из опыта работы "Изодеятельность и детское экспериментирование"
статья по рисованию на тему
Материал содержит описание из опыта работы,где представлен проект "Волшебные краски"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4»
Обобщение опыта работы:
« Интеграция изобразительной деятельности и детского экспериментирования в воспитании творческой личности»
Воспитатель: Скиба О.А.
г. Заречный
2015 г.
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
« Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. Дети, большие почемучки, и мы часто делаем большую ошибку, когда на вопросы сразу даем ответ. А что если ребенок сам дойдет до истины, пусть даже с помощью взрослого. Тогда его открытия запомнятся ему на всю жизнь.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое.
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Перед современным обществом, школой, ДОУ и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
От нас, педагогов во многом зависит, какими вырастут наши дети. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке и быстро решать возникающие проблемы. Многие выдающиеся педагоги утверждали, что первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
Методологические основы развития познавательной активности дошкольников представлены в работах выдающихся педагогов и психологов: Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Светланы Леонидовны Новоселовой, которые выступали за использование активных методов обучения, к которым относится экспериментирование.
Экспериментальная деятельность - особый вид педагогической работы, требующая от педагогов творческого подхода, увлеченности т.к. увлеченный сам, способен увлечь других.
Нельзя не согласиться с высказыванием А.К. Шелера о том, что «дети-исследователи, изобретатели и фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа».
По мнению академика Н.Н. Подъякова, « … в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и задача воспитателя – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В детском саду экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. На прогулке юные исследователи могут решать такие проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы? можно ли на ней высушить варежки? как освободить бусинки из ледяного плена? и т.д. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность ( почему? зачем? как? то будет, если?), могут почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом следует помнить, взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования же могут послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы, которые могут жить, например, в уголках экспериментирования.
Совместная деятельность с детьми всегда включает элементы экспериментирования поэтому герой экспериментального уголка может быть Хрюша-Удивлюша или Утенок-Удивленок. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика –Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки- все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
Например, с водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду- не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук-друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен_
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок-
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С песком:
Если сыплешь ты песок_
Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, особенно у старших дошкольников, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Не следует торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, обращались за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, родителям.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления. Дети учатся рассуждать, делать выводы, умозаключения. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в группе, при этом полученные исследования дети используют для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка. Дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т.д.
Экспериментирование в изодеятельности я начала со сбора материалов и оборудования. Поэтому был собран материал, который дети используют в различных видах деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны силами родителей и друзей детского сада. Это всевозможные трубочки для коктейля, палочки, одноразовая посуда, которой нужно довольно много и разного размера от маленьких ложечек, до больших тарелок, стаканы, пластиковые чашечки и многое другое.
В начале года мною была подобрана и изучена литература по данной теме.
Экспериментальная лаборатория была оснащена, а мелкие предметы, нашли себе свое место в волшебном чемоданчике, который дети очень полюбили, в нем хранятся мелкие предметы ( бусины, пайетки, пуговицы, ракушки и многое другое.)
Для родителей были подобраны консультации: « Развитие творчества и познавательной активности посредством экспериментирования », «Волшебный цветной лед», «Экспериментируем дома и др.»
Мною представлен фотоматериал, где дети знакомятся с различными материалами и их свойствами, учатся применять различный материал в своих работах. В течение года мы работали с разным материалом, провели ряд экспериментов по экспериментированию с цветом и получению различных оттенков, провели эксперименты с гипсом, используя гипсовые заготовки, экспериментировали с тестом, восковыми мелками и акварелью, где выяснили свойства красок и воска, а так же реализовали проект «Волшебные краски».
Представляю вашему вниманию краткосрочный проект: «Волшебные краски».
Проект: «Волшебные краски».
Вид проекта: Информационно-исследовательский.
Длительность: краткосрочный ( 2 недели)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Актуальность: Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников закономерно ищет такие игровые формы организации работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Одними из таких игр, становятся игры-экспериментирования.
Эксперименты представляют собой один из видов дидактической игры, где дети получают знания самостоятельным опытническим путем, сами выдвигая предположения, и самостоятельно делая выводы. Именно поэтому эксперименты необходимо использовать в процессе различных видов деятельности.
Цель: С помощью экспериментов (опытов) получить краски из природных веществ.
Задачи:
- обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений к практическому экспериментированию;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- расширять представления о смешении цветов, получать новые оттенки.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
- проявлять интерес к миру красок, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
- проявлять элементарные навыки ( умения смешивать цвета, вещества для получения новых красок и их оттенков)
Схема реализации проекта
Исследование веществ, выдвижение гипотез.
Модель трех вопросов: | ||
Что мы знаем? «Из чего сделаны краски?» | Что хотим узнать? | Как узнать? |
Артем: «Не знаю». Лиза: «Из мела». Аня: «Из чего - то». Катя: «Не знаю». | Артем: «Как делают краски». Лиза: «Откуда появились». Аня: «Как смешивать и получать новые». Катя: «Как получить разные цвета». | Артем: «На опасном уроке химии». Лиза: «В энциклопедии». Аня: «В книгах». Катя: «В газете и по телевизору». |
2. Совместная деятельность воспитателей и детей ( опыты и эксперименты с красками)
3. Связь с другими видами деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
4. Создание рисунков из красок, полученных детьми.
Краткое содержание проекта:
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение свойств, состава красок у детей формируются естественнонаучные представления о возможностях и средствах художественных материалов.
В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
1) Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, исходные материалы).
Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда;
разные виды природных, естественных красителей: глина, уголь, мел, свекольный сок, луковый настой;
другие материалы: пипетки, стаканы, мерные ложки.
2)На первом этапе дети совместно с воспитателем выяснили и уточнили представления детей о составе красок, свойствах красок.
3) Чтение художественной литературы: «Истории про мальчика, который хотел стать художником», рассматривание первых картин наскальной живописи, беседы о первобытных наскальных рисунках.
2 этап: основной.
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть: составление плана работы с детьми, разработка и описание проведения опытов; создание красок опытным путем, консультирование родителей по теме « Эксперименты с красками».
3 этап: заключительный
Выводы о проведенных опытах. Создание рисунков из полученных красок.
Представление результатов проекта в МБДОУ в творческой презентации: «Волшебные краски ».
Структура проведения игры-экспериментирования:
1.Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
проверка гипотез;
3. Подведение итогов, вывод;
4. Фиксация результатов;
5. Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
-внешние стимулы ( новизна, необычность объекта);
-тайна, сюрприз;
-мотив помощи;
-познавательный мотив ( почему так?);
-ситуация выбора
Вывод :
В заключении хочется сказать, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает мышление, обогащает знания, активизирует речь детей, пополняя активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать, развивает фантазию, творчество и любознательность. Поэтому, чтобы вырастить детей думающих, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
Рекомендуемое оборудование и материалы.
1. Приборы – помощники:
микроскоп;
увеличительные стекла;
чашечные весы;
безмен;
песочные часы на 1,2,3,5 мин;
компасы;
разнообразные магниты;
бинокль
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:
пластиковые бутылки;
одноразовые стаканы;
одноразовые ложки;
одноразовые тарелки.
воронки.
3. Природные материалы:
камешки разного цвета и формы;
минералы;
глина;
разная по составу земля;
уголь;
крупный и мелкий песок (разный по цвету);
ракушки;
шишки;
скорлупа орехов;
кусочки коры деревьев;
листья;
веточки;
пух;
мох;
семена фруктов и овощей;
шерсть.
4.Бросовый материал:
кусочки кожи;
поролона;
меха;
лоскутки ткани;
пробки;
проволока;
деревянные предметы;
пластмассовые предметы;
металлические предметы;
формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;
деревянные катушки
5. Разные виды бумаги:
обычная альбомная;
тетрадная;
калька;
наждачная бумага;
лощенная и др.
6. Красители:
ягодный сироп;
акварельные краски и др. безопасные красители
7. Медицинские материалы:
пробирки;
шпатели;
деревянные палочки;
вата;
шприцы ( пластмассовые без игл);
пипетки;
колбы;
пробирки;
мензурки;
воронки;
марля;
мерные ложечки;
резиновые груши разного объема.
8. Прочие материалы:
зеркало;
воздушные шары;
деревянные зубочистки;
мука;
соль;
формочки;
поддоны;
плоское блюдо;
стеки;
шарики;
пуговицы;
значки;
соломки для коктейля и др.
9 . Технические материалы:
гайки;
винты;
болтики;
гвозди.
10. Игровое оборудование:
игры на магнитной основе (« Рыбалка»);
водяная мельница;
театр на магнитной основе;
игры с песком
11.Дополнительные материалы
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
Таблицы – схемы, коллажи по пройденным темам.
Детский понятийный словарь.
Журнал исследований или тетрадь для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.
Литература
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации -М. Аркти, 2005 г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. -М., 2004
3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./
4. Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших 6.дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
9. Материалы Интернет-сайтов.
10. Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997, № 2
11. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // Обруч , 1998, № 2
12.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие _ СПб.: Детство-Пресс, 2013 г.
13. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет ( Автор-составитель: ЗубковаН.М.- СПб.: Речь ; М.: Сфера, 2009 г.
14. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
15. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы // Детский сад со всех сторон, 2007 г., июнь.
16. Занимательные алгоритмы // Обруч, 2009, № 2.
17. Познавательная деятельность старших дошкольников // Д/в, 2006, № 8
18. Экспериментирование с воздухом и водой // Дошкольное воспитание, 2008, №5.
19. Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование// Дошкольная педагогика, 2007 , декабрь.
20. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика, 2006 , № 1.
21. Я – исследователь. Круговорот воды в природе. Из опыта работы// Дошкольное воспитание, 2013 , № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование"
«Детское экспериментирование» Перед человеком к разуму три пути:Путь подражания – самый легкий,Путь размышления – самый благородный,Путь личного опыта – самый тяжелый путь.Конфуций....
Детское экспериментирование ( из опыта работы)
Актуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностны...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...
Перспективное планирование к опыту работы «Значение детского экспериментирования для всестороннего развития дошкольника»
перспективный план на год для средней группы...
Статья "Детское экспериментирование. Шесть необычных вещей для детских исследований и опытов".
Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. У ребёнка присутствует неутолимая жажда но...