1881 г.)
  18. В.М. Васнецов «Портрет Б.В. Васнецова» (1889 г.)
  19. А.П. Антропов «Портрет детей австрийской императрицы Марии Терезии» 1760
  20. И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 г.)

Перечень скульптур для знакомства детей (с 6 лет)

  1. И.С. Ефимов «Дельфин» (1937 г.)
  2. В.А. Ватагин «Пингвин с птенцом» (1960 г.)
  3. А.Г.Сотников «Лев в цирке» (1962-1966 г.)
  4. А.В.Марц «Конь» (1970 г.)
  5. В.А. Епихин «Мастер» (1994 г.)
  6. В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»
  7. А.Опекушин «Памятник А.С. Пушкину»
  8. П. Бондаренко «Памятник Ю.А. Гагарину»

Перечень наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

  1. «Мир искусства. Портрет» Е.В. Краснушкин. Изд. Мозаика-Синтез. 2012 г.
  2. «Четыре времени года» Н.В. Нищева. Изд. Детство-пресс, 2007 г.
  3. «Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
  4. «Знакомим с натюрмортом» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011г.
  5. «Стихия воды» И.К. Айвазовский». Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.
  6. «Знакомим со сказочно-былинной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
  7. «Знакомим с портретной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
  8. «Шишкин И.И. «Лесное царство». Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.
  9. «Куинджи А.И. «Волшебство света» Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.

ВИДЫ ИСКУССТВА

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса, что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

- горельеф - высокий рельеф,

- барельеф - низкий рельеф,

- контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

- памятники,

- монументы,

- мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной,  свободной личности, так как именно т...

Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством

В целях повышения качества  образовательной деятельности  в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».

Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и  её видах....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».

Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....

Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.

Аннотация           В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформи...

Картотека наглядно – дидактических пособий для игр с логическими блоками Дьенеша, и палочками Кюизенера.

Важнейшими дидактическими пособиями логико – математического развития дошкольников являются:•      логические блоки Дьенеша;•      цве...