Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
материал по рисованию (младшая группа) на тему

Тинькова Наталия Александровна

 

«Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Художественно – эстетическое развитие»

«Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.         Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).

Формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Развивать умение отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Формировать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Развитие детского творчества

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям: на что это похоже.

Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы.

Приобщение к изобразительному искусству

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цвет.

Эстетическая развивающая среда. 

Развивать интерес детей к окружающему: обращать их внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки, на которых они спят.

На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

        

        

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание образовательной деятельности

«Художественное творчество»

Художественное творчество (рисование, лепка)

Целевые ориентиры развития ребенка: владеет соответствующими возрасту основными движениями, принимает участие в играх, может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на рисунке. Программные задачи: дать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; учить различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета, раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями, соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу, лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться пластилином.

Сентябрь

1-я неделя

1.

1. Знакомство с изобразительными материалами, правилами работы с кисточкой, карандашом, со свойствами краски.

2. Показ воспитателем приемов изображения линий, точек, кругов карандашами, фломастерами, кистью с краской.

3. Рассматривание рисунков детей, выполненных ими во время самостоятельной деятельности (воспитатель побуждает детей задуматься о том, что изображено на рисунке)

1. Знакомство с пластилином, его свойствами и правилами работы с материалом.

2. Показ воспитателем приемов лепки разных форм: «колбаска», шарик, «лепешка».

3. Рассматривание изделий из пластилина, выполненных старшими дошкольниками (воспитатель побуждает детей задуматься, на что похожа вылепленная фигура)

2-я неделя

2.

1. Знакомство с изобразительными материалами, со свойствами краски; с правилами работы кисточкой, карандашом.

2. Рассматривание красок и карандашей, выделение и называние разных цветов.

3. Обучение детей правильному использованию кисточки и красок (как держать кисточку, макать ее в банку с водой, аккуратно обмакивать в краску и т. д.)

1. Знакомство с пластилином, его свойствами и правилами работы с этим материалом.

2. Рассматривание разноцветного пластилина, выделение и называние разных цветов.

3. Обучение детей правильному использованию пластилина (как согреть пластилин, как раскатывать и сплющивать его на дощечке, как вытирать руки салфеткой после лепки)

3-я неделя

3

1. Рисование дорожки следов кисточкой (обучение ритмичному нанесению отпечатков на бумагу, выполнению движений в соответствии с ритмом музыки).

2. Формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде

. Визуально-осязательное обследование предметов вытянутой формы (палочки, карандаши, веревочки и т. д.), круглой формы (кольцо пирамидки, баранка, колесо).

2. Лепка «колбаски» (обучение детей приему скатывания из пластилина формы «колбаска»).

3. Вопросы: на какие предметы похожи вылепленные «колбаски»? Что можно сделать из «колбаски»?

4-я неделя

4

1. Рассматривание картинок с изображением луга, полянки (отметить, что на лугу или полянке густо растет трава, она зеленого цвета).

2. Рисование травки мазками (обучение ритмичному нанесению отпечатков на бумагу).

3. Слушание и проговаривание русской народной потешки «Как по лугу, лугу...»

1. Рассматривание игрушки-цыпленка.

2. Лепка крошек для цыпленка (обучение приему лепки отщипыванием).

3. Показ воспитателем игрового сюжета «Цыпленок клюет зернышки»

Октябрь

1-я неделя

1

1. Рассматривание картинок с изображением дождя.

2. Знакомство с синим цветом (детям предлагается найти игрушки, предметы синего цвета).

3. Рисование ритмичных мазков (обучение ритмичному нанесению пальцами отпечатков на бумагу)

1. Упражнение в выполнении приема ощипывания пластилина (учить отщипывать кусочки пластилина от целого и располагать их на листе бумаги). 2. Коллективное проговаривание русской народной песенки «Дождик, дождик, веселей...»

2-я неделя

2

1. Рисование дождика ритмичными мазками под проговаривание воспитателем русской народной потешки «Дождик, дождик, пуще...» (обучение ритмичному нанесению пальцами отпечатков на бумагу).

2. Рассматривание и обсуждение рисунков

1. Выполнение композиции из пластилина на листе бумаги «Дождик» (учить отщипывать кусочки пластилина от целого и располагать их на листе бумаги). 2. Проговаривание русской народной потешки «Дождик, дождик, веселей...»

3-я неделя

3

1. Обучение детей пользоваться кисточкой, краской, тряпочкой (учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой).

2. Рассматривание осенних листочков, сравнение их по цвету, размеру

1.Подвижная игра «Вышла курочка гулять...» с использованием одноименной русской народной потешки.

2. Знакомство с зеленым цветом (детям предлагается рассмотреть предметы зеленого цвета, найти их на картинках, отметить, что трава зеленого цвета)

4-я неделя

4

1. Дидактическая игра «Найди желтые предметы» (дети находят в группе желтые предметы, выбирают желтые осенние листочки, желтую краску).

2. Рисование желтых листьев способом примакивания всего ворса кисточки к листку

1. Заучивание русской народной потешки «Вышла курочка гулять...».

2. Лепка травки для курочки (отщипывание кусочков зеленого пластилина от целого и размещение их на дощечке)

Ноябрь

1-я неделя

1

1. Рассматривание иллюстраций с изображением снегопада.

2. Дыхательное упражнение «Снежинки» (детям предлагается взять маленькие кусочки ваты, положить их на ладонь и подуть)

1. Рассматривание картинки с изображением сороки, обсуждение особенностей сороки (внешний вид, как кричит, чем питается).

2. Показ воспитателем приема отщипывания кусочков от целого куска пластилина. Обсуждение с детьми: на что могут быть похожи маленькие кусочки пластилина

2-я неделя

2

1. Рисование снежинок кисточкой с использованием приема примакивания. 2. Рассматривание детьми рисунков. Вопросы: какие снежинки на рисунках? На что похожи снежинки?

1.Лепка хлебных крошек для сороки (приемом отщипывания маленьких кусочков от целого куска пластилина).

 2. Сюжетная игра «Сорока клюет хлебные крошки» (с использованием игрушки-сороки)

3-я неделя

3

1. Дидактическая игра «Укрась елочку» (дети накладывают на плоскостную елочку фигурки фонариков определенного цвета (по инструкции воспитателя).

2. Рассматривание картинок, определение цвета изображенных предметов

1. Выкладывание из разноцветной мозаики цепочки.

2. Рассматривание бус из круглых бусин разного цвета

4-я неделя

4

1. Рисование узора на «сарафане» (силуэте, вырезанном из бумаги): дети изображают красками узор с помощью пальцев.

2. Рассматривание узоров на «сарафанах», определение цвета используемых красок

1.каз воспитателем приема скатывания комочка пластилина в шарик (дети с помощью воспитателя упражняются в скатывании шариков из пластилина). 2. Лепка бус из разноцветного пластилина

Декабрь

1-я неделя

1

1. Дидактическая игра «Укрась елочку» (учить располагать фонарики определенного цвета).

2. Игры с красками (детям предлагается сделать на листе бумаги цветные пятна красками с помощью пальцев)

1. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…».

2. Игра «Кто больше комочков сделает» (упражнять в умении формировать из пластилина округлые комочки)

2-я неделя

2

1. Рассматривание картинок с изображением новогодних елочек.

2. Рисование пальцами на тему «Разноцветные фонарики на елочке» (дети изображают фонарики на нарисованной карандашами елочке)

Лепка орешков для белочки (учить формировать из пластилина округлые комочки, выполнять ритмические движения)

3-я неделя

3

1. Сравнение изображений большой и маленькой елочек, больших и Аленьких фонариков. 2. Дидактическая игра «Фонарики для елочки» (соотнесение величины силуэтов елочки и фонариков)

1. Ознакомление со свойствами пластилина, правилами работы с ним. 2. Показ воспитателем приема раскатывания пластилина прямыми движениями

4-я неделя

4

Рисование пальцами на тему «Разноцветные фонарики на большой и маленькой елочках» (дети изображают фонарики на нарисованных Арандашами силуэтах елочек)

1. Лепка «карандашей» из разноцветного пластилина приемом раскатывания прямыми движениями.

2. Рассматривание вылепленных изделий, уточнение их цвета

Январь

1-я неделя

1

1. Ознакомление с правилами работы кистью и красками: как правильно держать кисточку, обмакивать ее всем ворсом в краску.

2. Рисование снежинок белой краской (способом прикладывания всего ворса с краской к бумаге)

1. Рассматривание предметов различной формы. 2. Лепка предметов круглой формы (орешки, мячики и т. п.)

2-я неделя

2

1. Рассматривание колес у игрушечных машин, определение их формы. 2. Рисование красками на тему «Разноцветные колеса» (учить изображать предметы круглой формы, развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов)

1. Повторение правил использования пластилина: лепить на доске, не разбрасывать материал. 2. Лепка по замыслу (учить самостоятельно намечать тему лепки, доводить начатое до конца)

3-я неделя

3

1. Закрашивание простых рисунков в раскрасках. 2. Рассматривание снежных комков на прогулке

1. Рассматривание предметов вытянутой формы (карандаши, палочки, дудочки и т. п.).

2. Лепка разноцветных палочек из пластилина (упражнять в приеме раскатывания прямыми движениями)

4-я неделя

4

Рисование красками снежных комочков (закреплять умение рисовать предмет круглой формы, учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа)

1. Рассматривание предметов кольцеобразной формы, находящихся в группе, на участке.

2. Лепка колечек (учить соединять концы «колбаски» в форме кольца)

Февраль

1-я неделя

1

1. Подвижные игры с разноцветными мячами (уточнение цвета и формы мячей). 2. Рисование красками на тему «Цветные мячики» (учить рисовать предметы круглой формы, называть то, что нарисовано)

Лепка палочек (учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями)

2-я неделя

2

1. Проговаривание русской народной потешки «Дождик, дождик, полно лить...».

2. Рисование карандашами коротких штрихов и линий (дождь)

Лепка шариков (учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями)

3-я неделя

3

1. Рассматривание иллюстраций по теме «Огоньки в окнах домов».

2. Повторение правил использования красок и кисти

Лепка колобка (закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, аккуратно класть готовые изделия на дощечку)

4-я неделя

4

1. Рисование на тему «Огоньки в окнах домов» (учить наносить яркие мазки, пятнышки в окошки нарисованных домов).

2. Коллективное рассказывание по теме рисунков

Лепка по замыслу (учить самостоятельно работать с пластилином, доводить начатое до конца, воспитывать желание лепить по собственному замыслу)

Март

1-я неделя

1

1. Игры с разноцветными колечками (уточнить цвет колечек).

 2. Рисование разноцветных колечек карандашами (учить рисовать слитные линии круговыми движениями; при рассматривании рисунков уточ-нить цвет и величину колечек)

1.тение стихов, пение песен о маме (на усмотрение педагога).

2. Лепка на тему «Любимой мамочке испеку я прянички» (воспитывать у детей любовь к маме, желание заботиться о других, самостоятельно лепить знакомые формы)

2-я неделя

2

1. Конструирование разноцветных ворот из крупного конструктора «Лего».

2. Рисование разноцветных ворот карандашами (учить проводить дугообразные линии, узнавать очертания, называть их)

1.ры с кубиками, пирамидками.

2. Лепка башенки (учить из простых форм приемом сплющивания составлять башенку)

3-я неделя

3

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением салюта.

2. Чтение стихотворения Л. Некрасовой «Над Москвой, над площадями...». 3. Изображение огоньков салюта ритмическими мазками контрастных цветов

1. Подвижные игры с разноцветными мячами «Поймай мяч», «Прокати мяч» и т. д.

2. Лепка разноцветных мячей (закреплять прием раскатывания глины между ладонями)

4-я неделя

4

1. Игры с колечками: нанизывание колечек на палочку, выкладывание их в ряд от самого большого до самого маленького.

2. Рисование колечек карандашами (отрабатывать кругообразные движения руки)

1. Складывание пирамидок из колечек.

2. Лепка колечек для пирамидки (учить лепить палочки и соединять их концы, образуя кольцо)

Апрель

1-я неделя

1

1. Коллективное проговаривание русской народной потешки «Солнышко-ведрышко».

2. Рисование на тему «Светит солнышко» (учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать круглую форму с прямыми линиями)

1. Сюжетная игра с куклой Наташей.

2. Лепка бубликов для куклы Наташи (учить лепить палочки и соединять их концы)

2-я неделя

2

1. Исполнение русской народной песенки «Дождик».

2. Рисование дождя способом прикладывания кисти всем ворсом к бумаге

1. Лепка гороха для петушка (отрабатывать навыки лепки округлых предметов).

2. Игровая ситуация «Петушок клюет горох»

3-я неделя

3

1. Сюжетная игра с куклами.

2. Рассматривание узоров на одежде.

3. Рисование на тему «Украсим узором платье для куклы Кати» (учить ритмично наносить мазки на силуэт платья из бумаги)

1. Игра в настольный театр «Колобок».

2. Лепка на тему «Колобок катится по дорожке»

4-я неделя

4

1. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок».

2. Рисование на тему «Колобок катится по дорожке» (учить передавать образ Колобка графическим способом, развивать сюжетно-игровой замысел)

1. Сюжетная игра «Игрушки поднимаются по лесенке».

2. Лепка (учить лепить аккуратно, класть готовые изделия на доску)

Май

1-я неделя

1

1. Чтение стихотворения В. Антоновой «Шарики, шарики...».

2. Рисование карандашами на тему «Шарики воздушные, ветерку послушные...» (учить изображать формы, похожие на круги, овалы, располагать их по всему листу)

1. Рассматривание игрушечной собаки.

2. Исполнение песни «Жучка» Н. Кукловской.

3. Лепка мисочки для собачки Жучки (воспитывать заботливое отношение к животному, учить лепить мисочку из комка, сплющивая его ладонями, делая углубление пальцем)

2-я неделя

2

1. Рассматривание травы на прогулке (уточнить цвет травы).

2. Рисование карандашами на тему «Зеленая травка» (учить передавать образ травы, рисовать короткими прямыми отрывистыми линиями)

1. Подвижная игра «Самолеты» под музыкальное сопровождение («Самолет», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой).

2. Лепка на тему «Самолет» (учить раскатывать комочки пластилина прямыми движениями, соединять части фигуры)

3-я неделя

3

1. Рассматривание строения цветка (на прогулке).

2. Рисование стебельков к цветам (учить правильно держать кисть, рисовать прямые линии)

1. Игры с шариками, рассматривание иллюстраций с изображением предметов круглой формы.

2. Лепка на тему «Тарелочка с яблоками» (учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные ранее, развивать самостоятельность)

4-я неделя

4

1. Рассматривание иллюстраций, альбомов для раскрашивания.

2. Рисование на тему «Вот как мы умеем рисовать!» (развивать воображение, учить самостоятельно выполнять рисунок по замыслу)

Лепка на тему «Что мы научились лепить?» (развивать у детей способность к осуществлению замысла, учить самостоятельно лепить простейшие формы, узнавать в них изображения знакомых предметов, персонажей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»

Перспективный план  развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...

Художественно-эстетическое развитие "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"

Консультация "Особенности инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие"...