ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «Волшебная
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Программа по нетрадиционным методам рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа рабочая для детского сада | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
«Волшебная кисточка»
Программа рассчитана : на детей среднего и старшего дошкольного возраста
Срок реализации : 2 года
Год разработки : 2015 - 2017
Автор : Самойленко Виталина Константинова
Воспитатель
МБДОУ ДС КВ №12 МО Ейский район ст.Должанская
Пояснительная записка
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования , а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей , а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение родителей . Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования . А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса и охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Разработанная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на два года обучения и представляет собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования , для детей среднего и старшего дошкольного возраста .
Актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно- творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания , основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности детей.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих .
Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования . Во-первых , педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых , эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный .
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 2 года.
Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа .
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин.
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Направления работы:
1. Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования.
2. Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование).
Разделы программы
Средняя группа
-РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ - 4 занятия в месяц
по разным темам –
Сентябрь
- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - 4 занятия в месяц
по разным темам –
Октябрь
-РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ - 4 занятия в месяц
по разным темам -
Ноябрь
- СТРУЁЙ ВОЗДУХА- 4 занятия в месяц по разным темам -
Декабрь
-ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК- 4 занятия в месяц по разным темам –
Январь
-ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ- 4 занятия в месяц по разным темам –
Февраль
-ЛАДОШКОЙ - 4 занятия в месяц по разным темам –
Март
- ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью) -
4 занятия в месяц по разным темам –
Апрель
-КЛЯКСОГРАФИЯ- 4 занятия в месяц по разным темам –
Май
Старшая группа
-РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ - 4 занятия в месяц
по разным темам –
Сентябрь
- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - 4 занятия в месяц
по разным темам –
Октябрь
-ЛАДОШКОЙ - 4 занятия в месяц по разным темам –
Ноябрь
- СТРУЁЙ ВОЗДУХА- 4 занятия в месяц по разным темам –
Декабрь
-ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК- 4 занятия в месяц по разным темам –
Январь
- МЯТОЙ БУМАГОЙ - 4 занятия в месяц по разным темам –
Февраль
-МОНОТИПИЯ ( предметная, сюжетная)- 4 занятия в месяц по разным
темам –
Март
- ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью) - 4 занятия в
месяц по разным темам –
Апрель
-КЛЯКСОГРАФИЯ- 4 занятия в месяц по разным темам –
Май
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по нетрадиционным техникам рисования проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие художественно - творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Содержание программы :
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова итп.
Этапы работы:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- предметно-развивающая среда.
В программе используются различные
методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение);
жест руки.
Структура занятий программы :
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Главный игровой персонаж программы сказочкая Кисточка расколдовав которую с помощью шуточного заклинания ребята отправляются с ней в удивительную страну Чудес Нетрадиционного рисования . Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступатает в роли Художницы,прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании, дизайн-творчестве.
- Выставка - презентация детских работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки , информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования , выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам ;
- Демонстрационного наглядного материала .
Ожидаемый результат:
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативновности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости .
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике . Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
В разработанной мной программе используется следующая диагностика
Тема исследования: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».
Целью исследовательской работы является:
-изучение механизмов формирования и развития художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности
Методы исследовательской работы:
-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;
-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;
-метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.
Задачи исследовательской работы:
- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;
- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;
- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих способностей старшего дошкольного возраста.
Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.
Основные направления изучения художественно-творческих способностей:
1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;
2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;
3) способность рационально применять различные нетрадиционные техники
и рисовать живописными материалами, используя цвет.
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи является способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных техник живописи.
Исследовательская работа состоит из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ:
посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах по ИЗО , детские выставки в детском саду и за его пределами, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков , показ открытых занятий для педагогов района ,создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ».
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа может быть использована в работе кружков изодеятельности творческих мастерских , как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое воспитании» с целью ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Программа прошла успешную апробацию в нашем МБДОУ ДС КВ №12 МО Ейский район ст.Должанская.
Виды деятельности:
Нетрадиционные техники рисования
-РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
- РИСОВАНИЕ СТРУЁЙ ВОЗДУХА (раздувание краски )
-ПРОСТУПАЮЩИЙ РИСУНОК
- РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
- РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ
- ПЕЧАТАНИЕ ОВОЩНЫМИ ПЕЧАТКАМИ (картофелем, морковью)
-КЛЯКСОГРАФИЯ
- РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ
-МОНОТИПИЯ
Сетка занятий
Группа | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Длительность занятия |
Средняя группа |
1 |
4 |
20 мин |
Старшая группа |
1 |
4 | 25 мин |
Перспективно-тематическое планирование по ИЗОдеятельности (нетрадиционные техники рисования ) Старшая группа
Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования
Бумага, основа для композиций.
-Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, ½ формата А4
-альбомы для детского художественного творчества
-наборы цветной бумаги
Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- образцы рисунков
- демонстрационный наглядный материал.
-пластилин
-кисти разных размеров
-краски гуашевые
-краски акварельные
-цветные восковые карандаши
-стеки
-ватные палочки
-поролоновые губки
-ткань,тряпочки х/б
-штампики из овощей (картофель ,морковь)
-колпачки от фломастеров, пробки
-коктейльные трубочки
-вата
-кусочки мятой бумаги
-шерстяные нитки
-фломастеры
-соль крупного помола
-листья деревьев разных пород
-зубные щётки, расчёски
-непролейки
-палитра
-подставки под кисточки
Оборудование
-мольберты
-фланелеграф
-салфетки бумажные и матерчатые
-фартуки
Пальчиковая гимнастика
1. «Жук».
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.
Я веселый майский жук,
Облетаю все вокруг.
2. «Вертолет».
Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.
- Вертолет, лети, лети,
Быстро лопасти крути.
3. «Помощники»
Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
4. «Щенок».
Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой.
На двери висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Хвостиком вилял,
Хозяев поджидал.
5. «Зайчик»
Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками».
Зайка серенький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Он ушами шевелит.
6. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.
У тебя есть две руки,
Есть и 10 пальчиков.
Будут пальчики трудиться,
Не пристало им лениться.
7. «Уточка». Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.
Уточка, уточка
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
Лапками гребет.
8 . «Кошка»
Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
9. «Веер»
Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.
Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.
10 . «Белочка».
Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
Сидит белочка в тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстокожему,
Заиньке усатому.
Комплекс физминуток
1 .Сначала буду маленьким, (Присесть,
К коленочкам прижмусь. обнять колени руками,
Потом я вырасту большим, встать,
До неба дотянусь. поднять руки вверх, встать
2. Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.
Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх вниз.
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.
3. Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
4. Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
5. Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
6. Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
Дидактические игры по изодеятельности для старших дошкольников
1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
2. «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
3. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет.
4. «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница».
5. «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»
Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.
Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.
6.«ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
7.«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»
Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
8.«ВЫСТАВКА КАРТИН»
Цель: учить распознавать детей жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, составлять рассказ о картине.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставку
9.«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.
10 « ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....
Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе
Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани «Волшебные краски в старшей группе...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Капитошка»
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"...
Программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски»
План кружковой работы...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования«Волшебные краски» в старшей группе (Срок реализации 1 год) Возраст детей 5-6 лет
Цель программы:Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей ,мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения....
Рабочая программа проект по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Гномики» на 2023-2024 учебный год
Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способны...