Опыт работы по ознакомлению дошкольников с жанром "НАТЮРМОРТ" Воспитатель: Иванова Е.Н. Москва 2014 г. Любой ребенок осваивая и познавая окружающий мир основывается на своем практическом опыте В этом смысле изображение предметов с натуры-натрморт является благодатной почвой Дети могут рассмотреть понюхать потрогать ощутить на вкус и сравнить с другими предметами те которые он будет рисовать Рисуя натюрморты детям легко осваивать пространство листа( слева справа посередине выше ниже) перспективу (ближе дальше за или перед чем-то) У них развиваются наблюдательность самостоятельность творческая активность умение видеть красоту окружающего мира: живописность и разнообразие даров природы неповторимость каждого предмета или цветка; необыкновенному красоту сочетания цветов листьев в букете или плодах сада огорода и многое другое Поэтому натюрморт, как правило, становится первым живописным жанром, с которым знакомят дошкольников. «Мертвая натура», «Неподвижная натура», «Спокойная жизнь» - так переводится понятие «натюрморт». Жанр натюрморта многообразен, а его основной объект – частная жизнь человека: его повседневные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питья, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда; его духовное богатство взаимоотношение с окружающим миром. За изображенными предметами в натюрморте видится и личность художника выражающего свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями с целью выразить определенный замысел, решить разнообразные эстетические задачи. Знакомя дошкольников с натюрмортом, как одним из жанров живописи, мы должны учитывать уровень восприятия эмоциональной отзывчивости ребенка позволяющей открыть доступ к пониманию смысла художественного образа, идеи произведения. Малышам трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах. Поэтому так велика роль воспитателя, который своими вопросами обращает внимание детей на средства выразительности натюрморта, учит целенаправленно рассматривать художественную картину, видеть, каким образом с помощью рисунка, цвета, композиции художник передает свое настроение, отношение к тому, что изображает. Воспитатель учит детей «читать» картину, слышать ее «музыку», откликаться сердцем на ее красоту, настроение и смысл, выражать свое понимание произведения. Он побуждает культурное саморазвитие ребенка, как творческой личности, стимулирует его собственную творческую изобразительную деятельность. Известны три уровня эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то и в более старшем возрасте они останутся на этом же уровне. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. В возрасте пяти лет, дети уже способны получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивать в картине как «красивое» цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, так – форму и композицию. На третьем, самом высоком, уровне эстетического развития дети – дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа, что позволяет ему переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются в основном дети старшего дошкольного возраста при условии, если с ними проводится целенаправленная педагогическая работа по развитию у них эстетических чувств и восприятия. Воспитателю очень важно представлять эти три уровня эстетического развития детей. От этого зависит его стратегия и тактика работы по развитию у детей художественного восприятия. Проанализировав начальное состояние эстетического развития детей в группе, воспитатель может наметить план постепенной целенаправленной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на более низком уровне восприятия, к более высоким этапам. Работу по ознакомлению детей с натюрмортом можно начинать с младшей группы. Вначале учебного года вместе с воспитателем дети участвуют в сборе урожая овощей и фруктов на экологической тропе детского сада. Рассматривая яблоки, обращаем их внимание на форму, цвет, величину. Дети берут их в руки, внимательно рассматривают и складывают в корзиночки. В группе, предварительно вымытые, морковь, яблоко, капуста, помидор разрезаем на части и даем детям попробовать на вкус. Так дети определят, что морковь – сладкая, яблоко может быть сладким (спелое) и кислым (не спелое), капуста – сочная, хрустящая, помидор – кисло-сладкий. Через несколько дней проводится игра «Узнай по вкусу, на ощупь». «Чудесный мешочек». Дети быстро и точно способны справиться с заданиями. В дальнейшем на занятиях по рисованию, аппликации и лепке они с удовольствием выполнят свои первые «натюрморты»: «Овощи», «Яблоко», «Сливы». Именно эта работа, необходима для обогащения наглядно- чувственного опыта детей, и является подготовкой к знакомству с жанром «Натюрморт». Основная задача этого этапа вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнавание в изображении знакомых им предметов, радость от встречи с ними, желание любоваться картиной. Для первого знакомства с натюрмортом лучше подбирать те произведения, в которых изображены известные детям объекты, близкие им, вызывающие у них радость узнавания, эмоциональные переживания, воспоминания о ярких сенсорных ощущениях и восприятиях вкуса, запаха, цвета, формы, ассоциативную память о действиях с ними. Натюрморты, изображающие ягоды, фрукты, овощи, цветы –( это одновидовые натюрморты), т.е. только ягоды, только фрукты т.д. К таким можно отнести репродукции Н.С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне», И.И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», П.П. Кончаловский «Сирень в корзине». Во время просмотра и бесед по картинам дается общее представление о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить наше внимание на красоту окружающих предметов, их свойства (сочность, спелость фруктов и ягод), на качество их поверхности (гладкость или шероховатость, яркость или нежность цвета, особенности сочетания цветов и т.д.). Каждый просмотр предваряется наблюдениями, рассматриванием иллюстраций в книгах, сенсорными и художественно-развивающими играми, заучиванием стихов, разгадыванием загадок. А закрепляются полученные впечатления в продуктивной деятельности В средней группе знакомим детей с более сложными натюрмортами, изображающими не только цветы, фрукты, овощи, но и предметы быта, орудия труда, натюрморты смешанного характера – цветы и плоды, грибы и овощи. Усложнились и задачи. Продолжая знакомить детей с жанром «Натюрморт», стараемся вызвать у них эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картин. Рассказываем, что натюрморт – это изображение разных предметов. Подводим к пониманию единства содержания изображения и языка живописи. Учим внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию и контрастность изображенных художником предметов, плотность или хрупкость материалов, из которых они сделаны, спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие форм, связей предметов друг с другом и с окружающей средой. Обращаем внимание детей на цвет, как средство передачи художником настроения – состояния радости, грусти, печали, тревоги или загадочности, торжественности и т.д. Привлекаем их внимание к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного в изображении. В работе используем репродукции картин: «Яблоки на красном фоне» (Н.С. Петров-Водкин), «Яблоки и листья» (И.Е. Репин), «Яблоки на столе у печки» (П.П. Кончаловский), «Натюрморт синие сливы» (И.И. Машков), «Цветы и плоды» (И.Т. Хруцкий). Подготовительная работа, предваряющая непосредственное рассматривание картины, направлена на обогащение эмоционального опыта детей, их знаний об объектах, которые они увидят на картине. Дети участвуют в сборе овощей, фруктов, ягод, цветов составляют из них натюрморты, играют в различные сенсорные и художественно-развивающие игры («Составь натюрморт из овощей», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» и т.д.) разучивают стихи и загадки об окружающих предметах. Проводя беседу с детьми по картинам: - сначала рассказываем о труде художника (что рисует художник, его помощники); - затем говорим о натюрморте, как особом жанре живописи. Обращаем внимание детей на некоторые средства выразительности живописного натюрморта: - цвет, цветовые сочетания, как способ оказания эмоционального воздействия; - композиции, как средство построения картины и выделения главного в ней; - рисунок, передающий форму и характер предмета. В старшей и подготовительной группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже более сложным по содержанию и видам (натюрморты смешанные, сюжетные). Начинать этот этап следует с организации выставок уже знакомых детям произведений Дети сравнивают картины обсуждают высказывают свои замечания делятся впечатлениями После этого, проводятся – беседы на следующие темы: «Натюрморт, как жанр живописного искусства»; «Как художник составляет натюрморт»; «О какой тайне рассказал натюрморт». Для рассматривания используются натюрморты сюжетного характера: «Натюрморт с самоваром» (И.И. Машков); «Букет цветов, бабочка и птичка» (Ф.П. Толстой); «Снедь московская, хлебы» (И.И. Машков); «За обедом» (З.Е. Серебрякова); «Неприбранный стол» (И.Э. Грабарь); «Хризантемы», «Зеленая рюмка» (П. Кончаловского). В процессе рассматривания акцент делается на свойства цвета
. Дети уже знают, что цвет помогает передать разное время года, суток, состояние погоды, освещенность, настроение, а также отношение к изображаемому. Они уже умеют сами составлять новый цветовой тон, превращая его в более теплый, ли холодный, яркий, звонкий или глухой, менее насыщенный, более нежный. Эти знания закрепляются у детей в различных художественно-развивающих играх. Обобщение представлений детей о цвете, как средство выразительности в живописи, в частности в натюрморте, можно посвятить одно-два занятия. Например, проводила занятие на тему «Как цвет помогает понять настроение картины». Для этого следует подобрать группы натюрмортов, написанных в теплых и холодных, ярких и приглушенных нежных тонах. Например, в теплой гамме написаны «Осенние цветы» (М. Сарьяна), «Снедь московская: хлебы» (П. Кончаловского). В холодной гамме выполнены: «Неприбранный стол» И. Грабари; «Хризантемы», «Зеленая рюмка» П. Кончаловского; «Дельфиниум» И. Грабаря. В яркой контрастной гамме – «Синие сливы» И. Машкова, в приглушенной – «Цветы» А. Якобсона. Необходимо показать детям натюрморт, как часть произведений других жанров (бытового, сказочного, портрета и т.д.). Показать произведения разные по характеру, манере изображения, средствам выразительности. Обратить внимание детей на роль средств выразительности и передачи смысла, настроения, отношения к изображаемому. развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное мышление, эмоциональную отзывчивость на изображение, умение соотносить увиденное с собственным опытом и собственными чувствами. Подвести детей к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Заострить внимание не только на том, что изображено, но и на том, как изображено и почему именно так. Учить последовательно рассматривать художественную картину, развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать развернутые доказательные суждения, используя при этом «искусствоведческие» термины, образные слова и выражения. Научить детей умению использовать полученные знания в собственной творческой деятельности. Практические рекомендации Успешная работа по ознакомлении детей с жанром -натюрморт во многом зависит от умения воспитателя правильно подобрать конкретные художественные произведения с учетом уровня знаний, представлений, опыта, сенсорного и эстетического воспитания детей. Произведения должны быть доступны детям по содержанию, средствам художественной выразительности, должны вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, а также быть близкими их личному опыту. Для малышей и средней группы подбираются натюрморты «одновидовые» - изображающие овощи фрукты цветы и т.д. и натюрморты, выполненные декоративно, простые и яркие по средствам выразительности. В дальнейшем следует предложить детям для рассмотрения «смешанные» натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей на цветовую тональность, теплую или холодную гамму, контрастность. В старшей и подготовительной группах к одновидовым и смешанным натюрмортам добавляются натюрморты сюжетного характера (разнообразные по композиции, средствам выразительности, цветовой гамме, характеру образов, индивидуальности мастерства письма художника). Знакомим детей и с тем как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи. Педагогическая работа по ознакомлении детей с натюрмортом также требует определенного оснащения: видео- и аудио- оборудование, слайды, диски с музыкальными произведениями, репродукции живописных произведений, художественно- развивающие игры и т.д. ЛИТЕРАТУРА - Т.Г. Казакова. «Развитие у дошкольников творчества».
М. Просвещение, 1985 г. - Художественное творчество и ребенок под ред. Н.А. Ветлугиной.
М. 1972 г. - Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
М.А. Васильевой. М . Мозаика . Синтез 2005 г . - Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. Просвещение, 1981 г.
- Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М. 1990 г.
- М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. Изобразительное искусство. Ярославль, Академия развития.
|