Компьютерные технологии в процессе формирования художественных способностей дошкольников
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

При имеющихся условиях в детских садах можно существенно изменить педагогический процесс эстетического воспитания ребенка, в частности, процесс развития изобразительных возможностей детей. Обновить процесс изобразительной деятельности можно, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов. Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности дошкольника создает новые нормативы личностно – творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. Не использовать компьютерные технологии в целях формирования художественных способностей дошкольников – значит лишить педагогический процесс эффективного средства развития личности ребенка. Процесс обучения детей изобразительным умениям и навыкам может быть более эффективным, если при объяснении определенных художественных знаний будут использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как применение цвета, графики, звука в компьютере позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету. Компьютер привлекателен для детей , как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации дети лучше усваивают понятие формы и цвета, тренируется внимание и память, развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз, развивается воображение и творческие способности. Использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога. Поскольку каждое занятие по изодеятельности построено на зрительном ряде, использование возможностей компьютера позволяет открыть для детей замкнутое пространство группы и погрузиться в мир искусства, предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет педагога, а дополняет его. Интерес детей к творчеству художников, видам и жанрам искусства повышает использование медиа – ресурсов как источника информации, позволяет использовать на занятии помимо произведений искусств, музыкальные произведения, фольклор, произведения литературы. Органично вписываются в структуру занятия фильмы, созданные по своему сценарию. Такими являются фильмы – презентации, фильмы – слайды, игры – задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от вида изобразительной деятельности. На занятиях по ознакомлению дошкольников с искусством: занятиях – беседах, занятиях – путешествиях, вернисажах, может быть использован фильм – презентация (Приложение 1). Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и , самое главное, живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает тему занятия. Демонстрация фильма сопровождается комментарием педагога. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства. В результате создается своя мультимедийная библиотека (Приложение 2), максимально приближенная к программному материалу. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации можно использовать слайд – фильмы на любые темы с изображением пошаговой техники. Они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается краткими комментариями педагога. Для того, чтобы после просмотра слайд – фильма дети моли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать элементы несложной композиции по теме занятия, чтобы у детей сложилось впечатление, что они справятся с этой работой. Они позволяют менять виды деятельности, занятие становится более ярким и эмоциональным, а работы - выразительными и оригинальными. Их можно использовать в любой части занятия. Для создания проблемы в начале занятия, чтобы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшей работе, можно применить проблемный метод обучения в виде игр – заданий, оформленных на слайдах. Их можно использовать в качестве обобщения, закрепления, повторения пройденного материала, когда дети без труда будут узнавать и называть новое. Эти игры – задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости от того, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения и ставятся проблемы на будущее. Опыт применения компьютера на занятиях по изодеятельности открыл широкий диапазон его использования в учебно – воспитательном процессе: от применения в качестве инструмента художественной деятельности до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию воспитанников. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. На занятиях по изодеятельности компьютер позволяет «оживлять» картины, «посещать» крупнейшие музеи мира, «погружаться» в пространство и время, демонстрировать материал, широко использовать показ репродукций картин художников, знакомить детей с любой темой в сопровождении показа видеофрагментов, фотографий, прослушивать музыкальные произведения, активизировать учебный процесс. Использование информационно – коммуникативных технологий обогащает и преобразует учебный процесс и развивающую предметную среду. Необходимо стремиться к органичному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_pedagogicheskaya_deyatelnost.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                При имеющихся условиях в детских садах можно существенно изменить педагогический процесс эстетического воспитания ребенка, в частности, процесс развития изобразительных возможностей детей. Обновить процесс изобразительной деятельности можно, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов.

                  Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности дошкольника создает новые нормативы личностно – творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность.

                       Не использовать компьютерные технологии в целях формирования художественных способностей дошкольников – значит лишить педагогический процесс эффективного средства развития личности ребенка. Процесс обучения детей изобразительным умениям и навыкам может быть более эффективным, если при объяснении определенных художественных знаний будут использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как применение цвета, графики, звука в компьютере позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету. Компьютер привлекателен для детей , как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

                  Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации дети лучше усваивают понятие формы и цвета, тренируется внимание и память, развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движения глаз, развивается воображение и творческие способности.

                   Использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога. Поскольку каждое занятие по изодеятельности построено на зрительном ряде, использование возможностей компьютера позволяет открыть для детей замкнутое пространство группы и погрузиться в мир искусства, предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет педагога, а дополняет его.

                     Интерес детей к творчеству художников, видам и жанрам искусства повышает использование медиа – ресурсов как источника информации, позволяет использовать на занятии помимо произведений искусств, музыкальные произведения, фольклор, произведения литературы.

                       Органично вписываются в структуру занятия фильмы, созданные по своему сценарию. Такими являются фильмы – презентации, фильмы – слайды, игры – задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре занятия, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от вида изобразительной деятельности.

                        На занятиях по ознакомлению дошкольников с искусством: занятиях – беседах, занятиях – путешествиях, вернисажах, может быть использован фильм – презентация (Приложение 1). Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и , самое главное, живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает тему занятия. Демонстрация фильма сопровождается комментарием педагога. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства. В результате создается своя мультимедийная библиотека (Приложение 2), максимально приближенная к программному материалу.

                         На занятиях по рисованию, лепке, аппликации можно использовать слайд – фильмы на любые темы с изображением пошаговой техники. Они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается краткими комментариями педагога. Для того, чтобы после просмотра слайд – фильма дети моли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать элементы несложной композиции по теме занятия, чтобы у детей сложилось впечатление, что они справятся с этой работой. Они позволяют менять виды деятельности, занятие становится более ярким и эмоциональным, а работы - выразительными и оригинальными. Их можно использовать в любой части занятия.

                           Для создания проблемы в начале занятия, чтобы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшей работе, можно применить проблемный метод обучения в виде игр – заданий, оформленных на слайдах. Их можно использовать в качестве обобщения, закрепления,  повторения пройденного материала, когда дети без труда будут узнавать и называть новое. Эти игры – задания  позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости от того, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения и ставятся проблемы на будущее.

                             Опыт применения компьютера на занятиях по изодеятельности открыл широкий диапазон его использования в учебно – воспитательном процессе: от применения в качестве инструмента художественной деятельности до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию воспитанников. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.

                               На занятиях по изодеятельности компьютер позволяет «оживлять» картины, «посещать» крупнейшие музеи мира, «погружаться» в пространство и время, демонстрировать материал, широко использовать показ репродукций картин художников, знакомить детей с любой темой в сопровождении показа видеофрагментов, фотографий, прослушивать музыкальные произведения, активизировать учебный процесс.

                                  Использование информационно – коммуникативных технологий обогащает и преобразует учебный процесс и развивающую предметную среду. Необходимо стремиться к органичному сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей"

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей"...

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

Положение о проведении Ярмарки-презентации авторских конспектов непосредственно-образовательной деятельности по формированию художественных способностей дошкольников с использованием ИКТ

Положение о проведении Ярмарки-презентации авторских конспектов непосредственно-образовательной  деятельности по формированию художественных способностей дошкольников с использованием ИКТ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ (КОМПЬЮТЕРНЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование компьютерных технологий как «особой инфраструктуры современной цивилизации» (Ю.М. Горвиц) может стать условием оптимизации процесса развития и образования дошкольников, форми...

Использование игровых информационно-компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающей работы при поэтапном формировании речевого дыхания как важнейшей составляющей темпо-ритмической организации речевого общения у дошкольников с ТНР

Наиболее эффективным средством коррекции речевого дыхания в процессе формирования речевого общения дошкольников, имеющих ТНР, является игротерапия. Разнообразные игровые ситуации, смоделированные педа...