Конспект НОД с использованием ИКТ по ознакомлению старших дошкольников с Гжельской росписью. Тема: "Сказочная Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Интегрированное занятие с использованием ИКТ по ознакомлению старших дошкольников с Гжельской росписью. И рисованием простых элементов гжельской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_izo_2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 29
Конспект
НОД
с использованием ИКТ
по ознакомлению старших дошкольников
с Гжельской росписью
Тема: «Сказочная Гжель»
Воспитатель: Логинова. Е. В
г.Кстово
2013 год
Тема: «Сказочная гжель»
Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).
Задачи:
Образовательные: вызвать интерес детей к народному творчеству. Познакомить детей с народным промыслом.
Развивающие: продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти).
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
Предварительная работа:
- беседы о росписях;
- рассматривание иллюстраций и изделий с гжельской росписью;
- рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись);
- загадывание загадок;
- чтение и заучивание стихов.
Методы и приемы:
- художественное слово;
- рассматривание предметов, расписанных народными умельцами;
- вопросы;
- использование ИКТ (презентация).
Словарная работа:
Гжельские росписи, статуэтка, фон, узор, мастера, литейщицы, квасники, гумган, агашка – гжельская роза.
Материал для детей:
- гуашь: синяя и белая;
- кисти;
- палитра;
- ватные палочки;
- баночки для воды;
- салфетки
Для воспитателя:
- предметы декоративно – прикладного искусства «Гжель»;
- открытки, раскраски, альбом «Гжель»;
- презентация «Синь России».
Ход
Воспитатель обращает внимание детей на гостей (Здороваются).
Воспитатель: Дети вы, любите путешествовать? (ответы детей).
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.
Воспитатель: Дети, мы отправимся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Хотите узнать, почему она так называется? Сейчас вы поймете.
Воспитатель: Давным-давно это было. В некотором царстве, в россиском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. Издавна они делали посуду из белой глины. Даже название деревни было связано со словами»жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Решили лепить посуду, такую какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам… Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в далеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Понравилась вам сине – голубая сказка?
Ответы детей.
Беседа по сказке:
Воспитатель:
- ребята, о каком промысле это сказка?
- из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- какие изделия делали мастера из глины?
А теперь ребята мы отправляемся в сказочное путешествие, на фабрику по изготовлению гжельской посуды.
Презентация:
1 слайд: «Синь России»
2 слайд: основные разделы
3 слайд: Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а раньше это была деревня.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье Гжель.
Город Гжель расположен недалеко от Москвы.
4 слайд: Не потерялось народное искусство в глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
В городе Гжель была открыта фабрика по производству майоликовой посуды. Ее изготавливают из белой глины, а рисунок наносят на сырое изделия, т. е до обжига.
5 слайд: формовочный цех
6 слайд: здесь фарфоровую массу заливают в формы
7 слайд: литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки
8 слайд: цех оправки. Каждое изделие вынимают из формы, подрезают швы и замывают губкой
9 слайд: цех художественной росписи
10 слайд: рабочее место мастера, ребята как вы догадались, что это рабочее место мастера? Правильно, здесь у них и кисти разных размеров, губки.
Дети: инструменты, кисти, краски.
11 слайд: каждое изделия мастера расписывают вручную. Гордятся в Гжели жители небесной синевой. Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила. Кисть мастера на чашку легко перенесла.
12 слайд: посмотрите, как красиво мастер наносит узо.
13 слайд: завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом в печи, при высокой температуре.
Неужели – неужели это сделал человек?
Дети посмотрите, какие красивые чайники, как вы думаете, они все одинаковые? (ответы детей). Конечно, нет, у них у всех разная форма, рисунок.
14 слайд: разные вазы
15 слайд: кувшины на белом фарфоре,
Как на заснежаном поле,
Из под белого снежочка растут синее цветочки.
16 слайд: кугманы похожи на птицу с округлым плоским туловом на лапках – подставка с выгнутой шеей – носиком. Квасники – таких нигде больше невидали. В их круглом тулове – круглое отверстие – для льда.
17 слайд: масленки. Чудо синими цветами, голубыми лепестками,
Синими листочками,
Нежными виточками.
18 слайд: супницы и салатницы
19 слайд: У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
20 слайд: животные и птицы неведомой красы.
Воспитатель: Дети вы, наверное, устали и сейчас мы немного отдохнем с вами.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну – ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись.
Сели, встали, сели встали
И на месте побежали.
Молодцы садитесь на свои места.
Воспитатель: а сейчас прежде чем приступить к рисованию мы посмотрим элементы росписи.
21 слайд: элементы росписи: здесь линии и точки; бордюры волнистая линия с точками, спиралеобразная.
22 слайд: капельки. Этот мазок лежит в основе многих узоро. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.
23 слайд: Агашка – гжельская роза. Самое трудное ребята в гжельской росписи – это «мазок с тенями». Особенность заключается в том, что одним движением кисти можно достигнуть перехода цвета от голубооких, темных тонов до очень светлых и легких. Синяя роза – одни из гланых мотивов росписи.
Воспитатель:
Поверить трудно:
Неужели всего два цвета?
Чудеса! Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Посмотрите дети, какой красивый сказочный петух, какой у него пушистый хвост, я вам буду загадывать вопрос, а вы мне будете говорить ответ.
24 слайд: кроссворд
- название промысла – гжель
- основной цвет гжельской росписи – синий
- элемент росписи – листок
- инструмент художника – кисть
- прием работы кистью – мазок
- керамика, покрытая глазурью – майолика.
Понравилась вам дети путешествие по Гжельской фабрики?
Воспитатель: дети, а вы хотите почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами?
Физкультминутка: «Цветы»
Наши синие цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Садитесь дети за свои рабочие места.
Этапы выполнения работы:
Дети посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета есть? (ответы детей). Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (ответы детей0. Правильно, смешиваем на палитре белую краску ( ее должно быть много) и немного синей (белая гуашь уже на палитре).
Создавать элементы узора дети, не так легко как вы думаете, поэтому сегодня мы поучимся создавать простые элементы росписи, такие как точки, линии и бордюры, капельки.
Воспитатель: прежде чем начать работу давайте вспомним свами приемы, которые вы будите использовать в росписи:
- рисуем концом кисти
- всем ворсом
- примакивание
- рисуем листочки – мазки
Как получить голубой цвет? (ответы детей).
Надо взять на кисточку немного белого, добавить в палитру и потом немного синего и все смешать. Получится новый волшебный цвет – голубой. Цвет моря и неба.
При выполнении работы вы должны быть аккуратными и внимательными.
А поможет вам в этом музыка.
Анализ рабы:
Молодцы дети, все постарались, давайте выложим ваши работы на столе. Посмотрите на все работы? Какая работа вам нравится больше всего? А почему именно она? Что вам в ней понравилась? Анализ 2-3 работ
Воспитатель: Молодцы дети постарались на славу. У Русских людей есть поговорка: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость и себе и окружающим людям. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по ознакомлению старших дошкольников с мезенской росписью
Система занятий по ознакомлению старших дошкольников с мезенской росписью способствует проявлению интереса к народному искусству. Позволяет познакомить детей с историей северной росписи, с её основным...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников "По мотивам Городецкой росписи".
Конспект занятия по городецкой росписи с поэтапным показом росписи педагогом....
Сборник конспектов дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций.
Сборник включает в себя конспекты организации дидактических игр по ознакомления с природой тундры с использованием мультимедийных презентаций для детей старшего дошкольного возраста. В посо...
Конспект НОД на тему: « Сказочная птица гжель» Интеграция образовательных областей в старшей группе
:Рисование « Сказочная птица гжель» Интеграция образовательных областей в старшей группе...
Учебно-методическое пособие."Использование ИКТ при ознакомлении старших дошкольников с пейзажем"
Презентация для воспитателей и педагогов дополнительного образования...
Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий для старших дошкольников «Где спряталось здоровье?»
Цель: развитие желания самостоятельно заботиться о своем здоровье.Задачи:Образовательные:Продолжать учить осознанно, относиться к своему здоровью.Формировать у детей основы понимания в том, что п...
Конспект НОД по изобразительной деятельности старшего возраста (6-7 лет) Тема: «Сказочная гжель».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: продолжать знакомить с народными промыслами, формировать у...