Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Цель занятия:
- Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
- Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
- Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
- Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
- Учить создавать рисунки с помощью тампонов.
- Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_russkaya_matreshka.docx | 560.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему
«Русская матрёшка»
Цель занятия:
- Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
- Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
- Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
- Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
- Учить создавать рисунки с помощью тампонов.
- Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Программные задачи:
- образовательные - учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; учить создавать рисунки с помощью тампонов; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
- развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
- воспитательные - воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Оборудование: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек из бумаги, акварельные краски, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, иллюстрация с изображением матрёшки, слайды.
Предварительная работа: Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Ход занятия
1 часть. Введение в игровую ситуацию.
Звучит музыка. Педагог в русском народном костюме. Входит в группу.
- Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, а почему я пришла к вам в таком наряде, как вы думаете? Вот попробуйте отгадать загадку:
«Ростом разные подружки.
И похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
(Матрешка)
-Да, сегодня мы поговорим о матрешке - символе дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия. И я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
Посмотрите, сколько их здесь.
- Какая она, матрешка? (нарядная, расписная, красивая)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Из чего сделана матрешка? (из дерева)
-Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Посмотрите.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
Эту куклу открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
- Сколько кукол?
- Кукол ПЯТЬ.
- Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, ещё меньше, сама маленькая).
3. Объяснение нового материала.
Беседа о возникновении и видах русской матрешки.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
Чтение стихотворений (дети)
Ваня М.: Кто матрешку создал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неземной страсти.
Истинную русскую красу.
-Ребята, чтобы познакомить вас с историей возникновения Матрешки, я прошу вас пройти в наш кинозал.
Слайд №1
Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками.
Слайд №2
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер. Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Слайд №3
Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Слайд №4
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.
Слайд №5
- Вот матрешка из Полховского Майдана. Давайте получше рассмотрим их.
Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы,
характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий - с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
Слайд №6
А теперь познакомимся с Семеновскими матрешками. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана - красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием "пеструшка", который делается "тычком".
Все матрешки хороши.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выйти и встать перед столами и станцевать танец матрешек. Ведь нам надо немного отдохнуть.
Физкультминутка.
(Читается нараспев с движениями)
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.
- Ребята, когда я к вам шла, налетела на меня метель, закружила и чуть не замела совсем, еледо вас добралась. А вот с матрешками беда приключилась, посмотрите, что с ними стало (достает силуэты матрешек). Узоры смыл снег. Что же делать? Ведь я же собиралась их вам подарить. Поможете мне украсить матрешек.
3 часть. Расписывание матрёшек.
- Давайте, сегодня, попробуем стать мастерами-художниками, пройдите в мастерскую и займите места. Каждый распишет свою матрешку (раздает силуэты).
Самостоятельная работа детей (дети садятся за столы)
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрёшка.
Что у неё на голове? (косынка)
На туловище? (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами и узорами. - У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Этот способ называется «тычкование», а тонкой кисточкой мы рисуем листья способом «примакиванием».
Захотелось мне матрёшку,
В полный рост нарисовать.
- Лиза покажи ребятам как ты будешь украшать сарафан своей матрёшке.
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.
4. Анализ работ.
- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа.
- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.
- А за то, что вы помогали матрёшкам стать красивыми, нарядными, яркими, они приготовил вам подарки.
Вы, матрёшки, отворитесь,
И подарки - покажитесь».
Угостить детей сладкими матрешками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности
конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Волшебные незабудки"...
Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности «Зимний пейзаж»
Занятие по изобразительной деятельности в сотрудничестве с музыкальным уководителем, пожет детям наиболее глубоко ощутить красоту пейзажа. В данном случае красоту зимнего пейзажа русских художников....
Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка» (акварель)
Создать условия для знакомства детей с матрешкой, как видом народной игрушки...
Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему "Зимний сказочный лес"
конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: "Лето"
конспект занятия в старшей группе аппликация на тему: "Лето"...
Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности по теме "Фрукты и овощи".
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с ЗПР по тема "Фрукты и овощи" (старшая группа)....
Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка»
Конспект ООД в старшей группе по изобразительной деятельности на тему «Русская матрёшка»...