Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
статья по рисованию на тему

Алексеева Галина Александровна

Изобразительное искусство для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_-_razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Развитие творческого воображения

             у детей дошкольного возраста

         на занятиях по изобразительному

                            искусству.

                                                                 

                                                           Воспитатель ГОУ д/с №1941

                                                           Алексеева Г.А.

Москва 2005г.


Содержание

  1. Введение
  2. Особенности воображения как психического процесса.
  3. Использование игр и упражнений для развития творческого воображения
    в обучении дошкольников изобразительной деятельности.
  4. Ознакомление  детей   с   произведениями  искусства;   роль   искусства  в
    развитии творческого воображения детей.
  5. Народное декоративно-прикладное творчество.
  6. Пейзаж. Картины природы в детском творчестве.
  7. Знакомство с пейзажем, как жанром живописи различных возрастных
    групп.
  8. Проведение занятия с подготовительной группой.
  9. Заключение.
  10. Список литературы.

Введение

В     дошкольном     учреждении     придается     большое  значение формированию у детей эстетического отношения к окружающему, приобщению к искусству и художественной деятельности. Главное внимание уделяется личностному подходу к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей и особенностей характера. Необходим комплексный подход к занятиям по изобразительной деятельности, развитие творческих способностей детей и их представлений о художественных возможностях различных изобразительных материалов в передаче выразительного образа. Изобразительное искусство, художественное слово, музыка - все взаимосвязано. Ребенок через искусство проникает в процесс создания образа и отражает свое видение в рисунке, лепке, аппликации.

Уроки рисования должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами предмет «изобразительное искусство» формирует индивидуальность ребенка.

Основными задачами изобразительного искусства являются:

  1. Воспитание интереса и любви к искусству.
  2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
    творческого     воображения,     эстетического     чувства     и     понимания
    прекрасного.
  3. Эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.
  4. Освоение детьми элементарных основ реалистического рисунка.
  5. Формирование     навыков     рисования     с     натуры,     по     памяти,     по
    представлению.
  6. Ознакомление    с    особенностями    работы    в    области    декоративно-
    прикладного и народного искусства.

Особенности воображения как психического процесса.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

В психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности. Воображение является одной из форм отражательной деятельности человека. Оно отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек всегда стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта.

Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое, теснейшим образом связанные между собой. Критерием различия выступают результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения появляются на основе уже существующего материала: словесного описания или наглядного материала, и являются новыми формами для какого-либо конкретного человека. Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналогов в объективной деятельности, они являются и объективно новыми. Важной особенностью воображения является   определенный   «отлет  от  действительности»,   когда  на  основе определенного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления.

Развитие воображения теснейшим образом связано с процессами мышления и познания. Если лишить мышление воображения, оно станет творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным. Необходимо наличие «строительного материала», роль которого выполняют образы памяти, т.е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира и отложившиеся в его личном опыте.

Следовательно, обогащение чувственного опыта,расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения. То, что ребенок видит, слышит, чувствует, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет «строить» его фантазия.

Воображение является основой человеческого творчества, оно связано с общим психическим развитием ребенка. Развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Использование игр и упражнений для развития

творческого воображения в обучении дошкольников

изобразительной деятельности.

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Так, определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие - от внешней формы, а третьи - от функциональных особенностей.

Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным. В дальнейшем, с помощью речи происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Но сначала необходимо научить всматриваться, вслушиваться, быть внимательным к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования объектов эмпатии:

а)        знакомые детям животные и птицы;

б)        интересные предметы и, в первую очередь, движущиеся игрушки;

в)        растения и явления природы;

г)        взрослые, чьи профессии имеют характерные внешние атрибуты.

В литературе описываются способы и приемы развития творческих способностей воображения ребенка, его эмоционального мира, которые построены из собственно «эмоционального материала».

На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения - сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.

В определенной последовательности могут быть использованы такие формы: творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей - вот те способы и приемы, которые использует взрослый для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения. Эффективность указанных способов обеспечивается при соблюдении взрослым определенных способов работы над книгой:

а)        подготовка детей  к  восприятию  как  серьезному и радостному
событию;

б)        постепенность,   последовательность   перехода от одного   этапа   к
другому;

в)        возврат   к   некоторым   методическим   приемам   для   усиления
воспитательного  момента или коррекции нежелательных эмоциональных

реакций  -  могут  повторяться   все   указанные   приемы,   особенно   игры-контакты с персонажами;

г)        сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом
ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок
и их активным  «общением» с детьми - любимые герои в этом случае
«помогают»   осваивать   новое,   более   сложное   нравственное   содержание
других произведений;

д)        усилению  сопереживания  соответствующим   героям  и  созданию
более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения
помогает повтор игр-драматизаций.

Однако воспитательная задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребенком из связи «Я - персонаж» в сферу «Я - другой человек». Для этого необходимо:

  • научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие
    сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных
    эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание
    коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных
    ситуаций;
  • создавать определенные условия для развития у ребенка способности
    обнаруживать   в   жизни,   во   взаимоотношении   со   взрослыми   и   детьми
    ситуации,    аналогичные    литературным    по    своей    нравственной    сути;
    воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;

Игровые приемы, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.

Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или

детьми. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает их творческие способности. Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

Продумывая содержание игровых проемов нужно использовать опыт детей данной группы, полученный на разных занятиях, в играх, бытовой и трудовой деятельности, ситуациях, имевших место в данном коллективе, а в индивидуальной работе - и опыт конкретного ребенка. Придуманные игровые действия должны быть доступны ребенку по способу выполнения.

Изобразительная деятельность в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. В этой деятельности можно выделить три этапа:

  1. появление и развитие художественного замысла;
  2. его реализация (исполнительская часть деятельности);
  1. воплощение   замысла   (создание   художественно-изобразительного
    образа).

Включение элементов игры в изобразительную деятельность не должно нарушать ее естественного хода, поэтому и методика, и специфика игровых приемов весьма своеобразны. Игровые действия детей в процессе изобразительной деятельности разнообразны по форме выражения. Игры детей имеют сюжетный характер и отражаются в рисунке (лепке, аппликации). Изображение - своеобразный центр игры. Игровые действия могут органически включаться в игровой процесс или завершать его.

Педагог может использовать прием обыгрывания предметов, игрушек, картин, изобразительного материала и т.д. Этот прием используется непосредственно перед началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущей работы. Прием обыгрывания   выполненного   изображения  применяется  в   конце  занятия,

когда задание уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Можно обыгрывать незаконченное (еще только создаваемое) изображение в момент его исполнения.

Достижением дошкольного возраста справедливо считается открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»). Воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Формируется воображение в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. В ситуации игры воображение дошкольника получает широкий простор и проявляется в наиболее ярких, красочных формах, в связи с чем создается впечатление, что маленький ребенок живет наполовину в мире своих фантазий.

Ознакомление детей с произведениями искусства; роль искусства в развитии творческого воображения детей.

Надо ли обучать детей технике рисования? Нет. Считали А.Бакушинский и его соратники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Противоположной точки зрения придерживались К.Лепиков, Е.Разыграев, В.Бейер, а также зарубежные исследователи К.Риччи (Италия) и Л.Тэдд (США), подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е.Флериной и Н.Сакулиной. В наше время этой проблеме уделяет внимание Комарова Т., которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

«Каковы особенности развития художественного восприятия дошкольников? Конечно, не сразу ребенок воспринимает произведение искусства в качестве такового. Однако зачатки художественного восприятия проявляются уже в дошкольном возрасте».

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию произведения искусства, но и понимание его выразительных средств.

В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.

Воспитательная сила искусства «дает возможность войти внутрь жизни, пережив кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, - говорил видный советский психолог Б.М. Теплов - и самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждений об искусстве с точки зрения определенного идеала.

Оценочные суждения детей шестилетнего возраста ещё примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К концу дошкольного возраста отношение к воспринятому меняется - появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.

Дети старшего дошкольного возраста дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляют способность улавливать настроение. Этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному.

Н.Э. Басина и О.А. Суслова в книге «С кисточкой и музыкой владеющие...» пишут: «Мы убеждены (и наш опыт подтверждает это), что в любом, даже не совсем простом с точки зрения первого восприятия, произведении искусства ребенок может обнаружить частичку себя». Опасения по поводу сложности художественных произведений (по мнению авторов) напрасны, т.к. ребенок воспринимает настолько, насколько он может и ему необходимо сегодня.

Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении. Михаил Чехов понимал под рассудком «холодный, сухой, аналитический подход к вещам, которые этим путем не могут быть постигнуты». Ощущения и чувства - область тонкая и хрупкая. Но разве не ощущения и чувства - тот первый инструмент, с которым ребенок приходит в этот мир. Именно чувства учат нас думать.

Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания.

Мелодия, гармонические сочетания, ритм, форма в музыке, как и линия, цветовые сочетания, композиция в изобразительном искусстве - это лишь необходимые художнику в данный момент средства для воплощения переживаемой им мысли о мире. И вести ребенка в мир искусства нужно, соизмеряя его чувства и размышления с чувствами и мыслями художника. Ребенок не формально работает с цветом и линией. Он ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует.

В пространстве искусства, как в Зазеркалье, отражается эта жизнь природы и человека. Пространство не является в данном случае в буквальном смысле реальной средой. Это воображаемый мир, созданный художниками и композиторами разных эпох. Реальное, чтобы посмотреть на него со стороны, сравнить его характер с воздухом, цветом, звучанием иных эпох, а потом попытаться понять себя и, может быть, придумать, как устроить жизнь в нем уютнее и красивее. И беря с собой в путь детей, мы всегда помним, что искусство рождено пространством реальных ощущений и чувств, имеющим очень древнюю историю.

Пространство в нашем путешествии мы определяем как место, где существует и действует персонаж.

«Прочитать» произведение изобразительного искусства или музыки, не зная их языка, невозможно. Язык художника - цвет, линия, форма, фактура... Язык композитора - звук, гармония, ритм... Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.

Начинаем со звука и цвета. И это огромный мир. В этих маленьких «молекулах» закодирован наш чувственный опыт. Звук и цвет не дают покоя нашему воображению, вызывая в нем разнообразные ассоциации и, в первую очередь, чувственные, глубинные, связанные с нашей природой, сенсорикой.

Мы выявляем в звуке и цвете их материальную основу: вес (тяжелый, невесомый), плотность (насыщенный, текучий, вязкий...), осязаемую поверхность: тактильно (мягкий, острый, теплый и др.), визуально (высокий, выпуклый, крупный, маленький...), светлоту, громкость.

Это материальное звено проявляет себя также и в линии, фактуре, гармонии или колорите музыкального и изобразительного произведения.

Материальное начало играет в нашей жизни огромное значение при передаче информации об эмоциональном состоянии и при эмоциональной оценке людей и явлений.

Так же, как и физические свойства материального мира, в звуке и цвете закодированы различные типы движения (шаги, кружение, парение, покачивание), темп движения (умеренно, медленно) и, конечно, наши эмоции (отчаяние, радость, нежность, сомнение). В семантическом пространстве художественного произведения все эти жизненные прообразы удивительным образом переплетаются,  вызывая у нас при его  восприятии сложные и разнообразные ассоциации.

Этот психофизиологический компонент искусства проявляет себя на всех уровнях восприятия художественного текста - от единичного звука или цветового пятна до жанра и стиля. В работе с детьми этот пласт особенно важен, потому что ребенок приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в детском возрасте не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на звук, цвет, линию, форму, гармоническое или цветовое сочетание.

Народное декоративно-прикладное творчество

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.»

А.Б.Салтыков.

В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей детей, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.

Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство.

В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров -гжельские чайники, хохломские миски, полховско-майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотна.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. В том и выражается потребность людей в красоте.

Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у детей творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края.

Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется художественной выразительности народного искусства. В содержание декоративно-оформительских работ входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток, выставочных стендов, элементов книжной графики и т.п.

Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и составления из них узоров, орнаментов. В процессе выполнения декоративных рисунков дети начинают понимать тесную связь практического назначения предмета и его формы, материала, элементов украшения, учатся отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.

При обучении детей декоративному рисованию осуществляются следующие задачи в области их художественного восприятия:

Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.

Усвоение детьми различных приемов изображения декоративного узора.

Передача простыми приемами мотивов растительного узора.

Обучение детей композиционному рассмотрению узора на бумаге разного формата.

Воспитание у детей вкуса при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона.

Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию.

ПЕЙЗАЖ.

Картины природы в детском творчестве.

Рисование, как определенный вид деятельности человека, представляет собой сложный процесс, включающий в себя познание, изучение окружающей действительности и создание художественного образа.

Дети любят и чувствуют природу. Воспроизводя в рисунке какое-либо природное явление, дошкольники опираются прежде всего на собственный опыт, оказывают предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. Рисование по памяти и по представлению содержит больше элементов творческой деятельности, чем рисование с натуры. Толчком к развитию творческой активности у ребенка является знакомство с произведениями пейзажной живописи и литературы.

Знакомство детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, превращается для них в увлекательную прогулку по природе родной страны. Дети учатся у художников видеть, понимать, любить природу и искусство. Поэзия также оказывает большое влияние на детей, вызываю чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным. Воспетая в стихах образность природы помогает ребенку лучше понять и почувствовать

окружающий нас мир, испытать радость от того, что светит солнце, зеленеют деревья, растут цветы, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Знакомство с пейзажем, как жанром живописи для

различных возрастных групп

Младшая группа (3-4 года):

Для детей младшей возрастной группы знакомство с природой и ее явлениями происходит в основном через предметное рисование. Необходимо познакомить детей с техникой рисования гуашевыми красками, показать способы изображения предметов и явлений. Дети рисуют деревья, одетые золотой листвой - осенью, заснеженные - зимой, одетые зеленью - летом, рисуют красивые цветы, глубокие пушистые сугробы. А также даются простейшие сюжетные композиции: листопад в тихую ветреную погоду, дождь, метель, солнечный день, звездная ночь, дома и деревья на поляне.

Средняя группа ( 4-5 лет).

В средней возрастной группе появляются новые изобразительные материалы: уголь, сангина, акварель. Изучаются приемы работы данными материалами. Акварель используется для создания легкого, прозрачного фона пейзажа, в технике «по мокрому листу, а также для изображения некоторых природных явлений ( радуга, северное сияние и т.д.) Дети учатся передавать не только строение предметов, но и строить простейшую композицию: предметы располагаются не на одной полосе, а по всему листу, различаются по размеру и по форме. Для создания композиции дети используют в рисунке разнообразные предметы: ели и другие деревья, цветы, дома, дорогу, реку или озеро, солнце, облака. Для того, чтобы вызвать у детей наибольшую заинтересованность в изображении природных явлений, используются сюжетные композиции по темам любимых сказок: «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т.д. В сказках дети изображают различные времена года, состояние природы в это время года, учатся передавать настроение, выделять в композиции главное (величиной, цветом, местом расположения).

Старшая группа (5-6 лет).

Дети закрепляют навыки, полученные в средней группе. Вводится понятие ближнего и дальнего планов, перспективы. Дети учатся составлять оттенки всех цветов спектра (холодных, теплых, нейтральных), использовать цвет, как средство выразительности; выбирать наиболее подходящие цвета для передачи образа, своего отношения. Учатся сочетать в работе разнообразные изобразительные материалы - гуашь, акварель, восковые мелки, сангину, уголь, пастель, фломастеры, свечку. В результате знакомства с произведениями художников-пейзажистов, дети начинают создавать в рисунках более подвижные образы предметов. Например: деревья бывают различных пород, молодые и старые, прямые и искривленные, ветвистые и не очень и т.д.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет ).

Основной задачей пейзажной живописи в подготовительной группе является развитие творческих способностей ребенка. Учиться не просто изображать то или иное состояние природы, но и передавать свое отношение к изображаемому, свои чувства, которые могут быть радостными и светлыми, грустными и тревожными. Рассматривая репродукции, дети видят, что при изображении одного и того же времени года, каждый живописец состояние природы передает по-разному. Поэты в своих стихах также описывают различные состояния природы. Дети учатся сравнивать художественные произведения, выбирая то, что им ближе. Дети проявляют самостоятельность в выборе темы рисунка, образов изображаемых предметов, сочетания красок, отображении пространства, перспективы.


Заключение.

Рисование развивает наблюдательность, способствует развитию творческой активности ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью, дети учатся глубже чувствовать родную природу, беречь и любить ее. Большую роль в формировании личности ребенка играет соприкосновение в процессе занятий с лучшими произведениями великих художников и поэтов.

Уметь рисовать - значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Изобразительное искусство помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности.

Овладение обобщенными способами изображения позволяет детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи. Овладевая навыками работы с красками, смешивая цвета, для получения оттенков и полутонов, дети получают возможность передавать в рисунке настроение, состояние природы, свое отношение к тому или иному предмету, сказочному герою. Дети рисуют добрых и злых героев, цветом и разнообразными художественными приемами определяют их характер и свое к ним отношение. Рисуя сказочных животных и птиц, сказочную природу, дети развивают воображение и фантазию, делают первые шаги в мир искусства.

Ребенок по природе своей - творец. Ему необходимо постоянно придумывать, создавать что-то новое. И занятия живописью как нельзя лучше поддерживают в ребенке стремление к творчеству, к выражению индивидуальности.


Список литературы

  1. Аромштам М. Переживание и образ Обруч, 1998, №1
  2. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика.
    1991.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
    -М.: Просвещение, 1991

  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном
    возрасте. - М.: Академия. 1997
  2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение;
    Учебная литература, 1996.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль.
    Академия развития, 1996.
  4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль:
    Академия развития, 1996
  5. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения
    младших школьников. - Москва. Владос, 2000.
  6. Григорьева Г.Г.  Игровые приемы в обучении дошкольников
    изобразительной деятельности. - Просвещение, 1995.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -
    Москва, 1967.
  8. Богатеева   З.А.   Мотивы   народных   орнаментов   в   детском
    творчестве. Москва, 1986
  9. Швайко   Г.С.   Занятия   по   изобразительной   деятельности   в
    детском саду. Москва, 2000
  10. Комарова  Т.С.   Занятия  по  изобразительной  деятельности   в
    детском саду. Москва, 1991
  11. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию,
    лепке, аппликации в игре. Москва, 1996

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...

Консультация для родителей «Использование цветной непряденой шерсти в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов развития ребёнка. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проход...

Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...