Конспект «Народное искусство в непосредственно образовательной деятельности с детьми». «Путешествие по Хохломе»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Андреева Светлана Александровна

Данный конспект расскажет Вам о проведённом мною проекте "Путешествие по Хохломе" с детьми подготовительной группы. Дети больше узнают о народном промысле, расширяя знание и кругозор.
"Путешествуя" по народным промыслам, дети приобщаются к духовной культуре своего народа, приобретают новые знания о жизни, о труде людей, учатся понимать красоту родной природы. Проект способствует развитию у ребёнка моторики, речи, мышления, воображения, внимания, изобразительных навыков и умений, наблюдательности и эстетического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно  образовательной  деятельности

в подготовительной логопедической группе

(заключительное мероприятие в рамках проектной деятельности)

«Народное искусство в непосредственно образовательной деятельности  с детьми»

                 Составила и провела 27.11.2014г. воспитатель Андреева С. А.

Тема: «Путешествие по Хохломе. Чудо – шкатулка»

          (Расписывание шкатулки хохломским орнаментом).

Цели: Систематизировать знания детей о народном промысле –историей возникновения, характерных особенностях изделий народных мастеров, ритме и симметрии орнамента, цветах и видах Хохломы.

Совершенствовать умение самостоятельно составлять ритмичную композицию из элементов росписи; рисовать, используя основные цвета Хохломы.

Создавать условия для формирования интереса к народном промыслам.

Способствовать возникновению чувства гордости за русский народ, создающий неповторимые в своей красоте изделия.

Воспитывать любовь к народному творчеству; эстетические чувства детей.

Поощрять проявления творчества , самостоятельности и фантазии.

Развивать связную речь детей, совершенствовать чёткое произношение сложных слов ( уже знакомых детям): «криуль», «скопкарь», «ковш» и др.

        Предварительная работа:

Беседа с родителями о народных промыслах; рассказ педагога о занятии с детьми, просьба к родителям : если есть возможность, принести изделия народных промыслов для музея (на время занятия).

                                                                           

                              План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала:

1.»Путешествие» в музей народного творчества.

2. Разгадывание кроссворда «Хохлома».

3 Сетка путешествий по Хохломе.

  1. Объяснение нового материала.
  2. Самостоятельная деятельность детей. Оценка и самооценка выполненных работ. Обобщение. Итог.

Ход занятия                                                                      

Примечание

Организационный момент.

Дети встают возле воспитателя. Воспитатель                               сообщает

детям, что они сегодня будут путешествовать по

Хохломе.  

Повторение пройденного      материала.                                                            

Изделия мастеров

«Путешествие  в музей народного творчества».

Ребята, давайте пройдём в наш музей народного

 Творчества, где вы, ваши папы, мамы, бабушки, дедушки с такой любовью собирали  

 экспонаты. Давайте полюбуемся ими…                                                    

         Вопросы к детям:

   Где применяются эти предметы?

   Для чего они нужны? (из них едят, пьют, они нужны для красоты – ими украшают дом).

    Назовите и покажите хохломские изделия

(скопкарь, ваза, журнальный столик, стульчики, солонки, стаканчики, ложки и мн. др.)

     Как вы узнали, что это хохломские изделия?

     Ребята, посмотрите, какая замечательная шкатулка! Давайте её посмотрим, откроем, потрогаем. Обратите внимание на узор . Как узор правильно называется? (Орнамент). Он одинаков и на крышке шкатулки и сбоку, а внутри – золочёное дерево.

       Кто открыл золочение дерева? (художники, которые рисовали иконы – иконописцы).

        Какие элементы узора вам знакомы?(травка, ягодки, листики, усики и др.)

        Как называется главный стебель, на который нанизываются листики, ягодки, цветочки? (криуль)

Значит, отличают Хохлому от Дымки, Гжели: орнамент, золочение, криуль и цвета хохломских изделий.

2. Разгадывание кроссворда «Хохлома».

Давайте посмотрим, хорошо ли мы знаем Хохлому: разгадаем кроссворд!

Разгадывание кроссворда. (Дети садятся на стульчики). Мы отлично справились с заданием!

И я убедилась, что вы многое знаете о Хохломе. А теперь тихонько встаньте и подойдите к нашей сетке путешествий. Где же наша ягодка? (в пункте4)

Вспомним, где мы были – три пункта. Вот теперь мы подошли к 4 пункту. Как вы думаете, что же это?

Конечно, рисование!

       Тихонько садитесь на стульчики, за столы.

         Объяснение нового материала.

Мы уже любовались этой замечательной шкатулкой, говорили о том, что можно хранить в ней. А сейчас давайте рассмотрим узор на шкатулке.

           Назовите элементы орнамента (яблочки, травка, криуль, цветочки, листочки). Какие цвета вы видите? Правильно, чёрный, красный и золотой цвета придают росписи праздничный и торжественный колорит. Ветка спелых яблочек обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Постоянное повторение элементов – листочек, два цветочка, три яблочка, опять листочек, два цветочка, три яблочка – создаёт ритм. Давайте встанем у своих стульчиков и поиграем – простучим         ладошками: «листочек» (хлопаем 1 раз), «два цветочка» - хлопаем 2 раза, «три яблочка» - хлопаем 3 раза. Красивая композиция! Слово «композиция» означает (в переводе с латинского)

«расположение». Элементы расположены так, что если убрать одну деталь – листочек, сразу    получается пустое место. В композиции ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, всё должно быть на своём месте.

      Давайте составим композицию (дети составляют орнамент на липучках). Сохраняется ритм?. Какая  деталь у нас уже нарисована? (криуль). На криуль вы можете нарисовать любые из ягодок, которые вам нравятся (смородинка, крыжовничек, клубничка, вишенка), цветочки, листочки. Не забывайте о ритме!

     Самостоятельная деятельность детей.

Физкультминутка. Элементы русского народного танца ( с ложками).

      Мы отдохнули, а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (детские работы вывешиваются или раскладываются на столе, чтобы все дети могли посмотреть результат стараний своих и своих товарищей).

Оценка и самооценка деятельности детей.

        Обобщение. Итог.

Ребята берут в руки, рассматривают подлинные изделия народных мастеров.

Индивидуальная работа. Активизировать

Ярослава, Олега, Арсения.

Ребята садятся на хохломские стульчики  напротив интерактивной доски (с изображением кроссворда «Хохлома».

Активизировать детей: Машу Т., Юлиану К.,

Савелия Р., Мирона Ж. Педагог обращает внимание на правильное произношение , исправляет возможные ошибки в речи.

Следит за тем, чтобы предложения звучали полно.

Ребята встают свободно, чтобы не мешать друг другу .

Работа на стенде (с изображением шкатулки и различными элементами росписи – ягодками, листочками, цветочками).

Педагог включает спокойную, гармоничную музыку (Сен – Санс, П. И. Чайковский «Времена года». Перед физкультминуткой запись выключает.

Педагог раздаёт ребятам ложки, расписанные по хохломским мотивам, и включает запись русской народной песни.

 

Андреева С.А., воспитатель ГБОУ №696 Приморского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

План-конспект «Социально-коммуникативное развитие» Непосредственно - образовательная деятельность Тема «Путешествие в страну Правдилию» (подготовительная группа)

Задачи: 1)Сформировать у детей представление о положениях Конвенции о правах ребенка, в доступной для них форме.1.     2)Уточнить и закрепить знания детей о своей семье.2....

Народное искусство в педагогической работе с детьми.

Статья: "Народное искусство в педагогической работе с детьми."...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»

Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...