НОД по художественно-эстетическому развитию по теме: «СКАЗОЧНАЯ ХОХЛОМА» для детей старшей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Белобородова Наталья Васильевна

Формировать у детей представления, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_hohloma.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида № 67 г. Сочи

НОД

по художественно-эстетическому развитию по теме:

 «СКАЗОЧНАЯ ХОХЛОМА»

для детей старшей группы

                             

      Автор:

Н.В. Белобородова, воспитатель


 Цель: формировать у детей представления, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению.

Задачи:

- познакомить с характерными особенностями хохломской росписи:  ягоды, цветы, завитка, травка, листики и т.д.;

- учить, самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувства цвета, творческую фантазию;

- совершенствовать технику декоративного рисования;

- развивать творческие способности;

- продолжать воспитывать любовь к народным традициям, показывать народное, что изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и устного народного творчества.

Оборудование: Хохломские изделия и их изображения (мультимедийная доска, слайды, презентация «Хохломская роспись»). Элементы хохломской  росписи: осочки, завитки, кустики, усики, капельки, "криуль", узор "листочки", узор "ягодки", орнамент "ягодки", "листочки", "цветы". 2-3 предмета: чашка, салфетница, уточка – солонка, панно. 2-3 предмета Городца; трафареты посуды для росписи (чашки и солонки), краски и кисти для практической деятельности.

Использованные технологии: игровая, ИКТ-технология.

Ход  НОД.

Воспитатель ставит на стол посуду, прикрывает салфеткой и приглашает детей подойти к столу. (Показ презентации на мультимедийной доске)

Воспитатель: В нашей стране есть много сёл и городов, где как в селе Хохлома,  делают много красивые изделия и украшают их узорами. Но в   каждом селе или городе изделия делают по-своему. Посмотрите, на столе стоит посуда, изготовленная в селе Хохлома. Может, кто-то уже видел такую посуду? Где? (варианты ответов) Эту посуду на Руси начали делать очень давно. И хотя каждый мастер изготовлял и расписывал посуду в чём то по-своему, он делал её так как делали его бабушки и дедушки, как учили мать и отец. Хохломские мастера не будут украшать другими орнаментами и элементами свою посуду. Такое постоянство, такое соблюдение правил называется традицией. В России много лесов и по этому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева.

- Сегодня мы рассматриваем деревянные изделия с росписью, которые изготовили – где, ребята? (варианты ответов: Хохломе). Там же существуют традиции росписи. Поэтому, когда вы с ними познакомитесь, то не спутайте с деревянными изделиями из Городца (воспитатель указывает на Городецкие росписи на столе и стуле). Как вы думаете, что же делают из дерева в Хохломе? (варианты ответов) А делают там разные вещи, которые нужны в хозяйстве. Это чашки, уточки – солонки, салфетницы, и пр. В них можно наливать соки, ставить салфетки, насыпать соль. Эти красивые вещи не только для кухни. Мастера Хохломы расписывают разные предметы: шкатулки, вазы и пр., а комнату можно украсить вот такое панно с цветами и ягодами (воспитатель показывает).

Воспитатель: Посмотрите на узоры, которыми украшали эти вещи. Кто   заметил в них одинаковые элементы? Покажите.

Воспитатель демонстрирует, что во всех узорах есть кустики, травинки, ягодки, листочки (показывает на узорах и прикрепляет на фланелеграф такой же элемент – усики, травинки, завитки, ягодки, цветы).

Воспитатель: Эти усики, травинки, кустики, листочки называют "криулем", придуманы художниками и только немного похожи на настоящие кустики. Такие элементы называются декоративные, похожи на сказочные. Теперь посмотрим, какие узоры из этих элементов составляют  хохломские художники. Посмотрите – знакомый трёхпалый листик; трогательная звёздочка цветка, изогнутая веточка и, конечно она – маленькая капелька лесной сладости – земляничка. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий ягоды. Давайте найдем среди узоров разные ягоды (варианты ответов: земляника, малина, ежевика, крыжовник, чёрная и красная смородина, рябина). Узор из цветов, трав и ягод называют растительным орнаментом. Самые затейливые узоры называют "кудрины". Цветы и завитки – "кудрины" – всегда золотые, рисуют на чёрном или красном фоне.

Игра «Выложи по образцу».

Воспитатель: Дети, давайте выложим на фланелеграфе такие узоры. Один из детей прикладывает один элемент узора (кустик), следующий продолжает (ягодки) и т.д. Педагог спрашивает, каких элементов не хватает (усиков…) Дети выкладывают разные по величине элементы орнамента. Воспитатель: Как красиво у вас получилось! Хохломской орнамент (узор) у вас совсем такой же, как на изделиях из Хохломы.

Воспитатель определяет с детьми цветосочетание узора. Раздаёт каждому по одному элементу орнамента, спрашивая об их цвете (красный, зелёный…) Обращает внимание детей на то, что в каждом элементе яркий основной цвет. А нарядными и чёткими Хохломские узоры делают оживки (точки, дужки, штрихи) и фон, а так же использования золотистого цвета. Правильно подобранный фон придаёт изделию неописуемую красоту. Золотистый, красный, чёрный – такое сочетание цветов можно встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства. Для Хохломы эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту, а чёрный усиливает его сияние. Почему же Хохлому называют золотой? (варианты ответов).

Воспитатель: Теперь вы сможете отличить Хохломскую роспись от других росписей по дереву. Как? (потому, что в своей работе хохломские мастера соблюдают традиции предшествующие им от прежних мастеров). Хотите ли вы научиться рисовать такие же красивые узоры?

Практическая деятельность – роспись на заранее подготовленных трафаретах посуды (чашки и солонки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Дымковская игрушка» для детей старшей группы.

Данный  материал предназначен для проведения непосредственно образовательной  деятельности по художественно-эстетическому развитию  в старшей группе. Конспект поможет быть использован к...

Конспект образовательной деятельности (художественно – эстетическое развитие) на тему «Весенние превращения» для детей старшей группы

Конспект образовательной деятельности в области художественно - эстетическое развитие для детей старшей группы....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГЖЕЛЬСКОЕ ЧАЕПИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством. Гжель. Разработан для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия по образовательным областям "Познание" и "Художественно-эстетическое развитие" ,тематический модуль "Мир природы" для детей старшей группы

Материалы конспекта могут быть использованы для итоговой проверки знаний и умений детей по теме "Насекомые". Занятие носит интегрированный характер. Дети могут проявить свое творчество , свободу выбор...

Конспект НОД художественно – эстетическое развитие На тему: «Портрет мамы» для детей старшей группы

Конспект НОД художественно – эстетическое развитиеНа тему:  «Портрет мамы»для детей старшей группы...