из опыта работы "Изодеятельность и детское экспериментирование"
статья по рисованию на тему

Скиба Ольга Александровна

Материал содержит описание из опыта работы,где представлен проект "Волшебные краски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида №4»

Обобщение опыта работы:

« Интеграция  изобразительной   деятельности и детского экспериментирования в воспитании творческой личности»

                                                                      Воспитатель: Скиба О.А.

г.  Заречный

2015 г.

«Самое лучшее открытие –

то, которое ребенок делает сам».

                                                                                       

 Ральф  У. Эмерсон

« Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                                       

   В.А. Сухомлинский

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. Дети, большие почемучки, и мы часто делаем большую ошибку, когда на вопросы сразу даем ответ. А что если ребенок сам дойдет до истины, пусть даже с помощью взрослого. Тогда его открытия запомнятся ему на всю жизнь.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одним и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Перед современным обществом, школой, ДОУ и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком, но и  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

От нас, педагогов во многом зависит, какими вырастут наши дети. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке и быстро решать  возникающие проблемы. Многие выдающиеся педагоги утверждали, что первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

В  работах многих отечественных  педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную  деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство  и различие.

Методологические основы развития познавательной активности дошкольников представлены в работах выдающихся  педагогов и психологов: Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича  Рубинштейна, Светланы Леонидовны Новоселовой, которые выступали за использование активных методов обучения, к которым относится  экспериментирование.

Экспериментальная деятельность -  особый вид педагогической работы, требующая от педагогов творческого подхода, увлеченности т.к. увлеченный сам, способен увлечь других.

Нельзя не согласиться с высказыванием А.К. Шелера о том, что «дети-исследователи, изобретатели и  фантазеры и нужно предоставлять им возможность  широко проявлять эти стороны их существа».

По мнению академика Н.Н. Подъякова, « … в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и задача воспитателя – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В детском саду экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. На прогулке юные  исследователи могут решать такие проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы? можно ли на ней высушить варежки? как освободить бусинки из ледяного плена? и т.д.  В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность ( почему? зачем? как? то будет, если?), могут почувствовать себя ученым, исследователем,  первооткрывателем. При этом следует помнить, взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования же  могут послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию  практикуются задания детям, в которых  проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы, которые могут жить, например, в уголках экспериментирования.

Совместная деятельность с детьми  всегда включает элементы экспериментирования поэтому герой   экспериментального уголка может  быть Хрюша-Удивлюша или  Утенок-Удивленок. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным  исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика –Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей  у Утенка-Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки- все это  способствует развитию  наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Герои  вместе с детьми  составляют правила работы с различными материалами, которые  очень просты и легко запоминаются.

Например, с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду- не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук-друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен_

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок-

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок_

Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

После  проведения экспериментов у детей  возникает множество вопросов, особенно  у старших дошкольников, в основе которых  лежит познавательный мотив. Их интересует, например, как выглядит микроб,  отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Не следует торопиться  с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, обращались за помощью к детским  энциклопедиям, познавательной литературе, родителям.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления.  Дети учатся  рассуждать, делать выводы, умозаключения.  Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в группе, при этом полученные исследования дети  используют для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка. Дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т.д.   

Экспериментирование  в изодеятельности  я начала со сбора материалов и оборудования. Поэтому был собран материал, который дети используют  в различных видах деятельности: в рисовании,   лепке, аппликации. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны силами родителей и друзей детского сада.  Это всевозможные  трубочки для коктейля, палочки, одноразовая посуда, которой нужно довольно много и разного размера от маленьких ложечек, до больших тарелок, стаканы,  пластиковые чашечки и многое другое.

В начале года мною была подобрана и изучена литература по данной теме.

Экспериментальная лаборатория была оснащена, а мелкие предметы,  нашли себе свое  место в  волшебном чемоданчике,  который дети очень полюбили, в нем хранятся мелкие предметы ( бусины, пайетки, пуговицы, ракушки   и  многое другое.)

 Для родителей были подобраны консультации: « Развитие творчества и познавательной активности посредством экспериментирования », «Волшебный цветной лед», «Экспериментируем дома и др.»

Мною представлен фотоматериал, где дети знакомятся с различными материалами и их свойствами, учатся применять различный материал в своих работах. В течение года мы работали  с разным материалом, провели ряд экспериментов по экспериментированию с  цветом и получению различных оттенков,  провели эксперименты с гипсом, используя гипсовые заготовки, экспериментировали с тестом, восковыми мелками и акварелью, где выяснили свойства красок и воска,  а так же  реализовали проект                      «Волшебные краски».  

    Представляю вашему вниманию  краткосрочный проект: «Волшебные краски».

Проект: «Волшебные краски».

Вид проекта: Информационно-исследовательский.

Длительность: краткосрочный ( 2 недели)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Актуальность: Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников закономерно ищет такие игровые формы организации  работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одними из таких игр, становятся игры-экспериментирования.

Эксперименты представляют собой один из видов дидактической игры, где дети получают знания самостоятельным опытническим путем, сами выдвигая предположения, и самостоятельно делая выводы. Именно поэтому эксперименты  необходимо использовать в процессе различных видов деятельности.

Цель: С помощью экспериментов (опытов) получить краски из природных  веществ.

Задачи:

- обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений  к практическому экспериментированию;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

- учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- расширять представления о смешении цветов, получать новые оттенки.

Планируемые результаты:

После завершения проекта дошкольники смогут:

- проявлять интерес к миру красок, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

- осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

- проявлять элементарные навыки ( умения смешивать цвета, вещества для получения новых красок и их оттенков)

Схема реализации проекта

Исследование веществ, выдвижение гипотез.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

«Из чего сделаны краски?»

Что хотим узнать?

Как узнать?

Артем: «Не знаю».

Лиза: «Из мела».

Аня: «Из чего - то».

Катя: «Не знаю».

Артем: «Как делают краски».

Лиза: «Откуда появились».

Аня: «Как смешивать и получать новые».

Катя: «Как получить разные цвета».

Артем: «На опасном уроке химии».

Лиза: «В энциклопедии».

Аня: «В книгах».

Катя: «В газете и по телевизору».

2. Совместная деятельность воспитателей и детей ( опыты и эксперименты с   красками)

3. Связь с другими видами деятельности:  продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная  (беседы, чтение художественной литературы).

4. Создание рисунков из красок, полученных детьми.

Краткое содержание проекта:

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение свойств, состава красок у детей формируются естественнонаучные представления о возможностях и средствах художественных материалов.

В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

1) Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, исходные материалы).

Основное оборудование лаборатории:

приборы – «помощники»: лабораторная посуда;

разные виды природных, естественных красителей:  глина, уголь, мел, свекольный сок, луковый настой;  

другие материалы: пипетки, стаканы, мерные ложки.

2)На первом этапе дети совместно с воспитателем выяснили  и уточнили представления детей о  составе красок,  свойствах красок.

3) Чтение художественной литературы: «Истории про мальчика, который хотел стать художником», рассматривание первых картин  наскальной живописи, беседы о первобытных наскальных рисунках.

2 этап: основной.

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть: составление  плана работы с детьми, разработка  и описание проведения опытов; создание красок опытным путем, консультирование родителей по теме « Эксперименты с красками».

3 этап: заключительный

Выводы о проведенных опытах. Создание рисунков из полученных красок.

Представление результатов проекта в МБДОУ в творческой презентации: «Волшебные краски ».

Структура проведения игры-экспериментирования:

1.Постановка, формулирование проблемы  (познавательной задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

проверка гипотез;

3. Подведение итогов, вывод;

4. Фиксация результатов;

5. Вопросы детей.

Для положительной  мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

-внешние стимулы ( новизна, необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив ( почему так?);

-ситуация выбора

Вывод :

В заключении хочется сказать, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает  мышление, обогащает знания, активизирует речь детей, пополняя  активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать, развивает фантазию, творчество и  любознательность. Поэтому, чтобы вырастить детей думающих, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

                                                                                       

Рекомендуемое оборудование и материалы.

1. Приборы – помощники:

микроскоп;

увеличительные стекла;

чашечные весы;

безмен;

песочные часы на 1,2,3,5 мин;

компасы;

разнообразные магниты;

бинокль

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:

пластиковые бутылки;

одноразовые стаканы;

одноразовые ложки;

одноразовые тарелки.

воронки.

3. Природные материалы:

камешки разного цвета и формы;

минералы;

глина;

разная по составу земля;

уголь;

крупный и мелкий песок (разный по цвету);

ракушки;

шишки;

скорлупа орехов;

кусочки коры деревьев;

листья;

веточки;

пух;

мох;

семена фруктов и овощей;

шерсть.

4.Бросовый материал:

кусочки кожи;

поролона;

меха;

лоскутки ткани;

пробки;

проволока;

деревянные предметы;

пластмассовые предметы;

металлические предметы;

формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;

деревянные катушки

5. Разные виды бумаги:

обычная альбомная;

тетрадная;

калька;

наждачная бумага;

лощенная и др.

6. Красители:

ягодный сироп;

акварельные краски и др. безопасные красители

7. Медицинские материалы:

пробирки;

шпатели;

деревянные палочки;

вата;

шприцы ( пластмассовые без игл);

пипетки;

колбы;

пробирки;

мензурки;

воронки;

марля;

мерные ложечки;

резиновые груши разного объема.

8. Прочие материалы:

зеркало;

воздушные шары;

деревянные зубочистки;

мука;

соль;

формочки;

поддоны;

плоское блюдо;

стеки;

шарики;

пуговицы;

значки;

соломки для коктейля и др.

9 . Технические материалы:

гайки;

винты;

болтики;

гвозди.

10. Игровое оборудование:

игры на магнитной основе (« Рыбалка»);

водяная мельница;

театр на магнитной основе;

игры с песком

11.Дополнительные материалы

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.

Таблицы – схемы, коллажи по пройденным темам.

 Детский понятийный словарь.

 Журнал исследований или тетрадь для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.

Литература

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации  -М. Аркти, 2005 г.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. -М., 2004

3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./

4. Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших 6.дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. /   Дошкольное воспитание. N 1, 2005

 9. Материалы Интернет-сайтов.

10. Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997, № 2

11. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной // Обруч , 1998, № 2

12.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие _ СПб.: Детство-Пресс, 2013 г.

13. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет ( Автор-составитель: ЗубковаН.М.- СПб.: Речь ; М.: Сфера, 2009 г.

14. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

15. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы // Детский сад со всех сторон, 2007 г., июнь.

16. Занимательные  алгоритмы // Обруч, 2009, № 2.

17. Познавательная деятельность старших дошкольников // Д/в, 2006, № 8

18. Экспериментирование с воздухом и водой // Дошкольное воспитание, 2008, №5.

19. Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование// Дошкольная педагогика, 2007 , декабрь.

20. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика, 2006 , № 1.

 21. Я – исследователь. Круговорот воды в природе. Из опыта работы// Дошкольное воспитание, 2013 , № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование"

«Детское экспериментирование» Перед человеком к разуму три пути:Путь подражания – самый легкий,Путь размышления – самый благородный,Путь личного опыта – самый тяжелый путь.Конфуций....

Детское экспериментирование ( из опыта работы)

Актуальность.       В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностны...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

Статья "Детское экспериментирование. Шесть необычных вещей для детских исследований и опытов".

Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. У ребёнка присутствует неутолимая жажда но...