Статья "Детское экспериментирование. Шесть необычных вещей для детских исследований и опытов".
статья (средняя группа)
Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Ребенок рождается исследователем. У ребёнка присутствует неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "ввести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Актуальной остается эта проблема и в настоящее время. Но одно дело просто знакомить дошкольников с окружающим их миром, давать им готовые знания, а другое - позволить детям самим найти решение проблемы или свойства какого-либо объекта природы. В решении этого вопроса очень помогает возможность детского экспериментирования в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_neobychnyh_veshchey_dlya_eksperimentirovaniya.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование. Шесть необычных вещей для детских исследований и опытов.
Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо.
Ребенок рождается исследователем. У ребёнка присутствует неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "ввести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Актуальной остается эта проблема и в настоящее время. Но одно дело просто знакомить дошкольников с окружающим их миром, давать им готовые знания, а другое - позволить детям самим найти решение проблемы или свойства какого-либо объекта природы. В решении этого вопроса очень помогает возможность детского экспериментирования в дошкольном учреждении.
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,
наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
Когда ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.
Самый простой способ увлечь ребёнка наукой — дать дополнительные инструменты, которые помогут изучать окружающий мир. Хороший вариант — оптические приборы, созданные специально для детей. Даже самая обычная лупа или карманный микроскоп помогут ребёнку сделать много удивительных открытий.
Расскажу о том, как мы с детьми экспериментируем, проводим опыты с помощью шести необычных приборов.
1) Лупа
Первый прибор, с помощью которого мы проводим эксперименты, используем в НОД по ознакомлению с окружающим для рассматривания абсолютно разных предметов (камни, песок, – лупа – это научный прибор, который позволяет рассмотреть что-то очень маленькое.
2) Лупа-карусель
На НОД по ознакомлению с окружающим мною используется лупа – карусель.
Цель такого занятия – создание условий для исследования сразу нескольких объектов живой и неживой природы.
На занятии с использованием лупы – карусели обязательно все дети проявляют интерес, любознательность и чувствуют себя настоящими исследователями и учёными.
Лупа-карусель — это не просто увеличительное стекло, а целый арсенал для юного исследователя. Состоит из шести специальных контейнеров, позволяющих сохранить для исследований жучков, бабочек, минералы, листья, цветки растений и многое другое. Каждый контейнер закрывается крышкой и закрепляется на небольшой карусели.
Лупа с двукратным увеличением расположена сверху. Через неё ребёнок изучает все собранные образцы, постепенно вращая карусель.
Минусы: для наблюдений можно использовать только неживые образцы.
3) Микроскоп
Для выведения исследований на новый уровень
С помощью микроскопа ребёнок наблюдает за микроорганизмами, обитающими в окружающей нас среде, поближе рассматривает клетки растений, живые клетки у человека.
Для детей проводился мастер – класс «Мир при увеличении».
Цель: исследование возможностей микроскопа для изучения объектов неживой природы.
На данном мастер – классе мы рассматривали соль, сахар, каплю воды.
Все дети были вовлечены в процесс, проявляли познавательную активность в деятельности.
Данный мастер – класс помогает развивать любознательность детей, интерес к происходящим вокруг него явлениям, создаёт необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, наблюдения и объектами неживой природы.
Плюсы микроскопа: качественный окуляр, плавная и надёжная фокусировка.
Минусы: вся оптика сделана из пластика, поэтому обращаться с ней нужно очень осторожно.
4) Бинокль
для исследований на природе
Бинокль для ребёнка – это не просто приспособление, это путь в мир фантазий и приключений.
Помимо познавательного интереса, бинокль развивает зрение детей и концентрацию внимания.
Мною используется бинокль в моментах НОД, в совместной исследовательской деятельности с детьми.
Проводилось НОД «Что за стёкла в бинокле?»
Цель: посредством исследовательской деятельности познакомить детей со свойствами линз в бинокле - способность увеличивать и уменьшать предметы.
На НОД с использованием бинокля развивается умение сравнивать, обобщать и делать выводы, расширяются познавательные потребности, направленные на обнаружение нового, интересного в окружающем мире, формируется готовность к совместной исследовательской деятельности.
5) Лупа-стакан
Существует такой прибор как лупа – стакан. Он позволяет рассматривать насекомых.
Лупа-стакан — простой, но оригинальный прибор для изучения окружающего мира. В стакан с прозрачными стенками можно аккуратно поместить жуков, бабочек или других насекомых и наблюдать за ними через увеличительное стекло в крышке. На донышко стакана нанесена измерительная сетка для определения размеров изучаемого объекта.
Этот прибор особенно заинтересует детей старше трёх лет. Они с удовольствием возьмут его с собой на природу.
Плюсы: крышка с дырочками позволяет насекомым дышать, есть два вида увеличений.
Минусы: пластиковый корпус.
Данного предмета нет у нас в группе, но для дальнейшей работы я собираюсь его приобрести.
6) Зрительная труба.
Для увлекательных прогулок и путешествий.
С помощью подзорной трубы ребёнок сможет в деталях рассмотреть любые удалённые предметы: дома, природу, зверей и птиц. У этой трубы нет острых углов или мелких съёмных деталей, а линзы изготовлены из безопасного оптического пластика.
Труба складывается. Её удобно брать с собой в любые путешествия, на прогулку в парк или в поездку на дачу. Даёт восьмикратное увеличение, труба поможет почувствовать себя настоящим путешественником и первооткрывателем.
Плюсы: очень лёгкая, ударопрочный пластиковый корпус.
Минусы: оптический пластик легко поцарапать и повредить.
Подзорной трубы у нас в группе нет, но в ближайшее время будет приобретена.
Вот такие необычные предметы можно использовать для экспериментирования с детьми.
А сейчас я хочу подробно рассказать о таком методе работы с детьми как «Метод луп». Вы могли подумать, что это просто эксперименты с использованием обыкновенной лупы, про которые и так все знают. Но я спешу вас удивить и сказать, что это необычные лупы, а пластмассовые таблички, по форме напоминающие лупы, на которых изображены органы чувств (орган зрения – глаз, орган обоняния нос, орган вкуса - язык, орган осязания – кожа (руки), орган слуха - ухо) и дополнительная табличка, на которой изображены все органы чувств.
Детям предлагаю несколько разных предметов (ракушка, фрукты, песок, пуговицы, капсулы от киндер – сюрприза с запахами), также использую повязка на глаза, чтобы ребёнок не мог подсмотреть какой предмет ему предлагается отгадать.
Затем ребёнку показываю табличку с изображением органа чувств, если ребёнку досталась карточка с изображением глаз, он только смотрит на предмет и говорит что это, если досталась карточка с изображением уха, то отгадывает предмет, лишь послушав его звучание, карточка с изображением рук означает то, что ребёнок только трогает предмет и называет его, изображение языка – только пробует предмет на вкус, а изображение носа – только нюхает, а затем называет предмет.
Карточка с изображением всех органов чувств означает, что ребёнок делает всё, что изображено на карточке: смотрит на предмет, нюхает его, трогает, пробует, слушает и, исходя из этого, описывает предмет и делает заключение о том, что же это такое.
После проделанных действий, ребята обмениваются мнениями друг с другом и со мной о том, что были за предметы им предложены, рассказывают о своих ощущениях во время ощупывания, слушания, пробы предмета на вкус.
По итогу данной деятельности, детьми создаётся общий продукт, в нашем случае картина, из всех предметов, которые отгадывали дети.
Представленный метод использую для развития органов чувств, сенсорики, образного мышления, познавательного интереса.
Экспериментирование - это давно известный метод, который интересен детям, но используя необычные предметы для экспериментирования, метод «луп», можно сделать данную деятельность ещё интереснее, проще, увлекательнее и принести что –то новое в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шесть необычных способов принять решение
У каждого из нас есть свой способ принятия решений. Мы можем тщательно взвесить все за и против, посоветоваться с близким человеком или экспертом. А вот американский психотерапевт Илона Тобин (Ilona T...
Сценарий выпускного вечера "Музый необычных вещей"
Сценарий выпускного вечера в подготовительной к школе группе...
«Необычными вещами рисовать умеем сами» (нетрадиционное рисование )
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать ...
Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами»
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у д...
Выпускной в детском саду 2015 "Музей необычных вещей"
В ходе праздника открывается музей необычных вещей, в который помещаются различные эспонаты:пустышка, горшок и банка слёз, подушка, шкатулка с детскими мечтами, игрушки, молочный зуб и вредные привычк...
Центр экспериментирования и исследований «Мир опытов и экспериментов»
Центр экспериментирования и исследований«Мир опытов и экспериментов»...
"Использование детского исследования и экспериментирования в дошкольном образовании "
Познакомить педагогов с методикой проведения исследований со старшими дошкольниками по А.И. Савенкову. Педагогу предлагается подготовить карточки с символическим изображением "методов исследовани...