" Секрет маленьких ладошек".
презентация к уроку по рисованию (младшая группа) на тему
Использование нетрадиционных изобразительных технологий в развитии творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_galtsova_i.docx | 26.91 КБ |
kopiya_ira.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Введение
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих над вопросами как по развитию различных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что данную работу по рисованию в современных условиях педагогического процесса недостаточно проводить только в рамках непосредственно образовательной деятельности, а расширять в ходе совместной и самостоятельной деятельности детей.
Познакомившись с многообразием программ по изодеятельности, в своей работе я предпочла использовать авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыковой « Цветные ладошки», в которой представлено разнообразные виды художественно- изобразительной деятельности.
Использование нетрадиционных изобразительных технологий , на мой взгляд ,является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю нетрадиционным техникам рисования.
Моя концепция посвящена теме: «Секрет маленьких ладошек»
Цель: развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с многообразием художественных техник.
- Научить создавать образы различных предметов через эффективное использование нетрадиционных приемов рисования.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Принципы:
- Принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип сохранения права каждого ребёнка на своё особое эстетическое видение, индивидуальный эстетический почерк.
- Принцип развивающего характера художественного образования
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
- Принцип естественной радости – эстетическое восприятие, эмоциональная открытость
- Принцип обогащения сенсорно- чувственного опыта
Помимо традиционных методов работы (игровые, словесные, практические, наглядные) использую специфические, характерные для нетрадиционного рисования.
Методы:
-вхождение в рисунок, образ;
- «примеривания»;
- комментирующая речь взрослого;
-комментирующая речь ребёнка;
-анализ продуктов детского творчества;
- эмпатия, рефлексия и др.
Для развития художественного творчества дошкольников мной созданы определённые условия:
- материально обогащенная среда для художественной деятельности;
- обстановка, опережающая развитие ребенка;
- внедрение проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
- использование системы творческих заданий;
-комфортная психологическая обстановка;
- оформление информации в уголке для родителей.
Обучение детей нетрадиционной технике рисования выстраиваю поэтапно:
1этап - восприятие ребёнком образа и представлений, овладение им особым способом восприятия: видение предмета в целом (единство содержания и формы), и раздельно (строение, цвет, положение в пространстве, композиция, ритм, величина).
2этап-овладение дошкольником нетрадиционными средствами воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
3этап-овладение техникой рисунка.
4этап-создание творческого продукта детской деятельности.
Тематический план
Свою работу с использованием нетрадиционной техники рисования начинаю с 1 младшей группы, с учётом принципа от простого к сложному.
Основные нетрадиционные техники, используемые мной :
В 1младшей группе:
- Рисование пальчиками, ладошками, кулачком (например: «Кленовые листочки», «В гостях у петушка», «Наш аквариум», «Ножки- сороконожки» и др.)
- Ватными палочками (например: «Первый снег», «Снеговик», «Дождик чаще, дождик пуще», «Вот какой одуванчик!» и др.)
- Цветовое пятно ( непреднамеренное изображение)
(например: «Вот какие у нас листочки! » «Ветерок подуй слегка», «Ёлочные шары», «Цветок для мамочки» и др.)
Во 2 младшей группе расширяется знакомство:
- Рисование тычками из поролона (например: «Хавронья с поросятами», «Солнышко - колоколнышко», «Морские камушки», «На лесной полянке» и др.)
- Печатание листьями (например: «Волшебный лес», «Платье для осени», «Чудесная птица», «Красивая салфетка» и др.)
- Рисование песком, крупами, цикорием (например: «Картинки на песке», «Пусть всегда будет солнце», «Жучки», «Шарики летят» и др.)
В средней группе добавляю:
- Граттаж (например: «Морское царство», « Цветы в подарок», «Волшебный город», «Дети на празднике», «Зима в лесу»
- Оттиск (пробка, поролон, пенопласт) (например: « Зоопарк», «Собачка», «Снегири», «Зайка», «Солнечный денёк»
В старшей группе дополняю:
- Кляксография с трубочкой (например: «Фантастические животные», «Подводное царство», «Мир насекомых», «На что похоже»
- Монотопия (например: «Сказочный лес», «Праздничный салют», «Звездное небо», «Жители другой планеты».
- Набрызг (например: « А снег идёт», «Росиночка-росинка», «Колечки для клоуна», «Праздничное панно»
- Восковые мелки+акварель (например: «Любимые герои произведений русского народного творчества», «О чём печалится осень», «Я имею право на…», «Цирк, цирк, цирк»
- Оттиск смятой бумагой (например: «Морозные узоры», «речные просторы», «Подземное царство», «Сокровища Медной горы».
- Гравюра (например: «Рамочка для фотографии», «Замок Деда Мороза», «Старинный город», «Рыцарские доспехи»
В подготовительной группе добавляю:
- Тиснение (например: «Замысловатый узор», «Украшаем салфетку», «Расти, коса, до пояса»
- Тычок жесткой полусухой кистью (например: «Мои любимые домашние животные», «Животные Африки», «В тундре».
- Рисование по сырому (например: « Утро», « Ёжик в тумане», «Что я вижу из окна», «Идёт летний дождь»).
- Черно-белый граттаж (например: «День –ночь», «Доброта и злость», «Радостные и грустные гномы»)
- Кляксография с ниткой (например: «Улитка», «Волшебные клубочки», «Жемчужная раковина», «Кто в домике живёт?!»)
- Батик (например: «Подарок маме», «Мой город»)
- Рисование солью (например: «У берега морского», «Сокровища Морского Царя», «Радуга», «Цветная мозаика»)
- Расчёсывание краски (например: «Море волнуется», «Архитектурные постройки», «Узор на платьях и рубашках», «Линия с характером»)
- Двойное примакивание кисти (например: «Дружба света с тенью», «Загадочные цветы», «Таинственные следы», «Мир бабочек»).
Диагностика
С целью выявление уровня сформированности технических навыков и умений, оценки развития детского творчества в рисунке я использовала педагогическую диагностику Т.С. Комаровой. В процессе диагностики я обращала внимание на анализ продуктов деятельности и процесс деятельности. Кроме того, детям было предложено задание с дорисовыванием кругов.
Первоначальная диагностика (сентябрь) показала, что большинство дошкольников не смогли оформить все круги в образы, у многих детей прослеживалось частое повторение, оформление кругов в очень простые изображения, часто встречающихся в жизни предметов.
На итоговой диагностике работы детей были оригинальны, преимущественно без повторений.
Анализируя полученные результаты диагностики можно отметить, что интерес детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Вывод
Мною замечено, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость.
Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора образов, одним словом разнообразие нетрадиционного рисования, - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Следует помнить, что ребенок - это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь…
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. Продолжать учить детей различать и называть основные цвета. Формировать представление детей об обитателе леса- зайце, его внешнем виде, среде обитания, особенностях образа жизни. Закреплять правильное употребление в речи слов: «большой», «маленький», «один», «много», « длинный», «короткий». Упражняться в рисовании нетрадиционным способом (рисование пальчиками). Воспитывать отзывчивость и доброжелательность, любовь и интерес к животному миру.
Оборудование: Фонограмма с записью плача зайчат. Мягкие игрушки (зайчата) по количеству детей, «мама зайчиха» . Цветные дорожки из ткани (красная и зеленая). Бутафорский торт, нож. Влажные салфетки. Палитра с пальчиковыми красками основных цветов. Угощение и сюрпризы для детей.
Образовательная область « Коммуникация» -Дети, кто- то плачет! -Вы не плачете? А, кто- же это? Все вместе ищут, находят корзину с зайчатами.
Образовательная область « Познание» -Вот, оказывается, кто плакал! -Детки, а кто это?
Образовательная область « Познание» -Сколько зайчат? -Наверное, они остались одни, замерзли, поэтому плакали. -Давайте их согреем, приласкаем, обнимем, подышим на них, осторожно пожалеем их. -А сколько зайчат у каждого из вас? -Посмотрите, какая у зайчат шерстка, какие ушки, какие глазки? -А что еще есть у зайчат? -Правильно, у них есть хвостики, а какие они?
Образовательные области: « Познание», «Физическая культура», «Музыка». -Ребята, а что у зайчат на ушках? -А какого цвета бантики? -А у нас на полянке есть дорожки- к расная и зеленая. Те, у кого зайки с красными бантиками – Прыгают по красной дорожке, а у кого с зелеными- по зеленой. -Ребята, наши зайчики уже устали, давайте их положим обратно в корзинку и дадим им отдохнуть.
Образовательные области: « Познание», «Коммуникация» -Детки, а кто у наших зайчат мама? -А вот и она! (Появляется зайчиха. В руках у нее бутафорский торт.) « Спасибо вам, ребятки, что не обидели моих деток, обогрели, приласкали их. А ведь они сегодня именинники. Я испекла им большой торт и хотела украсить его ягодами, но не успела. Может вы мне поможете?»
Образовательная область « Художественное творчество» -Поможем зайчихе? Нарисуем ягоды на торте? -Ребята, торт большой, он у нас один. -А сейчас мы разрежем его на кусочки.
Образовательные области: « Познание», «Художественное творчество» -Сколько стало кусочков? -Ребята, а теперь каждый украсит свой кусочек торта ягодами. -Давайте вспомним, какого цвета малина, крыжовник, смородина и черника и т. д. -Нарисуйте те ягодки, которые вы больше всего любите.
Образовательная область « Социализация» - Ребята, давайте покажем зайчихе , какой красивый торт у нас получился. -Зайчиха вас благодарит за помощь, дарит вам яркие воздушные шары и приглашает отметить вместе с ними день рождения ее зайчат. Сюжетно ролевая игра «День рождения»
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты маленьких человечков (элемент ТРИЗ)
НОД для детей старшего возраста...
Презентация: "Большие секреты маленьких пальчиков"
Презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Презентация используется при реализации проекта «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей с...
Конспект познавательно-игровой НОД: «Большой секрет маленькой семечки»
данное занятие с элементами детского экспериментирования раскрывает значение подсоднечника для человека....
ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД «БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКОГО МУРАВЬЯ»
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА, КАК НОСИТЕЛЯ НОВОГО ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ....
Секреты маленьких человечков
Конспект занятия с элементами ТРИЗ по опытно - экспериментальной деятельности....
Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"
ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...
Педагогическое мероприятие с детьми "Большие секреты маленькой батарейки"
Конспект образовательной деятельности...