Проект-практикум по решению профессиональных задач по изобразительной деятельности в детском саду.
проект по рисованию на тему

Изобразительная деятельность является важнейшим средством познавательного и эстетического развития детей дошкольного возраста.

В рисовании ребенок может выразить свое душевное состояние, отобразить волнующие его темы, переживания. Задача педагогов заключается в обучении детей основным приемам изобразительного искусства, а также в создании развивающего пространства, которое будет стимулировать детское творчество. 

Данный проект-практикум состоит из нескольких подпроектов:

- проект тематической проверки

- проект семинара-практикума

- проект мерроприятия с детьми

- проект обогащения материалов методического кабинета с целью повышения квалификации педагогов.

- проект создания видеоматериалов с записью дидактических игр по изобразительной деятельности для родителей 

- проект проведения консультации с педагогами

- проект проведения заседания тематического педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-praktikum.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект-практикум по решению

профессиональных задач по изобразительной деятельности в детском саду.

Актуальность проекта.

Изобразительная деятельность является важнейшим средством познавательного и эстетического развития детей дошкольного возраста.

В рисовании ребенок может выразить свое душевное состояние, отобразить волнующие его темы, переживания. Задача педагогов заключается в обучении детей основным приемам изобразительного искусства, а также в создании развивающего пространства, которое будет стимулировать детское творчество.

        Но в последнее время в детских садах наметился переход от классических методик обучения рисованию к частому использованию нетрадиционных техник в изобразительном творчестве.

С одной стороны, такие занятия позволяют развивать у дошкольников воображение, знакомят с многочисленными способами рисования, пробуждают и поддерживают интерес к изобразительной деятельности. С другой стороны, чрезмерное увлечение нетрадиционными техниками рисования приводят к тому, что у детей остаются несформированными важнейшие навыки, необходимые для дальнейшего прогресса в изобразительной деятельности. Отчасти возникновение данной проблемы объясняется тем, что для педагогов нетрадиционные техники рисования привлекательны своей простотой в обучении и оригинальностью детских работ.

1.Задача годового плана:

Совершенствовать технику предметного рисования у детей дошкольного возраста, путем обучения формообразующих движений.

Обоснование:

-Анализ годового плана за прошедший год  показал, что есть трудности у дошкольников в освоении формообразующих движений в рисовании.(движения ,направленные на передачу формы предмета).

-Приоритетное направление дошкольного учреждения;

-Передача опыта педагогом, который работает в этом направлении.

2. Тема педагогического совета:

«Трудности в освоении формообразующих  движений дошкольниками в рисовании: проблемы и решения».

Обоснование:

-Обоснование вытекает из поставленной годовой задачи;

-Если внедряется новая парциальная программа;

-Обобщить опыт преподавателя, который работает в этом направлении.

3. Формулировка темы тематического контроля:

Оценка  работы педагогов по  освоению дошкольниками предметного рисования с помощью формообразующих  движений.

Обоснование:

- Задача  годового плана;

- В преддверии педагогического совета;

- Оценка эффективности работы в данном направлении.

Проект тематической проверки:

Цель: Оценка состояния педагогической работы в дошкольном учреждении по освоению предметного рисования  и определения уровня развития изобразительных навыков.

Задачи:

- Выявить умение планировать работу по обучению детей рисованию.

- Проанализировать диагностические данные по развитию основных технических умений и навыков в рисовании у дошкольников;

-  Оценить уровень знаний и умений педагогов по методике обучения изобразительной деятельности дошкольников, выявление особенности компетентности воспитателей по данной теме;

- Проанализировать развивающую среду в группах (по изобразительной деятельности)

- Выявить  уровень взаимодействия с родителями по проблеме развития  изобразительной деятельности у детей.

Оценка планирования воспитательно-образовательного процесса

Методы: - Анализ документации (плана) (Оценочный лист.);

Критерии:

- Регулярность планирования непосредственной образовательной деятельности по рисованию. (два раза в неделю).

-Соответствие с возрастными  особенностями детей программного содержания :

младший возраст: учить проводить прямые линии (разное направление); проводить линии, замыкая их в округлые формы; сочетать прямые и кривые линии; использовать полученные умения для передачи образа (светит солнышко, смешной снеговик); рисовать прямоугольные формы; рисовать предметы, состоящие из нескольких знакомых форм и линий;

 средний возраст: учить передавать в рисунке круглую, овальную, прямоугольную форму; ровно проводить линии; изображать знакомые предметы(мяч, яблоко, осенние листья, флажки, дом, дерево, цветок.); предавать простейшее строение предметов, их форму и расположение частей; составлять узоры из ритмично повторяющихся цветных точек, линий на бумаге разной формы;  в расположении узоров. Рисовать элементы узора: мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги, соблюдать симметрию; старший возраст: учить передавать основную форму предметов и их частей, опираясь на знание форм (круга, овала, прямоугольника).окраску предметов, основываясь на знание цветов; рисовать с натуры цветы, фрукты, овощи, игрушки; после наблюдения на прогулке – деревья, дома, транспорт; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым изображением; составлять декоративные узоры.

- Отражение принципа интеграции с другими образовательными областями «Познание», « Художественная литература», «Музыка», «Труд».

-Наличие индивидуальной работы.

-Наличие предварительной работы: наблюдение в природе, чтение художественной  литературы, рассматривание иллюстраций.

-Дидактические игры на освоение детьми цвета, формы.

Младший возраст «Собери букет», « Найди формы», «Подбери цвет предмету», «Симметричные предметы».

Средний возраст: «Найди пару», «Подбери палитру». «Дорисуй фигуру», «Кляксы», «Дорисуй портрет»;  

Старший возраст: «Игры на смешение красок» , «Жанры живописи», «Из чего состоит пейзаж», «Подбери узор».

- Сотрудничество с родителями:

                                   Беседы

                                   Консультации

                                   Наглядная информация

Оценка профессиональных умений педагогов:

Методы:  наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по рисованию (карта анализа непосредственно образовательной деятельности по рисованию).

Критерии:

-Наличие конспекта (или плана занятия).

-Использование основных методов и приемов обучения детей рисованию; Младший и средний возраст: Информационно - рецептивный метод: (рассматривание, наблюдение, обследование предмета, образец воспитателя, показ воспитателя, пассивные движения, сотворчество педагога с детьми, рисование «сухой» кистью, в средней группе использование моделей); Словесный метод: (художественное слово); репродуктивный метод направлен на закрепления знаний и навыков детей (упражнения, доводящие навыки до автоматизма). Прием повтора, выполнение формообразующих движений; Эвристический метод:  направлен на проявление самостоятельности в каком – либо месте работы на занятии , т.е. педагог предлагает выполнить часть работы самостоятельно. Игровой метод.

 Старший и подготовительный  к школе возраст: Информационно – рецептивный метод (рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, использование моделей, использование натуры частичный показ приемов изображения); Словесный метод: (рассказ, беседа, искусствоведческий рассказ, художественное слово, предварительная работа, организация анализа детских работ); репродуктивный метод (прием повтора, работа в черновиках); Эвристический метод; Исследовательский метод: педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть ,а всю работу.

-Создание условий для проведения непосредственной образовательной деятельности ( Наличие наглядных пособий, их качество и целенаправленность применения; расположение столов ; формы работы с детьми(индивидуальная, коллективная) ; внешний вид детей).

-Деятельность детей во время непосредственной образовательной деятельности (непосредственность, эмоциональный настрой, сохранение интереса на протяжении всей непосредственной образовательной деятельности, качество усвоения детьми материала)

-Анализ работы детей на непосредственной образовательной деятельности, качество этого анализа:

 младший, средний возраст – хвалит и поощряет,

средний, старший  возраст – отмечает, что конкретно получилось очень хорошо;

 старший и подготовительный к школе возраст – показывает над чем надо поработать и как исправить.

Оценка создания условий для организации педагогического процесса в группе и методическом кабинете

Методы:

Анализ предметно- развивающей среды в группах (оценочный лист «Создание условий для развития изобразительной деятельности в разных возрастных группах»).

Критерии:

- Наличие дидактических игр, их целесообразность и эстетичность оформления пособий ;

- Наличие методической литературы по развитию продуктивной деятельности

- Наличие демонстрационного материала для проведения непосредственной образовательной деятельности (изделие профессиональных мастеров – эталоны)

- Наличие материалов и инструментов для обучению детей рисованию;

Младший и средний возраст:

Материалы для развития эстетического восприятия: объекты

-Репродукции картин (разных жанров искусства).

Варианты: Т.Н. Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного (младшего) возраста. М.: Просвещение, 2000. и др. Материал подбирается согласно осваиваемой теме (может храниться в методическом кабинете), количество, расположение и тематика материалов определяется задачами, решаемыми воспитателем.

-Скульптура малых форм (животных) (4-6 шт. разных)

-Произведения декоративно-прикладного искусства (богородская, семеновская, городецкая игрушки и предметы других промыслов)

-Фотографии (рисунки) архитектурных построек (домов, мостов, дороги ) – для рассматривания, конструирования

-Посуда (чашки, блюдца - хохломская посуда для рассматривания и игры)

-Книги-раскраски, образные книжки, книжки-игрушки, книжки-сюрпризы

Материалы для детской изобразительной деятельности

Бумага, картон и другие материалы:

-Фоны, разного цвета, размера и формы (17-30,45-30 см.) (прямоугольник, овал, круг, квадрат) ,бумага (30 листов формата А; картон разного качества (в разделителе для разных сортов и размеров бумаги – детали для апплицирования)

Краски и другой изобразительный материал:

-Гуашь (6-12 цветов); фломастеры разной толщины (6 -12); цветные карандаши (6 цветов-12), набор цветного и белого мела; глина (влажная); пластилин.

Инструменты:

-Кисти круглые № 10-14, беличьи, колонковые; щетинистые кисти для клея; стеки (набор 4-6 шт.); доски для лепки (20-20см); печатки, штампики (набор 4-6 шт.), формочки для декорирования лепных работ; готовые формы для выкладывания и наклеивания

Материалы, способствующие организации деятельности.

-Подставки для кисточек; стаканчики для воды (0,25 л.);подставки для карандашей, подносы для размещения мелкого материала, клеенчатые скатерти для столов, розетки для клея, ковролин (фланелеграф) и набор силуэтных изображений

Инвентарь для уборки рабочего места.

-Ведро для мусора, тазик, тряпочки, салфетки для промывания кисти.

Игровые материалы Дидактические игры:

Варианты: «Подбери по цвету», «Какой формы» и т.п. (автор Л.А. Венгер и др.); «Народные промыслы», «Контуры» (серия «Учись играя!» ООО Детское королевство,2003. «Забавные превращения» (развивающая игра для детей 3-5 лет), «Занимательная палитра» ОАО «Радуга». «Цвета и краски» Развивающая игра. - ЧП. С.В. Понамаревой.

Старшая и подготовительная к школе группа: добавляются ножницы ,наборы цветной бумаги, клей ПВА (крахмальный клейстер) (в закрытой банке,  палитра для смешивания красок, пооперационные карты, схемы сложения сложных построек (для конструирования из различных конструкторов, выполнения поделок) ,   дидактические игры для развития творческих способностей (воображения, композиционных способностей, различения цвета, восприятия формы). Варианты игр: «Народные промыслы», «Контуры» (серия «Учись играя!» ООО Детское королевство,2003. Игра-лото «Народное творчество» - «Творческие мастерские». «Забавные превращения» (развивающая игра для детей 3-5 лет), «Занимательная палитра» ОАО «Радуга». Наличие моделей.

Анализ оснащения методического кабинета (оценочный лист  «Оснащение методического кабинета»)

Критерии

-Наличие методической литературы по развитию продуктивной деятельности (книги, статьи из периодической печати)

-Наличие картотеки на методическую литературу;

-Наличие демонстрационного материала: наборы предметов, игрушек, муляжей для рисования с натуры в соответствии с программой по изобразительной деятельности; изделие народных промыслов.

-Наличие репродукций картин и наличие к ней картотеки (пейзажи зимние, весенние, летние, осенние; портреты; жанровые картины; натюрморты)

-Наличие методического материала: консультации, семинары-практикумы, выступление на педсоветах;

-Наличие материалов из опыта работы: конспекты занятий;

Обследование уровня развития детей

Методы:

-Наблюдение и анализ непосредственной образовательной деятельности по рисованию(карта анализа непосредственной образовательной деятельности по рисованию)

Критерии:

  • Владение основными техническими приемами рисования;

МЛАДШАЯ ГРУППА

Знает и называет цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый, серый,

 Умеет: - правильно работать карандашом и кистью,

 - подбирать цвет, соответствующий предметам;

- изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии, ритмичные штрихи, мазки,

 - изображать предметы четырехугольной формы,

 - изображать предметы и явления окружающей действительности, сочетая округлые и четырехугольные формы, сочетая изображения округлой формы с прямыми линиями, мазками.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Умеет – обследовать предметы, выделяя в них цвет, форму, величину, пространственно расположение частей,

- использовать сочетания цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый, а также их оттенки) для создания выразительного образа,

 - закрашивать рисунки кистью (краски гуашь), карандашом только в одном направлении (сверху вниз или слева направо),

- ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура,

- проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии, точки - концом,

 - правильно передавать в рисунке форму (круглую, овальную, четырехугольную и треугольную),

- правильно передавать строение предметов, расположение частей (вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны) при изображении сложных предметов и соотношение их по величине,

- изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной горизонтальной линии, на всем листе, связывать единым содержанием,

-

СТАРШАЯ ГРУППА

Знает: способы работы акварелью («по – сырому», «по – сухому»),

Умеет: - хорошо насыщать кисть краской (гуашь, акварель), держать ее наклонно к бумаге при рисовании широких линий и вертикально—узких линий и точек, наносить легкий контур карандашом,

- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый и их оттенки,

- смешивать краски,

- подбирать фон бумаги и сочетание красок для передачи колорита,

- рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму, пропорции предметов, расположение частей, окраску

- располагать изображения на всем листе, на одной линий, на широкой полосе,

- передавать различные сюжеты: общественные события, картины природы, сюжеты из сказок, стихотворений, несложные движения человека животных.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Умеет: - использовать тональные сочетания одного и того же цвета,

- выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом,

- выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого,

- изображать по представлению и с натуры отдельные предметы и. персонажи литературных и музыкальных произведений.

- передавать композицию в сюжетном рисунке, располагать персонажи и предметы на всем листе, на широкой полосе, располагая их ближе, дальше,

-Проявляет интерес к результатам изобразительного  творчества, эмоционально реагирует на результат.

Тестовое задание «Кто есть кто».(средний, старший и подготовительный к школе возраст).

Цель:  измерение способностей опознавать выразительной формы детьми дошкольного возраста. (протокол обследования детей)

Предъявляемое задание: Ребенку предлагается опознать в силуэтных абстрактных фигурах характер представителей известных им профессий (повара, военного, балерины).

Фиксируется:- опознание фигур; - комментарии; - интерес  к непосредственной образовательной деятельности; -эмоциональные проявления.

             Оценка взаимодействия и сотрудничества с родителями

               Методы: анкетирование.

Анкета для родителей «Что рисует Ваш ребенок?»

1. Как Вы оцениваете интерьер и оформление группы с художественно-
эстетической точки зрения? Ваши пожелания по оформлению группы        _____________________

2.Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка художественно-эстетических способностей, навыков изобразительной деятельности?        _______________________

  1. Вы знаете, какие занятия по изобразительной деятельности есть в детском саду?        _________________________________________
  2. Какую оценку Вы даете уровню изобразительной деятельности своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? Что Вам нравится или не нравится в его работах?        ______________________________

5.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?        _______________________________________________________________________

6.        Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к
изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?

__________________________________________________________________7.Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребенка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью?

__________________________________________________________________

  1. Вы храните рисунки своего ребенка?        _____________________
  2. Вы посещаете с Вашим ребенком музеи изобразительного искусства, выставки? Какие?        ____________________________

10.        В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей навыков изобразительной деятельности? Насколько она полезна для Вас:

а)        информация отсутствует;

б)        информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

в)        информация есть, но крайне скудная;

г)        я не обращаю на нее внимания;

д)        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

е)        информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж)        наглядная информация интересна и полезна для меня.

11.Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме
художественно-эстетического развития Вашего ребенка?        

__________________________________________________________________

Критерии:

- Родители советуются с воспитателями по вопросам организации изобразительной деятельности дома

- Информированность родителей о проводимой работе по обучению детей рисованию;

- Выявить степень удовлетворенности родителей продуктами детской деятельности.

Анализ плана работы с родителями.

Критерии: регулярность работы с родителями; применение разнообразных форм работы(организация выставок, родительские собрания, оформление информационных стендов стендов, индивидуальные беседы и консультации).

  1. Младшая группа.

 Предложить различные формы оформления информации для родителей  по изобразительной  деятельности.  Темы : «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста», «Что могут дети 3х- 4х лет», «Материал и оборудование для рисования»; «Рисуем сказку вместе с мамой и папой».

  1. Средняя группа.

Темы : «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста», «Малыш и рисование. Советы родителям, как помочь  ребенку научится рисовать», «Материал и оборудование для рисования» и др.

  1. Старшая группа.

Темы: «Психологические особенности детей старшего  дошкольного возраста», «Учеба и игра в изобразительном искусстве», «Формирование двигательных навыков и умений в рисовании», «Роль раскраски в развитии мелкой моторики руки» и др.

  1. Подготовительная к школе группа.

Темы: «Скоро в школу. Психологические особенности детей старшего  дошкольного возраста», «Развиваем руку, чтоб красиво рисовать и писать», «Роль рисования в общем  развитии ребенка» и т.д.

Проект семинара – практикума

Тема: Знакомство с техникой предметного рисования детей дошкольного возраста с помощью формообразующих движений

Цель семинара – практикума:   показать значимость освоения формообразующих движений в рисовании для развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Повышение качества воспитательно-образовательной работы по данной проблематике (освоения формообразующих движений в рисовании).

2.Обучение формообразующим движениям в рисовании из опыта работы

3.Учить рисовать животных с помощью формообразующих движений, с усложнением в соответствии с возрастной группой.

4.Проявление творческого подхода в работе по обучению детей дошкольного возраста предметному  рисованию (или формообразующим движениям, или изобразительным навыкам ( для самообразования).

1. Дискуссия:  тема: «Традиционные техники рисования - за и против»

- В  дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio - привычный) в педагогической практике образовательных учреждений.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т. д.).

Важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение графическими навыками. Исследователи указывают, что плохое владение инструментом, собственной рукой, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими, различного рода затруднения при решении изобразительных задач мешают ребенку передать в рисунке задуманное, порождают неудовольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще. Поэтому одна из самостоятельных и важных задач изобразительной деятельности - освоение техники рисования.

В изобразительном искусстве под техникой (в пер. с греч. technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов. Таким образом, под техникой рисунка понимается владение материалами и инструментами, способами их использования. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

Т.С. Комарова пишет, что исходя из разнообразия техник рисования в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

- Предложить воспитателям рассмотреть и сравнить рисунки детей выполненные в традиционной  и в нетрадиционной форме рисования.

Работы, выполненные в нетрадиционной форме более красочны, зрелищны, интересны, необычны. Но  во многих работах мы не можем проследить владеет  ли ребенок техниками рисования. Поэтому важно, прежде чем воспитателю вводить нетрадиционные техники рисования необходимо ребенка научить азам рисования -  формообразующим движениям и техникам.

2.Мастерская для педагогов «Обучение формообразующим движениям в рисовании в разных возрастных группах: особенности освоения, усложнения в разных возрастных группах». Из личного опыта воспитателя.

Цель: создания моделей (последовательность рисования) рисунков в соответствии с программой. – в копилку для воспитателя. Также эти модели можно использовать в работе с родителями.

3. Практическое занятие: «Приемы обучения дошкольников формообразующим движениям в рисовании».

Практический результат:

Памятка для педагогов

«Приемы обучения дошкольников формообразующим движениям в рисовании».

1.При обучении формообразующим движениям в рисовании дошкольников особенно важными являются:

  • приемы обследования (по методу Н.П.Сакулиной):

                - целостное восприятие предмета, его эстетические качества

                -  выделение крупных деталей

                - выделение размера и пропорций мелких деталей

                - выделение цвета

                - целостное восприятие

  • показа способа рисования на начальных этапах – педагог последовательно создает изображение с объяснением
  • частичный показ – педагог напоминает часть сложного приема, остальную работу дети выполняют самостоятельно
  • упражнения для отработки навыков рисования (подводящие упражнения, трафареты, дидактические игры).

2.Игровые приемы могут использоваться в различных вариантах:

  • Создание игровой ситуации перед  непосредственной образовательной деятельностью
  • Обыгрывание готового изображения, рисунка ребенка
  • Обыгрывание незаконченного изображения в целях устранения недостатков
  • Ролевое поведение при анализе и самоанализе детских работ

3.Приемы и методы обучения должны постоянно видоизменяться, соответствовать детским интересам и потребностям.

В игровых приемах очень важна импровизация педагога в самых различных ситуациях на непосредственной образовательной деятельности и в свободной деятельности

Разработка проекта мероприятия с родителями:

  -  Создание листовки для родителей.

  -  Консультация для родителей на тему:

«Как организовать досуг ребенка по рисованию»

Цель: помощь в организации  изобразительной деятельности дома.

 - ознакомление с моделями (последовательностью рисования) – мастер-класс.

Листовка для родителей

«Рисуем вместе с детьми!»

  1. Дома у ребенка должны быть материалы для творчества в свободном доступе!

        Яркая гуашь, кисти, краски, альбомы для         творчества, фломастеры         помогут вызвать         интерес у ребенка к рисованию!

  1. Творите, рисуйте вместе с ребенком!
  2. Обращайте внимание ребенка на красоту окружающего мира – осенний парк, прекрасные цветы, необычный закат! Дети очень эмоционально отзывчивы на прекрасное вокруг нас!
  3. Когда ребенок рисует – он свободен. Не ограничивайте его свободу (в выборе темы, материалов, способов изображения)!
  4. Будьте очень осторожны и корректны в оценке детского творчества! Любое резкое, слишком критичное замечание может ранить самооценку юного художника и навсегда отбить охоту к творчеству!
  5. Если у Вас возникли вопросы и трудности о развитии детского творчества, Вы всегда можете обратиться к воспитателям! Мы будем рады Вам помочь!
  6. Много полезной информации можно найти на стендах в группах «Детское творчество»!
  7. Интернет для Вас (вопросы детского творчества):

- Провести анкетирование с родителями: «Любит ли  Ваш ребенок рисовать?»

Цель: Изучить  работу по развитию изобразительных умений и навыков  детей дошкольного возраста  педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

Результат: В результате проведенного анкетирования был выявлен интерес родителей к изобразительной деятельности  детей, их заинтересованности в развитии собственного ребенка и в тоже время становится понятным то, что современным родителям (а это, как правило, молодые люди) совершенно не хватает знаний в области развития изобразительных умений и навыков   детей.

Проект обогащения материалов методического кабинета с целью повышения квалификации педагогов.

Выставка методической литературы.

Цель: систематизация имеющейся методической литературы по вопросам художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста. Подбор методической литературы исходя из результатов тематической проверки «Анализ состояния работы дошкольного образовательного учреждения по организации художественно-изобразительной деятельности детей», учет индивидуальных требований и запросов воспитателей разных возрастных групп, методическая помощь молодым специалистам.

Этапы работы по проекту:

  1. Изучение имеющейся литературы в методическом кабинете по вопросам художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Подбор конкретной литературы по выбранной теме для каждой возрастной группы с учетом результатов тематической проверки «Анализ состояния работы дошкольного образовательного учреждения по организации художественно-изобразительной деятельности детей».

Оформление выставки методической литературы с персональными рекомендациями для каждой возрастной группы, с описаниями интересующих вопросов по теме, с аннотациями книг и журналов

-Педагогическую литературы разложить, учитывая ее направленность ( лепка, рисование, нетрадиционные техники рисования и т.д).

-Сделать картотеку методических пособий.

-На книги дать рекомендации, в которых указать возрастную группу (для чего и для какого возраста необходима книга или та или иная технология).

-Для совершенствования работы необходимо сделать перспективное  планирование по всем возрастным  группам.

-Создать папку или альбом с фотографиями детских работ, выставок  детского творчества;  конспекты занятий  по изодеятельности( «Из опыта работы»).

Аннотации к программно-методической литературе по теме художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2004 год: статьи «Младшие дошкольники рисуют»Доронова Т.Г., «Научите детей рисовать!» - статья о знакомстве детей с основными материалами для творчества – гуашь, акварель, техника работы с кистью. Рекомендовано воспитателям младшей группы.
  2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под редакцией Н.П.Сакулиной и Т.С.Комаровой. М.»Просвещение» 1979 год. В данном пособии:
  • Основные вопросы теории и методики обучения изобразительной деятельности
  • Возрастные особенности детей в обучении рисованию (все возрастные группы)
  • Характеристика методов и приемов обучения рисованию
  • Рекомендовано воспитателям всех возрастных групп
  1. Прохорова Л. «Путешествие по Фанталии» СПб, 2003.

        Конспекты занятий для старших дошкольников:

  • Использование приемов моделирования и ТРИЗа в обучении формообразующих движений
  • Игровые приемы (дидактические игры)
  • Сюжетные игры, ролевое поведение для обыгрывания учебных ситуаций
  • Рекомендовано воспитателям средней, старшей группы.

  1. Альбом «Учимся рисовать животных» - М, 2005 г.
  • Пошаговые инструкции по рисованию животных.
  • Рекомендовано для использования в старшей группе для активизации самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности.

  1. Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников.         Конспекты занятий. – М, 2006 г.

                В данном пособии:

  • Конспекты занятий на все возрастные группы
  • Интеграция изобразительной деятельности и детской литературы
  • Подбор стихотворений и потешен для занятий
  • Рекомендовано для воспитателей всех возрастных групп

Дать задание педагогам:.  На основе изученной литературы постараться заполнить таблицу(каждый воспитатель работает по своему возрасту) с целью обмена информацией на семинаре-практикуме, и выступление на педагогическом совете.

Возраст

Методы

Приемы

Проект создания видеоматериалов с записью дидактических игр по изобразительной деятельности для родителей

«Формообразующие движения в рисовании: игры для дошкольников»

Такая форма работы является актуальной для дошкольного учреждения, так как большинство родителей заняты на работе и, к сожалению, не имеют возможности часто посещать открытые мероприятия, проводимые в дошкольном образовательном учреждении, хотя заинтересованы в получении информации о художественно- эстетическом развитии дошкольников.

Перед проведением игр можно дополнить видеозапись кратким разъяснением для родителей, что такое формообразующие движения. Объяснения должны излагаться в доступной форме без использования сложных педагогических терминов.

Продумать и отобрать такие игры для создания видеоматериала: «Обведи по тени», «Мыльные пузыри», «Клубочки для котят», «Дорожки для машин» - игры для младшей и средней группы.

В старшей и подготовительной группах планируется снять такие игры как: «Собери мозаику», «Зеркальное отражение», «Волшебный город».

 Запись пальчиковых игр и подводящих упражнений для развития формообразующих движений.

  «Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.

  «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.

  «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

  «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

  «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Проект проведения консультации с педагогами

Консультация для педагогов

«Игровые приемы в обучении дошкольников формообразующим движениям в рисовании».

Цель консультации: подготовка педагогов к выступлению на предстоящем педагогическом совете.

План консультации: С педагогом формулируем и отвечаем на вопросы, которые будут планом выступления.

  1. Краткая характеристика методов обучения дошкольников формообразующим движениям в рисовании.
  2. Игровые методы обучения рисованию: различные варианты использования в работе с дошкольниками.
  3. Положительные и отрицательные аспекты использования игровых приемов в обучении дошкольников рисованию.

Выступление педагогов на педагогическом совете.

Тема: «Игровые приемы в обучении дошкольников формообразующим движениям в рисовании».

1. Согласно классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина в обучении дошкольников изобразительной деятельности используются следующие методы обучения:

  • Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)
  • Репродуктивный
  • Исследовательский
  • Эвристический
  • Метод проблемного изложения

К информационно-рецептивному методу относятся методы наблюдения, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, объектов рисования. Особо выделяется использование обследования предметов, предлагаемых для рисования. Обследование – это организованный процесс восприятия предмета детьми. Педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети для дальнейшего изображения. Особенно полезно использование действенных способов знакомства с формой предметов (обвести, прокатить, ощутить очертания).

Необходимо учить детей воспринимать, так как самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения (можно спросить, с чего они начнут рисовать, дальнейшее планирование, порядок работы).

Готовые образцы, созданные воспитателем, в обучении рисованию используются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет или иллюстрацию.

С такой же осторожностью должен использоваться метод показа способов действия, несмотря на его важную роль в обучении рисованию дошкольников. Маленький ребенок должен усвоить различные способы передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показать и объяснить.

Использовать показ способов действия нужно лишь тогда, когда тот или иной прием изображения встречается впервые!

Объяснение, рассказ, слово педагога относятся к словесным приемам обучения. Особое значение имеет анализ детских работ, который должен использоваться педагогом очень корректно, без негативных оценок творчества ребенка. Анализ должен проводиться дифференцированно, с учетом поло-возрастных особенностей детей.

К репродуктивному методу относятся упражнения, которые используются во всех возрастных группах (повторение узора, отработка способов формообразующих движений и т.д.)

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности детей используются в единстве, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания, передать сюжет литературного произведения, выполнить изображение по собственному замыслу.

2.Возрастные особенности детей 3—7 лет и специфика изобразительной деятельности потребовали выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех возрастных группах. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении занимает игра.

Игровые приемы обучения могут быть применимы внутри разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения информационно-рецептивного метода, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится детям в игровой ситуации. Например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет.

Они могут включаться в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, не становятся однообразными и скучными.

В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра. Предметы изодеятельности могут обыгрываться, их изготовление также провоцируются игрой. Педагог должен использовать игровые методы в глубокой интеграции с изобразительной деятельностью, так как для ребенка игра намного ценнее, чем занятие по рисованию.

В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П.Сакулиной, Чумичевой и др. использование игровых методов предусматриваются в нескольких вариантах:

  • Использование дидактических игр в обучении рисованию
  • Использование игровых приемов

Г.Г.Григорьева разработала систему игр, игровых упражнений для дошкольников; выделяются следующие варианты их использования:

  • Обыгрывание игрушек и предметов, что помогает вызвать мотивацию у детей, активизировать их представления.
  • Обыгрывание изображения:

        1 вариант – обыгрывание готового изображения для эстетического         наслаждения своей работой. Например, опыт совместного переживания         «Путешествие по работам».

        2 вариант – обыгрывание незаконченного изображения, недоделанной         работы ребенка, для изменения недостатков, неточностей,         несовершенства изображения (не «дерево таким не бывает» -         негативная оценка, а «Кто спилил твое дерево?»).

        3 вариант – ролевое поведение. Используется преимущественно в         старшем возрасте. Ребенок принимает на себя какую-либо роль –         художник, скульптор, дизайнер, мастер народного творчества. Можно         устроить ярмарку – продажу, в ходе которой дети должны расхвалить,         прокомментировать свою и чужую работу.

3. Положительные стороны использования игровых приемов в обучении дошкольников рисованию заключаются в следующем:

  • То, что дети легко обучаются “играючи”, заметили и доказали великие педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, З.М. Богуславской и др.
  • Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (Л.И.Божович).
  • Через игровые действия, игровую мотивацию детьми более интенсивно и эффективно осваивается даже сложная информация.
  • Игровые приемы позволяют объективно и в то же время корректно анализировать детские работы (особенно в старшем дошкольном возрасте).

В то же время есть и негативные аспекты использования игровых методов и приемов в обучении рисованию детей дошкольного возраста.

  • Игра – это деятельность, рисование – это тоже деятельность со всеми компонентами. Использование игровых приемов не должно снижать уровень изобразительной деятельности, не должно уводить от основной идеи занятия.
  • Часто педагоги используют однообразные игровые приемы в обучении рисованию, что приводит только к снижению эффективности занятий. Игры должны постоянно видоизменяться, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
  • По теории Подьякова В.В., у некоторых детей ведущим видом деятельности является экспериментирование, а не игра. Педагоги должны учитывать особенности таких детей, ставить перед ними задачи не игрового характера, а экспериментального.

Проект проведения заседания тематического педагогического совета

Тема: Трудности в освоении формообразующих движений дошкольниками в рисовании: проблемы и решение

Тематика докладов на педсовете:

  1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета
  2. Подведение итогов тематической проверки по теме: «Анализ состояния работы дошкольного образовательного учреждения по освоению дошкольниками предметного рисования с помощью формообразующих движений» (аналитическая справка по результатам проверки)
  3. Использование игровых методов и приемов в обучении детей изобразительной деятельности (или предметному рисованию) – из опыта работы педагога
  4. Взаимодействие с родителями как одна из форм, определяющая качество педагогической работы по развитию изобразительных навыков.

Повестка дня:

  1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета  – выступление Заведующего дошкольного учреждения (10 минут)
  2. Подведение итогов тематического контроля «Анализ состояния работы дошкольного образовательного учреждения по освоению дошкольниками предметного рисования с помощью формообразующих движений» - выступление старшего воспитателя(15 минут)
  3. Из опыта работы педагогов - выступления воспитателей дошкольного учреждения по теме «Игровые методы и приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» - выступление воспитателя средней группы (10 минут)
  4. Повышение квалификации педагогов по данной теме: «Усложнение формообразующих движений от младшего возраста к старшему» (с использованием наглядного материала) – выступление воспитателя старшей группы  (10 минут)
  5. Взаимодействие с родителями как одна из форм, определяющая качество педагогической работы по развитию изобразительных навыков – выступление зам. заведующего по воспитательной работе (10 минут)
  6.  Принятие решений по педагогическому совету.

Педагогический совет  (сценарий).

Тема: «Трудности в освоении формообразующих движений дошкольниками в рисовании: проблемы и пути решения».

Участники педагогического совета:

  1. Администрация дошкольного образовательного учреждения
  2. Педагоги дошкольного образовательного учреждения

Подготовка к педсовету.

  1. Тематический контроль «Анализ состояния работы дошкольного образовательного учреждения по освоению дошкольниками предметного рисования с помощью формообразующих движений».
  2. Проведение консультации для воспитателей  - подготовка к выступлению на педагогическом совете. Тема: «Игровые приемы в обучении дошкольников формообразующим движениям в рисовании».
  3. «Педагогическая мастерская» семинар – практикум  для воспитателей - тема: «Знакомство с техникой предметного рисования для детей дошкольного возраста с помощью формообразующих движений»
  4. Выставка «Обзор методической литературы и дидактических игр по обучению изобразительной деятельности дошкольников».
  5. Создание информационных стендов для родителей по вопросам изобразительной деятельности детей (а также разработка рекомендаций в виде листовок).

Повестка дня:

  1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета  – выступление Заведующего дошкольного учреждения    (10 минут)
  2. Подведение итогов тематического контроля «Анализ состояния работы дошкольного образовательного учреждения по освоению дошкольниками предметного рисования с помощью формообразующих движений» - выступление старшего воспитателя (15 минут)
  3. Из опыта работы педагогов - выступления воспитателей дошкольного учреждения по теме «Игровые методы и приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» - выступление воспитателя средней группы (10 минут)
  4. Повышение квалификации педагогов по данной теме: «Усложнение формообразующих движений от младшего возраста к старшему» (с использованием наглядного материала) – выступление воспитателя старшей группы  (10 минут)
  5. Взаимодействие с родителями как одна из форм, определяющая качество педагогической работы по развитию изобразительных навыков – выступление зам. заведующего по воспитательной работе (10 минут)
  6. Принятие решений по педагогическому совету (5 – 7 минут).

Решение педагогического совета:

  1. Все решения предыдущего педагогического совета считать выполненными полностью.
  2. Решение по итогам тематической проверки:

- при планировании работы занятий по изобразительной деятельности использовать классические методы обучения детей рисованию;

- провести индивидуальные занятия по развитию формообразующих движений в разных возрастных группах;

- проведение консультации для педагогов по теме «Планирование работы по изобразительной деятельности»;

- систематизировать материал по обучению детей дошкольного возраста рисованию классическими методами в методическом кабинете и оформить выставку новой педагогической литературы по данной проблематике;

- оформить информационные стенды для родителей по теме «Рисуем вместе с детьми!»

  1. Создать картотеку игр и игровых приемов по обучению детей предметному рисованию и формообразующим движениям во всех возрастных группах.
  2. Разработать формы по взаимодействию с родителями для повышения психолого-педагогической компетентности родителей по теме «Развитие изобразительных навыков в процессе предметного рисования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Физкультминутки для малышей...

Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду

консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД  по рис...

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском саду

«Щенок». Занятие по изобразительной деятельности в детском садуТема НОД: «Щенок»Программное содержание:• Учить детей рисовать жесткой кистью методом тычка• Совершенствовать умение правильно держать ки...

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

"Изобразительная деятельность в детском саду"

Актуальность.     Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.И самое эффективное ее...

Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа

Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...