Рабочая программа по изобразительной деятельности
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Рабочая программа по изобразительной деятельности "Юный художник"- 1 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_hudozhnik_1_god_obucheniya.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮНЫЙ ХУДОЖНИК

Санкт-Петербург 2014


Содержание

Разделы рабочей программы

Стр.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка: 

Цели и задачи Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Нормативно-правовые документы

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей группы

3

1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

6

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Содержание образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности

7

2.2 Модель организации образовательного процесса

Виды детской деятельности

Формы организации образовательного процесса

Методы организации образовательной деятельности

8

2.3Тематическое планирование

10

2.4 Формы взаимодействия с родителями

15

3. Организационный раздел

3.1 Организация образовательной деятельности

16

      3.2 Учебный план

16

      3.3 Оценка результатов освоения программы.

17

3.4 Перечень методической литературы

18

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности.

Содержание программы нацелено на формирование у детей художественной культуры как части духовной, на приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и на основе художественного опыта прошлого, где мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как о живом организме, что является сутью художественного воспитания.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

Обучающие

-пробуждение и закрепление интереса к рисованию;

-обучение рисованию простых форм, созданию образов из них;

-обучение распознавать и использовать в рисунке основные цвета и их оттенки; получать новый цвет за счет смешивания цветов.

 -формирование умений во владении простым инструментом – карандаш, бумага, кисть, акварель, гуашь.

-обучение рисованию двух и более предметов на одном листе – их соотношение пропорциональное, по величине, по цвету.

- развитие способности к передаче в рисунке эмоциональных впечатлений от праздников, явлений природы, новогодних елок и т.д.

         Развивающие:

-развитие наблюдательности, воображения, внимания, памяти;

-формирование чувства цвета, формы

-обучение рисованию с натуры и по памяти;

-обучение грамотному расположению изображения на листе бумаги

-развитие воображения посредством дорисовки, дополнения основной формы. 

Воспитательные:

-ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, игрушками, предметами народных промыслов, воспитание эстетического вкуса;

-развитие самостоятельности, целенаправленности в доведении своего дела (рисунка) до завершения, до конца.

 

Рабочая программа основана на следующих принципах и подходах:

 - изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные  ребенком от действительности ( связь обучения с жизнью);

- принцип наглядности- обеспечивает познание детьми предметов и явлений, осознанное восприятие действительности и наблюдение за ней;

- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала;

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей ;

- активного включения детей в разнообразные художественно- творческие

деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-

 речевую.

- индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

- на основе широкого включения выполненных детьми произведений в

 жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной  жизни, оформление и проведение праздников;

- бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

- региональный подход к отбору изобразительной художественной деятельности, учет местных традиций.


Рабочая программа – нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников в группе создается индивидуальная педагогическая модель образования.

Рабочая программа (далее Программа) разработана на основе 

закона «Об образовании в РФ», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года,

в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 « Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»),

       «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (2.4.1.3049-13  от 15.05.2013 г. № 26).

Срок реализации Программы: 01.09.2014 г. – 31.05.2015 г.

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей группы

Возрастные особенности. В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.

Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

 Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы

Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы. К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития и образования ребенка:

Ожидаемый результат

         В предметном изображении осваивать навыки и умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре поверхности, используя цвет как средство передачи предметного признака.

         В сюжетном изображении – построение на всём листе бумаги или полосе, изображающей землю. Осваивать умение изображать обобщённый образ предметов. (Например, дерево: ствол, ветви, листья; здание: пол, стены, крыша, окна; машина: мотор, кабина, кузов, колёса). Изображать живые объекты (зайчика, мышку, кошку), игрушки (снеговик, пирамидки). Осваивать умения передачи пропорций, отдельных характерных деталей.

         В декоративном рисовании осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветовых пятен на плоскости.

. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности

Содержание Программы обеспечивает полноценное развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие[1] направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие[2] предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие[3] включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие[4] предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости

      Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.  

     Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.

     Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

     Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

 Рисование. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Физическое развитие[5] включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.2 Модель организации образовательного процесса

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности[6]

Социально-коммуникативное развитие

игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная

Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, рассматривание картин и иллюстраций, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов.

Познавательное развитие

познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная),

трудовая, музыкально-художественная

Наблюдения, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, чтение художественной литературы, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, викторины, экскурсии, реализация проектов.

Речевое развитие

коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная.

Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, разучивание стихов, обсуждение художественных произведений, драматизация, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения, реализация проектов.

Художественно-эстетическое развитие

продуктивная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, коммуникативная,

двигательная, игровая

Рисование, лепка, аппликация, рассматривание картин и иллюстраций; конструирование из разных материалов; моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок; слушание музыки, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

Физическое развитие

двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультминутки, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины,

игры-имитации,  дни здоровья, экскурсии, реализация проектов.

Образовательные задачи решаются через различные формы организации образовательного процесса детей:

  • организованно – образовательную деятельность;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • в совместной деятельности с семьей.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Совместная деятельность взрослого с ребенком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Методы организации образовательной деятельности

Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.

Наглядные методы: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов, ЭОР.

Практические методы: упражнения, трудовые действия, опыты.

Содержание образовательной программы

Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

 

Часть первая совместной деятельности: организационная.

Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их.

 

Часть вторая. Основная.

Цель: развивать наблюдательность, фантазию, воображение, склонность к приобретению новых знаний.

Основные приемы и методы: беседы, художественное слово, словесные игры.

 

Часть третья. Практическая.

Цель: Самостоятельная организация работы детей.

 

Часть четвертая. Итоговая.

Цель:   обыгрывание   поделок,   создание   чувства   удовлетворенности, уверенности в своих силах, сопереживания.

 

 

 

2.3  Тематическое планирование

1 Тематический блок: «Мир природы».

Тема

Программное содержание

Материалы

Вводное занятие

Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; познакомить с изостудией(мастерской художника), её оборудованием, материалами.

Бумага, простой карандаш или фломастеры

Образы неба

(«Какое бывает небо?»)

Формирование умений работы с гуашевыми красками; учить видеть «настроение картины» по небу(тревога, веселье, утро, вечер и т.д.)

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы неба

(«Облака»)

Формирование умений работы с гуашевыми красками при изображении облаков; развивать внимание; обращать внимание на то, что настроение человека зависит от погоды (солнышко – солнечное, радостное; дождь – пасмурное, грустное и т. д.)

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы земли

(«Дорожка из осенних листьев»)

Развивать внимание; продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками методом мозаичного мазка (примакивание); закреплять знания об окружающем мире.

Бумага (полоска, квадрат или круг),гуашь тёпл. цв., кисти.

Образы земли

(«Ковёр из осенних листьев.Листопад»)

Продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками методом мозаичного мазка (примакивание) на готовой форме; развивать внимание и воображение.

Бумажные шаблоны в виде листьев, гуашь(акварель),кисти.

Образы деревьев

(«Дерево разговаривает с солнышком»)

Закреплять знания детей о природе; развивать наблюдательность; учить сравнивать образ дерева с образом человека; учить приёмам работы с углём.

Бумага,

Уголь.

Образы деревьев

(«Ель умывается дождём»)

Продолжать учить сравнивать образ елки с образом человека; показать приёмы смешивания «волшебных»красок (синяя и жёлтая); закрепление работы с краской и кистью методом мозаичного мазка (примакивание).

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы цветов

(«Цветок наклонил головку. Гордый цветок»)

Учить сравнивать образ цветка с образом человека; обращать внимание на красочность цветов; обучение приёмам изображения цветка; учить дополнять свой рисунок в зависимости от задуманного.

Бумага, фломастеры (мелки).

Дары природы

(«Аппетитные, ароматные, сладкие»)

Учить детей рассматривать произведения художников; обращать внимание на композиционное размещение и цветовое оформление; продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы растений

(«Колосок и колючка»)

Учить составлять красивые композиции из сухих трав (икебаны), обращать внимание на тонкий силуэт растений; учить сравнивать разные образы засушенных растений.

Бумага, фломастер (чёрный или коричневый).

Обобщающее занятие

(«Дары природы. Съедобные и несъедобные грибы»)

Учить обращать внимание на красочность различных грибов и их форму; учить различать грибы; учить способам изображения грибов (шляпки и ножки).

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

2 Тематический блок: «Мир животных»

Тема

Программное содержание

Материалы

Образы птиц

(«Любопытные цыплята»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации; обращать внимание на форму тела птиц и разных частей; учить приёмам изображения  цыплёнка гуашью и кистью, используя метод тычка щетиной.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы насекомых

(«Божья коровка, улети на небо, там твои детки…»)

Учить внимательно рассматривать изображения различных насекомых, обращать особое внимание на форму и расцветку; учить дополнять свой рисунок в зависимости от задуманного.

Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Образы подводного мира

(«Кто на себе дом носит?»)

Учить внимательно рассматривать изображения улиток, обращая внимание на цвет, форму разных частей; учить приёмам изображения.

Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Образы диких животных

(«Медвежонок Винни-Пух»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Образы домашних животных

(«Поросёнок Пятачок»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком.

Бумага,

пастель.

Образы рогатых животных

(«Коза-дереза»)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации, обращая внимание на особенности фигуры; учить приёмам изображения, обращая внимание на передачу настроения; учить сравнивать животное с человеком.

Бумага,

маркеры.

Обобщающее занятие (Рисование на свободную тему)

Учить внимательно рассматривать репродукции картин, иллюстрации разных животных, обращая внимание на место их обитания; закреплять знания о разнообразии животного мира; закреплять умения рисовать животных .

Бумага, фломастеры (мелки).

3 Тематический блок: «Мир человека»

Тема

Программное содержание

Материалы

Автопортрет

(«Я - весёлый, улыбчивый человек»)

Учить внимательно рассматривать детские портреты разных художников; учить приёмам изображения головы человека, обращая внимание на конструкцию лица, на мимику.

Бумага, маркеры (чёрный или коричневый).

Я люблю лепить снеговика

(«Весёлая снежная баба»)

Учить внимательно рассматривать различные изображения снеговика, обращая внимание на форму и размер разных частей; учить приёмам лепки; учить украшать своего снеговика разными природными материалами.

Пластилин,

 природные материалы.

У меня есть красивый носовой платок

(Украшение носов. платка красками тёплых цветов)

Учить внимательно рассматривать различные по оформлению носовые платки, обращая внимание на цветовое разнообразие; познакомить с тёплыми и холодными цветами; учить способам украшения платка.

Бумага, гуашь тёплых цветов, кисти, баночка с водой, тряпочка.

У меня есть красивое полотенце

(Украшение полотенца холодными цветами)

Учить внимательно рассматривать различные по оформлению полотенца, обращая внимание на цветовое разнообразие; познакомить с тёплыми и холодными цветами; учить способам украшения полотенца.

Бумага, гуашь холодных цветов, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Моя любимая игрушка

(«Весёлый грузовичок.  Паровозик. Машинка»)

Учить внимательно рассматривать репродукции разных видов транспорта; учить способам изображения транспорта, обращая внимание на форму разных частей и настроение своего рисунка.

Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Портреты

(«Мама, папа»)

Учить внимательно рассматривать  портреты разных художников, обращая внимание на выражение глаз, причёску, украшения; продолжать учить приёмам изображения лица, обращая внимание на настроение.

Бумага, материалы на выбор (гуашь, фломастеры, мелки или пастель).

Мамина любимая ваза

(«Сказочная ваза»)

Учить внимательно рассматривать разные вазы, обращая внимание на форму  и цвет; учить приёмам изображения, обращая внимание на настроение картины; показать возможные способы украшения вазы (повторяющиеся узоры).

Бумага, гуашь или восковые мелки.

4 Тематический блок: «Мир искусства»

Тема

Программное содержание

Материалы

Я люблю слушать сказки

(«Чудо-цветок»)

Учить любоваться изображениями цветов, разных по форме и окраске; обращать внимание на строение цветка; продолжать учить способам изображения , передавая настроение.

Цветная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

Я люблю смотреть кукольные спектакли

(«Колобок»)

Учить создавать эскиз перчаточной куклы (на основе контура своей ладошки), передавая настроение своей куклы.

Бумага,

фломастеры или другие материалы.

Я люблю рассматривать книги

(«Избушка для солнышка»)

Учить внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных строений; учить приёмам изображения избушки в тёплых тонах.

Бумага

(чёрная или синяя), гуашь тёплых оттенков, кисти.

Я люблю смотреть цирковые представления

(«Весёлый клоун»)

Учить рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением клоунов; продолжать учить способам изображения лица.

Бумага, восковая пастель.

Я люблю любоваться цветами

(«Цветы весны»)

Учить внимательно рассматривать репродукции разных художников; учить любоваться живыми цветами в сопровождении с музыкальными образами; продолжать учить приёмам работы  гуашевыми красками методом мозаичного мазка.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.

2.4 Формы взаимодействия с родителями

Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях

Совместная деятельность детей и родителей

Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения творчеству, взаимопомощи, уважения.

Создание альбома с семейными рисунками.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация образовательной деятельности

В организационном разделе отображена структура реализации образовательного процесса через организованную образовательную деятельность

Объем нагрузки и продолжительность организованной образовательной деятельности в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13

Возраст детей

3-4  лет

Длительность

15 минут

Общее количество в неделю

2

Общее время в месяц

1 ч 45 мин

Режим занятий

Занятия проводятся как совместная деятельность педагога с детьми по подгруппам 10 человек (в младшей группе подгруппа 3-5 человек). Один раз в неделю (4 раза в месяц) 32 часа в год, с начала октябрядо конца мая,  во вторую половину дня.   На одно занятие отводится в младшей группе 15 минут.

3.2 Учебный план

 Содержание рабочей учебной программы

Объём учебной нагрузки

по программе

Младшая группа

 

«Художник, природа и я»

 

 

32 ч

Блок «Мир природы»

10 ч

Блок «Мир животных»  

        

10 ч

Блок «Мир человека»  

            

6 ч

Блок «Мир искусства»  

            

6 ч

3.2 Оценка результатов освоения программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Конечный, видимый результат работы – это самостоятельно нарисованный рисунок. Что может быть главнее для самого ребёнка!

Способы фиксации результатов

Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». 


ЮНЫЙ ХУДОЖНИК

Диагностическая карта. 1 год обучения (Младший возраст)

ФИ ребенка

Критерии оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Мартынов Никита

Капитонов

Сергей

Ступников Александр

Новожилова Виолетта

Сенчева Карина

Иова Артемий

Еловацкий Антон

Груздева Диана

Федоров Тимофей

Кобелева Настя

Кузиванова Мария

Подгурский Егор

Васильева

Ира

Немзорова

Оля

1

Проявляет интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью

2

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, народных игрушек

3

Уметь выделять главное и изображать обобщенный образ предметов

4

Знать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый

5

Уметь правильно работать карандашом и кистью, регулируя силу нажима

6

Осуществлять последовательность операций

7

Подбирать цвет соответствующий предметам

8

Изображать простейшие предметы и явления действительности,

9

Используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии

10

Проявлять самостоятельность в работе

Высокий уровень  - ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно

Средний уровень  - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания

Низкий уровень ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого

 


3.4 Перечень методической литературы

Литература:

  • Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.
  • Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М., 2006.
  • Левин С.Д. Ваш ребёнок рисует. М., 1980.
  • Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.,1996.
  • Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.,1995.
  • Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
  • Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1998.
  • «Про всё на свете»: Сборник стихов и загадок. М., 2002.
  • Современный словарь-справочник по искусству. М. 1999.
  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 2001.
  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. М.,2003.


[1] От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 46-63

[2] От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 63-90

[3] От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 90-101

[4] От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 101-128 

[5] От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 128-135

[6] Путеводитель по ФГОС дошкольного образования/ Под общей ред. Верховкиной М.Е., Атаровой А.Н., КАРО, 2014. С.56- 62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительной деятельности для средней группы

Представленная рабочая программа разработана мной для средней группы на основе авторской программы И. А. Лыковой "Художественное воспитание, обучение и развитие детей средней группы "Цветные ладошки""...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы  Т. А. Копцевой «Природа и художник».       С...

Рабочая программа по изобразительной деятельности в доу

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2014-2015 г.г.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2014-2015 г.г.Данная программа составлена для второй младшей группы по пособию Комаровой Т.С....

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2015-2016 г.г.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2015-2016 г.г.Данная программа составлена для средней группы по пособию Комаровой Т.С....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...

Рабочая программа по изобразительной деятельности " Гжель"

Рабочая программа по изобразительной деятельности расчитана на 32 часа....