Методическая разработка по декоративно-прикладному творчеству.
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД для подготовительной группы по теме "В поисках народной мудрости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_zanyatiya_mudrost_mastera.docx | 178.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме
«В поисках народной мудрости».
Цели. Продолжить углублять понятие о народных промыслах. Закрепить знания о народных традициях и декоративно-прикладном творчестве. Воспитать уважение к истории и культуре своего народа.
Задачи.
Образовательные:
- Закрепить знание основных центров народных промыслов: Филимоново (Тула), Дымка(Киров), Семеново, Городец, Гжель.
- Расширить знания об этапах производства изделий народных промыслов: Гжели, Дымково, Хохломы, Городца, Филимоновской игрушки.
-Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах;
- Закрепить знание элементов и колорита росписей;
- Расширить знания о музейных профессиях;
- Закрепить знание букв и умение составлять слово.
Развивающие:
- Продолжать развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус;
- Развить познавательно-исследовательский интерес.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа;
- Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, умение дружно работать в детском творческом коллективе;
- Доставить детям радость от совместного творческо-исследовательского процесса и прикосновения к прекрасному.
Материалы и оборудование:
- демонстрационный материал по темам: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома», «Гжель», «Городец»
- поделки выполненные руками детей по теме «Декоративно-прикладное творчество»;
- силуэты дымковских и филимоновских игрушек;
- народные игрушки и предметы народного творчества из музея группы;
- разрезная картинка (Гжельские часы)
- Картинки с символами земли, воды, растений, вспаханного поля и тд. ;
- картинки с элементами росписей для игр;
- красная и серая глина для подсказок;
- опорные схемы по этапам производства: «Как рождается красота»,
- миникарта «Народные промыслы на карте России»,
- имитация городецкой прялки
- аудиозаписи с народным фольклором для детей.
Подготовительная работа:
- беседа о городе Семенове – столице народных промыслов;
- беседы по истории возникновения народных промыслов: «Дымковская игрушка», Филимоновская игрушка», «Хохлома», «Городец» «Гжель»;
- просмотр презентаций о промыслах «Как рождается красота»;
- знакомство с весенними народными праздниками «Масленица», «Веснянка»;
- изучение древних символов Филимоновской росписи;
- знакомство с элементами и мотивами декоративной росписи изучаемых промыслов;
-декоративная роспись козлика по мотивам Филимоновской игрушки;
- пластилинография «Дымковская барыня», рисование и роспись «Хохломской птички», роспись тарелки по мотивам «Гжели», роспись досточки «Городецкие бутоны»;
- словарная работа: промысел, ярмарка, артель, ремесло, роспись, элемент, синька, завиток, лужение, вапление, штрих, криуль, травка, кустик, фоновая роспись, верховая роспись, розан, бутон, подмалевок, теневка, оживка, мазок с тенью, «агашка»;
- знакомство с музейными профессиями и правилами поведения в музее;
- чтение пословиц и поговорок о труде.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, мы с вами живем в России – стране с великой историей и богатой народной культурой. Народную культуру, как и историю надо сохранять и беречь, а главное изучать. Центр декоративного творчества нашей страны находится в городе Семенове. С утра мы ждали большого гостя –мастера и хранителя изделий народных промыслов Ивана Кузьмича. Но приехать он не смог - приболел, ведь Ивану Кузьмичу уже 96 лет. Но он о нас не забыл и прислал посылку. Дети, я ее не открывала и не знаю, что в ней.
Давайте ее откроем. Воспитатель и дети открывают посылку и достают письмо. Дети, тут письмо, давайте его прочтем.
«Здравствуйте дорогие, дети. Пишет вам мастер Иван Кузьмич. В гости к вам приехать не смог, хотя и обещал. Старенький стал, захворал. Пора пришла отдыхать от дел, а мудрость и опыт вам предать. «Мудрость» записал и где-то в вашем музее оставил. Вы в музей идите и «мудрость» мою найдите. А помогут вам мои подсказки. До свидания. Ваш Иван Кузьмич.»
Дети и воспитатель идут к столам с поделками и изделиями декоративно-прикладного творчества. Дети и воспитатель оглядываются.
Воспитатель: странно, как же нам «мудрость» найти.
Дети предлагают заглянуть в посылку. Воспитатель и дети заглядывают в посылку и говорят, что там, что-то есть.
Воспитатель называет ребенка по имени и предлагает достать первую подсказку.
Дети вынимают последовательно одну из подсказок: кусочек синей глины, кусочек красной глины, гребень от прялки, кусочек «золота», баночку с синей гуашью. Дальше сценарий разворачивается в зависимости от вынутой подсказки. Подсказок 5.
1 подсказка (Кусочек темной глины)
Дети рассматривают глину, высказывают предположения, аргументируют. Делают вывод, что это глина для филимоновкой игрушки.
Дети подходят к столу с филимоновской игрушкой.
Воспитатель: Дети, здесь какое-то послание из древности. На столе лежат карточки с элементами филимоновской росписи, нужно расшифровать древние символы, подобрав картинки.
Дети разгадывают символы, подбирая картинки. На обороте картинок буквы, из которых дети собирают слово «ЗЕМЛЯ»
Солнце | М | Засеянное поле | Е | Вода на земле | |
Дождь | Л | Земля
| З | Растения
| Я |
Воспитатель хвалит детей за первую отгадку и вешает слово на доску
Дети подходят к посылке. Второй ребенок вынимает вторую подсказку.
2 подсказка (Кусочек красной глины)
Дети отгадывают, что эта глина для дымковской игрушки и подходят к столу. На столе, кроме игрушек стоит побеленная фигурка индюка.
Воспитатель: Посмотрите, как красивы игрушки, кружочки, точечки, полоски. Дети, посмотрите, мастер оставил не расписанным индюка. Давайте выберем элементы дымковской росписи для украшения индюка. На столе лежат карточки с элементами росписи разных промыслов.
Дети выбирают карточки с элементами дымковской росписи. Если угадали правильно, на обороте карточек дети находят буквы к слову «КРАСИТ»
Воспитатель хвалит детей. Дети вешают на доску вторую отгадку.
Третий ребенок вынимает третью подсказку
3 подсказка (Кусочек «золота»)
Дети высказывают свои догадки: «Надо искать золото или что-то, позолоченное».
Воспитатель: Дети, а что у нас в музее золотое или позолоченное.
Дети ходят по музею, рассматривают экспонаты и предполагают, что это, наверное, Хохломская посуда и подходят к столу с изделиями по мотивам хохломы. Убеждаются в том, что посуда действительно похожа на золотую.
Воспитатель: Дети, как вы думаете - это правда, что посуда сделана из золота.
Ответы детей: Нет не из золота. Посуда изготовлена из дерева липы, покрыта алюминиевым порошком и олифой. После обжига в печи алюминий и олифа желтеют и приобретает золотистый оттенок.
Воспитатель: совершенно верно. Только посмотрите, на одних горшочках золотой фон, а на других черный, а роспись одинаковая: травка, кустики, ягодки, птички. Как такую роспись называют?
Ответы детей: Роспись по золотому фону– верховая, а по черному – фоновая.
Воспитатель: Да, вы правы. Дети, посмотрите, а одна ваза до конца не расписана, может тут что-то есть. Вазу крутят со всех сторон. Воспитатель предлагает покрыть ее черной краской. Дети раскрашивают вазу черной гуашью и на ней проступает слово «ТРУД». Дети рассматривают его через лупу.
Вот и 3-я отгадка, воспитатель вешает отгадку рядом с другими словами.
Воспитатель: Дети, вы наверное устали по музею ходить, давайте отдохнем.
Физкультминутка
Как живёшь? Вот так!
А плывёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждёшь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь?
Воспитатель предлагает продолжить искать «Мудрость»
Четвертый ребенок вынимает четвертую подсказку.
4 подсказка (Гребень от городецкой прялки)
Дети рассматривают гребень, находят кусочек шерстяной нитки и высказывают догадки. Воспитатель предлагает пройти по музею и посмотреть от чего эта деталь. Дети находят донце и копылок, вставляют гребень.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы нашли недостающие детали. А как называется это устройство.
Дети отвечают, что это Городецкая прялка.
Воспитатель: Правильно, вот только купавки и розаны на донце прялки совсем повяли. Какие –то тусклые и бледные. Дети как нам оживить городецкие цветы.... Надо волшебные слова произнести.
Ответы детей: Сим-салабим, ерики-морики.
Воспитатель: Нет не помогает. Другие слова нужны.
Дети догадываются: замалевок, теневка и оживка.
Воспитатель предлагает отреставрировать донце. Дети поочереди оживляют цветы.
Воспитатель поднимает прялку, на его донце дети видят еще один ключ к отгадке. На донце прялки нарисована пиктограмма человека.
Дети подходят к доске, находят пиктограмму человека и вешают к другим найденным словам.
Пятый ребенок вынимает пятую подсказку.
5 подсказка (Баночка с синей гуашью)
Воспитатель: Странно, а зачем нам синяя краска.
Дети предполагают, что эта краска нужна для Гжели. Дети аргументируют, что для Гжели нужны только синяя краска и белая. Воспитатель спрашивает, для чего. Дети отвечают: Для выполнения мазка с тенью. Все подходят в столу с поделками по мотивам Гжели, рассматривают посуду, поделки и находят «черепки» (разрезанные картинки) настольных гжельских часов. Собирают разрезные картинки, на циферблате видят буквы и составляют слово СОЛНЦЕ
Воспитатель: Молодцы дети, вы нашли последнюю подсказку.
Дети подходят к доске, читают слова и рассматривают символы: ЧЕЛОВЕК, ТРУД, КРАСИТ, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ. Какая-то бессмыслица.
Воспитатель предлагает детям составить предложение, чтобы слова обрели смысл. Дети составляют пословицу «ЗЕМЛЮ КРАСИТ СОЛНЦЕ, А ЧЕЛОВЕКА ТРУД»
Воспитатель: Вот оказывается какую «мудрость» хотел нам передать старый мастер Иван Кузьмич. Дети, а какой смысл у этой народной мудрости. Вы, наверное, знаете еще пословицы и поговорки о труде.
Ответы детей….
Воспитатель: Дети, спасибо вам, вы настоящие мастера и исследователи народного творчества. Сегодня же позвоню Ивану Кузьмичу и расскажу о том, как мыискали народную мудрость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»
Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сфе...
Методическая разработка НОД по художественному творчеству для второй младшей группы. Коллективная аппликация «Весна пришла» - Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Красочная аппликация на весеннюю тематику (вторая младшая группа)...
Методическая разработка занятия по художественному творчеству Тема: «Золотой наряд» (младший дошкольный возраст)
содержание...
Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста" и сценарий праздника "Навруз"
Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста"...
Методическая разработка на тему: "Художественное творчество для детей подготовительной группы "
Воспитывать в детях толерантность.-Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость.Задачи:-Создать положительный настрой у детей.-Вызвать эмоциональную отзывчивость.-Развивать коммуника...
Методическая разработка занятия по художественному творчеству в средней группе " Ветка рябины" .
Методическая разработка занятия по художественному творчеству в средней группе " Ветка рябины"....
Методическое пособие по декоративно-прикладному искусству. "Дымковская роспись"
Декоративно–прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к сво...