Программа кружковой работы "Веселые пальчики"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_-_kopiya.docx | 64.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
Детский сад №45»- к/в
_______Л.Ф.Насырова
«_____»________2015
Программа кружковой работы
« Веселые пальчики»
для детей 3-4 лет
1 год обучения
Составитель: Юлбарисова Г. М.,
воспитатель
2015г.
Паспорт программы
Наименование | Кружковая работа для детей «Веселые пальчики» для детей от 3 до 4 лет |
Основание для разработки Программы | 1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл. 2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с. |
Заказчики программы | Педагоги, родители |
Основные разработчики программы | Воспитатель первой квалификационной категории Юлбарисова Г,М. |
Сроки реализации программы | 1 год |
Цель программы | Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. |
Задачи программы | 1.Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. 2.Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. 3.Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Развивать творческие способности детей. 4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1.Значительное повышение уровня развития творческих способностей. 2.Формирование умения взаимодействовать друг с другом. 3.Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.. |
Пояснительная записка
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать ,а самое главное самовыражаться.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Целевые ориентиры программы:
Основная целевые ориентиры - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
шедевра.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Особенность возрастной группы
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности
Так как дети от 3 до 4 лет , только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год -36., время занятий 10-15 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.
Продолжительность | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 36 часов |
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Основные методики нетрадиционных техник рисования
1.Рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами илладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
2.«Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
3.«Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д
4.Рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Организационно-методическая работа:
Материально-техническая база:
- Бумага для рисования;
- Гуашь (на каждого ребенка);
- Кисточки;
- Подставки для кисточек;
- Салфетки (на каждого ребенка);
- Иллюстрации;
- Рисунок-образец;
- Игрушки (мышка, мишка, лисичка, зайчик, белочка, утка, утенок, собака, щенок, кошка, котенок, поросенок, паук, божья коровка).
Работа с родителями:
- Познакомить родителей с планом работы кружка;
- Организовать выставки.
Обмен опытом с коллегами:
- Выставки;
- Мастер-класс для педагогов;
- Обмен опытом с коллегами: выступление на педсовете с опытом кружковой работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность
Средства, необходимые для реализации программы
- создание художественно-развивающей среды в детском саду
- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация
-.использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию
Список детей
- Горина Вероника
- Данилов Миша
- Антонова Есения
- Ильясов Даниил
- Валиахметова Ангелина
- Алексеева Дарья
- Хабибуллин Искандер
- Хайбуллин Тимур
- Милана
- Смакова Алина
Содержание программы:
1.1 Календарно- тематическое планирование с детьми 3-4 лет
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
Октябрь | |||
1 | Дождик, дождик кап-кап-кап... | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий. капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. |
2 | Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем... | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. УчитьСоздавать образ мухомора,наносяритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение равномерно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. |
3 | Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем...(второе занятие) | Рисование пальчиками, аппликация из засушенных листьев | Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками . Украшать работу сухими листьями (Создание элементарного коллажа) |
4 | Листопад, листопад | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать чувство композиции, цветовосприятие. |
Ноябрь | |||
5 | Дождик льет, как из ведра | Рисование пальчиками, аппликация из мятой бумаги | Учить сминать салфетку и приклеивать на лист бумаги для создания фактурного изображения дождевой тучи. Упражнять в рисовании пальчиками, нанося изображение по всему листу. Воспитывать аккуратность. |
6 | Моя любимый зонтик | Рисование ватной палочкой, пальчиками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность. |
7 | Рябинка | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить даннные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
8 | Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. |
Декабрь | |||
9 | Мои любимый мишка | Тычок жесткой полусухой кистью | Познакомить с техникой рисования тычком жесткой полусухой кистью — учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности листа. |
10 | Разноцветные котята | Тычок жесткой полусухой кистью | Продолжать знакомство с техникой рисования тычком жесткой полусухой кистью — используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.Учить наносить рисунок по всей поверхности шаблона. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. |
11 | И на горке снег, снег... | Рисование ватными палочками, пальчиками | Упражнять в технике рисования ватными палочками. Учит создавать образ снегопада, передавая его равномерным нанесением точек по всему листу бумаги, а образ сугробов нанесением друг на друга отпечатков пальчиков.Развивать чувство композиции. |
12 | Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. |
Январь | |||
13 | Сколько на елочке шариков цветных.... | Рисование пальчиками, ватными палочками | Закрепить умение рисовать пальчиками и ватными палочками. Учит наносить отпечатки рядом друг с другом по нарисованной линии, создавая образ елечных бус. Воспитывать аккуратность. |
14 | Мои руковички | Аппликация — мозаика из бумаги | Учить создавать художесивенный образ из кусочков бумаги, наклеивая их на всю поверхность шаблона. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. |
15 | Мои любимые игрушки | Аппликация — мозаика из бумаги | Продолжать учитьсоздавать художесивенный образ из кусочков бумаги, наклеивая их на всю поверхность шаблона. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. |
Февраль | |||
16 | В лесу родилась елечка | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | упражнять в технике рисования тычком жесткой полусухой кистью. продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. |
17 | Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. |
18 | Вы слепили меня ловко... (снеговик) | Тычок жесткой полусухой кистью, аппликация из мятой бумаги | Упражнять в технике тычка жесткой полусухой кистью. Дополнять рисунок изображением сугробов, путем наклеивания мятой салфетки. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. |
19 | Галстук для папы | Рисование пальчиками. ватными палочками, мозаика из бумаги | Совершенствовать умения и навыки в данных техниках изображения. |
Март | |||
20 | Цветокдля мамы | Рисование пальчиками, мозаика из бумаги | Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции. Упражнять в умении наклеивать кусочки бумаги на всю поверхность шаблона. |
21 | Мои любимые животные | Тычок жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. |
22 | Колобок, колобок... | Аппликация в технике обрывания бумаги | Учить передавать художественный сказочный образ в аппликационной технике обрывания бумаги. |
23 | Работа по собственному замыслу | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. |
Апрель | |||
24 | Солнышко (коллективная работа) | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки — лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. |
25 | Смотрит солнышко в окошко...(коллективная работа) продолжение | Мозаика из бумаги | Продолжать учитьсоздавать художесивенный образ из кусочков бумаги, наклеивая их на всю поверхность шаблона. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. |
26 | Жили у бабуси два веселых гуся (из программы Т. Копцевой) | Рисование ладлшкой | Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. |
27 | Мы рисуем, что хотим | Разные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. |
Май | |||
28 | Травка -муравка со сна поднялась... | Рисование ладошками | Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие |
29 | Божьи коровки в траве | Рисование пальчиками, обрывание бумаги | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета; изображать через аппликацию травку различных оттенков, обрывая бумагу для получения полосок. |
30 | Бабочки порхают (коллективная работа) | Рисование ладошками | Упражнять в технике печатания ладошкой. Учить создавать общую композицию, дополняя ее различными деталяим в знакомых нетрадиционных аппликационных техниках. Развивать цветовосприятие, чувство композиции |
31 | Во поле березка стояла | Рисование ватными палочками, различные аппликативные техники | Учить передавать образ весенней березки, изображая молодые листочки точечками. Поощрять самостоятельное дополнение композиции деталями, выполненными в нетрадиционных аппликационны техниках |
1.2 Мониторинг освоения программного материала детьми в кружке
«Весёлые пальчики» во второй младшей группе №3
на 2015-2016 учебный год
Ф.И ребенка | Знает основные цвета | Умеет наносить отпечатки пальчиками | Владеет техникой закрашивания | Развито чувство композиции | Умеет рисовать круги (большой, маленький), закрашивать их по контуру | Владеет техникой печатания, приёмом - тычок | Умеет аккуратно пользоваться кистью, касками | Итого | |
1 | Горина Вероника | ||||||||
2 | Ильясов Даниил | ||||||||
3 | Данилов Миша | ||||||||
4 | Антонова Есения | ||||||||
5 | Валиахметова Ангелина | ||||||||
6 | Хайбуллин Тимур | ||||||||
7 | Хабибуллин Искандер | ||||||||
8 | Милана | ||||||||
9 | Смакова Алина | ||||||||
10 | Алексеева Дарья | ||||||||
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Результаты:
Низкий уровень от 7 до 12 баллов
Средний уровень от 13 до 15 баллов
Высокий уровень от 15 до 21 баллов
Уровень развития | Количество детей | % |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с..
4.Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
2005
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004
8.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 20036«Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
7 «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
8. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
9. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
10.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
11. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
Методические рекомендации для родителей по результатам анкетирования:
«Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его»:
- Приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей точки зрения полезны для развития ребенка;
- Обеспечиваете материалом для творчества (бумага, клей, пластилин и др.);
организуете место для творчества ребенка (стол, книжная полка, место для игрушек, игр н полу, место для творчества, соответствующее освещение);
- Позволяете ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;
- Позволяете изменять привычный порядок вещей в доме (по-своему убирать кровать, комнату, украшать окно и т. п.);
- Контролируете умственные занятия и физическую нагрузку ребенка, режим дня;
даете ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;
приглашаете друзей ребенка к себе;
- Организуете посещение ребенком кружков, студий.
Активное участие родителей в творчестве и творческом развитии ребенка:
а) занятия с ребенком дома:
- отвечаете на вопросы ребенка;
- обсуждаете вместе разные проблемы;
- читаете ребенку книги;
- вместе с ребенком разгадываете загадки, решаете ребусы, кроссворды и придумываете свои собственные;
- рисуете, лепите, вырезаете ножницами, играете, конструируете;
- совместно с ребенком выполняете работы по дому;
- вместе смотрите телепередачи и обсуждаете увиденное;
слушаете музыку;
- устраиваете вместе с ребенком выставки его работ;
- помогаете составлять различные коллекции в соответствии с его интересами;
- приобщаете ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, музицирование, игра в шахматы, работа по дереву и т. п.);
- записываете идеи, высказывания, сочинения ребенка;
б) совместный досуг вне дома:
- отдыхаете на воздухе в выходные дни: гуляете во дворе, ходите в парк, выезжаете за город;
- проводите с ребенком свой отпуск, выезжая на отдых за пределы своего города;
- занимаетесь вместе с ребенком спортом, физическими упражнениями, ходите на стадион, посещаете спортивные соревнования;
- устраиваете совместное посещение спектаклей, музеев, выставок, кинотеатров и пр.
- посещаете библиотеку.
Стимуляция творческой активности ребенка:
-поощряете его творческую деятельность и создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций и т. д.);
-поощряете стремление ребенка исследовать окружающий мир;
-помогаете ребенку в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых, с кем он может обсуждать интересующие его проблемы;
-поощряете активное учение ребенка, помогаете ему приобрести необходимые умения, знания, навыки;
-показываете ребенку, что вы цените его достижения;
-цените в нем личность, уважаете его интересы, даже если вы не всегда их разделяете.
Попробуйте со стороны посмотреть на свое общение с ребенком: что преобладает в вашей речи — приказ, указание, требование или вопрос, совет?
Ответив на вопросы анкеты, задумайтесь, какую оценку вы можете поставить себе.
Итак, ваша активность и участие в развитии творческого потенциала ребенка
Недостаточна, если в ответах преобладают «не знаю», «нет», «иногда». Существует опасность того, что со временем ваш ребенок, развиваясь, будет отдаляться от вас. Сами вопросы анкеты подскажут вам нужное направление для усиления вашего внимания на развитие творческих возможностей ребенка;
Сверхдостаточна, если в ответах на вопросы анкеты категория «да», «часто» выбиралась значительно большее число раз, чем «не знаю», «нет», «иногда». Значит, вы внимательны к личности своего ребенка, в курсе всех его дел, проблем, отношений. Стремитесь максимально использовать свои знания, умения, материальные возможности во благо своему ребенку. Но в то же время вас подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого результата обратный, т.е. ваши усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка;
Разумна и достаточна, если вы обнаружите баланс ответов «да», «часто» и «нет» с небольшим преобладанием положительных ответов. В этом случае есть надежда на то, что собственная активность ребенка стимулируется по мере возможности. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы, практических пособий. Но в этом мы всегда рады вам помочь!
Объединив усилия, мы добьемся больших результатов.
Не забывайте об этом!
Анкета для родителей
«Развитие творческих способностей у детей»
Целевые ориентиры: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
Анкета для родителей.
1) Рисует ли ваш ребёнок дома?
а) да-1
б) нет-0
2) Как часто ваш ребёнок рисует дома?
а) каждый день-2
б) 2-3 раза в неделю-1
в) реже-0
3) Чем ребёнку больше нравится рисовать?
а) красками-1
б) цветными карандашами-1
в) фломастерами-1
г) ничем-0
4) Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению.
а) сам пожелает - 1
б) разрешаю - 0
5) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы
(пальцем, ладошкой, другими предметами?
а) да-1
б) нет-0
6) Аккуратен ли ребёнок во время рисования (пачкает ли лист, мебель, лицо, руки?
а) аккуратен-1
б) пачкает-0
7) Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?
а) нет-1
б) да-0
8) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да-1
б) нет-0
9) Часто ли ребёнок просит кого – либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
а) часто – 2
б) иногда – 1
в) никогда - 0
10) Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним:
а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас
заняты – 1
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для Вас) – 0
в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование – 2
11) Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?
а) сам-1
б) помогаю-0
12) Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?
а) 5 минут-0
б) 10-15 минут-1
в) дольше-2
13) Тему для рисования ваш ребёнок:
а) выбирает сам-1
б) с вашей помощью-0.
14) Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно – прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.) :
а) да – 1
б) нет - 0
• Более 15 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
• От 10 до 15 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребёнку, но больше давайте ему самостоятельности.
• Менее 10 баллов. Вам недостаёт знаний, как развить творческие способности в ребёнке, либо желания добиться этого.
Мониторинг первичных изобразительных навыков детей второй младшей группы №3
Ф.И ребенка | Знает основные цвета | Умеет наносить отпечатки пальчиками | Владеет техникой закрашивания | Развито чувство композиции | Умеет рисовать круги (большой, маленький), закрашивать их по контуру | Владеет техникой печатания, приёмом - тычок | Умеет аккуратно пользоваться кистью, касками | Итого | |
1 | Горина Вероника | ||||||||
2 | Ильясов Даниил | ||||||||
3 | Данилов Миша | ||||||||
4 | Антонова Есения | ||||||||
5 | Валиахметова Ангелина | ||||||||
6 | Хайбуллин Тимур | ||||||||
7 | Хабибуллин Искандер | ||||||||
8 | Милана | ||||||||
9 | Смакова Алина | ||||||||
10 | Алексеева Дарья | ||||||||
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Результаты:
Низкий уровень от 7 до 12 баллов
Средний уровень от 13 до 15 баллов
Высокий уровень от 15 до 21 баллов
Уровень развития | Количество детей | % |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Аннотация к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте»
В книге известного советского психолога Л.С. Выготского (1896—1934) рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей.
Прежде всего с тем, что в этой брошюре излагаются еще не устаревшие в науке представления о воображении и творчестве. Эти представления, иллюстрируемые доходчивыми примерами, излагаются внятно и просто, что позволяет широкому читателю легко усвоить достаточно сложное их содержание.
Следует сказать, что в ее тексте автор использовал многочисленный фактический материал, имеющийся у других психологов, однако своеобразие истолкования психологической природы воображения и творчества, данного в брошюре, внутренне связано с оригинальной теорией психического развития ребенка, создававшейся Л.С. Выготским в конце 20-х годов.
Л.С. Выготский развернуто обосновывает следующие положения, очень важные для психологии и педагогики.
В первом положении последовательно раскрывается значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. «В этом смысле, — пишет Л.С. Выготский, — все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» (с. 5 настоящего издания).
Второе положение нацелено на то, чтобы показать наличие творческого начала в каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. «И все, что выходит за пределы рутины и чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» (с; 7). Если та понимать творчество, то его можно обнаружить у человека уже в самом раннем, детстве, хотя, конечно, высшие выражения творчества присущи лишь определенной части людей.
Третье положение связано с характеристикой связей воображения (или фантазии) и действительности. Л.С. Выготский убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.
В четвертом положении, подробно описывается психологический механизм творческого воображения. Этот механизм включает в себя выделение отдельных элементов предмета, их изменение (например, преувеличение, преуменьшение), соединение измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их «кристаллизацию» в предметном воплощении. Хорошо известные «муки творчества» как раз и связаны со стремлением образов воображения к воплощению. «Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», — пишет Л.С. Выготский (с. 34).
Благодаря этой особенности воображения человек может создавать, например, замыслы своих умственных и предметных действий, осуществлять различные виды экспериментирования и т. п. Опираясь на изложенные выше представления, Л.С. Выготский прослеживает в своей брошюре развитие воображения в детском возрасте, его проявления в литературном, театральном и изобразительном творчестве школьников. При этом подчеркивается, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеют свои специфические черты, тесно связанные с объемом и характером житейского и эмоционального опыта ребенка.
Так, в дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка прежде всего определяются его игровой деятельностью. «Игра ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (с. 7). Современные исследования показывают (см. работы Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко; С.Л. Нососеловой и др.), что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий.
Творческое начало и потребность в созидании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности. Поскольку, на наш взгляд, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать, то и личность начинает развиваться в дошкольном возрасте.
Л.С. Выготский проводит очень тонкие психологические различия особенностей творческого воображения у детей и подростков, показывая глубокое своеобразие воображения у последних. При этом рассеивается широко распространенное мнение, будто ребенок имеет более богатое воображение, чем взрослый. На самом деле (поскольку уровень воображения зависит от глубины и широты опыта человека) у взрослого эта психическая способность развита в большей мере, чем у ребенка.
Л.С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (с. 32). Из этого вывода, сформулированного, нашим замечательным психологом, проистекает возвышенная и оптимистическая педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей детей. И очень характерно следующее замечание Л.С. Выготского: «Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях» (с. 32).
Психологический очерк о детском воображении и творчестве, написанный Л.С. Выготским более 60 лет назад, сохраняет свой познавательный потенциал, которым целесообразно овладеть нашим учителям и родителям. Внимательное прочтение этого очерка поддержит в них стремление к организации такого воспитания детей, которое прежде всего будет направлено на развитие их творческого воображения — психологического ядра личности. «Создание творческой личности, — писал Л.С. Выготский, — устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем» (с. 79). С этими словами нельзя не согласиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Программа кружковой работы по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования "Веселые пальчики".
Материал работы предполагает: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и применять их на практике; выявить способности у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности, посредств...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...
Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии «Волшебные пальчики»
Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....