Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Харальцова Марина Анатольевна

Творческая работа по теме:" Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon творческая работа 282 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

МБДОУ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 165  

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА  

по теме: «Развитие интереса к изобразительной деятельности

у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала»

Работу выполнила:

Воспитатель

Харальцова Марина Анатольевна

г. Нижний Новгород

2009

                          Самопрезентация носителя опыта.

В МБДОУ  Д/С № 165  функционирует 11 групп. Для детей младших, средних, старших и подготовительных групп занятия по изобразительной деятельности проводятся в группе воспитателями.  В каждой группе для занятий с детьми изодеятельностью оборудована специальная зона, где установлено  специализированное оборудование для рисования. В работе с детьми используются современные материалы, которые позволяют развивать их художественно-творческие способности.

Харальцова Марина Анатольевна, работает в данном учреждении с 2004 года. Имеет среднее специальное педагогическое образование.  В 2009 году окончила Нижегородский педагогический колледж им. Д.К. Ушинского  по специальности  «педагог дошкольного образования», специализация «Руководитель изобразительной деятельности».  С 2008 года осуществляет  педагогическую деятельность  по развитию интереса к изобразительной деятельности, в том числе в 2008-2009 учебном году с детьми младшего дошкольного возраста, в 2009-2010 году – среднего дошкольного возраста, 2011 – 2014 году – старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое  и психическое развитие. Одним из аспектов развития является становление творческой личности. Очень важно сформировать у будущих граждан страны способность открывать новые истины, разбудить познавательную активность, умение самостоятельно различать и принимать решения. Поэтому детская изобразительная деятельность не только несёт в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов деятельности.

Под изобразительной деятельностью  дошкольника понимаются  художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности  правдиво и творчески отражать свои впечатления  в графической и пластической форме.

В современном обществе развитие интереса у детей к изобразительной  деятельности становится всё более актуальной проблемой  стоящей перед семьёй и образовательными учреждениями. Часто считается, что ребёнок подрастёт и сам научится проявлять интерес: рисовать, писать, воображать, мыслить и пр., взрослые бывают  разочарованы, что с возрастом детей начинают расти различные проблемы, беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности, и как следствие психологическая неготовность к обучению в школе. Как правило, это связано с тем, что у ребёнка плохо развито воображение, а без этого невозможен  никакой прогресс, не будет движения вперёд, любое обучение  связано с необходимостью что-то представить, вообразить, отреагировать, как абстрактными понятиями, так и образами. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Развивая у детей интерес к изобразительной деятельности,  мы решаем многие вопросы в воспитании и обучении детей. Изодеятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения.

Развитие интереса к  изобразительной  деятельности связано с использованием различных художественных материалов.  На практике мы часто можем наблюдать негативные моменты, большинство детей не проявляют интереса к изобразительной деятельности, так как они не умеют пользоваться  изобразительным материалом, у них не развиты технические навыки. Не сформированность этих навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие  познания  и эстетического восприятия.

Осознавая важность изобразительной деятельности в общем развитии ребенка, а также правильном обучении детей изодеятельности я осуществляю свою педагогичную деятельность, уделяя большое внимание данное теме.

Исторический контекст становления педагогического опыта.

В настоящее время, когда осуществляется реформа школы, изобразительная деятельность приобретает особое значение в воспитании дошкольников.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества  всегда была одной из актуальных и  привлекала психологов, педагогов, учёных, искусствоведов, как отечественных,  так и зарубежных стран.

Большой интерес к изучению этой проблемы проявили педагоги:                        Е.Н. Флёрина, В.С. Щербаков, Н.П. Саккулина, Г.В. Лабунская и другие, психологи: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина,         Н. Брауншвич, Коррадо Риччи, искусствоведы: Ф.И. Шмит,                                   А.Б. Бакушинский и другие.

 Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением  нового направления психологии, детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения  психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных  особенностей. За рубежом появляются труды по психологии детства, в которых большое  место отводится анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Брауншвиг,  Р. Лампрехт).

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети художники» (1887 г.) был итальянский искусствовед и психолог Коррадо Риччи. Исходя из биологического и теоретического развития, он явно переоценивал детские работы, сравнивая их с произведением искусства, но, изучив большое количество рисунков, он даёт характеристику своеобразия творчества.

Перевод этой книги совпадает  с возникновением в России особого интереса к детскому изобразительному творчеству. Это дало определенный толчок к его изучению проблемы привития детям художественного вкуса.

Одним из первых кто проявил интерес к детскому рисунку, стал                    Ф.И. Шмит. Он исследовал закономерности детского творчества, утверждая, что ребёнок воспроизводит не действительность, а образы своей фантазии.

Так же наибольшее влияние  впервые годы оказал  историк искусствовед, педагог А.В. Бакушинский. Он сравнивал  детское творчество  с «примитивным» искусством, не смотря на это, он высказывал много правильных педагогических советов, раскрыл некоторые особенности детского творчества. Труды  А.В. Бакушинского оказали большое влияние на практику художественного воспитания детей.

Известные педагоги В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский,                           Е.Н. Флёрина обращали внимание педагогов, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчёркивал, что в детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Признавая необходимость обучения, Сухомлинский призвал давать простор для детской фантазии. Неменский, говоря о творчестве,  считал, что рисование нужно, чтобы ребёнок сам по долгу смотрел и видел мир  своими глазами, а не через очки,  взятые на прокат у взрослого видения.

Педагоги - исследователи Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова,                                Н.А. Ветлугина, чтобы понять специфику творческого процесса у детей сравнивали его с творчеством взрослых.   Н.П. Саккулина писала о том, что детская изобразительная деятельность  дошкольников  при всём её своеобразии  сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

 Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Е.А. Флёрина, Р.В. Лабунская подчёркивали реалистическую основу детского творчества. Л.С. Выготский обращал внимание  на сходство любого детского творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, трансформируясь органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая её становлению.

Одной из первых определение детского творчества дала Е.А. Флёрина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное  отражение ребёнком, окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлении, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не  пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к окружающему».

Б.М.Теплов в своих работах подчеркивал, что главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность.

В своем исследовании В.Г. Злотников указывает, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства.

Наряду с многочисленными педагогическими исследованиями на современном этапе творчества проводились и психологические исследования детского творчества.

Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие - способ существования личности.

По мнению известного психолога В.В.Давыдова «…личностный уровень индивида обнаруживается, прежде всего, в творческом его отношении к различным формам общественной жизни и уже через это - в творческом созидании и самого себя»[1]. 

Известный психолог В.С.Мухина пишет: «Подлинную картину развития детского рисования можно раскрыть, лишь рассматривая его в конкретных исторических условиях жизни детей, в условиях известной системы воспитания и обучения».

В исследованиях психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтьева, А.Д.Кошелёвой, А.В.Запорожца, О.М.Дьяченко выделяют и анализируют два вида воображения – «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к 3 годам. Первый вид связан с отражением объективного мира,  как такового, а второй – с отражением собственных переживаний, своего «Я».

Взаимосвязь, взаимовлияние воображения и чувств, в творческой деятельности, отмечалась психологами: С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас. Они считают, что процесс творчества сопровождают разные по силе чувства. От эмоции лёгкого волнения до глубоких, сильных переживаний и даже аффектов. Именно в эти минуты особого накала чувств человек делает неожиданные моментальные открытия, интуитивно решает творческую задачу.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность со своим объективным возможностям носит творческий характер.        

Теоретическое обоснование педагогического опыта.

Основные понятия

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной значимостью

Интерес - эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности, характеризующееся побудительностью этой деятельности

Развитие- процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния  к новому качественному, от простого к сложному от низшего к высшему

Деятельность- процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

 Понятие о детском изобразительном творчестве

Творчество художника – это определённая деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.

Творческий процесс – это неравномерный и длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе.

Первым этапом творчества является возникновение идеи, замысла.                  В  начале  он может быть неясным неконкретным, требуется время, для того чтобы уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.

Третий этап – реализация замысла, в процессе которого  идёт дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то её нельзя назвать творчеством. Рисунки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.

Однако, по мнению многих учёных можно сказать, что детское творчество совершенно в своём роде. Ребёнок, наследует богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития: зарождается замысел, его развитие и реализации, восприятия и анализа конечного результата.

Первый этап творческого процесса – возникновение замысла, но если у художника после появления замысла обычно идёт длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребёнка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребёнок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он ещё не может предвидеть результат работы и ход его выполнения.

Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

 Таким образом, изучив творчество взрослого художника и ребёнка, мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и  в деятельности ребёнка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника.

Изобразительная деятельность появляется в раннем возрасте. Если вовремя создать условия  для её появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития ребёнка.

В детской изобразительной деятельности выделяют две основные стадии развития детского рисунка до-изобразительная и собственно изобразительная. Изучив эти стадии можно сказать, что уже к концу до-изобразительной деятельности у детей формируется  интерес к материалам и самой изобразительной деятельности.

Технология педагогического опыта

Вся художественная деятельность строится  на активном воображении творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку необычный взгляд на мир, но на практике часто можно видеть, что дети мало рисуют и рисунки их похожи друг на друга, ребёнок часто повторяет лишь то, чему их научили дома или на занятии в детском саду. Подобная продуктивная деятельность не способствует воспитанию воображения и не является высокоэффективной в психологическом развитии ребёнка.

К сожалению, эти негативные моменты мы наблюдаем в поведении наших детей в начале учебного года. Большинство детей не проявляет интереса к изобразительной деятельности, многие не умеют пользоваться изобразительными материалами, не хватает умения вглядываться в окружающий мир, предметы, видеть разнообразие форм и цвета и затем отобразить это в рисунке. Очень часто дети не начинали рисовать без нашей помощи. Движение руки были неуверенными, отрывистыми. Осознавая важность изобразительной деятельности в общем развитии ребёнка, мы решили более углублённо изучить уровень развития интереса у детей.

В связи с этим нами была поставлена следующая цель: изучение  развития интереса в изобразительной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование различных художественных материалов. Определены задачи:

  • выявить уровни развития интереса к изобразительной деятельности;
  •  разработать систему занятий по развитию интереса через использование различных  художественных материалов;
  • внедрить в практику систему занятий по развитию интереса через использование различных художественных материалов.
  • повысить педагогическую культуру родителей по развитию интереса к изобразительной деятельности.

Характеристика развития детей младшего, среднего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей четвертого - пятого года жизни. Младший, средний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. В этом возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не сформированность произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У детей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании), происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной  потребности.  Он  выражается  в направленности человека на  определенную  деятельность,  имеющую особое значение  для   личности.   Началом   формирования   интереса   является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

 Для развития ребенка  очень  важно  формирование  многих  интересов. Следует отметить, что для  дошкольника  характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно  все».  Такая  любопытствующая  направленность  имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный  опыт ребенка,  знакомит  его  с  разными  деятельностями,  активизирует   его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в  воображаемой  форме  в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует  у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это  дает  ему  дополнительный  опыт  и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной  и  нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В  конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В  наиболее  яркой  форме фантазия сливается с интересом в игре.

Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта

 Описание содержания образования

Задачи предметного рисования:

  • Учить передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа.
  • Учить находить относительное сходство по форме, цвету, величине, фактуре поверхности.

Задачи сюжетного рисования:

  • Учить выделять главное построенным на всём листе бумаге или полосе, изображающей землю.
  • Осваивать умение изображать обобщённый образ предметов (ствол, ветки и др.)
  • Учить изображать живые объекты (мышку, зайчика и др.), игрушки (снеговики, неваляшки), используя изображение из пятен обобщённых округлых форм.
  • Осваивать умение передачи пропорций, отдельных характерных деталей.

Технические задачи:

  • Учиться правильно, держать инструменты, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операции.

Цветовведение:

  • Учить использовать цвет как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения.
  • Учить выделять главное пространственным построением, цветом.

Задачи декоративного рисования:

  • Осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор, при помощи ритма, чередования форм, цветовых пятен на плоскости.
  • Учить передавать элементами декоративного узора, прямые пересекающиеся линии, точки, круги, мазки, ритм и чередование элементов цветовых пятен.

Технические задачи:

  • Учиться правильно, держать инструменты, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операции.

Цветовведение:

  • Учить передавать элементами декоративного рисования ритм и чередование элементов, цветовых пятен.

Таким образом, изучив  данные программы, мы видим, что задаче развития интереса в изодеятельности уделяется много внимания.                             В программе решаются задачи направленные на побуждение у детей эмоциональной отзывчивости к родной природе, игрушкам, картинам, иллюстрациям и художественному материалу. Решаются задачи направленные на формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, которые играют немаловажную роль в развитии интереса к изо-деятельности, так как не сформированность этих навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие  познания  и эстетического восприятия.

Предлагается различное использование художественного материала: (гуашь, карандаши, мелки). Рассматриваются различные способы создания образов, объектов, которые вызывали бы интерес, радость, удивление.

Таким образом: учитывая актуальность данной проблемы, мы решили углубить разработку этой темы, апробировать использование более широкого спектра художественного материала с младшими, средними дошкольниками.

Описание форм, методов и средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленными целями и задачами

Успех в развитии интереса  в обучении изодеятельности во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить интерес к изобразительному искусству.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (рисование и т.п.), то выделяют методы:

  • наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий  (предметы, картины, диафильмы, видеозаписи);
  • словесные (объяснения, беседа, анализ, вопросы к  детям, напоминания,  указания,  поощрение, художественное слово);
  • практические  (упражнения, экспериментирование, моделирование, обследование, в младшем возрасте игровые – воссоздание, преобразование);
  • игровые (вызывают у детей интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью).

Все методы, и приёмы обучения изобразительной деятельности в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развития интереса детей к изобразительному творчеству. В одном занятии могут применяться самые разные методы и приёмы. Выбор их зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных способностей.

Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта

В настоящее время нет общепринятых, стандартизированных методик для изучения развития интереса к иоздеятельности у дошкольников. Для оценки уровня развития интереса у дошкольников мною было проведено:

1.  Анкетирование родителей по следующим вопросам:            

 

- Есть ли дома уголок для занятий изодеятельностью?

- Какие художественные материалы есть у Вас дома?

- Наблюдаете ли Вы вместе с ребёнком за красотой окружающего мира?

- Рассматриваете ли Вы вместе  с ребёнком иллюстрации картинки?

- Имеет ли дома место «сотворчества» или ребёнок рисует самостоятельно?

- Есть ли у Вас дома увлекательный материал для раскрашивания?

(раскраски, трафареты и прочие).

Анализ анкетирования родителей

(до начала деятельности по развитию интереса к изодеятельности (%)

В анкетировании приняло участие 20 родителей, по результатам которых установлено,  что 48 % мам и пап не уделяют достаточного внимания развитию интереса к изобразительной деятельности, не осознают значения художественно-творческого развития в общем становлении личности.

          2.     Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ продуктов самостоятельной деятельности детей, продуктов детской деятельности на занятии.

В качестве критериев оценки развития интереса были выделены следующие показатели:

1. Наличие знаний о художественных изобразительных материалах (назначение, способы рисования, владение выразительными средствами, данными материалами).

2. Эмоциональный отклик (положительное эмоциональное отношение, умение сопереживать, проявление эмоций в мимике и жестов).

3. Увлечённость (погруженность в процесс рисования, желание повторять в самостоятельно-художественной деятельности)

4. Владение техническими навыками и умениями (правильный захват, контроль рука-глаз, свобода, раскованность движений, регуляция силы нажима).

        Критерии оценки: 0 баллов - отсутствие представленности показателя, 1 балл – минимальная представленность показателя, 2 балла – показатель в основном представлен, 3 балла – максимальная представленность показателя.

Максимальное количество баллов – 50 баллов (100%) -  высокий уровень, 30 баллов (50%) – средний уровень, 10 баллов (25%) – низкий уровень.  

Первичная  диагностика целевой группы (%)

В результате проведения первичной диагностики было выявлено, что высокий уровень  развития интереса к изодеятельности имеют 12,5% детей, средний 46,1%, низкий 41,4% дошкольников.

То есть, для 12,5%  детей характерна наблюдательность, увлечённость, положительное эмоциональное отношение к рисованию, уверенность  в работе с художественным материалом.

46,1% дошкольников имеют определенные знания о назначении художественных изобразительных материалов, но применяемые способы рисования и владения выразительными средствами достаточно ограничены,  в целом отмечается положительное эмоциональное отношение к изодеятельности,  умение сопереживания наблюдается не у всех детей, также слабо проявляются эмоции в мимике и жестах, при обыгрывании рисунка эмоциональный отклик нуждается в поддержке взрослого, недостаточная, увлеченность деятельностью,  дети легко отвлекаются от занятия, не возникает желание повторить изученный материал, затрудняются при выполнении узоров использовать элементы различных форм и цветов,  технические навыки работы с художественным материалом в норме, некоторые дети нуждаются в напоминании, показе,  дети могут наносить простые линии, но сила нажима карандаша не отработана.

41,4 - дошкольников имеют не имеют достаточных знаний о назначении художественных изобразительных материалов, применяемые ими способы рисования и владения выразительными средствами ограничены,  отмечается отсутствие положительного эмоционального отношения к изодеятельности,  отсутствие  сопереживания другим детям, слабо проявляются эмоции в мимике и жестах, при обыгрывании рисунка эмоциональный отклик нуждается в поддержке взрослого, недостаточная, увлеченность деятельностью,  технические навыки работы с художественным материалом ниже  нормы, дети нуждаются в дополнительном напоминании и показе, могут наносить только простые линии, сила нажима карандаша не отработана.

Проведя диагностику группы, я увидела потребность в  организации своей работы с детьми по  изобразительной деятельности таким образом,  чтобы она стала основной для развития их индивидуальности, средством развития воображения, интереса к изобразительной деятельности.  Чтобы достичь улучшения результата, полученного в ходе диагностики, важно организовать работу не только  с детьми в условиях работы в группе в детском саду, но и с их родителями  в домашних условиях. Мною была разработана система занятий по данному направлению (приложение). Данной системой предусмотрены занятия с детьми 2 раза в месяц. Через них дети развивают интерес к изобразительной деятельности, получают навыки графической деятельности,  совершенствуют технические навыки, развивают творческие способности, учатся сочетать художественные материалы и  инструменты. Занятия построены по принципу от простого к сложному,  закрепляя предыдущий материал перед введением нового. Тематика занятий связана с временами года и народными праздниками.         В своей работе я придерживалась следующих правил:

  1.  Развивать в каждом ребёнке чувство уверенности  в себе и творческое начало.
  2.  Корректно делать замечания в адрес ребенка, уважая его как личность.
  3.  Поощрять творческие идеи  ребёнка.

        Для успешной реализации данного направления работы по развитию изобразительной деятельности я создала в группе непринуждённую, доброжелательную обстановку, приближенную к домашней, раскрепощающую ребёнка.

В  предметно - развивающей среде группы для занятий изодеятельностью выделена зона, которая оборудована мольбертами,  магнитной доской, плакатами  по ознакомлению с цветовой гаммой  с техникой  получения оттенков, развивающими  играми и пособиями  для организации занятий по рисованию.  Также имеется разнообразный  художественный   материал для самостоятельной деятельности детей: краски, карандаши, маркеры, фломастеры, гелиевые ручки, восковые мелки, кисти, материалы для  нетрадиционной техники - ватные палочки, штампы, губки, бумага  разной фактуры, и формы.  Для закрепления пройденного материала используется ватманы, на которых дети любят изображать идеи, замыслы, рисунки. В работе с детьми используется также  тонированная бумага,  трафареты  с силуэтами разных предметов, игрушек, животных, с помощью которых  дети учатся  составлять композиции и вставлять в сюжет образы, которые не умеют изображать.

На занятиях рисования  осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку с  учётом  возрастных и индивидуальных особенностей. Перед каждым занятием проводится предварительная работа: вместе с детьми рассматриваются  тематические иллюстрации, прочтение соответствующей   художественной литературы, проводятся подвижные игры.

 С детьми проводятся коллективные занятия и занятия с использованием различного сочетания художественных материалов  и техники изображения, так же осуществляется комплексное  и системное использование методов и приёмов.

Все методы, и приёмы обучения изобразительной деятельности в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развития интереса детей к изобразительному творчеству.

В одном занятии могут применяться самые разные методы и приёмы. Выбор их зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных способностей.

В своей работе с детьми я придерживаюсь следующего принципа, что   принуждение - враг творчества. Я уверенна, что творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Психологи утверждают, что у ребёнка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольников действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Именно поэтому,  при планировании занятий по рисованию, я постоянно  использую  игровую задачу, где дети выступают в роли помощников, защитников, иногда превращаются в волшебников, чувствуя себя сообразительными, умными, например: «Помочь зайке построить забор возле дома чтоб, не пробралась хитрая лиса». Дети, обеспокоенные, что лиса выгонит зайчика из дома, рисовали высокий забор, чтобы она  не пролезла сквозь щелки в заборе, брёвна рисовали как можно ближе).   Задачу, где дети самостоятельно учатся самостоятельной постановке задач, например «Как помочь петушку нарисовать картину?». Дети рисовали зернышки, червячков, травку, солнышко.

Также занятия с детьми проводятся  по подгруппам, где детей делятся по разному принципу:   по уровню развития изобразительной деятельности,  по гендерному признаку. Каждой группе предлагаются выполнить   разные  игровые  задачи, например: мальчики помогают папе нарисовать недостающие колёса для машины, а девочки  украшают полотенца для мам.

При ознакомлении детей с новым материалом, я  ввожу игровой персонаж, который способствует формированию познавательного интереса к новой теме занятий. Например, в занятиях я использовала персонаж  Бабушки-Загадушки, в волшебной коробке которой находился новый художественный  материал. Постоянство прихода данного персонажа с новых художественным материалом способствовало формированию интереса, умению ставить цель занятия самостоятельно.

Большое влияние на ребенка оказывает семья. Полноценное развитие дошкольника без семьи представить себе невозможно. Поэтому параллельно с работой, проводимой с детьми, велась работа  с родителями по вопросам развития интереса к изодеятельности  дошкольников. Работы с родителями реализовывался через различные формы взаимодействия:

- Проведение консультаций для родителей по развитию интереса к изобразительной деятельности: «Как рассматривать с детьми  иллюстрации», «Как создать дома условия для развития интереса к изодеятельности у  детей», «Какой художественный материал нужно иметь дома»;

- Проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта по развитию интереса к изодеятельности в воспитании ребенка;

- Организация встреч «В гостях у художника» - знакомство родителей с  различными игровыми приёмами  по обучению детей рисованию;

- Совместное участие родителей и детей на занятиях по рисованию, организация выставок совместных работ в  группе;

- Проведение практикумов для родителей – знакомство с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;

- Организация совместных тематических выставок детей и родителей;

- проведение анкетирования родителей.

Таким образом,  в ходе работы наблюдалась положительная динамика развития интереса дошкольников. Для подтверждения сделанных выводов, нами была проведена контрольная диагностика.

Результативность опыта и достигнутые эффекты

С целью выявления  результативности  проведенной  нами   работы по   развитию интереса к изобразительной деятельности дошкольников, были  повторно  проведены  диагностики,  направленные  на  выявление интереса у детей группы.

Повторная диагностика целевой группы (%)

В результате проведения повторной диагностики было выявлено, что показатель высокого  уровня  развития интереса к изодеятельности увеличился на 6,5% и составил 19%, показатель среднего уровня – увеличился на 2,3%, а показатель низкого уровня уменьшился на 8,8%. Таким образом, показатели свидетельствуют о получении выраженных результатов работы по развитию интереса к изобразительной деятельности.

 Прогнозируемая диагностика целевой группы (%)

        Я могу предположить, что показатели высокого  уровня  развития интереса к изодеятельности  достигнут 27,2 %, показатель среднего уровня – 51%, а показатель низкого уровня -  21,8%. Таким образом, продолжение деятельности по данному направлению позволят нам достигнуть положительных  результатов работы по развитию интереса к изобразительной деятельности

        Вместе с тем, была проведена диагностика уровня развития интереса детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности  по годам (данные по 2010-2011 году представлены в прогнозе).

Сравнительная диагностика уровня развития интереса (по годам %)

Год

Уровень, %

высокий

средний

низкий

2008 – 2009

12,5

46,1

41,4

2009 – 2010

19

48,4

32,6

2010-2011 (прогноз)

27,2

51

21,8

Таким образом, результаты развития интереса к изобразительной деятельности выражаются в следующем: количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 7,8%; со средним – на 12,4%; число детей с низким уровнем снизилось на 20,2%.

Данные изменения в уровне развития интереса к изодеятельности доказывают положительную динамику развития интереса дошкольников и эффективность нашей работы.

Повторное анкетирование родителей свидетельствует об результативности и эффективности проводимой работы.   90,5% родителей стали отмечать не только интерес и желание детей заниматься изодеятельностью дома, но и признали, что  сами стали больше уделять внимания своему  развитию и развитию ребенка. 73%  опрошенных в своих ответах указали на то, что стали интересоваться специальной литературой по вопросам  развития интереса у детей.

Таким образом, на основании проведенной работы можно сделать вывод, что только целенаправленная, систематическая работа как с детьми, так и с их родителями способствует повышению  уровня  развития  интереса к изобразительной деятельности.

Приложение

к  творческой работе

Харальцовой Марины Анатольевны,

Воспитателя  МбДОУ № 165  

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВЫАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Занятие № 1

Тема занятия: «Разноцветные палочки».

Цель: вызвать интерес, желание рисовать карандашами через  обучение  правильно держать карандаш.

Материалы: цветные карандаши, ватман.

Активизировать слова: красивая, красочная, грифель.

Предварительная работа: рассматривание  иллюстрации с домами, заборчиками.

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

1.Игровой приём: приходит Бабушка-Загадушка, загадывает загадку.

2. Обследование: раздача детям карандаша; определение: величины, формы, цвета, материала, строения карандаша, способы действия.

3. Вопросы к детям:

- что им можно делать?

- какой частью можно рисовать?

- как нужно держать карандаш?

2 часть. Практическая деятельность

  1. Игровая задача: нарисовать картину для Петушка.

2. Беседа с детьми о расположении на листе бумаги: что можно нарисовать?

Где нарисуем: солнышко, травку, зёрнышки и т.д.

3.Совместное рисование взрослого и ребёнка.

3 часть. Обыгрывание готового изображения со стороны игрового персонажа. Подвижная игра  «Курица и цыплята».        

Работа после занятия: предложить в самостоятельной деятельности, нарисовать картину для мамы.

Занятие № 2

Тема занятия: «Грибочки в траве».

Цель: Вызвать интерес к рисованию травы карандашом и чувство сопереживания к игровому персонажу, положительный эмоциональный отклик, используя технику рисования  вертикальных прямых линий (травку).

Материалы: Цветные карандаши, бумага А-4 с изображением грибов.

Предвари тельная работа: 

1. Рассматривание иллюстраций с грибами.

2. Подвижная игра «Мы в лесок пойдём мы грибок найдём».

3. Рассматривание на прогулке травы и  определения ее на ощупь.

4.Обследование.

5. Беседа.

Ход занятия: 

1.Организационный момент: появление игрового персонажа – гриб, предлагает отправиться в лес на полянку.

2.Игра « Грибочки».

3.Игровая задача: предложить спрятать в травку грибы братики.

3.Практическая часть:

-рассматривание материала;  

-напоминание способа действия;

-показ по ходу работы с комментарием игрового персонажа.

4.Анализ работ от лица персонажа.

Работа после занятия: Предложить для самостоятельной деятельности раскрасить грибы (используя прямые линии).

Занятие № 3

Тема занятия: «Накормить петушка вкусным горошком».

Цель: Вызвать интерес к теме изображения горошка через  ознакомление с нетрадиционной техникой рисования и получение удовлетворения от творческой деятельности

Материалы: Ватные палочки, блюдечки жёлтая краска, баночка с водой, салфетки.

Предвари тельная работа: Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова. «Петушок». Чтение потешек «Петушок». Дидактическая игра «Кто в домике живёт». Покормить на прогулке птиц.

Ход занятия: 

1. Организационный момент: появление игрового персонажа.

2.Игровая задача:  накормить петушка.

3.Практическая деятельность:- знакомство с тычком, показ способа по ходу работы.

4. Анализ работ от лица персонажа.

5.Оформление работ.

Работа после занятия: Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». Предложить нарисовать витамины для заболевшего зайчика.

Занятие № 4

Тема занятия: «Листопад».

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркие цвета красок через ознакомление с новым способом рисования примакивание

Материалы: Ватман с нарисованными деревьями, краска жёлтая, зелёная, красная, баночки, салфетки, кисточки.

Предвари тельная работа: Наблюдение за сезонными явлениями в природе.

Любование листопадом. Составление букетов из листьев. Дидактическая игра «Найди такой же».

Ход занятия: 

1.Организационный момент: появление игрового персонажа - лиса. Подвижная игра «Прятки».

2. Игровая задача: помочь лисе вернуться домой в осенний лес (нарисовать на деревьях осенний лес).

3.Практическая часть: показ способа примакивания; напоминание способа действия с материалом; самостоятельно-художественная деятельность.

4.Анализ работ от лица игрового персонажа.

5.Оформление работ.

Работа после занятия: Дидактические игры с осенними листьями на развитие восприятия цвета. Чтение отрывка из стихотворения А.К.Толстого «Осень». Предложить нарисовать осенний ковёр.

Занятие № 5

Тема занятия: «Разноцветные ленты для кукол».

Цель: Вызвать у детей удовольствие от работы различными цветами красок в процессе обучения рисования прямых и горизонтальных линий.

Материалы: Бумага А-4, кисточки, баночки с водой, салфетки гуашевая краска красная, жёлтая.

Предвари тельная работа: Пение песенки. Движение с лентами. Рассматривание лент разного цвета.

Ход занятия: 

1.Организационный момент:

-появление игрового персонажа.

2. Игровая задача:

-помочь куклам нарисовать;    

разноцветные ленты.

3.Практическая деятельность:

-показ рисования по ходу работы;

-напоминание как промывать кисть;

-СХД.

4.Анализ работ от лица игрового персонажа.

5.Оформление работ.

Работа после занятия: Игры с лентами, рисование палочкой на земле.

Занятие № 6

Тема занятия: «Виноград на блюдце».

Цель: Развивать интерес работы с краской – гуашь через обучение  использования  нетрадиционной техники рисования пальчиком.

Материалы: Гуашь зелёная, тарелочки, баночка с водой, салфетки, бумага с изображением блюда.

Предвари тельная работа: Рассматривание картинок с разными ягодами.

Чтение басни Крылова «Лиса и виноград».

Ход занятия: 

1.Организационный момент:

-появление игрового персонажа – ворона.

2.Дидактическая игра «Найди ягоду».

3.Игровая задача: накормить ворону.

4.Практическая часть:

-показ рисования пальчиком;

-самостоятельная художественная деятельность;

 –напоминание по ходу работы, способа действия пальчиком от лица игрового персонажа.

5. Анализ работ от лица игрового персо-нажа.

6.Оформление работ.

Работа после занятия: В процессе самостоятельной художественной деятельности предложить дорисовать картину «Цветы», «Ягоды» (рисование пальчиком).

Занятие № 7

Тема занятия: «Заборчик с домиком».

Цель: Вызвать у детей интерес желание рисования карандашами посредством обучения действия с карандашами, проводить прямые и горизонтальные линии, способ закрашивания.

Материалы: Цветные карандаши, бумага с изображением домика.

Предвари тельная работа: Рассматривание иллюстрации Ю.А.Васнецова к потешке «Как заяц от охотников спрятался».Чтение стихов о трусливом зайчике. Рассматривание картинок в книжках. Прогуливаясь рассмотреть заборчик. Поговорить для чего нужны заборы.

Ход занятия: 

1.Организационный момент: появление игрового персонажа – зайчика.

2.Игровая задача: нарисовать заборчик для зайчика.

3.Практическая часть:

- напоминание способа действия с карандашом;

-по ходу работы показ рисования прямых вертикальных линий, закрашивания;

- самостоятельная художественная деятельность с комментариями игрового персонажа.

4.Анализ работ от лица игрового персонажа.

Работа после занятия: .Предложить для самостоятельной художественной деятельности цветные карандаши, раскраски с изображением сказочных домиков.

Занятие № 8

Тема занятия: «Шары на ёлку»

Цель: Обучение  детей рисовать предметы круглой формы красками,   получения чувство радости от своих рисунков и удовольствия от выполненных работ.

Материалы: Краски: синие, красные, жёлтые, лист А-4 с нарисованной  веточкой.

Предвари тельная работа: Рассматривание  ёлочных украшений, праздничного зала. Украшение ёлки. Чтение стихов, песен про новогоднюю ёлку.

Ход занятия: 

1.Организационный момент: появление игрового персонажа.

2. Игровая задача:предлагает помочь лесным жителям нарядить ёлку ёлочными шарами.

3.Игра «Найди кругленькое».

4.Практическая часть: по ходу работы показ приёма рисования на листе бумаги.

3.Анализ работ от лица персонажа.

4.Оформление детских рисунков.

Работа после занятия: Предложить нарисовать мяч для котят. Игра «Найдём на ёлке шарики знакомых цветов.

Занятие № 9

Тема занятия: «Цветные клубочки».

Цель:  Вызвать интерес к рисованию гелиевыми ручкам посредством обучения  детей рисованию слитными линиями круговыми движениями не отрывая ручку от бумаги, используя разные цвета

Материалы: Цветные гелиевые ручки, 1\2 А-4, клубочки для игры.

Предвари тельная работа: Рассмотреть клубочки разного цвета.  Предложить поиграть клубочками, дать размотать и смотать.

Ход занятия: 

1.Организационный момент:появление игрового персонажа;

2. Игровая задача: нарисовать клубочки для бабушки.

3.Игра «Найди начало».

4.Практическая часть: показ способа держания ручки; по ходу работы показ рисования слитной линии круговыми движениями.

5. Анализ детских работ от лица игрового персонажа.

Работа после занятия: Рисование по желанию с использованием рисунков- плакатов.

Занятие № 10

Тема занятия: «Баранки».

Цель: Развивать интерес к рисованию разными цветами красок.

Материалы: Гуашь, кисти, баночки, салфетки, лист А-4.

Предвари тельная работа: Рассматривание альбома «Как хлеб на стол пришёл», иллюстрации о хлебе. Чтение стихов о хлебе. Игра хоровод «Праздник урожая», «Каравай».

Ход занятия: 

1. Организационный момент: появление игрового персонажа, -предлагает посмотреть, что продаётся в кукольной булочной.

2.Игровая задача:  превратится в пекарей, нарисовать Баранки. По ходу работы показ приёма рисования на листе бумаги.

3.Анализ работ от лица персонажа.

4.Оформление детских рисунков

Работа после занятия: Предложить для самостоятельной художественной  деятельности  дорисовать колёса для машины, игры с колечками.

Занятие № 11

Сроки проведения занятия: Февраль

Тема занятия: «Море волнуется»

Цель: Вызвать интерес к рисованию красками синего цвета посредством обучения рисования волнистых линий

Материалы: Гуашевые краски  синего цвета, кисти, баночки с водой, лист А-4.

Предвари тельная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением моря.Чтение стихов, рассказов о море.

Ход занятия: 

1. Организационный момент: появление игрового персонажа; предлагает отправится в путешествие по морю.

2. Игровая задача: нарисовать море для лодки.

3.Игра «Море волнуется».

4.Практическая часть: показ способа держания кисти; по ходу работы показ рисования слитной волнообразной линии.

5. Анализ детских работ от лица игрового.

6.Оформление работ.

Работа после занятия: Игра «Море волнуется», дать материал для самостоятельного рисования.

Занятие № 12

Тема занятия: «Два весёлых гуся».

Цель: Продолжение знакомства с нетрадиционной техникой рисования (ладошкой), закрепление  умения рисовать волнистые линии.

Материалы: Гуашь, баночки, салфетки, лист А-4.

Предвари тельная работа: Рассматривание рисунков из старшей группы выполненных нетрадиционной техникой рисования. Игра с пальчиками «Угадай на что похоже».

Ход занятия: 

1.Организационный момент: чтение стихотворения «Жили у бабуси два весёлых гуся»; появление игрового персонажа-бабуси.

2. Игровая задача: помочь найти гусей; знакомство со способом рисования:

показ и напоминание по ходу работы.

4.Анализ детских работ от лица игрового персонажа

Работа после занятия: В процессе СХД предложить нарисовать ладошкой птичек, инсцинирование игровой ситуации с опорой на детские рисунки.

Занятие № 13

Тема занятия: «Веселые матрешки».

Цель: Воспитывать интерес к народной культуре через ознакомление с матрешкой и ее рисованием посредством использования одновременно цветных карандашей и гуашевых красок.

Материалы: Карандаши цветные, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, лист А-4, две матрешки.

Предвари тельная работа: Знакомство с прикладным народным творчеством, составление коллекции матрешки, Рассматривание обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с 5-7 местными матрешками.

Ход занятия: 

1.Организационный момент:  появление игрового персонажа-матрешки, исполнение русских народных частушек и потешек про матрешек.

2. Игровая задача: воображение детей в роли народного мастера-игрушечника.

4.Анализ детских работ от лица игрового персонажа

Работа после занятия: оформление выставки и коллективного альбома «Веселый хоровод» из веселых матрешек.

Занятие № 14

Тема занятия: «Яблоко спелое, красное, сладкое».

Цель: Развитие интереса к изобразительной деятельности через использование гуашевых красок, цветных карандашей и фломастеров. 

Материалы: Гуашевые краски, кисти, палитра, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, яблоко, нож, белая салфетка,  тарелка – для рисования половинки яблока с натуры, лист А-4.

Предвари тельная работа: Рассматривание плакатов фрукты, деревни, цвет, радуга. Дидактические игры «Фрукты-овощи», «Угадай на вкус». Обследование и описание разных фруктов.

Ход занятия: 

1.Организационный момент: загадка, рассказ сказки «Молодильное яблоко», беседа.

2. Игровая задача: помочь Серому Волку найти яблоко молодильное яблоко и спасти принцессу.

3.Анализ детских работ.

4. Оформление выставки детских рисунков.

Работа после занятия: проведение дидактических игр разной формы.

Занятие № 15

Тема занятия: «Кто в рукавичке живет».

Цель: Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок, познакомить с приемами передачи сюжета. 

Материалы: Гуашевые краски, кисти, палитра, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, рукавички для рассматривания узоров, заготовки руковичек.

Предвари тельная работа: Рассматривание книг, иллюстрированных И.Я. Билибиным, Ю.А. Васнецовым, А.М. Елисеевым. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»

Ход занятия: 

1.Организационный момент: загадка, появление игрового персонажа Дедушки.

2. Игровая задача: помочь Дедушке  сделать своими руками новую рукавичку, которую он потерял.

3.Анализ детских работ от лица игрового персонажа.

4. Оформление выставки детских рисунков.

Работа после занятия: для самостоятельной деятельности предложить нарисовать и раскрасить перчатки с использование своей ладони.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через опытно- экспериментальную деятельность и игры.

(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способ...

Формирование и развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Статья содержит материал об особенностях развития интереса к изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста....

Опыт работе по теме «Развитие изобразительных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Одна из важных задач в области образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка....