Программа дополнительного образования по рисованию песком для детей с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Козакова Елена Михайловна

Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Песочная фантазия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_risovaniyu_peskom_dlya_detey_s_ovz.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – д/с

г. Покачи

Принято на заседании Совета педагогов

От «  »  __________№_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАДОУ ЦРР-д/с

________________А.Л. Руцкая

Приказ  от «     »________№_____

        

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления для детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 4-7 лет

«ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»

(срок реализации 1 год)

Разработала: Е.М. Козакова, педагог-психолог

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком.  Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка -  это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисованием песком может быть успешно организовано как в детском саду, в учреждениях дополнительного образования в форме работы кружков, студий, центров, так и в условиях семейного воспитания. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Данная программа разработана для   введения детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) в мир творчества и знаний. Она способствует успешному развитию творческих способностей и творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» ст.2,5,10,14,16,20,50, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19., «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861, Социальные нормативные нормы (Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063 – о нормах наполняемости и групп в образовательных учреждениях), такая категория детей имеет равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, так как в жизни они зачастую лишены возможности реализовать это право. Назрела острая необходимость в разработке и реализации общеобразовательных программ, направленных на социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалида, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, обеспечить развитие его потенциальных творческих возможностей.

Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по художественно-эстетическому направлению в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. В данной программе  осуществляется комплексный подход к обучению основам по нетрадиционной технике рисование песком. Именно в системе ДО стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».  

Актуальность программы состоит из потребности в творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через творческие занятия по программе «Радость творчества», так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями для  продуктивной творческой деятельности и социального общения. Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет важное значение. Так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.  

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в вовлечении детей с ОВЗ в творческий процесс, в котором дети получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность, у детей формируются волевые качества, развивается сила и  выносливость. Именно на этих занятиях у детей с ОВЗ пробуждается интерес и понимание к новой творческой деятельности, постепенно осознавая, что они такие же дети, как и все.  

Содержание программы имеет отличительные особенности от других программ. Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, используется выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Поэтому структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы он заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу. Проводя занятия с детьми с ненарушенным интеллектом, применяется информационно-познавательная и игровая формы занятий. Вся учебно-воспитательная работа в объединении согласовывается с родителями. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата. Социально-психологический климат – эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений. Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).

Средства влияния на климат:

 - материально-технические условия;

- санитарно-гигиенические условия;

- четкая организация деятельности;  

            - единство требований;

            - педагогические ситуации;

            - педагогические игры.

Ожидаемый результат:

- Воспитанник расширил представления о нетрадиционных технологиях творческой деятельности;

 - сформирован определенный уровень знаний и умений в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями к художественно-эстетическому творчеству,

 -развил творческие и художественные способности, память, внимание, творческое воображение, речь;  

-создана комфортная обстановка на занятиях, а также атмосфера   доброжелательности и сотрудничества;

- получил радость общения и удовлетворение результатами творческой деятельности.  

Рабочая программа «Песочная фантазия» разработана в соответствии с требованиям ФГОС. Рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 4-5 лет в количестве 72 учебных часов с режимом проведения 2 раза в неделю с сентября по май включительно. Длительность занятий составляет 20-25 минут. Количество детей в группе 6 человек. Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае).

Эмоциональное состояние ребенка.

Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т.п.

Определение индивидуальных особенностей личности ребенка.

Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.

Способность контролировать собственное поведение

Методика « Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений

Память.

Методика А. Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил.

Внимание.

Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок.

Развитие мелкой моторики.

Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания  

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель: формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: «любознательный, активный»; «эмоционально отзывчивый»; «имеющий первичные представления о мире и природе»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»; «овладевший необходимыми навыками и умениями».

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать у детей интерес к рисованию песком на световых планшетах.
  2. Дать детям общее представление о песочной анимации.
  3. Познакомить с использованием техники «Sand-Art» в производстве мультфильмов и песочных театрализованных шоу.
  4. Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
  5. Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании.
  6. Сформировать у дошкольников представлений об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.

Развивающие:

  1. Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
  2. Развивать умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета.
  3. Развивать художественный вкус.
  4. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
  5. Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
  6. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
  7. Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного мышления, творческого воображения), внутренний план действий.
  8. Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.
  9. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

 Воспитательные:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
  3. Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
  4. Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
  5. Формировать способность «любования» своим рисунком и изображением сверстников, художников.

Психотерапевтические:

  1. Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
  2. Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и  удовольствие от рисования.
  3. Гармонизировать психоэмоциональное состояние воспитанников.
  4. Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
  5. Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования.

Оборудование

1. Кварцевый песок.

2. Столы со специальным стеклом, оснащенные подсветкой.

3. Ноутбук.

4. Интерактивная доска.

5. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 Тематика художественно-эстетического блока 

Тематика познавательного блока

Кол-во академическ. часов

Раздел 1. АЗБУКА ПЕСОЧНОГО РИСОВАНИЯ

1

«Здравствуй, песочная страна!»

(вводное занятие)

 «Как можно рисовать на песке?» (просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребенком и взрослым)

1

2.

«Тайные следы и отпечатки»

Беседа:  «Рождение песка» (Как появился песок, возраст песка, как образуется песок

1

3.

«Волшебные точки»

«Виды песка» (какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению и пр.)

1

4.

«Ожившие линии»

«Песчинка под микроскопом» (исследование строения песчинки).

1

5.

«Послушные штрихи и линии»

«Удивительные свойства песка» (знакомство со свойствами песка и использование его  человеком).

1

6.

«Превращения кружка»

«Почему пески называют зыбучими?».

1

7.

«Песочные мандалы»

Древнее искусство рисования песочных мандал.

1

8.

«Занимательный квадрат и веселый прямоугольник»

«Песок путешественник».

1

9.

«Треугольные фантазии»

«Песок на карте мира». (Самые известные пустыни мира. Пески на территории России. Есть ли песок там, где я живу?).

1

10.

 «В стране Песочной графики»

«Могут ли пески петь?».

 

1

Раздел 2. ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ

 

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ РАСТЕНИЙ»

Почему пески поют

 

11

«Деревья: такие разные»

Какие растения любят песчаную почву?

2

12

«Цветы: в жизни и сказке»

Зачем добавлять песок в почву комнатных растений?

1

13

«Фруктово-овощные истории»

Песочный фульгурит.

1

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ПОДВОДНОГО МИРА»

 

 

14

«Обитатели морей и океанов»

«Песок на дне и берегу морском».

 

1

15

«Подводное царство»

Кто живет в песке?

1

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ»

 

 

16

«Птицы и насекомые»

«Незаменимый песок».

1

17

«Домашние животные»

Лечебные свойства песка.

2

18

«Звери»

Стеклянная тайна песка.

2

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЛЮДЕЙ»

 

 

19

«Песочные человечки»

Песочные часы.

2

20

«Песочные портреты»

Искусство Sand-art. Известные песочные аниматоры и их работы.

2

«РУКОТВОРНЫЙ МИР В ПЕСОЧНЫХ КАРТИНКАХ»

 

 

21

«Игрушки и предметы быта»

Песочные картины в стеклянных сосудах.

1

22

«Транспорт»

Картины на мокром песке.

1

«КАРТИНКИ ПЕСОЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ»

 

 

23

«Деревенский пейзаж»

Почему так говорят (песок в пословицах и поговорках).

1

24

«Городской пейзаж»

Стихи о песке.

1

25

Космический пейзаж

Песок в сказках и притчах.

2

«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ И СКАЗОК»

 

 

26

«Сказочные животные»

Мультфильмы в технике песочной анимации.

2

27

«Люди-персонажи мультфильмов и сказок»

Что еще называют песком? (сахар, песочное тесто, золотой песок).

1

«КАРТИНКИ ПЕСОЧНОГО НАСТРОЕНИЯ»

 

 

28

Рисую настроение на песке

«Может ли песок влиять на настроение?».

1

29

Рисую музыку песком

Как характер музыки передают на песке художники песочной анимации.

1

30

Песочный вернисаж (итоговое занятие)

Викторина «что я знаю о песке»

1

 

Итого:

36

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-практический;

-иллюстративный;

-репродуктивный,

-частично – поисковый;

-исследовательский проблемный;

-игровой;

Формы организации образовательного процесса: 

-индивидуальная;

-групповая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О. А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. -76с.;

2. Горькова, Л. Г., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г. - 156с.;

3. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с. ;

4. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной

терапии. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с. ;

6. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.: ИНТ,2010-112с. ; 7. Сажина, С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические  рекомендации. - Текст С. Д. Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по рисованию для детей 4-5 лет

Программа по рисованию для дополнительного образования  детей 4-5 лет...

Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)

         Я работаю учителем-логопедом  детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...

Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»

Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКИ ИЗ ПЕСКА»

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит  и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возмо...