Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование"
консультация по окружающему миру (средняя группа) по теме

Агафонова Ирина Александровна

 

«Детское экспериментирование»

 

Перед человеком к разуму три пути:

Путь подражания – самый легкий,

Путь размышления – самый благородный,

Путь личного опыта – самый тяжелый путь.

Конфуций.

     Многие классики - педагогики считали детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности, так как для полноценного развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Детское экспериментирование, по мнению многих исследователей, является методом «близким к идеальному» при формировании представлений об окружающей естественно-научной действительности и экологических представлений.  Согласно гипотезе советского исследователя Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль.

Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Это деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.

     Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

      В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

      В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, федеральными государственными требованиями к построению образовательного процесса в ДОУ,  учреждения дошкольного образования пересматривают формы и методы работы с детьми-дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Поэтому все чаще наблюдается активное внедрение в практику работы детских садов  метода детского экспериментирования.

       Для развития самостоятельности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе нами была создана лаборатория для самостоятельного экспериментирования. Материал и оборудование в центре экспериментирования распределены по разделам и расположены в доступном для детей месте.

 

В нашей группе имеется: 

1) центр экологии, который оснащён   в соответствии с возрастными особенностями детей:

● оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);

● гербарий, иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром, оборудование для развития сенсорного опыта (форма, цвет, величина), освоения действий с предметами (завинчивание, забивание и т.д.), фонотека звуков живой и неживой природы;

● календарем природы; 

1) лаборатория, которая оснащёна   в соответствии с возрастными особенностями детей:

● природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое);

● календарями  наблюдений;  

● иллюстративным справочным материалом;

● в соответствии с методическими требованиями подобран материал  для познавательной  деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов);

●подобраны коллекция тканей, бумаги;

●приобрели: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты,  пробирки, мерные стаканчики, весы, песочные часы, дидактические игры познавательного характера;

● изготовили: флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, фартуки для проведения опытов,  картотеку детских опытов, паспорт экологической тропы.

● картотека опытов  по всем возрастным группам.

● Пополнили библиотеку группы методическими пособиями:

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,

Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой»,

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,

● энциклопедиями для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы».

 

     Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

 

Наша деятельность по развитию самостоятельности детей в процессе экспериментирования строится на взаимодействии личностно-ориентационного характера. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развивает его индивидуальность, субъективные качества, помогает ему “ творит себя” как свободного, самостоятельного, развитого, образованного, ответственного человека.

 

Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty_detskoe_eksperimentirovanie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование»

Перед человеком к разуму три пути:

Путь подражания – самый легкий,

Путь размышления – самый благородный,

Путь личного опыта – самый тяжелый путь.

Конфуций.

     Многие классики - педагогики считали детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности, так как для полноценного развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Детское экспериментирование, по мнению многих исследователей, является методом «близким к идеальному» при формировании представлений об окружающей естественно-научной действительности и экологических представлений.  Согласно гипотезе советского исследователя Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль.

Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Это деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.

     Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

      В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

      В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, федеральными государственными требованиями к построению образовательного процесса в ДОУ,  учреждения дошкольного образования пересматривают формы и методы работы с детьми-дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Поэтому все чаще наблюдается активное внедрение в практику работы детских садов  метода детского экспериментирования.

       Для развития самостоятельности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе нами была создана лаборатория для самостоятельного экспериментирования. Материал и оборудование в центре экспериментирования распределены по разделам и расположены в доступном для детей месте.

В нашей группе имеется:  

1) центр экологии, который оснащён   в соответствии с возрастными особенностями детей:

● оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);

● гербарий, иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром, оборудование для развития сенсорного опыта (форма, цвет, величина), освоения действий с предметами (завинчивание, забивание и т.д.), фонотека звуков живой и неживой природы;

● календарем природы;  

1) лаборатория, которая оснащёна   в соответствии с возрастными особенностями детей:

● природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое);

● календарями  наблюдений;  

● иллюстративным справочным материалом;

● в соответствии с методическими требованиями подобран материал  для познавательной  деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов);

●подобраны коллекция тканей, бумаги;

●приобрели: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты,  пробирки, мерные стаканчики, весы, песочные часы, дидактические игры познавательного характера;

● изготовили: флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, фартуки для проведения опытов,  картотеку детских опытов, паспорт экологической тропы.

● картотека опытов  по всем возрастным группам.

● Пополнили библиотеку группы методическими пособиями:

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,

Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой»,

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,

● энциклопедиями для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы».

     Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Наша деятельность по развитию самостоятельности детей в процессе экспериментирования строится на взаимодействии личностно-ориентационного характера. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развивает его индивидуальность, субъективные качества, помогает ему “ творит себя” как свободного, самостоятельного, развитого, образованного, ответственного человека.

Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за учебный год....

Сообщение из опыта работы на тему: " Детское экспериментирование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"

Сообщение из опыта работы на тему: "Детское эксперименторование - одна из наиболее эффективных форм работы с младшими дошкольниками"...

Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...

Сообщение из опыта работы "Экспериментирование на разносе"

Сообщение из опыта работы «Экспериментирование на разносе»Подготовили:Воспитатели МБДОУ д/с № 26Шамова Н.В.  Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,...