Перспективное планирование к опыту работы «Значение детского экспериментирования для всестороннего развития дошкольника»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности в средней группе
№ | Направления экспериментальной деятельности | Задачи | ||
Сентябрь | Экспериментирование с песком и глиной | |||
1 | Песок, глина – наши помощники. | Уточнить представления о свойствах песка и глины. | ||
2 | Песчаный конус. | Помочь определить, может ли песок двигаться. | ||
3 | Особенности песка и глины | Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни. | ||
4 | Опыты с песком и глиной | Продолжить знакомство со свойствами песка и глины. Показать на различных примерах их состав, где можно использовать. | ||
Октябрь | Экспериментирование с воздухом | |||
5 | «Воздух» | Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Учить пользоваться чашечными весами. Формировать способы обследования. | ||
6 | «Воздух и его свойства» | Продолжить формировать представления о свойствах воздуха. Развивать способности к преобразованию. | ||
7 | Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной | Расширять представления об испарении и конденсации. Продолжить расширять представления о воздухе. | ||
8 | «Воздух вокруг нас» | Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для человека. | ||
Ноябрь | ||||
9 | Термометр | Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. | ||
10 | Нагревание проволоки | Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию. | ||
11 | Иванушка и молодильные яблочки | Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию. | ||
12 | Письмо к дракону. | Закреплять представление о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию. | ||
Декабрь | Части тела | |||
13 | Носарий | Познакомить с функцией носа, его строением. | ||
14 | Откуда берется голос? | Понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи. | ||
15 | Взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | ||
16 | Проверим слух. | Показать как человек слышит звук. | ||
Январь | Опыты с растениями | |||
17 |
Нужен ли корешкам воздух? | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | ||
18 | Что выделяет растение? | Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. | ||
19 | Проращивание семян (подготовка к посадки огорода на подоконнике) | |||
20 | Посадка огорода на подоконнике | |||
Февраль | Снег, лед, вода | |||
21 | Лед - вода | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду. Формировать действия «превращения» | ||
22 | Снегурочка | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | ||
23 | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | ||
24 | Возьмем с собой снеговика. | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона | ||
Март | Экспериментирование с предметами | |||
25 | Как действуют магниты на предметы. | Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | ||
26 | Мир бумаги. | Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | ||
27 | Как достать скрепку из воды, не замочив рук. | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | ||
28 | Путешествие в мир стеклянных вещей. | Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | ||
Апрель | Ветер | |||
29 | Игрушка-вертушка | Познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение легкие предметы. Сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра | ||
30 | «Ветер и семена» | На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит? | ||
31 | «Ветряные мельницы » | Дать представление о ветряной мельнице, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы. Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд. Изготовить с детьми совместно макет ветряной мельницы | ||
32 | «Ветер по морю гуляет» | Закреплять знания детей о пользе и вреде ветра. Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра | ||
Май | Цветы | |||
33 | Высаживание цветов в цветники | |||
34 | Однолетние и многолетние растения | |||
35 | Зачем растениям вода? | |||
36 | Наблюдения за ростом цветов из семян. |
Работа с родителями
1. Родительское собрание “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?”.
2. Анкетирование родителей “Чем занят ребенок дома?”
3. Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?”
4. Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой”
5. Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным”
6. Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”
7. Конкурс на лучший проект «Дети любознатели»
Административно - хозяйственная работа
1. Изготовление и приобретение пособий для организации работы по теме “Детское экспериментирование”
2. Оформить накопительную папку на тему “Любопытство не порок!”
3. Оформить стенд “Мы - исследователи”.
4. Приобрести игровые зоны “Вода – песок”
Открытые просмотры.
1. «Песочная страна»
2. «Какая она – вода?»
3. «Карлсон в гостях у воздуха»
4. Размножение растений. Виды размножений (семенное, черенковое, корневое).
5. Экологический десант «Спасем планету – посадим дерево» (Цель: познакомить детей с видами размножения деревьев.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника
В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические ...
Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...
Опыт работы «Значение детского экспериментирования для всестороннего развития дошкольника»
экспериментальная деятельность в ДОУ...
Описание опыта работы "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...
Из опыта работы «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Р.У. Эмердсон...
Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Выступление по теме: Обобщение опыта работы по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», презентация, текст к презентац...