Конспект НОД с использованием ИКТ по ознакомлению старших дошкольников с Гжельской росписью. Тема: "Сказочная Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Логинова Екатерина Викторовна

Интегрированное занятие с использованием ИКТ по ознакомлению старших дошкольников с Гжельской росписью. И рисованием простых элементов гжельской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_izo_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное  бюджетное дошкольное

                                образовательное учреждение

                                           детский сад № 29  

                                   Конспект

                                       НОД

                      с использованием ИКТ

     по ознакомлению старших дошкольников

                       с Гжельской росписью

                      Тема: «Сказочная Гжель»  

                                                 Воспитатель: Логинова. Е. В

                                        г.Кстово

                                         2013 год

 

Тема: «Сказочная гжель»                           

Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).

Задачи: 

Образовательные: вызвать интерес детей к народному творчеству. Познакомить детей с народным промыслом.

Развивающие: продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти).

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Предварительная работа:

- беседы о росписях;

- рассматривание иллюстраций и изделий с гжельской росписью;

- рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись);

- загадывание загадок;

- чтение и заучивание стихов.

Методы и приемы:

- художественное слово;

- рассматривание предметов, расписанных народными умельцами;

- вопросы;

- использование ИКТ (презентация).

Словарная работа:

Гжельские росписи, статуэтка, фон, узор, мастера, литейщицы, квасники, гумган, агашка – гжельская роза.

Материал для детей:

- гуашь: синяя и белая;

- кисти;

- палитра;

- ватные палочки;

- баночки для воды;

- салфетки

Для воспитателя:

- предметы декоративно – прикладного искусства «Гжель»;

- открытки, раскраски, альбом «Гжель»;

- презентация «Синь России».

                                                                Ход

Воспитатель обращает внимание детей на гостей (Здороваются).

Воспитатель: Дети вы, любите путешествовать? (ответы детей).

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.

Воспитатель: Дети, мы отправимся в путешествие к народным умельцам  в сине-голубую сказку. Хотите узнать, почему она так называется? Сейчас вы поймете.

Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в россиском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. Издавна они делали посуду из белой глины. Даже название деревни было связано  со словами»жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Решили лепить посуду, такую какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам… Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в далеке  синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Понравилась вам сине – голубая сказка?

Ответы детей.

Беседа по сказке:

Воспитатель:

- ребята, о каком промысле это сказка?

 - из чего гжельские мастера делают свои изделия?

- какие изделия делали мастера из глины?

А теперь ребята мы отправляемся в сказочное путешествие, на фабрику по изготовлению гжельской посуды.

Презентация:

1 слайд: «Синь России»

2 слайд: основные разделы

3 слайд: Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а раньше это была деревня.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно всем в народе ее названье Гжель.

Город Гжель расположен недалеко от Москвы.

4 слайд: Не потерялось народное искусство в глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

В городе Гжель была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Ее изготавливают из белой глины, а рисунок наносят на сырое изделия, т. е до обжига.

5 слайд:  формовочный цех

6 слайд: здесь фарфоровую массу заливают в формы

7 слайд: литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки

8 слайд: цех оправки. Каждое изделие вынимают из формы, подрезают швы и замывают губкой

9 слайд: цех художественной росписи

10 слайд: рабочее место мастера, ребята как вы догадались, что это рабочее место мастера? Правильно, здесь у них и кисти разных размеров, губки.

Дети: инструменты, кисти, краски.

11 слайд: каждое изделия мастера расписывают вручную. Гордятся в Гжели жители небесной синевой. Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила. Кисть мастера на чашку легко перенесла.

12 слайд: посмотрите, как красиво мастер наносит узо.

13 слайд: завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом в печи, при высокой температуре.

Неужели – неужели это сделал человек?

Дети посмотрите, какие красивые чайники, как вы думаете, они все одинаковые? (ответы детей). Конечно, нет, у них у всех разная форма, рисунок.

14 слайд: разные вазы

15 слайд: кувшины на белом фарфоре,

Как на заснежаном поле,

Из под белого снежочка растут синее цветочки.

16 слайд: кугманы похожи на птицу с округлым плоским туловом на лапках – подставка с выгнутой шеей – носиком. Квасники – таких нигде больше невидали. В их круглом тулове – круглое отверстие – для льда.

17 слайд: масленки. Чудо синими цветами, голубыми лепестками,

Синими листочками,

Нежными виточками.

18 слайд: супницы и салатницы

19 слайд: У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

20 слайд: животные и птицы неведомой красы.

Воспитатель: Дети вы, наверное,  устали и сейчас мы немного отдохнем с вами.

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну – ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись.

Сели, встали, сели встали

И на месте побежали.

Молодцы садитесь на свои места.

Воспитатель: а сейчас прежде чем приступить к рисованию мы посмотрим элементы росписи.

21 слайд: элементы росписи: здесь линии и точки; бордюры волнистая линия с точками, спиралеобразная.

22 слайд: капельки. Этот мазок лежит в основе многих узоро. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.

23 слайд: Агашка – гжельская роза. Самое трудное ребята в гжельской росписи – это «мазок с тенями». Особенность заключается в том, что одним движением кисти можно достигнуть перехода цвета от голубооких, темных тонов до очень светлых и легких. Синяя роза – одни из гланых мотивов росписи.

Воспитатель:

Поверить трудно:

Неужели всего два цвета?

Чудеса! Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Посмотрите дети, какой красивый сказочный петух, какой у него пушистый хвост, я вам буду загадывать вопрос, а вы мне будете говорить ответ.

24 слайд: кроссворд

- название промысла – гжель

- основной цвет гжельской росписи – синий

- элемент росписи – листок

- инструмент художника – кисть

- прием работы кистью – мазок

- керамика, покрытая глазурью – майолика.

Понравилась вам дети путешествие по Гжельской фабрики?

Воспитатель: дети, а вы хотите почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами?

Физкультминутка: «Цветы»

Наши синие цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Садитесь дети за свои рабочие места.

Этапы выполнения работы:

Дети посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета есть? (ответы детей). Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (ответы детей0. Правильно, смешиваем на палитре белую краску ( ее должно быть много) и немного синей (белая гуашь уже на палитре).

Создавать элементы узора дети, не так легко как вы думаете, поэтому сегодня мы поучимся создавать простые элементы росписи, такие как точки, линии и бордюры, капельки.

Воспитатель: прежде чем начать работу давайте вспомним свами приемы, которые вы будите использовать в росписи:

- рисуем концом кисти

- всем ворсом

- примакивание

- рисуем листочки – мазки

Как получить голубой цвет? (ответы детей).

Надо взять на кисточку немного белого, добавить в палитру и потом немного синего и все смешать. Получится новый волшебный цвет – голубой. Цвет моря и неба.

При выполнении работы вы должны быть аккуратными и внимательными.

А поможет вам в этом музыка.

Анализ рабы:

Молодцы дети, все постарались, давайте выложим ваши работы на столе. Посмотрите на все работы? Какая работа вам нравится больше всего? А почему именно она? Что вам в ней понравилась? Анализ 2-3 работ

Воспитатель: Молодцы дети постарались на славу. У Русских людей есть поговорка: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость и себе и окружающим людям. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по ознакомлению старших дошкольников с мезенской росписью

Система занятий по ознакомлению старших дошкольников с мезенской росписью способствует проявлению интереса к народному искусству. Позволяет познакомить детей с историей северной росписи, с её основным...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников "По мотивам Городецкой росписи".

Конспект занятия по городецкой росписи с поэтапным показом росписи педагогом....

Сборник конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций.

Сборник включает в себя конспекты организации  дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста. В посо...

Конспект НОД на тему: « Сказочная птица гжель» Интеграция образовательных областей в старшей группе

:Рисование « Сказочная птица гжель»   Интеграция образовательных областей   в старшей группе...

Учебно-методическое пособие."Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с пейзажем"

Презентация для воспитателей и педагогов дополнительного образования...

Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий для старших дошкольников «Где спряталось здоровье?»

Цель: развитие желания самостоятельно заботиться о своем здоровье.Задачи:Образовательные:Продолжать учить осознанно, относиться к своему здоровью.Формировать у детей основы понимания в том, что п...

Конспект НОД по изобразительной деятельности старшего возраста (6-7 лет) Тема: «Сказочная гжель».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: продолжать знакомить с народными промыслами, формировать у...