Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.
учебно-методическое пособие (средняя, старшая группа)
Аннотация
В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся, безопасную среду. Усложняются и дидактические задачи, а также дополняется вспомогательный материал новыми играми и развивающими элементами.
Актуальность
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в которой находится ребенок. И особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОУ отводится наглядно - игровым пособиям и дидактическим играм и игрушкам. Грамотно созданные и используемые на практике дидактические пособия разносторонне развивают ребенка и решают задачи образовательных областей. Дидактическое пособие «Диаскоп» предназначено для осуществления социально - коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста, формирования основ дорожной безопасности и ПДД. Также способствует развитию у детей связной речи, внимания, мышления, обогащает знания. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей дошкольного возраста основам дорожной грамотности, помогает ребенку в игровой форме закрепить полученные знания о правилах дорожного движения, и не противоречит принципам построения развивающей предметно-пространственной среды группы.
Цель разработки пособия: формирование у детей представлений о безопасном поведении на дорогах и о ПДД.
Задачи:
- создать условия для обеспечения образовательного процесса в области изучения правил дорожной безопасности;
- учить различать и называть дорожные знаки, закреплять знания детей транспорте, дороге, светофоре и т.п.;
- формировать навыки безопасного поведения на дорогах;
- обучать основам транспортной культуры.
Планируемые результаты при систематическом использовании пособия. Оно поможет ребенку:
- в социально-коммуникативном развитии
- овладеть основными правилами поведения на дороге;
- сотрудничать и взаимодействовать в решении проблемных ситуаций;
- регулировать свое поведение, в соответствии с правилами дорожного движения
- в познавательном развитии
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- познакомиться с дорожными знаками;
- проявлять стремление к получению знаний о дорожном движении
- в речевом развитии
- использовать речь для выражения своих мыслей, вступать в ситуативный разговор при анализе дорожных ситуаций;
- в художественно-эстетическом развитии
- появится интерес и умения делать дополнительные атрибуты (ленты) к пособию по правилам дорожного движения (рисование и аппликация).
Наглядное интерактивное пособие «Диаскоп», которое я создала, поможет детям дошкольного возраста закрепить полученные знания об окружающем мире. Это ручной аналог фильмоскопа. Изготовлен он из бросового материала (картонной коробки, втулок из фольги для запекания, кусочков обоев, клеящейся пленки), с применением творчества, фантазии и вдохновения.
Основа Диаскопа – картонная коробка среднего размера, обклеенная пленкой для удобства обработки и эстетического вида. В верхней части коробки – отверстие прямоугольной формы, а на боковых сторонах - права и слева, сделаны по 2 отверстия, в которые вставляются 2 втулки (одна из них с «лентой», другая пустая, на нее наматывается просмотренная «лента»). «Лентой» послужили кусочки обоев, шириной 10-15 см., а длиной до 1 метра. Взрослый или ребенок сможет стать художником – иллюстратором, и даже мультипликатором, чтобы оживить «ленту» (нарисовать или приклеить картинки, соответствующие предложенной теме). Диаскоп мобилен, универсален, легок в управлении.
Методическая ценность пособия «Диаскоп» заключается в том, что оно:
- является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, игровых и коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности;
- способствует обогащению игрового опыта детей по дорожной безопасности;
- развивает мышление и творческую активность ребенка, стимулирует психические процессы, помогает усваивать правила дорожного движения.
Преимущества пособия:
1. Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка и закрепление полученных знаний о ПДД.
2. Трансформируемость - возможность изменений и преобразований.
3. Вариативность - наличие различных заданий для деятельности детей, периодическая сменяемость материала, стимулирующих детскую активность.
4. Обеспечивает дифференцированное обучение по усвоению правил дорожного движения - применения индивидуально и несколькими участниками, в НОД или в игровой деятельности.
5. Участие педагога или родителя, как играющего партнера.
Заключение
Практика показывает, что при использовании дидактического пособия «Диаскоп» у детей:
- сформированы и закреплены знания по правилам дорожного движения;
- расширены знания о видах транспорта;
- закреплены знания о некоторых дорожных знаках, их схематическое изображении;
- активизирован и пополнен тезаурис ребенка, в соответствии с возрастом, по теме «Дорожная безопасность».
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.
Место использования в педагогическом процессе: в образовательной и игровой деятельности (различного типа), в утреннее и вечернее время, на занятиях не только по ПДД и ОБЖ, но и по другим образовательным областям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое интерактивное пособие "Культура поведения детей в музее"
Данное пособие поможет Вам и Вашему ребенку познакомится с правилами поведения в музее. игра проста в использовании и интересна на практике....
П.И.Чайковский Детский альбом (музыкально - дидактическое интерактивное пособие)
Музыкально - дидактическое интерактивное пособие разработано для музыкальных занятий в детском саду и в начальной школе, раздел слушание. Цель презентации: Закрепление знаний ...
"Фруктовая корзинка"- дидактическое интерактивное пособие
Цель: Закрепление звука А. Положи в корзинку фрукт на заданный звук....
" Дикие и домашние животные"дидактическое интерактивное пособие.
Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных....
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».
Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и её видах....
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».
Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....
Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»
В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...