Методическая разработка «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»
методическая разработка по рисованию на тему
Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно- эстетической деятельности. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vaseneva_e.b._metodicheskaya_razrabotka_po_izo.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Калинихинский детский сад № 6 «Березка»
Методическая разработка
«Развитие детского изо-творчества в
совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»
Выполнила:
Воспитатель группы раннего возраста
МКДОУ №6 «Березка»
Васенева Елена Борисовна
2013г
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В. А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно- эстетической деятельности. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Цели и задачи:
Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
1.Вызвать интерес к различным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
4. Создать условия для экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
5.Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, воодушевить на совместное творчество с детьми.
6.Развитие сенсорных способностей.
7. Развитие мелкой моторики руки.
Характеристика методической разработки:
Развитие детского изо-творчества в
совместной деятельности педагога и детей раннего возраста
Малыши познают окружающий мир чувственным путём, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение детей к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: ребёнок экспериментирует с бумагой, карандашом, пластилином, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает “ открытия “: узнаёт, что краска оставляет след на бумаге, кусочек пластилина может принять причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают разнообразные звуки.
Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Детей раннего возраста нужно познакомить с основными приёмами работы с различными материалами. Малышам следует предлагать рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, ладошками, кусочками поролоновой губки, щеточками, “печатками”. Ребята могут рисовать на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах.
Существует множество методов, приемов нетрадиционного рисования, ровно столько на сколько хватает фантазии и воображения.
Рисование пальчиками
Раннее творчество стимулирует гармоничное развитие маленького человечка, надо быть готовыми к тому, что на первом занятии малыш попробует краску на ощупь, возможно даже и на вкус. Но этого не следует опасаться, пальчиковые краски для детского творчества не нанесут вреда ребенку. Они не вызывают аллергию, легко смываются с его кожи и одежды.
Не следует ожидать, что ребенок сразу окунет указательный пальчик в краску и начнет рисовать профиль любимой мамы. Скорее всего, он первым делом испачкает свою одежду. Но если педагог или родители покажут ему, как надо рисовать, и объяснят, для чего нужны краски, то он, подражая им, сделает первую кляксу своим пальчиком уже на 3-4-ом занятии. Надо предоставить малышу возможность самому выбрать цвет. А самое главное, набраться терпения и не вмешиваться в начало творческого процесса. Лучшее, что может сделать педагог на этом этапе – занять позицию наблюдателя, а после завершения первого занятия не забыть похвалить малыша. И не стоит искать в первых кляксах скрытого смысла, подвергать рисунки психологическому анализу, ведь малыш просто играет красками.
Пальчиковое рисование оказывает очень большое положительное влияние на развитие малыша, способствует развитию речи и устойчивости психики. Работа с красками развивает цветовосприятие и память. Целью ранних занятий рисованием должно стать гармоничное развитие ребенка, творческое восприятие окружающего мира, а не стремление родителей сделать из своего ребенка художника.
Рисование ладошками
Это очень интересное и занимательное занятие для детей. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек взрослого, можно нарисовать целую семью осминожек разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.
А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик.
Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы.
Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.
Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.
Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.
По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.
Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки.
Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.
Рисование ватными палочками
Ещё один хороший способ нестандартного рисования - вместо кисточки берём несколько ватных палочек. Ими получается ставить очень аккуратненькие точечки и проводить линии одинаковой толщины. Ощущение, что рисуешь фломастером.
Рисование ватными палочками - интересный способ разнообразить игры для самых маленьких и скрасить досуг. Даже у малышей получится нарисовать красивый снежок, используя ватную палочку. Иногда мы тоже заменяем стандартную кисточку и фломастеры на разнообразные подручные предметы.
Для рисования палочками лучше брать акварельные краски, потому что пальчиковая гуашь очень густая и скорее всего малыш будет брать её палочкой, как ложкой. Поэтому эффект может быть несколько иной, с комочками.
Попробуйте порисовать сами! Вы обязательно получите удовольствие и ребёнок будет видеть последовательность работы - окунаем палочку в воду, потом в краску, потом на бумагу, а не наоборот. Лучше если вы рисуете на своём листе, а ребёнок на своём, но если маленький художник захочет усовершенствовать ваше произведение, ему обязательно надо это позволить, а вот самим лучше не вмешиваться в его творчество - пускай малыш сам познаёт мир.
Рисование поролоном
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон.
Поролон. Замечательный материал, который так знаком каждому с нас. Тут всё просто: ребёнок слегка обмакивает кусочек поролона в тон и прикладывает его к бумаге. Можно рисовать произвольно, а можно использовать шаблон. Таким способом можно сделать изображение в необычной технике. Рисование кусочками поролона - нетрадиционная техника изображения. Во время рисования можно сначала смочить поролоном с водой лист бумаги - тогда изображения получатся таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Если рисовать по сухому листу, тогда границы полос, контура будут более резкими, можно использовать технику печатания. Для этого из поролона вырезаются различные формы, фигуры и каждая из них окунается в краску перед тем, как ею печатать на рисунке.
Можно сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Создание отпечатка на бумаге, мягкий материал, различия фигурок по цветам и краска развивают в ребенке тягу к творчеству, мелкую моторику, помогают быстрее запомнить названия цветов и создавать подарки для близких своими ручками.
Психолого – педагогическое обоснование
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.
В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Этапы работы по теме: «Развитие детского изо-творчества в
совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»
Изучение и интерпретация программно-методических материалов Никитина А. В. “Нетрадиционные техники рисования в детском саду”. Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду”. ООО “Карапуз- дидактика” 2007г. Дошкольное воспитание -2009г.№1,№5,№6,№9. «Развитие интереса к действию с красками»; 2010г.№12 «Рисуем без кисточки». Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю.”Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности”. Москва 2008г Смирнова Е.О.,Галигузова Л. Н., Мещерякова С.Ю.”Программа воспитания и развития детей раннего возраста”. Москва 2008г. “ Кроха --Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений”.Москва 2003г. Комарова Т.С.”Детское художественное творчество”. Москва 2005г. “ Изобразительная деятельность в детском саду”.Москва 2008г. Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.“От рождения до школы”.Москва 2011г.
2. Этап- Планирование работы Разработать перспективное планирование по теме Подобрать материал, соответствующий возрастным особенностям детей. - наглядный, дидактический, наборы разнофактурной бумаги, - художественно-изобразительный материал (пальчиковые краски, гуашь) - нетрадиционные инструменты для художественного творчества (поролон, жесткие кисти, мятая бумага). - образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам, - демонстрационный наглядный материал. Создание соответствующей предметно-развивающей среды Накопление материала для повышения педагогической компетенции родителей по данной проблеме: консультаций, разработок родительских собраний, информационного материала для стендов и т.д. |
- Практический, экспериментирование.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность
Ожидаемые результаты. В результате освоения детьми темы: «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста» достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка:
Самостоятельно или при небольшой помощи выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры (моет руки, вытирает полотенцем)
Проявляет интерес и активное участие в совместной творческой деятельности (рисовании), в экспериментировании с различными традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, испытывает радость от действия с изобразительным материалом и от полученного результата.
Проявляет интерес к коллективным формам творчества, делится своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
Самостоятельно или после напоминания соблюдает элементарные правила поведения во время образовательной деятельности.
Учится самостоятельно выбирать изобразительные средства и создавать художественный образ.
У ребёнка формируются умения и навыки работы с изобразительными средствами, необходимые для применения в самостоятельной деятельности.
Испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Методы: Словесные (рассказ, объяснение, беседа и т.д.); Наглядные (применение наглядных пособий, образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам , демонстрационный наглядный материал.); Практические (экспериментирование с изобразительными средствами, пальчиковые игры). При работе по теме «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста» руководствуемся психолого-педагогическими принципами, - принцип активности, - принцип осознанности, - принцип систематичности и последовательности, - индивидуализации, - доступности. - принцип интеграции ( является важным при организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ) Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса. |
Наиболее эффективно решаются образовательные задачи, если использовать интегративный подход при организации образовательного процесса.
Согласно принципу интеграции овладение нетрадиционными техниками рисования осуществляется через все образовательные области.
«Социализация»
- развитие игровой деятельности детей.
«Труд»
-формирование трудовых умений и навыков в продуктивной деятельности.
«Безопасность»
- приобщение к правилам безопасного поведения во время работы с изобразительными материалами.
«Коммуникация»
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы»
- использование художественных произведений при создании мотивации к деятельности и для обогащения впечатлений ребенка.
«Художественно-эстетическое»
- развивается умение пользоваться не только традиционными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, кисти, краски), но и нетрадиционными ( ватные палочки, поролон, мятая бумага и т.д.). Развивается умение различать и называть красный, синий, зелёный, желтый, белый, чёрный цвета.
«Музыка»
-использование музыкальных произведений для создания хорошего настроения.
-развивать восприятие образа в художественной деятельности (рисовании).
« Физическая культура»
- развитие мелкой моторики.
«Здоровье»
-формирование умения правильно пользоваться изобразительными средствами и материалами.
«Познание»
- формируется умение различать предметы по форме, цвету, размеру.
- знакомится с предметами ближайшего окружения,
- развиваются первичные представления о природных сезонных явлениях.
Формы организации работы
Совместная деятельность педагога и детей.
Свою работу я начала с доступных для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, рисование губкой, трафаретом, рисование смятой бумагой, жесткой кистью. Постепенно, знакомясь с каждой техникой, я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь в дальнейшей деятельности привлекала детей к созданию каких-либо образов или сюжетов.
В связи с особенностями раннего возраста для привлечения внимания детей и создания условий для дальнейшей совместной деятельности использовались игровые приемы, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. Проводилась специальная работа, направленная на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к деятельности. Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета.
Оценка работ должна носить положительный характер и идти от игрового персонажа. Деятельность должна доставлять детям радость!
Мною был составлен план совместной деятельности:
Месяц | Тема | Техника нетрадиционного рисования | Цель |
сентябрь | «Горошины для петушка», «Ягода рябинка» | Рисование пальчиком Рисование пальчиком | Учить наносить пальцем ритмичные мазки, познакомить с зелёным цветом. Знакомство с красным цветом. |
октябрь | «Красивая чашка» «Солнышко лучистое» | Ватные палочки Рисование ладошкой | Знакомство с новым видом рисования, стараться равномерно располагать рисунок внутри контура Учить рисовать ладошкой, знакомство с желтым цветом. |
ноябрь | «Весёлые ладошки» | Рисование ладошкой | Учить дорисовывать недостающие детали. |
декабрь | «Ёлочные шары» «Помощь птичкам» (рябина) | Рисование пальчиком Ватные палочки | Закреплять умение рисовать пальцем, используя разные цвета. Учить детей работать вместе, воспитывать заботливое отношение к птицам. |
январь | «Тучки» | Рисование поролоном | Учить рисовать методом тычка при помощи поролонового тампона. |
февраль | «Снег идёт…..» | Рисование жесткой кистью | Учить обмакивать ж.кисть всем ворсом в краску, узнавать и называть белый цвет |
март | «Цветок для мамы» | Рисование ладошкой | Воспитывать потребность радовать своих близких. |
апрель | «Цыплятки» | Тычок жесткой кистью | Продолжать учить располагать тычки внутри контура |
май | «Одуванчик» «Ёжик» | Рисование смятой бумагой | Познакомить с новым способом. |
Организованная деятельность в режимных моментах
Месяц Тема | Беседа, Чтение художественной литературы | Рассматривание картин, Наблюдение | Игры, Экспериментирование |
Сентябрь | Р.Н.П.”Петушок, петушок….” Беседа о ягодах | Рассматривание картины “Птичий двор”. Рассматривание веточки рябины | Игра “Наклей заплатку”. Д.и “Найди такую же” |
Октябрь | Чтение стихотворения С. Капутикян “Маша обедает’ Чтение потешки “Солнышко, ведрышко” | Рассматривание чайной посуды Наблюдение за солнцем. Рассматривание иллюстраций с изображением солнышка | Д.у. “Напоим куклу чаем “ Д.и “ Парные картинки” П.и. “Солнышко и дождик”. Пальчиковая игра “Путешествие пальчика” |
Ноябрь | Р.Н.П.”Ладушки, ладушки…” | Рассматривание образцов рисунков ладошкой. | Вкладыши “Собери ладошки” Д.и. “Какой цвет “ |
Декабрь | Чтение стихов о н. ёлочке. Беседа “ Какая у вас ёлочка?” Беседа “Что едят птички?” | Наблюдение за елью Рассматривание открыток с новогодними ёлками . Наблюдение за рябиной. | Игра “Рисуем водой” П.и “Воробушки и кот “ Кубики “ Собери картинку” |
Январь | Слушание д. песенки “Облака” | Наблюдение за облаками | Экспериментирование с поролоном и красками. “Закончи рисунок”(игровизор) |
Февраль | Чтение стихотворения М. Познанской “Снег идёт” | Наблюдение за снегопадом | Упр. для пальчиков “Обведи по контуру” Сравнение мягкой и жесткой кисти. |
Март | Беседы о мамочке Чтение стихов про маму. | Рассматривание поздравительных открыток | “Собери картинку” Игра “ Семья” |
Апрель | Чтение сказки К.Чуковского “Цыплёнок” | Рассматривание картины”Курочка с цыплятами” | Д.и. “Чьи детки” Игра “Волшебный мешочек” |
Май | Рассматривание картины “Ёж с ежатами” Наблюдение за одуванчиком. | Экспериментирование с бумагой Д.и. “Найди половинку” И м. п.”Найди ёжика” |
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для наиболее эффективного развития
индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня
активности
ЗАДАЧИ:
- развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной
деятельностью, развитие творческого воображения.
- расширение представлений о цвете, форме, свойствах и качествах
различных материалов.
- развитие мелкой моторики рук.
Все мы хотим сделать жизнь наших детей чудесной, полной ярких красок, создать такой интерьер, в котором дети чувствовали себя в детском саду комфортно. Оформление группы играет большую роль в воспитании. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка.
Ребёнок не просто общается в развивающей среде, Он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я.
Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, я постаралась создать предметно-развивающую среду с учётом их возрастных особенностей, а именно уделяла внимание развитию изобразительной деятельности, сенсорных способностей и развитию мелкой моторики руки.
При организации развивающей среды я опиралась на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике. Одним из главных принципов построения данной среды является доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.
Принцип стимулирования, активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.
Принцип стабильности—динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовывать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке.
Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. В нашей группе я постаралась создать максимально комфортные условия для развития детского художественного творчества, учитывая при этом требования «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, бумага разной фактуры и размеров, гуашь, пальчиковые краски,
кисти, стаканчики для воды, салфетки, ванночки для рисования пальчиками и ладошками,
фартуки (нарукавники), различные трафареты.
На стене висит доска для рисования мелками, есть съёмная доска из оргстекла, где дети рисуют пластилином и красками. Также я сделала игровизор, куда вставляется незаконченный рисунок (шаблон), а дети с помощью маркеров или пластилина дополняют его недостающими деталями ( колеса, ягоды, дым, забор, лучики и т.д.).
В уголке находится выставка, на которую дети самостоятельно прикрепляют готовые работы с помощью прищепок.
Для развития мелкой моторики рук у нас имеется специальные дидактические игрушки, пособия. С этой же целью я включаю в обстановку пластиковые панно с крышками разных цветов и размеров. На стене расположено «Чудесное дерево» с яблоками основных цветов ( красный, желтый, зеленый ), которые крепятся с помощью липучек, а по стволу ползают забавные гусеницы – здесь дети упражняются в различении и в назывании основных цветов. У окна расположен веселый паровозик, с помощью которого ребята учатся управляться с разнообразными застежками. Так же с помощью родителей обзавелись разнообразными тематическими вкладышами и пособиями для решения задач сенсорного воспитания. Мы стараемся подобрать такое оборудование для уголков, что бы
оно было безопасным для жизни и здоровья ребенка, а так же ярким и красочным. В такой среде, возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы. Такая деятельность, в условиях обогащенной развивающей среды, позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность стремление к творческому отображению познанного.
Большую помощь в создании развивающей среды группы, мне оказывают родители. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят мне на помощь. Приносят бросовый материал, сами мастерят различные дидактические игры и пособия, помогают подбирать иллюстрации.
Работа с родителями
Улучшение качества дошкольного воспитания, прежде всего, зависит от согласованности
действий семьи и дошкольного учреждения.
Работа с родителями предполагает: беседы, рекомендации, выставку литературы по данному направлению, папки-передвижки, изготовление самодельных инструментов для изотворчества .
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, на которых я показываю родителям методы и техники, и они вместе с детьми учатся рисовать, используя нетрадиционные техники рисования.
В общении с родителями я стараюсь достаточно просто и убедительно объяснить, в чём суть и смысл этой деятельности в раннем возрасте, как малыш осваивает её и развивается при этом. Показать возможности развивающего общения родителей с ребёнком в условиях этого вида деятельности. Необходимо раскрыть родителям смысл, значение этой деятельности для разностороннего развития малыша, воодушевить на совместное творчество с детьми.
Очень радует меня, что родители заинтересовались данными занятиями и вместе с детьми повторяют новые приемы, обращаются за консультациями.
Успехи будут достигнуты только в том случае, если воспитатель вместе с родителями создаст условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребёнка.
Памятка для родителей!
- Главное, чтобы рисование приносило лишь удовольствие малышу .
- Учите малыша азам рисования только, если он готов Вас слушать. В ином случае - давайте свободу ребёнку (в рамках соблюдения установленных в вашей семье правил чистоты и порядка).
- Не критикуйте малыша, а наоборот поощряйте и хвалите.
- Показывайте работы друзьям или родственникам, если сам малыш не против.
- Вспоминайте его лучшие достижения и успехи.
Анализ методической разработки
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Пальчиковые краски - как способ самовыражения. Ребенок передает свои чувства и ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы. Раннее развитие творческих способностей.
Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Как подготовительный этап к переходу рисованием кистью. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учиться чувствовать границы предлагаемой формы, ориентироваться на листе бумаги, проговаривая способ действия, например: кап-кап, тук-кук.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. А у детей в раннем возрасте игра является основным видом деятельности.
Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения.
Проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, я отметила, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
К хорошему результату мы пришли вместе с родителями воспитанников. Мелкая моторика детей стала более совершенной. Детские рисунки стали более точными, ребята познакомились с основными изобразительными материалами, но умение пользоваться ими ещё недостаточно освоены. Часть детей освоили основные цвета. Рисунки стали более осмысленными, малыш может объяснить, что он нарисовал.
В дальнейшем я собираюсь продолжить работу в этом направлении. Когда видишь в глазах детей радость и заинтересованность от совместной деятельности, то хочется продолжать радовать своих воспитанников всё новыми и новыми сюрпризами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка вечера развлечений "Весенняя ярмарка". Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.
Вечер развлечений проходит в формате интерактива: музыкальный руководитель в стихотворной форме рассказывает и показывает движения участникам: родителям и детям. Основная цель - знакомство с культурой...
Конспект совместной деятельности педагога и детей раннего младшего возраста «Цветик в гостях у детей»
Формирование представления детей о времени года (весна); обогащение представления детей о комнатном растении (фиалке) и его строении (стебель, листья, лепестки); бережное отноше...
Непосредственно-образовательная деятельность: «По приобщению детей раннего возраста к устному народному творчеству, посредством малых форм»
1. Знакомство детей первой младшей группы раннего возраста с малыми формами фольклора.Формирование эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно-художественные произведения: песенки, по...
Использование дидактических игр в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста.
Консультация для родителей и педагогов....
Творческая встреча с педагогами «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ средствами детского фольклора»
Творческая встреча с педагогами«Адаптация детей раннего возраста к ДОУ средствами детского фольклора» ПодготовилаВоспитатель МБДОУ «Ягодка»Кашевич В.А. Начиная с самого рождения, челов...
Совместная деятельность педагога и детей раннего возраста в процессе приобщения их к изобразительной деятельности
Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к изобразительной деятельности. Особое значение имеет в этом возрасте и стиль взаимодейс...
Методические рекомендации для педагогов "Адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада"
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узна...