«Всех чудес чудесней наша Хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vseh_chudesney_nasha_hohloma.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
План-конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Тема: «Всех чудес чудесней наша Хохлома»
Составили:
Воспитатель Тверскова Ирина Анатольевна
Музыкальный руководитель Колесова Елена Николаевна
Февраль 2015г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие , физическое развитие.
Цель : создать условия для формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Приобщать к истокам родного истинного русского народного творчества. Знакомить с миром русской культуры и с историей русского народа. Закрепить знания об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории, об элементах узора, о цветах, о фоне, композиции.
Продолжать знакомить с разнообразными жанрами фольклора – легендами, сказами, частушками. Развивать умение отгадывать загадки, решать словесно-логическую задачу, размышлять о характерных особенностях предметов. Развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
Пополнять знания детей о русских народных музыкальных инструментах: балалайка, домра, трещотка, дудочка, деревянная ложка.
«Художественно-эстетическое развитие»
Продолжать знакомить детей с историей золотой хохломы, рассказать о процессе изготовления изделий, о характерных особенностях росписи, рассмотреть натуральные изделия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из элементов хохломской росписи, умение рисовать концом кисти, «тычком», перышком, развивать умение использовать нетрадиционную технику рисования. Вызвать желание включать познанное через искусство в собственную художественно-эстетическую деятельность. Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов. Упражнять в рисовании простейших узоров («травка», «завитки», «капельки», «усики», «листочки», «ягодки»), используя красный, желтый, черный, золотой цвет. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, к окружающему миру, культуру поведения через пение, слушание, исполнение музыкальных и художественных произведений. Побуждать к самостоятельной творческой деятельности детей в процессе народных игр, импровизационной игры на музыкальных инструментах и танцевального творчества. Формировать понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция). Оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, тематики современных композиторов, художественным словом. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Приобщать к миру искусства;
Развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности;
«Речевое развитие»
Развивать звуковую и интонационную культуру речи: правильное интонационное ударение в словах, в пропевании слов и их окончаний.
Способствовать развитию диалогической речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; составлять небольшие рассказы по определенной тематике. Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт. Обогащать активный словарь: хохлома, миска, кайма, солонка , ударный музыкальный инструмент, мелодический, струнный, скоморох, оркестр, ансамбль.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формировать культурные установки к различным видам художественного и музыкального творчества: роспись, пение игра на русских музыкальных инструментах, танец, подвижная игра. Совершенствовать умение детей выполнять правила и нормы культурного поведения в. совместной деятельности. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; создавать эмоционально-положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности. Развивать коммуникативные качества: научить преодолевать барьеры в общении, умение выражать словам свои мысли, выслушивать ответы своих товарищей, не перебивая их.. Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
«Физическое развитие»
Развивать культурный опыт детей через двигательную активность в русских народных играх, направленную на развитие координации движений, моторики рук, на снятие двигательного напряжения, скованности.
Закреплять основные движения: хороводный шаг, вождение хороводов разных видов: круговой, «змейка», «улитка»
Развивать физические качества: ловкость, выносливость, равновесие.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Золотая Хохлома» И.А. Лыковой, иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание песен, частушек, стихов, пословиц, народных игр, хороводов, знакомство детей с изделиями хохломской росписи, слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла, рассматривание особенностей орнамента и цвета. Просмотр презентации «Золотая Хохлома», учебного фильма «Этапы хохломской росписи». Создание «Художественных часов».
Материалы и оборудование: Мультимедиа «Золотая Хохлома», «Русские народные инстументы» магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки для выкладывания композиции (картонные блюда, ложки, вазы, картонные заготовки балалаек, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, ватные палочки.
Детские музыкальные инструменты: балалайка, домра, деревянные ложки, свистульки, трещотки. Пособие к музыкальной дидактической игре «Угадай инструмент», русские народные костюмы в стиле хохломы, дидактическая игра «Угадай-ка»
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | 1. Вождение хоровода «Сударушка» Цель: побудить к двигательной активности, закреплять хороводный шаг, вождение хороводов разных видов: круговой, «змейка», «улитка» 2. Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности, с целью сохранения здоровья детей. Снять двигательное напряжение, скованность, раскрепощаются. Развить основные виды движений руками. 3. Пальчиковая гимнастика. Цель: скоординировать речь с движениями. |
Игровая | 1. Подвижная р.н. игра «Гори-гори ясно» Цель: развивать желание играть в р.н. игры. Развивать положительные эмоции. 2. Музыкальная д/и «Угадай инструмент» Цель: развивать регистровый слух детей, развивать слуховое внимание. 3.Д/и «Угадай-ка» Цель: развивать ассоциативное мышление, способность отличать разновидность узоров. |
Познавательно-исследовательская | 1.Поисковая ситуация «На каком промысле остановилась стрелка художественных часов? ». Загадывание загадки о хохломе Цель: развить желание и умение решить проблему, разгадать загадку через музыкальную и художественную деятельность 2. Мультимедийная презентация о происхождении р.н. инструментов: домры, деревянные ложки, свистульки, трещотки, балалайки. Цель: Уточнять и пополнять знания детей о р.н. инструментах. |
Коммуникативная | 1. Беседа о русских народных инструментах: домры, деревянные ложки, свистульки, трещотки, балалайки. Цель: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками. 2. Беседа о хохломских изделиях. Цель: вызвать активность детей в решении поисковых задач, развить коммуникативные качества детей. 3.Беседа о хохломской росписи. Цель: сохранить благоприятные условия для беседы взрослого и детей. Увлечь детей беседой. 4. Рассматривание предметов: хохломскай посуды, музыкальных игрушек и инструментов под хохлому, представленную на выставке и рассказать о ней. Цель: Сформировать умения детей составлять рассказы о хохломских предметах, их назначении. Развивать умение самостоятельно отвечать грамматически правильным и полным предложением на вопросы. |
Музыкальная | 1. Инструментально -игровое творчество, игра на р.н. музыкальных инструментах: домре, деревянных ложках, свистульках, трещотках, балалайках под р.н. песню «Ой, вставала я ранешенько» Цель: формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности. 2. Пение частушек Цель: побуждать к чистому интонированию мелодии, развивать силу голоса, эмоциональное исполнение в народном стиле. 3. Исполнение танца с ложками «Ложкари» Цель: формировать навык исполнения р.н. танцев с игрой на деревянных ложках. Закреплять движения танца: присядка, перетопы, хороводный шаг. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | 1.Чтение взрослым стихотворения о хохломской посуде Цель: способствовать образному восприятию литературного произведения, заинтересовать выразительным художественным словом. 2.Чтение детьми стихотворения «Хохломская роспись», «Ты, рябинушка», «Велика Россия наша» Цель: формировать навык выразительного, эмоционального чтения стихотворения, упражнять в четном произношении слов. 3.Произношение пословиц о труде. Цель: закрепить знания пословиц о труде. Формировать навык владения художественным словом. |
Изобразительная | 1.Роспись заготовок хохломской посуды. Цель: закрепить технику рисования хохломских узоров. Создать продукт художественно-эстетической деятельности. |
Логика образовательной деятельности
№ | Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Введение в игровую ситуацию. Под р.н.музыку наблюдают за стрелками художественных часов: «Правильно ли расположены стрелки часов?» Чтение загадки: Ветка плавно изогнулась, И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, Земляника цветом алым. Засияла. поднялась, Спелым соком налилась. А трава как бахрома. Что же это?.. (хохлома)
| Дети рассматривают художественные часы, определяют вид художественной росписи, отгадывают загадку. Закрывают глаза и под музыку попадают в мир хохломы, находят верное расположение стрелок часов (на хохломе) | Созданы условия для взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и детей. Развито желание окунуться в поисковую ситуацию. Дети заинтересованы темой занятия. |
2 | Беседа о хохломских изделиях. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации с изображением хохломской посуды. И чего здесь только нет: Здесь посуда знатная. Окладная да ладная. Она повсюду славится, Она и вам понравится! Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется И цветы удивительной красы. | Дети высказывают свои предложения, включаются в обсуждение, отвечают на вопросы воспитателя. | Проявилась активность в решении поисковых задач. |
3 | Воспитатель предлагает прочитать стихотворение про хохлому. | Выразительно читают стихотворение «Хохломская роспись» | Сформирован навык выразительного, эмоционального чтения стихотворения, |
4 | Воспитатель продолжает беседу о хохломской росписи. Задает наводящие вопросы: 1.Какой цвет использует художник в хохломской росписы? 2.Какой цвет использует мастер для фона? 3.Назовите элементы узора хохломской росписи. 4.Какие ягоды рисуют художники? | Внимательно слушают, включаются в беседу, отвечают на вопросы. Ответы детей: 1.Красный, желтый, черный, может присутствовать зелёный. 2. Красный, желтый, черный. 3.Завитки, травинки. капельки, осочки, кустики, листки. трилистники, ягодки. 4.Малину. клубнику, черную и красную смородину, крыжовник, бруснику. | Сохранены благоприятные условия для беседы взрослого и детей. Дети увлечены беседой. |
5 | Воспитатель предлагает д/и «Угадай-ка» | Берут карточки с изображение узоров и читают соответствующие к ним стихи (или наоборот). 1. Под малиновым кусточком Шелкова трава растёт. Под рябиновым кусточком Цветик аленький цветет. Под калиновым кусточком Наша катя платье шьет. 2. Ты, рябинушка. раскудрявая. Ты когда взошла. Когда выросла? 3. Я весной взошла, Летом выросла. По зорям цвела, Солнцем вызрела. 4.Зеленей, зеленей, Мой зеленый сад! Расцветайте. расцветайте, Мои алые цветочки. Поспевайте. поспевайте Спелы ягоды скорей. | Развиты ассоциативное мышление. Умеют отличать разновидность узоров. |
6 | Музыкальный руководитель предлагает завести хоровод под р.н.мелодию «Сударушка». | Заводят хоровод, выполняют виды хоровода: круговой, змейкой, улитка. Внимательно слушают ритм и темп музыки | Развита двигательная активность, самостоятельность. Умеют водить хороводы разных видов. Выполняют ритмично хороводный шаг. |
7 | Воспитатель предлагает прочесть пословицы о труде. | Читают пословицы. Дело мастера боится. Без дела жить – небо коптить. Маленькое дело лучше большого безделья. Есть терпенье – будет и уменье. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Что посеешь, то и пожнешь. | Закреплены знания пословиц о труде. Сформирован навык владения художественным словом. |
8 | Динамическая пауза. Хохлома, да хохлома (руки на поясе, через стороны опустить вниз) Наше чудо-дивное (руки поднять вверх через стороны опустить) Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой) Красоты невиданной (руки поднять вверх, через стороны опустить) Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой) Солнечною краской (руки поднять вверх. через стороны опустить) Ягоды рябины (руки перед грудью) Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить) Хохлома, да хохлома (руки на поясе, через стороны опустить вниз) Вот так чудо-дивное (руки поднять вверх через стороны опустить) | Дети проговаривают и выполняют физкультурные движения. | Проведена смена видов деятельности, с целью сохранена здоровья детей. Снимают двигательное напряжение, скованность, раскрепощаются. Развиты основные виды движений руками. |
9 | Предлагает рассмотреть предметы: хохломскую посуду, музыкальные игрушки и инструменты под хохлому, представленную на выставке и рассказать о ней. | Берут предметы, называют их и рассказывают о предназначении. | Сформированы умения детей составлять рассказы о хохломских предметах, их назначении. Развивается умение самостоятельно отвечать грамматически правильным и полным предложением на вопросы. |
10 | Беседа музыкального руководителя и детей с просмотром мультимедиа о истории р.н.музыкальных инструментов: домры, балалайки, свистульки, деревянной ложки, трущотки. | Внимательно слушают и смотрят рассказ о р.н.музыкальных инструментах. Задают вопросы по поводу музыкальных инструментов. | Развито свободное общение между детьми и взрослыми по теме. Пополнены знания о р.н.музыкальных инструментах |
11 | Предлагает поиграть на р.н. музыкальных инструментах под р.н. песню «Ой, вставала я ранешенько» | Играют, импровизируют на р.н. музыкальных инструментах под песню. | Сформировано стремление к самостоятельному игровому творчесву. |
12 | Воспитатель предлагает пальчиковую гимнастику: Вот все пальчики мои, Их как хочешь поверни. И вот этак и вот так, Не обидятся никак. Раз, два, три, четыре, пять Не сидится им опять. Постучали, повертели, Рисовать мы захотели. | Выполняют пальчиковую гимнастику. | Скоординирована речь с движениями. |
13 | Беседа воспитателя о технике хохломской расписи. Задает вопросы: С чего начнёте? Что будете рисовать после? Почему будете рисовать этот элемент? Как нужно рисовать травку, завитки, ягоды? Какие цвета будете использовать? | Вступают в беседу, отвечают на вопросы. | Поддержаны условия для общения. Пополнены и закреплены знания о хохломской росписи. |
14 | Предложить детям взять заготовки разных предметов и расписать их | Берут заготовки и расписывают элементами хохломской росписи. | Практически закреплены умения расписывать предметы под хохлому. |
15 | Музыкальный руководитель предлагает танец с хохломскими ложками «Ложкари» | Исполняют танец с деревянными ложками, используя р.н.танцевальные движения: пертопы, присядка, хороводный шаг с игрой. | Сформирован навык исполнения р.н.танцевальных движений с игрой на дуревянных ложках. |
16 | Предлагает исполнить частушки про хохлому. | Эмоционально исполняют частушки открытым народным голосом. | Развито эмоциональное исполнение частушек в стиле народного пения, побуждение к чистому интонированию мелодии. |
17 | Предлагает поиграть в р.н. игру «Гори-гори ясно» | Активно участвуют в игре, проявляют положительные эмоции | Развиты игровые качества, двигательная активность. Развиты положительные эмоции. |
18 | Воспитатель предлагает детям показать готовые изделия и прочесть стихотворение. | Выходят с готовыми изделиями, показывают их всем. Читают стихотворение Ой, Россия, ты Россия В каждом доме терема. Всей земле на удивленье Золотая хохлома. | Создан положительно эмоциональный фон образовательной деятельности. Созданы продукты художественно-эстетической деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Берегите длобрый лес - он источник всех чудес"
закрепитьзнания детей о ленсе как об экосистеме, сообществе растений и животных, енго хозяйственное назначение...
Беседа на тему «Берегите добрый лес — он источник всех чудес»
Беседа на тему «Берегите добрый лес — он источник всех чудес»...
Проект "Всех зовем на наши Святки"
В нашем МБДОУ мы отмечали Рождество и Рождественские Святки. Дети мало знают о традициях русского народа празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений. Так же как и вс...
ОО «Познавательное развитие» «Берегите добрый лес – он источник всех чудес» На тему: «Удивительное рядом»
Конспект занятия, который знакомит детей с природой и животными....
"Всех зовём на наши Святки" - народная зарисовка встречи Рождества Христова (на материале фольклора Смоленской области)
quot;Всех зовём на наши Святки" - народная зарисовка встречи Рождества Христова (на материале фольклора Смоленской области)...
"Береги и знай свой лес. Он источник всех чудес!"
Проект о деревьях, растущих на территории нашей республики, города....
Мама — нежная улыбка, Мама — солнышко с небес, Мама — светлый ангелочек, Лучшее из всех чудес. Мама — теплые ладони, Мама — глазки доброты, В этом мире всех прекрасней, Мама, всех любимей ты!
Мама — нежная улыбка,Мама — солнышко с небес,Мама — светлый ангелочек,Лучшее из всех чудес.Мама — теплые ладони,Мама — глазки доброты,В этом мире всех прекрасней,Мама, вс...