Цели: развивать умение поддерживать коллективную беседу, уметь рассуждать, делать выводы, обучение ритмичному нанесению штриховки ,показ выразительных возможностей простого карандаша, учить изображать качественные особенности, признаки изображаемых объектов. Материалы: картины и фотоматериалы с изображением ежей, альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши. Ход занятия: Предлагаю детям отгадать загадку Бежит между ёлками Живой клубок с иголками. Вдруг, волк навстречу появился. Клубочек вмиг остановился. Свернулся и не видно ножек. Ответьте, кто же это? (ЁЖИК). Спрашиваю, а как дети догадались( по какому основному признаку). Далее предлагаю поиграть в игру: (Выбирается ребёнок, который будет изображать ёжика. Он садится и обхватывает руками колени. Остальные дети вместе со взрослым поют песенку.) Шли по лесу не спеша, Вдруг увидели ежа. – Ёжик, ёжик, – мы друзья, Дай погладить нам тебя. Все наклоняются и ласково гладят “ёжика”. Напоминаю, что у ежа много иголок, он очень колючий. Спрашиваю детей: как вы думаете, зачем ежу колючки? ( ответы детей: переносить еду на иголках, для защиты от врагов и т.п.) Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации с изображением ежей. Дети усаживаются за столы и слушают сказку: ( читаю) Сорочьи сказки ( А.Н. Толстой) Ёж Телёнок увидал ежа и говорит: — Я тебя съем! Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул: — Попробуй. Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа. — Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется. — Ёж меня за язык укусил. Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать. А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: — Я огромного зверя победил, должно быть, льва! И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес. — У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери. Далее продолжаем беседу. Напоминаю детям, что ёж помимо грибов, яблок и других лакомств переносит на иголках сухие листья, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки. Спрашиваю детей, кто хотя бы раз видел ёжика? Прошу описать его. ( округлый, чуть вытянутый, с заострённой мордочкой, с колючей спинкой.) Отмечаю, что ежи днём спят, а ночью выходят на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червяков, лягушек, мышей, вступают в схватку даже со змеями. Семья ежей очень дружная. Взрослые ежи заботятся о своём потомстве, обучают их всему тому, что умеют сами. Физкультминутка « Ёжик топал по тропинке» Жил в лесу колючий ёжик, Был клубочком и без ножек. (обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши) Не умел он топать – топ, топ, топ, (выполняют «топотушки») Не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг, (прыгают на двух ногах) Только носом двигать – шмыг, шмыг, шмыг. А ребята в лес пришли, ёжика в лесу нашли Научили хлопать – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают в ладоши) Научили топать – топ, топ, топ, (выполняют «топотушки») Научили прыгать – прыг, прыг, прыг, (прыгают на двух ногах) Научили бегать. (бегают на месте)
По окончании игры предлагаю детям нарисовать ежа, который гуляет по еловому лесу. Объясняю, чтобы еж смог защищаться от врагов , у него должно быть много иголок. Показываю как это изобразить ( на спинке ежа рисуем много- много штрихов) , при этом говорю, что штрих- это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной ( в зависимости, что рисуем). Дети приступают к рисованию.( Помогаю, если кто-то затрудняется.) « Дождик вылился из тучки Намочил ежу колючки…», итак на рисунке можем добавить облако и дождик( штрихом), рядом с помощью штриха изобразить ель…. В нижней части композиции можно изобразить ряд коротких штрихов- траву. Физкультминутка «Ёж» Сделать из пальчиков ёжика (сложить ладони, пальцы выпрямлены). Ёжик маленький замёрз (прижать пальцы – ёжик убрал иголки) И в клубок свернулся. Солнце ёжика согрело (выпрямить пальцы – ёжик показал колючки) Ёжик развернулся. Подвожу итог: Итак, ребята, у нас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие, трудолюбивые ёжики, им не страшен ни холод, ни голод, ни враги, т.к. их колючие иголки, которые мы с вами нарисовали, помогут им в трудную минуту. В конце занятия – выставка работ. |