Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_tsvetnye_ladoshki.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные ладошки" И.А. Лыковой
•
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории № 65 «Буратино» |
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБОДУ – детского сада № 65 «Буратино» _________ И.А.Помазан
|
Дополнительная общеобразовательная программа
художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки»
И.А. Лыковой
нормативный срок освоения – 5 лет
Составитель:
Воспитатель 1-й младшей группы «Сказка»
О.Г. Грушецкая
Пояснительная записка
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными.
В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка:
естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя;
способом развития мышления, восприятия, моторики;
а кроме того, такая деятельность развивает ребенка эмоционально и творчески.
Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности.
Программа "Цветные ладошки" содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп дошкольного учреждения (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.
Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Программа рассчитана на работу с детьми от 2-х до 7-ми лет.
К программе разработан учебный комплект, включающий учебный план, перспективное планирование работы.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю по рисованию во всех возрастных группах; одного занятия в неделю по лепке в группе раннего возраста и два занятия в месяц чередуя с аппликацией во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах в первую половину дня. Продолжительность занятия: 10-15 минут во второй младшей группе, 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, 25 – 30 в подготовительной группе. Общее количество учебных занятий в год в первой младшей – 32, во второй младшей – подготовительной - 32 занятия.
Педагогический анализ ЗУН (мониторинг) проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце учебного года (май)
Учебный план
по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой
1 младшая группа
Месяц | Кол-во занятий в месяц | ||
Рисование | Лепка | ||
Октябрь | 4 | 4 | |
Ноябрь | 4 | 4 | |
Декабрь | 3 | 3 | |
Январь | 3 | 3 | |
Февраль | 4 | 4 | |
Март | 4 | 4 | |
Апрель | 4 | 4 | |
Май | 4 | 4 | |
Всего занятий в год |
30 |
30 | |
Содержание программы
Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет
месяц | неделя | Вид деятельности | Тема | Задачи |
ОКТЯБРЬ | 1 | Знакомство с книжной графикой | Веселые картинки | Рассматривание картинок в детских книжках. Знакомство с иллюстрациями Ю. Васнецова (Сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» или «Ладушки».) Вызывание интереса к книжной графике.
|
Лепка | Тили-тили, тесто... (знакомство с пластическими материалами) | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. | ||
2 | Знакомство с книжной графикой | Веселые игрушки | Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю.Васнецова. Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках.
| |
Лепка | Тяп-ляп - и готово... (знакомство с пластическими материалами) | Ознакомление с глиной как с художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как свойства разных материалов (глины и теста).
| ||
3 | Рисование предметное на песке | Картинки на песке | Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке. Сравнение свойств сухого и влажного песка.
| |
Лепка и рисование на тесте |
|
Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком.
| ||
4 | Рисование | Красивые листочки. | Освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья и создание изображений – отпечатков.
| |
Лепка | Вкусное печенье | Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.
| ||
НОЯБРЬ | 5 | Рисование пальчиками (коллективная композиция) | «Падают, падают листья» | Создание коллективной композиции «листопад» (в сотворчестве с педагогом). Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи: обмакивание кончиков пальцев в краску и нанесение отпечатков на бумагу.
|
Лепка | Лепим из пластилина | Знакомство с материалом для лепки – пластилином. Отличие от других материалов для лепки – разноцветный.
| ||
6 | Рисование | Листочки танцуют | Освоение техники рисования кисто чкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев - отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма. | |
Лепка рельефная из пластилина | «Падают, падают листья» | Создание рельефных картин: отрывание (ощипывание) кусочков пластилина (жёлтого, красного цвета) и примазывание к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики. | ||
7 | Рисование красками | «Ветерок, подуй слегка!» | Создание образа осеннего ветра. Дальнейшее знакомство с кисточкой. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги. | |
Лепка модульная | Пушистые тучки | Создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание или отщипывание кусочков пластилина разного размера и прикрепление к фону. | ||
8 | Рисование пальчиками или ватными палочками | Дождик, чаще, кап-кап-кап! | Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма. | |
Лепка (коллективная композиция) | Вот какие ножки у сороконожки! | Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем. | ||
ДЕКАБРЬ | 9 | Рисование цветными карандашами или фломастерами | Вот ёжик - ни головы, ни ножек | Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию. |
Лепка-экспериментирование | «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» | Моделирование образа ежика: дополнение «туловища» - формы, вылепленной воспитателем, иголками – спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики. | ||
10 | Рисование | «Украсим шарики для елки» | Вызвать у детей интерес к предстоящему празднику Нового года. Закрепить прием: ударом тампона оставить на круглой форме цветное пятно, поупражнять в двигательном и цветовом ритме.
| |
Моделирование | Вот, какая елочка! | Создание образа елочки из брусков пластилина (выкладывание на столе в сотворчестве с педагогом). Продолжать знакомство с пластилином как с особым художественным материалом. Освоение его свойств, сравнение с глиной и тестом. | ||
11 | Рисование красками
| Снежок порхает, кружится | Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета. Закрепление приёма примакивания ворса кисти. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма. | |
Лепка (рельефная) из пластилина или окрашенного теста | Вот какая ёлочка! | Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зелёного цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина. | ||
12 | Рисование пальчиками или ватными палочками | Снежок порхает, кружится | Создание образа снегопада. Закрепление приёма рисования пальчиками или ватными палочками. Выбор цвета и формата фона по своему желанию. Развитие чувства цвета и ритма. | |
Лепка рельефная
| Праздничная ёлочка | Украшение праздничной ёлочки: ощипывание комочков пластилина разного цвета и прикрепление к веточкам. Освоение нового приёма - раскатывание комочков пластилина круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. | ||
ЯНВАРЬ | 13 | Рисование (коллективное) | Праздничная елочка. | Рисование праздничной елочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола» |
Лепка из пластилина, солёного теста или снега | Снеговики играют в снежки | Раскатывание комочков пластилина (солёного теста) круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной (рельефной) композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие чувства формы, мелкой моторики. | ||
14 | Рисование (раскрашивание в книжках- раскрасках) | Вкусные картинки | Ознакомление с новым видом рисования - раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия. | |
Лепка с элементами рисования
| Колобок катится по дорожке и поёт песенку | Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара. рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности. | ||
ФЕВРАЛЬ | 15 | Рисование в книжках-раскрасках | Угощайся, зайка! | Дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка - изображение угощения для персонажа (зёрнышки и червячки для птички, морковка для зайчика).
|
Лепка из соленого или сдобного теста | Угощайся, мишка! | Лепка угощений для игрушек: раскатывание шара и легкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
| ||
16 | Рисование | Бублики-баранки | Освоение техники рисования округлых замкнутых форм. Закрепление навыка рисования кистью и красками (правильно держать в руке, вести по ворсу, промывать, набирать краску).
| |
Лепка | Бублики-баранки | Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Обыгрывание лепных изделий -«нанизывание» бубликов-баранок на связку-веревочку.
| ||
17 | Рисование красками | Лоскутное одеяло | Создание образа нарядного лоскутного одеяла с помощью красок и кисточки в сотворчестве с воспитателем. Освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства.
| |
| Лепка из солёного или сдобного теста | Вкусное угощение | Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы, мелкой моторики.
| |
18 | Рисование | Постираем полотенца | Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий. Развитие чувства цвета и ритма. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке).
| |
Лепка | «Заячья семейка у елочки» | Вызвать у детей интерес к теме изображения, обучать скатывать округлые формы разного размера и соединению их. Ушки выполняются способом раскатывания колбаски, деления ее пополам и присоединения к голове.
| ||
МАРТ | 19 | Рисование | Цветок для мамочки | Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания образа двумя цветами (на выбор), выделение серединки и лепестков. |
Лепка | Вот какие у нас сосульки! | Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, лёгкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины. | ||
20 | Рисование красками | Вот какие у нас сосульки! | Рисование сосулек красками. Освоение способа рисования вертикальных линий разной длины кисточкой. Развитие чувства формы, цвета, ритма. | |
Лепка. | Слепим чашечки с блюдцами для гостей куклы Маши. | Вызвать интерес к теме, закрепить способы скатывания, раскатывания, соединения частей. Показать новые способы: вдавливание в центр шарика пальцем (чашка), сплющивание шарика ладонями (блюдце). | ||
21 | Рисование красками | Неваляшка танцует | Создание образов знакомых игрушек. Рисование и/или раскрашивание предметов, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и цвета. | |
Лепка предметная | Вот какая у нас неваляшка! | лепка фигурок, состоящих их двух частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на неравные части. | ||
22 | Рисование | Солнышко - колоколнышко | Создание образа солнца из большого круга и нескольких лучей – прямых линий, отходящих от круга радиально. Развитие мышления, восприятия. | |
Лепка рельефная | Солнышко- колоколнышко | Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия. | ||
АПРЕЛЬ | 23 | Рисование (коллективная композиция) | Ручейки бегут, журчат | Рисование ручейка в сотворчестве с воспитателем. Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Развитие чувства формы и композиции.
|
Лепка. | Сладкие морковки для зайчиков. | Вызвать интерес к теме. Показать способ раскатывания материала ладонями под небольшим углом.
| ||
24 | Рисование | Вот какие у нас мостики! | Создание композиции в сотворчестве с воспитателем: рисование мостиков из 4-5 горизонтальных или дугообразных линий, размещённых близко друг к другу.
| |
Лепка с элементами конструирования | Вот какой у нас мостик! | Моделирование мостика из 3-4 «брёвнышек»: раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостиков. | ||
25 | Рисование (по выбору) | Вот какие у нас цыплятки! | Создание выразительных образов жёлтых цыплят, гуляющих по зелёной травке. Самостоятельный выбор художественных материалов.
| |
Лепка | Птенчик в гнёздышке | Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек, червячки в клювиках).
| ||
26 | Рисование
| Вот какие у нас флажки! | Самостоятельное рисование красивых узоров на флажках разной формы. Воспитание самостоятельности, уверенности. Развитие чувства формы и цвета.
| |
Лепка | «Красивые ракеты на космодроме» | Вызвать у детей интерес к теме. Учить способу раскатывания пластилина ладонями под углом.
| ||
| 27 | Рисование | Вот какой у нас салют! | Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта нетрадиционными приемами (примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой). Экспериментирование с разными художественными, материалами и инструментами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
|
Лепка рельефная | Вот какой у нас салют! | Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлении в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.
| ||
28 | Рисование (отпечатки ладошек) | Вот какие у нас птички! | Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птички летят). Обеспечение условий для сотворчества по созданию коллективной композиции. | |
Лепка из солёного теста или пластилина
| Вот какие у нас пальчики! | Моделирование персонажей для пальчикового театра: раскатывание шара (головы), дополнение деталями - прикрепление глаз из бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание на пальчики). Создание интереса к своим рукам и «открытие» их возможностей. | ||
29 | Рисование | «Появились первые цветочки» | Вызвать у детей интерес к первым весенним цветочкам, желание их нарисовать. Показать способ изображения цветка (точка- середина цветка, короткие штрихи от центра без отрыва – лепестки, прямая линия вниз – стебель) и травки (короткие штрихи). | |
Лепка | «К нам прилетело много самолетов» | Вызвать у детей интерес к изображению. Закрепить способ раскатывания удлиненных форм (колбаска0 и соединения их. | ||
30 | Рисование | «Нарядная яблонька в цвету» | Вызвать у детей интерес к теме изображения. Учить рисовать дерево кистью (цветы рисуются ударом тампонов). | |
Лепка | «Угощение для кукол» | Развивать у детей самостоятельность, помочь в выборе темы изображения. Проследить, правильно ли дети используют способы скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения. |
Методическое обеспечение
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала М: Карапуз, 2009 г.
Список литературы
1. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Разноцветные ладошки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММАВозраст обучающихся: 3-7 летКоличество часов в год: 72 часаПедагог реализующий программу:Апрельская Виктория Валерьяновна «Разноцветные ла...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ» для детей от 2 до 3 лет
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....