Рабочая программа по изобразительной деятельности " Гжель"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Роленок Марина Геннадьевна

Рабочая программа по изобразительной деятельности расчитана на 32 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolenok.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 135 Адмиралтейского района

Санкт - Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительных занятий

по изобразительной деятельности

« ГЖЕЛЬ»

Преподаватель: Роленок М.Г.

Образование – среднее специальное,

 художественно-педагогическое

Санкт – Петербург

2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством в наше время особо актуальна, так как через искусство можно развивать нравственное поведение у детей. Важно с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Воспитывать нравственность, возможно, многими методами, но наиболее интересно познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать на материале истории нашего народа.

В современных условиях модернизации системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом процессе важнейшее значение отводится, прежде всего, изобразительному, декоративно-прикладному искусству, охватывающему целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это поможет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Так же народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Вопросы теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития рассмотрены в трудах Г. В. Беды, Н. Н. Ростовцева, В. Н. Шацкой, О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, В. А. Сухомлинского, Е. И. Игнатьева, Н. П. Сакулиной, Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Е. В. Квятковского, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, Н. С. Боголюбова, Л. Т. Медведева, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, В. И. Козлова, В. П. Зинченко, К. Ж.Амиргазина, и других ученых.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Программа опирается на труды педагогов – исследователей детского художественного творчества: Е.А Флёриной, Н.П. Сакулиной, И.Л. Гусаровой, Е.Г. Ковальской, Е.А. Коссаковской, З.А. Курочкиной, Т.Н. Дроновой, Д.И. Воробьёвой, З.А. Богатеевой и др.. Все имена невозможно перечислить, это говорит о том, что наука не стоит на месте, теория и идеи развиваются и воплощаются в практику работы детских дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического воспитания и развития дошкольников, а также является методом психодиагностики и психотерапии, методом коррекции поведения и даже лечения.

Программа направлена на формирование творчества в художественной деятельности как неотъемлемой части жизни современного человека, предмет специального изучения.


Цель и задачи обучения изобразительной деятельности  детей дошкольного возраста

Формирование основ целостной эстетической культуры через развитие исторической художественной культуры народов России и развитие творческих способностей.

Художественная культура с точки зрения данного предмета – это утверждение в сознании и деятельности детей дошкольного возраста знаний о художественном явлении как образе – типе, реализованном в традициях мастерства на региональном национальном уровне. Современное образования с самого раннего детства должно быть национально сориентировано. Без ясного осознания этого невозможно возродить Россию, необходимо сделать русские образовательные учреждения действительно русскими, научить детей уважать своё Отечество. Художественные образы в искусстве концептуальны: в них отражается представление человека любой эпохи о красоте, добре, о торжестве гармонии, о противостоянии злу, разрушению, хаосу. Именно поэтому в программе особое место уделяется созданиям самостоятельных художественных образов, связывая русскую культуру – литературу, искусство театра, народного художественного творчества. Особое место занимает родной край, Санкт – Петербург, пушкинские литературные образы, Петербург разных эпох.

Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств каждого, как творческого лица, находящегося в определённых связях с культурным наследием. Поэтому при знакомстве с искусством дети должны последовательно и сознательно овладевать приёмами художественной деятельности на основе понимания создания художественных образов, мотивов, сюжетов изобразительного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации. Овладение необходимыми навыками в различных техниках, изучение различных типов школ народного творчества, различных стилей художественного творчества, и умению выразить своё собственное отношение к искусству, к действительности.

Таким образом, настоящая программа обучения изобразительной деятельности в детском дошкольном учреждении определяет следующие задачи:

1. Формирование эстетического вкуса и отношение к предметам окружающей среды и явлениям, стремление активно вносить прекрасное в жизнь.

2. Формирование знаний по художественной грамоте, по видам изобразительного искусства, получить представление о взаимодействии и синтезе искусств, о роли искусства в жизни человека, о простейших средствах художественной выразительности, о разнообразии форм работ художников в изображении, о творческой стилизации, о создании художественного образа, об украшении.

3. Формирование знаний у детей об особенностях работы в различных техниках изобразительного искусства, о работе с различными материалами.

4. Формирование практических умений и навыков в работе с различными материалами и в различных художественных техниках, умение творчески  реализовать полученные знания и умения.

5. Формирование умения грамотно творчески использовать средства художественной выразительности и художественные техники и материалы.

6. Воспитание оценочного отношения и увлечённости искусством, умения анализировать произведения изобразительного искусства, воспитание художественного восприятия и созидания.

А так же:

- приобщение детей к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально-целостной) материальной культуры общества;

- формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности, её эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

- развитие творческих способностей: расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительные, декоративные, дизайнерские);

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

- воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным образам.

Программы по изобразительной деятельности имеются во всех программах воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях. Программы по изобразительной деятельности распределены по возрастным группам и по видам изо деятельности. В каждом виде изодеятельности представлены три группы задач.

I группа – изобразительные задачи.

Эти задачи определяют, каким изобразительным умениям надо научить детей в том или ином виде изо, в той или другой возрастной группе. Эти изобразительные умения связаны:

- с изображением отдельных предметов, с передачей формы, строения, пропорций, характерных особенностей предметов;

- с изображением группы предметов, расположение их в пространстве относительно друг друга, с передачей взаимоотношений между ними;

П группа – технические задачи.

Они определяют, каким техническим умениям в работе с различными материалами и инструментами надо учить детей разных возрастных групп в различных видах изобразительной деятельности.

Ш группа – развивающие и воспитательные задачи.

Это задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания и развития в процессе изодеятельности.

В различных программах планка технических и изобразительных задач может быть выше, или ниже, развивающие и воспитательные задачи мало отличаются, есть акценты:  так программа «Природа и художник» делает акцент на экологическое воспитание в процессе изодеятельности, программа «Радуга» - на эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного народного искусства, программа «Гармония» на интеллектуально-художественное воспитание.

Обобщённый перечень развивающих и воспитательных задач в процессе изобразительной деятельности

Старший возраст 5-7 лет

  1. Развивать интерес к самостоятельным наблюдениям.
  2. Совершенствовать чувство цвета детей, познакомить с цветами спектра, с новыми цветовыми оттенками основных цветов и полутонов (красный может быть рябиновым, алым, пурпурным, малиновым, терракотовым; жёлтый – лимонным, песочным, охрой и т.п.).
  3. Продолжать воспитывать эстетический вкус в подборе цветосочетаний, познакомить с гармоничным сочетанием и сочетанием тональности одного цвета.
  4. Совершенствовать чувство формы, закреплять понятия о полукруге, полушарие, полукубе, цилиндре, конусе, пятиугольнике, шестиугольнике, восьмиугольнике и др.
  5. Развивать художественно-творческие способности детей.
  6. Познакомить со средствами выразительности в разных видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре.
  7. Развивать эстетическое восприятие природы, живое созерцание, эмоциональное видение природы в разное время суток, в разных состояниях, стихиях; такое восприятие включает анализ, препарирование объекта природы.
  8. Развивать творческое воображение, фантазию.
  9. Воспитывать эстетический и художественный вкус детей.
  10. Продолжать знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством: абашевские, оятские глиняные игрушки, гжельская, скопинская керамика, вологодские кружева, городецкая, полхо-майдановская роспись. Познакомить с белорусской соломкой, гуцульской и опошнянской керамикой, казахскими войлочными коврами, узбекской керамикой.
  11. Воспитывать созидательное  отношение к миру, желание самим творить красоту.
  12. Развивать взаимопомощь, умение договориться в коллективной работе.
  13. Продолжать учить оценивать в работах товарищей и в своих рисунках средства художественной выразительности: в лепке – форму, движение; в рисунке – ритм, цвет, композицию и т.п.
  14. Развивать остроту зрения детей, глазомер.
  15. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, изготовляя сувениры, подарки; умение их вручать.
  16. Познакомить с искусством дизайна.


Задачи обучения дошкольников

 изобразительным умениям в декоративном рисовании

Старшая группа

Учить детей:

-изображать предметы окружающего мира, передавая их характерные особенности;

-использовать цвет, как средство выразительности в творческих работах;

-изображать лицо человека, передавая черты лица, пропорции, настроение, характер;

-изображать фигуру человека в профиль, фас, передавая несложные движения;

-изображать птиц и животных в динамике;

-выполнять сюжетные композиции на пейзажные темы;

-осознано использовать в работе понятия – ритм, колорит, теплохолодность цвета;

-изображать узоры на разных геометрических формах и разных видах орнамента;

-использовать декоративные приёмы.

Подготовительная к школе группа

Учить детей:

-изображать предметы окружающего мира, предавая не только типичные, но и индивидуальные особенности;

-передавать характер предметов, осознанно используя средства художественной выразительности живописи;

-грамотно использовать законы цветоведения для передачи окраски предметов и в творческих композиционных работах;

-изображать сложные сюжетные композиции, используя линию горизонта, многоплановость, заслоняемость предметов;

-изображать сюжетные и, симметричные и ассиметричные орнаменты;

-использовать цвет, как средство художественной выразительности в живописи.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам изобразительной деятельности по области дополнительного образования

К концу курса программы изостудии дети должны уметь:

Старшая группа

- работать различными приёмами штриховки;

- выполнять наброски и зарисовки;

- совершенствовать технику работы гуашью (акварелью) ;

- совершенствовать умение смешивать краски, развивать чувство цвета (тональность, насыщенность, пастельность и т. д.);

- работать в смешанных техниках;

- работать сангиной, восковым мелком, пастелью, цветными мелками;

- работать с приёмами нетрадиционных техник рисования;

Подготовительная группа

- совершенствовать полученные умения и навыки работы в технике гуашь;

- работать в технике монотипии, гратографии, щетинной кисти, по-сырому, в смешанных техниках, осознано использовать средства художественной выразительности живописи и графики;

- самостоятельно использовать в работе знания и умения по работе различными живописными техниками и приёмами;

- совершенствовать полученные знания и умения.

Тематический план дополнительных образовательных услуг в области изобразительной деятельности

Старший дошкольный возраст

Название тем, разделов

Количество занятий кружка

Примечание

Знакомство с материалами и инструментами рисования (кистью, краской гуашь, палитрой, тряпочкой и т.д.) для гжельской росписи

«Волшебная кисть»

1

1.Правильно держим кисть.

2.Берем краску кистью

« Разноцветные краски»

1

1 Крски «Гуашь» и работа с ними

2. Напомнить детям, как храним краски.

« Цветная палитра»

2

1 . Знакомство с палитрой, её назначение

2. Практические задания на смешивание цветов для получения нужного оттенка.

 « Весёлый карандаш»

1

1. Рисуем карандашом радугу. Задание на цветоведение.

Знакомство детей с историей промысла. Упражнения в рисовании элементов Гжели в различных техниках и приёмах.

« Волшебная Гжель»

2

1.Рассказ о промысле

2. Беседа

« В гости к мастерам Гжели»

1

1. Посещение музея в ДОУ

« Гжельские мотивы»

4

1.Знакомство детей с элементом Гжели – практические упражнения на проведение тонкихи широких  сплошных линий под разным наклоном, разной насыщенности.

2. Осваивает элемент гжельской росписи – волнистая линия.

3.Кистевой мазок- капелька.

4. Практические упражнения на проведения кистевого мазка с тенями.

Роспись  предметов по мотивам Гжели, формирование умения передавать в рисунке простые (обобщённые) гжельские образы, умение создавать несложные сюжеты Гжели.

« Секреты голубой Гжели»

1

1.Построение узора в круге

«Сказочная посуда»

1

1.Гжельская тарелочка украшена по замыслу детей

         « Чудо на фарфоре»

2

1. Украшение детьми чашечки

Рисование предметов гжельского пейзажа, формирование умения выполнять несложную композицию, соблюдать форму, величину, пространственное расположение предметов, соотношение частей и общей формы, с последующей росписью по мотивам Гжели.

« Морозные узоры»

2

1Закреплять умение смешивать цвета для получения нужного оттенка. ( светло голубой)

2. Рисование кончиком кисти морозный узор.

« Расцветай гжель васильковая»

1

1 Формировать умение выполнять несложную композицию из цветов.

Рисование образов животных в Гжели (упрощённые образы по показу), закрепление знакомых приёмов.

       « Гжельская птица»

2

1украшение бумажного силуэта птицы.

2 Роспись крыльев для птицы.

« Гжельская игрушка рыбка»

2

1 вырезание бумажного силуэта « рыбка», склеивание по обозначениям.

2 Украшение бумажного силуэта.

Коллективная работа «ГЖЕЛЬСКАЯ СКАТЕРТЬ », закрепление навыков рисования кистью, тычком и др. инструментами, совершенствование навыков и приёмов техники росписи.

       « Ритм в Гжели»

1

1. Закрепить у детей понятие ритм.

« Роспись  салфетницы»

« Необыкновенная красота»

2

1. Закрепить у детей понятие чередование элементов.

2 « Роспись Гжельского подноса»

 

  « Красивая посуда Гжель»

3

1 Роспись блюдец.

2. Роспись ложек для Гжельской скатерти

3 Роспись сахарницы.

   « Расписное полотенце»

3

1 Закрепить у детей построения узора на полосе.

2 Кистевой прием капелька, для получения цветов

3 Кайма для полотенца.

Выставка работ изостудии за учебный год

ИТОГО

32 учебных часа (кружка)

* Тематика заданий и упражнений может варьироваться в зависимости от усвоения детьми новых техник и приёмов работы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. П. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе З. А. Михайлова  и д.р.  Мониторинг в детском саду . Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.-592 с.
  2. Н. О. Березина, И.А.Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.: науч. Рук. А. Г. Асмолов; рук. Авт. Коллектива Н. В. Федина. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УСПЕХ» – М. : Просвещение, 2011 – 303 с.
  3. Канд. пед. наук, доц. А. Н. Вербенец, канд. пед. наук, доц. Н. А. Вершинина , канд. пед. наук, доц О. В. Горбова «Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста.»- СПб.:  Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
  4. Под редакцией  М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»-М.:Просвещение, 2011-205с.
  5. Дёмин В.Н. « Русь Нордическая»- М.: Вече, 2007. — 432 с.
  6. Дубровская Н. В.   «Яркие ладошки. Рабочая тетрадь»,- СПб.:  2004.- 9с. .
  7. Под редакцией Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование». – М.: 2005– 128с.
  8. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». – М.:  2005 – 119с.
  9. Канд. пед. Наук. П.И. Кутенков «Ярга-свастика - знак русской народной культуры »- СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 – 450с.
  10.  И. А. Лыкова Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников - М.:  Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009 – 144с.
  11.  И. А. Лыкова, Н.Е. Васюкова Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА,- М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009 – 144с.
  12. Новиков-Навгородцев Б.М. “Ведическое мировоззрение протославян- основа подлинной российской государственности и геополитики.”-М: «БЕЛЫЕ АЛЬВЫ» 2007 -192 с.
  13.  С. В. Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества.», -М.: Издательский  центр «Академия» 2010 .– 352 с.
  14. А.В. Тарунин «Сакральный символ. История свастики», - М.: Белые Альвы 2009. – 544 с.
  15.  Утробина К. К., Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». – М.: 2004. – 62с. 
  16.  А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». –  Ярославль:  2006. – 96с.
  17.  Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». – М.: 2002. – 176с
  18.  Под редакцией Т. Я  Шпикаловой.,  Г. А  Поровской «. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество.» Учебно-методическое пособие.,- М.:  Издательство «Гумонит, Владос,» 2000.
  19. Школа рисования: Стили в искусстве: Орнаменты и декоративные узоры - М.: АСТ: «Астрель» 2007.- 206с.
  20.  В. И. Ивановская perunica.ru›Книги›…-russkie-ornamenty.html.                
  21.   Узоры и символы древних славян. Часть 1 - Славянская вышивка: almanah.tirlich@gmail.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительной деятельности для средней группы

Представленная рабочая программа разработана мной для средней группы на основе авторской программы И. А. Лыковой "Художественное воспитание, обучение и развитие детей средней группы "Цветные ладошки""...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы  Т. А. Копцевой «Природа и художник».       С...

Рабочая программа по изобразительной деятельности в доу

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Рабочая программа по изобразительной деятельности

Рабочая программа по изобразительной деятельности "Юный художник"- 1 год обучения...

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2014-2015 г.г.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2014-2015 г.г.Данная программа составлена для второй младшей группы по пособию Комаровой Т.С....

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2015-2016 г.г.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2015-2016 г.г.Данная программа составлена для средней группы по пособию Комаровой Т.С....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...