Программа дополнительного образования по рисованию песком для детей с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Песочная фантазия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_risovaniyu_peskom_dlya_detey_s_ovz.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – д/с
г. Покачи
Принято на заседании Совета педагогов От « » __________№_____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАДОУ ЦРР-д/с ________________А.Л. Руцкая Приказ от « »________№_____ |
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления для детей дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
4-7 лет
«ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
(срок реализации 1 год)
Разработала: Е.М. Козакова, педагог-психолог
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком. Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка - это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Рисованием песком может быть успешно организовано как в детском саду, в учреждениях дополнительного образования в форме работы кружков, студий, центров, так и в условиях семейного воспитания. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Данная программа разработана для введения детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) в мир творчества и знаний. Она способствует успешному развитию творческих способностей и творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» ст.2,5,10,14,16,20,50, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19., «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861, Социальные нормативные нормы (Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063 – о нормах наполняемости и групп в образовательных учреждениях), такая категория детей имеет равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие, так как в жизни они зачастую лишены возможности реализовать это право. Назрела острая необходимость в разработке и реализации общеобразовательных программ, направленных на социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалида, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, обеспечить развитие его потенциальных творческих возможностей.
Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по художественно-эстетическому направлению в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей. В данной программе осуществляется комплексный подход к обучению основам по нетрадиционной технике рисование песком. Именно в системе ДО стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».
Актуальность программы состоит из потребности в творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через творческие занятия по программе «Радость творчества», так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями для продуктивной творческой деятельности и социального общения. Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет важное значение. Так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в вовлечении детей с ОВЗ в творческий процесс, в котором дети получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность, у детей формируются волевые качества, развивается сила и выносливость. Именно на этих занятиях у детей с ОВЗ пробуждается интерес и понимание к новой творческой деятельности, постепенно осознавая, что они такие же дети, как и все.
Содержание программы имеет отличительные особенности от других программ. Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, используется выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Поэтому структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы он заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу. Проводя занятия с детьми с ненарушенным интеллектом, применяется информационно-познавательная и игровая формы занятий. Вся учебно-воспитательная работа в объединении согласовывается с родителями. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья важным элементом является создание социально-психологического климата. Социально-психологический климат – эмоциональная атмосфера, отражающая систему межличностных отношений. Очень важно, чтобы между педагогом и обучающимся складывался благоприятный климат (стимулирующий, способствующий совместной деятельности и развитию личности).
Средства влияния на климат:
- материально-технические условия;
- санитарно-гигиенические условия;
- четкая организация деятельности;
- единство требований;
- педагогические ситуации;
- педагогические игры.
Ожидаемый результат:
- Воспитанник расширил представления о нетрадиционных технологиях творческой деятельности;
- сформирован определенный уровень знаний и умений в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями к художественно-эстетическому творчеству,
-развил творческие и художественные способности, память, внимание, творческое воображение, речь;
-создана комфортная обстановка на занятиях, а также атмосфера доброжелательности и сотрудничества;
- получил радость общения и удовлетворение результатами творческой деятельности.
Рабочая программа «Песочная фантазия» разработана в соответствии с требованиям ФГОС. Рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 4-5 лет в количестве 72 учебных часов с режимом проведения 2 раза в неделю с сентября по май включительно. Длительность занятий составляет 20-25 минут. Количество детей в группе 6 человек. Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае).
Эмоциональное состояние ребенка.
Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т.п.
Определение индивидуальных особенностей личности ребенка.
Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.
Способность контролировать собственное поведение
Методика « Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений
Память.
Методика А. Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил.
Внимание.
Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок.
Развитие мелкой моторики.
Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: «любознательный, активный»; «эмоционально отзывчивый»; «имеющий первичные представления о мире и природе»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»; «овладевший необходимыми навыками и умениями».
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать у детей интерес к рисованию песком на световых планшетах.
- Дать детям общее представление о песочной анимации.
- Познакомить с использованием техники «Sand-Art» в производстве мультфильмов и песочных театрализованных шоу.
- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.
- Помочь детям овладеть техническими умениями: регуляцией силы движений определенной амплитуды, ритмичности движений, навыком изменять размах и направление руки при рисовании.
- Сформировать у дошкольников представлений об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать умение передавать эмоции, настроение в рисунке.
- Развивать умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции предмета.
- Развивать художественный вкус.
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
- Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
- Развивать познавательные способности дошкольников (внимания, образного мышления, творческого воображения), внутренний план действий.
- Развивать речь, способности детей к сочинению сказок, историй.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
- Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
- Формировать способность «любования» своим рисунком и изображением сверстников, художников.
Психотерапевтические:
- Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
- Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от рисования.
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние воспитанников.
- Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
- Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования.
Оборудование
1. Кварцевый песок.
2. Столы со специальным стеклом, оснащенные подсветкой.
3. Ноутбук.
4. Интерактивная доска.
5. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой занятия)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тематика художественно-эстетического блока | Тематика познавательного блока | Кол-во академическ. часов |
Раздел 1. АЗБУКА ПЕСОЧНОГО РИСОВАНИЯ | |||
1 | «Здравствуй, песочная страна!» (вводное занятие) | «Как можно рисовать на песке?» (просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребенком и взрослым) | 1 |
2. | «Тайные следы и отпечатки» | Беседа: «Рождение песка» (Как появился песок, возраст песка, как образуется песок) | 1 |
3. | «Волшебные точки» | «Виды песка» (какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению и пр.) | 1 |
4. | «Ожившие линии» | «Песчинка под микроскопом» (исследование строения песчинки). | 1 |
5. | «Послушные штрихи и линии» | «Удивительные свойства песка» (знакомство со свойствами песка и использование его человеком). | 1 |
6. | «Превращения кружка» | «Почему пески называют зыбучими?». | 1 |
7. | «Песочные мандалы» | Древнее искусство рисования песочных мандал. | 1 |
8. | «Занимательный квадрат и веселый прямоугольник» | «Песок путешественник». | 1 |
9. | «Треугольные фантазии» | «Песок на карте мира». (Самые известные пустыни мира. Пески на территории России. Есть ли песок там, где я живу?). | 1 |
10. | «В стране Песочной графики» | «Могут ли пески петь?».
| 1 |
Раздел 2. ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ
| |||
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ РАСТЕНИЙ» | Почему пески поют |
| |
11 | «Деревья: такие разные» | Какие растения любят песчаную почву? | 2 |
12 | «Цветы: в жизни и сказке» | Зачем добавлять песок в почву комнатных растений? | 1 |
13 | «Фруктово-овощные истории» | Песочный фульгурит. | 1 |
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ПОДВОДНОГО МИРА» |
|
| |
14 | «Обитатели морей и океанов» | «Песок на дне и берегу морском».
| 1 |
15 | «Подводное царство» | Кто живет в песке? | 1 |
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ» |
|
| |
16 | «Птицы и насекомые» | «Незаменимый песок». | 1 |
17 | «Домашние животные» | Лечебные свойства песка. | 2 |
18 | «Звери» | Стеклянная тайна песка. | 2 |
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ЛЮДЕЙ» |
|
| |
19 | «Песочные человечки» | Песочные часы. | 2 |
20 | «Песочные портреты» | Искусство Sand-art. Известные песочные аниматоры и их работы. | 2 |
«РУКОТВОРНЫЙ МИР В ПЕСОЧНЫХ КАРТИНКАХ» |
|
| |
21 | «Игрушки и предметы быта» | Песочные картины в стеклянных сосудах. | 1 |
22 | «Транспорт» | Картины на мокром песке. | 1 |
«КАРТИНКИ ПЕСОЧНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ» |
|
| |
23 | «Деревенский пейзаж» | Почему так говорят (песок в пословицах и поговорках). | 1 |
24 | «Городской пейзаж» | Стихи о песке. | 1 |
25 | Космический пейзаж | Песок в сказках и притчах. | 2 |
«ПЕСОЧНЫЕ КАРТИНКИ ГЕРОЕВ МУЛЬТФИЛЬМОВ И СКАЗОК» |
|
| |
26 | «Сказочные животные» | Мультфильмы в технике песочной анимации. | 2 |
27 | «Люди-персонажи мультфильмов и сказок» | Что еще называют песком? (сахар, песочное тесто, золотой песок). | 1 |
«КАРТИНКИ ПЕСОЧНОГО НАСТРОЕНИЯ» |
|
| |
28 | Рисую настроение на песке | «Может ли песок влиять на настроение?». | 1 |
29 | Рисую музыку песком | Как характер музыки передают на песке художники песочной анимации. | 1 |
30 | Песочный вернисаж (итоговое занятие) | Викторина «что я знаю о песке» | 1 |
| Итого: | 36 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения:
-словесный;
-наглядный;
-практический;
-иллюстративный;
-репродуктивный,
-частично – поисковый;
-исследовательский проблемный;
-игровой;
Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальная;
-групповая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О. А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. -76с.;
2. Горькова, Л. Г., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г. - 156с.;
3. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия–Текст /Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с. ;
4. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Детство-Пресс, 2002- 198с.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной
терапии. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ.: Речь, 2003- 156с. ;
6. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ.: ИНТ,2010-112с. ; 7. Сажина, С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации. - Текст С. Д. Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей 4-5 лет
Программа по рисованию для дополнительного образования детей 4-5 лет...
Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)
Я работаю учителем-логопедом детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»
Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым ...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Программа дополнительного образования "Развитие творческого воображения у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования"
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют всё, что их интересует: отдель...