Картотека наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с искусством
картотека по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Картотека содержит перечень картин художников, скульптур и других пособий, предназначенных для ознакомления детей 4 -7 лет с искусством. Пособия разделены по возрасту и жанрам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_reproduktsiy_kartin_hudozhnikov.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень картин для знакомства с натюрмортом (дети с 4 лет)
- К.С. Петров –Водкин «Яблоки на красном фоне» (1917 г.)
- К.С. Петров –Водкин «Бокал и лимон» (1922 г.)
- П.П. Кончаловский «Сирень в корзине» (1933 г.)
- П.П. Кончаловский «Яблоки на столе у печки» (1947 г.)
- П.П. Кончаловский «Сухие краски» (1913г.)
- И.И. Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой (1939 г.)
- И.И. Машков «Натюрморт. Синие сливы» 91910 г.)
- И.И. Машков «Натюрморт с самоваром» (1919 г.)
- И.И. Машков «Снедь московская: хлебы» (1924 г.)
- И.Е. Репин «Яблоки и листья (1879 г.)
- И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)
- И. Т. Хруцкий «Натюрморт (фрагмент) (1839 г.)
- И. Т. Хруцкий «Натюрморт со свечкой»
- Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820 г.)
- В.Ф. Стожаров «Натюрморт. Квас» (1972 г.)
- В.Ф. Стожаров «Лен»
- Е.В. Зуев «Дары лесов» (1967 г.)
- И.Э Грабарь «Неприбранный стол» (1907 г.)
- И.Э Грабарь «Хризантемы (1905 г.)
- З.Е. Серебрякова «За обедом» (1914 г.)
- М.С. Сарьян «Осенние цветы» (1939 г.)
- А.Н. Якобсон «Цветы»
- Е.И. Волошинов «Лук»
- А. Миньон «Цветы в вазе»
- Т. Ульянов «Натюрморт с книгами»
Перечень картин для знакомства с пейзажной живописью (дети с 5 лет)
- И.И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)
- И.И. Левитан «Золотая осень. Слободка» (1889 г.)
- И.И. Левитан «Сумерки. Луна»
- И.И. Левитан «Весна. Большая вода» (1897 г.)
- И.И. Шишкин «Зима» (1890 г.)
- И.И. Шишкин «Дубы»
- И.И. Шишкин «Перед грозой»
- И.И. Шишкин «Сныть – трава»
- И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
- А.К. Саврасов «Грачи прилетели» (1871 г.)
- И.С. Остроухов «Золотая осень» (1887 г.)
- И.Э Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»
- И.Э Грабарь «Февральская лазурь» (1904 г.)
- И.Э Грабарь «Зимний вечер»
- И.Э Грабарь «Март»
- И.Э Грабарь «На озере»
- И.Э Грабарь «Вешний поток»
- В. И. Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870г.)
- Г.Г. Нисский «Подмосковье. Февраль» (1957 г.)
- А.А. Рылов «Зеленый шум» (1904 г.)
- А.А. Рылов « В голубом просторе» (1918 г.)
- Н.К. Рерих «Гималаи» (1941 г.)
- И.К. Айвазовский «Волна» (1889 г.)
- А.К. Соколов « На луне (сер. XX в.)
- Ф. Васильев «Болото в лесу»
- М. Башкирцева «Осень»
- В. Бялыницкий-Бируля «Изумруд весны»
- С. Жуковский «Весенняя вода»
- Н. Дубовской «Весенний вечер»
Перечень картин для знакомства с портретом (дети с 5 лет)
- В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797 г.)
- В.А. Тропинин «Кружевница» (1823 г.)
- К.П. Брюллов «Всадница» (1832 г.)
- К.П. Брюллов «Портрет В.А. Перовского» (1837 г.)
- К.П. Брюллов «Мужской портрет» (1838 г.)
- И.Н. Крамской «Пасечник» (1882 г.)
- В. А. Серов «Мика Морозов» (1901 г.)
- В. А. Серов «Дети»
- В. А. Серов «Молодуха»
- В. А. Серов «Портрет художника И.И. Левитана» (1893 г.)
- В. А. Серов «Девушка, освещенная солнцем». Портрет М.Я. Симонович» (1888 г.)
- З.Е. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет» (1909 г.)
- А.В. Лентулов «Автопортрет» (1915 г.)
- З.Е. Серебрякова «Портрет балерины В.К. Ивановой в костюме испанки» (1924 г.)
- В.М. Васнецов «Автопортрет» (1873 г.)
- В.М. Васнецов «Аленушка» (1880 г.)
- В.М. Васнецов «Аленушка» (1881 г.)
- В.М. Васнецов «Портрет Б.В. Васнецова» (1889 г.)
- А.П. Антропов «Портрет детей австрийской императрицы Марии Терезии» 1760
- И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 г.)
Перечень скульптур для знакомства детей (с 6 лет)
- И.С. Ефимов «Дельфин» (1937 г.)
- В.А. Ватагин «Пингвин с птенцом» (1960 г.)
- А.Г.Сотников «Лев в цирке» (1962-1966 г.)
- А.В.Марц «Конь» (1970 г.)
- В.А. Епихин «Мастер» (1994 г.)
- В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»
- А.Опекушин «Памятник А.С. Пушкину»
- П. Бондаренко «Памятник Ю.А. Гагарину»
Перечень наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
- «Мир искусства. Портрет» Е.В. Краснушкин. Изд. Мозаика-Синтез. 2012 г.
- «Четыре времени года» Н.В. Нищева. Изд. Детство-пресс, 2007 г.
- «Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
- «Знакомим с натюрмортом» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011г.
- «Стихия воды» И.К. Айвазовский». Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.
- «Знакомим со сказочно-былинной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
- «Знакомим с портретной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
- «Шишкин И.И. «Лесное царство». Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.
- «Куинджи А.И. «Волшебство света» Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.
ВИДЫ ИСКУССТВА
АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
ГРАФИКА
Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.
Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.
В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.
ЖИВОПИСЬ
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.
Живопись подразделяется на:
- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.
Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):
- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.
-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.
В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса, что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.
СКУЛЬПТУРА
Скульптура - пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
- горельеф - высокий рельеф,
- барельеф - низкий рельеф,
- контррельеф - врезной рельеф.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная - используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:
- памятники,
- монументы,
- мемориалы.
Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра
- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
- Роспись по ткани - Павловские платки и шали
- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно т...
Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по ознакомлению дошкольников с искусством.
Описание опыта работы....
Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством
В целях повышения качества образовательной деятельности в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».
Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и её видах....
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».
Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....
Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.
Аннотация В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформи...
Картотека наглядно – дидактических пособий для игр с логическими блоками Дьенеша, и палочками Кюизенера.
Важнейшими дидактическими пособиями логико – математического развития дошкольников являются:• логические блоки Дьенеша;• цве...