Программное содержание: Познакомить детей с рисованием гуашью, способом -монотопия. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. Креативное развитие. Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания пейзажа с помощью разнообразных техник и материалов. Интеграция образовательных областей: «художественное творчество», «музыка», «познание», «коммуникация». Материалы и оборудование: Листы белой бумаги, кисти, салфетка, клеенка, листья пришитые на бумагу, краски осенних цветов (желтая, красная, черная – для ствола), банка – непроливайка, ватные палочки, влажные салфетки. Сундук, украшенный кленовыми листочками, в сундуке листья от деревьев. Нарисованные листики с загадками и стихами. Листочки для подвижной игры «листочки» на каждого ребенка. Мольберт, стенд для готовых рисунков. Чистый альбом. Готовый осенний пейзаж из отпечатков листьев. Украшение группы: нарисованные листики, грибочки, веточки рябины, тучки с дождиком. Предварительная работа: Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев во время прогулки; разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке. Раздача стихов и загадок детям.
Ход занятия Воспитатель: (входит осень под музыку). Ритуал приветствия: «мы за руки возьмемся, друг другу улыбнемся и скажем – здравствуйте!». ( Дети сидят на ковре). Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое у нас сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Назовите ее приметы?
Дети: Похолодало, листья пожелтели и опали; пошли дожди со снегом. Погода чаще бывает пасмурной и дождливой. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Исчезли насекомые. Звери готовятся к зиме: делают запасы, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Улетают на юг перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки, гуси, лебеди, журавли.
Воспитатель: Не правда ли, осенью очень красиво. Крона деревьев становится похожей на праздничный салют из разноцветных листиков-огоньков (рассматривание картин через ноутбук). Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у меня есть альбом.(Открываю пустой альбом). Ой, а в нём нет ни одного рисунка. А я так хотела, чтобы у меня был интересный и красивый альбом! А вы мне поможете нарисовать осенние пейзажи (деревья)? Дети: да. ( Стук в дверь – в группе появляется незаметно сундучок). Воспитатель: Что это ? Дети: Сундучок. Воспитатель: Сундучок осени По дороге золоченой Осень щедрая идет. Убранный листами клена Сундучок она несет. В.Пальчинскайте Кто бы мог нам его отправить?(на сундучке приклеены осенние бумажные листики). Здесь загадка есть: Лес разделся, Неба просинь, Это время года — … (осень) Воспитатель: это от осени. Но сундучок не открывается. Что делать? Может нам стихотворение про осень прочитать? Или песенку спеть? М. Иверсена: Падают, падают листья В нашем саду листопад. Красные, желтые листья По ветру вьются, летят. (дети поют куплет детской песни «Падают листья…»)
Воспитатель: Всё равно не открывается. А здесь загадка. Наверное, если отгадаем загадку – сундучок откроется. Загадка: Летом вырастают, осенью опадают. Что это? (Листик). (загадывает ребенок) Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся. Открываю сундучок, а там осенние листики. Воспитатель: Ребята, посмотрите на что похож листик? Дети: На дерево. Воспитатель: А давайте с помощью листочков мы нарисуем осеннее дерево! Проходите в мастерскую осени. (дети садятся за столы) Практическая часть. ( Показ выполнения работы) Воспитатель: Мы будем с вами помощниками осени. И поможем осени нарисовать волшебный осенний пейзаж в мой альбом. Но прежде чем вы приступите к работе, предлагаю вам немного отдохнуть, размять пальчики: Пальчиковая игра «Дождик». Дождик, дождик, веселей! каждым пальчиком правой руки стучат по левой ладошке Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой руки стучат по правой ладошке Только нас не замочи! изображать пальчиками «брызги» Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза по левому, затем меняем руки Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги» Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырен
Показываю: Берем кисть и раскрашиваем наш листик в любой цвет (желтый, красный) – можно смешать: Покрасили. Теперь второй половинкой бумаги накрываем наш покрашенный листик, и получаем отпечаток на второй половине бумаги. ватными палочками дорисуем ствол, а пальчиками нарисуем много летящих осенних листиков.
Самостоятельная работа. (Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень» или под любую спокойную музыку). Итог занятия: Рисунки размещаются на стенде, дети рассматривают их. Воспитатель: Какие красивые рисунки у нас получились. Теперь у нас получится большой и красивый альбом, и мы будем любоваться нашими рисунками. Воспитатель: А что ещё можно нарисовать к нашему пейзажу? Дети: Небо, солнце, стаю журавлей или гусей. Воспитатель: Но, дорисуем мы свой пейзаж на следующем занятии. А теперь на прощанье с осенью поиграем с её листочками! Подвижная игра «листочки». (Детям раздаются нарисованные листочки, с которыми они танцуют). Дует, дует ветер, Дует-задувает. | Качаются вправо-влево, руки перед собой. | Желтые листочки С дерева сдувает! | Машут руками сверху вниз перед собой. | И летят листочки Прямо по дорожке, | Кружатся на месте. | Падают листочки Прямо нам под ножки! | Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз. |
Затем воспитатель произносит слова: Ветер дует – полетим Мы туда, куда хотим. (дети бросают листочки вверх – делают листопад и садятся на ковер)
Воспитатель: осень приготовила для вас сюрприз за ваше упорное творчество. Повторяйте за мной: раз, два, три – сундучок сюрприз дари. (раздается сладкий сюрприз). |