Статья "Рисуем, лепим, творим" - о развитии творчества у детей.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

 

 

«Рисуем, лепим, творим…»

 

 

   Воспитатель Бобина Т.Ю.   

2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Рисуем, лепим – творим.

Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста.  И не удивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему.

Детское рисование – хорошо знакомое всем явление. Рисование дети предпочитают многим другим занятиям. Чем же привлекательно для детей  рисование? Что делает его для них таким желанным? Во-первых, рисование доступно. Рисовать можно где угодно: палочкой по песку, мелом на асфальте, дома или в гостях на листочке. Провел несколько линий – уже рисунок. Во- вторых, ребенка волнует все происходящее в рисунке: волнуют образы и сюжеты, движения линий и изменчивость цвета. Рисование познавательно: помогает разглядеть, узнать, понять многое и показать свои знания. Рисование выразительно: в рисунке ребенок может выразить то, чего не в силах передать словами: свои восторги, желания, мечты, фантазии, даже страхи. Рисование продуктивно: рисуешь – и обязательно что-то получится. Рисунок можно повесить на стену, подарить или отложить, а потом достать и вновь рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно. Истинная же ценность детского рисования  заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются  от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.

Интерес к рисованию возникает в самом раннем возрасте. Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные, и следы от этих движений разные. Постучал пальцем  по столу – получились точки, провел в сторону – линии. А если в руке оказался карандаш, фломастер, кусок мела, процесс этот становится еще более приятным, увлекательным.  Детское рисование  в начальном периоде представляет собой чирканье и пачканье – это случайные точки, штрихи, пятна. Но штрихи и точки на рисунках разные – у кого-то они более яркие, сильные, у кого-то – более ажурные, у кого-то вырываются за пределы листа. Это говорит о настроении малыша  в данный момент, его темпераменте. Через свои рисунки малыш уже многое рассказывает о себе.

Для того, чтобы ребенок мог реализовать эмоциональные и продуктивные возможности, он  должен не бояться изобразительных материалов  и уметь пользоваться ими. Дети с удовольствием наблюдают, когда  взрослый что-то рисует или лепит.  Малыши убеждаются, что рисовать – интересно, а краски и фломастеры – безопасные.  Если нарисовать что-нибудь очень простое и доступное детям, назвать нарисованный предмет и прокомментировать свои действия, многим детям захочется повторить их, нарисовать свой рисунок. Малыши очень радуются, когда из красивой коробочки появляется много разноцветных карандашей, наблюдают, как карандаши оставляют на бумаге , повторяют движения за воспитателем. С интересом дети рассматривают баночки с красками гуашь, пробуют краску пальцами, даже нюхают их. Наблюдают, как взрослый разводит краску водой, размешивает. Вот появилась кисточка – малышам хочется потрогать ее мягкий ворс. Дети радуются сделанному открытию: оказывается, если кисточку обмакнуть в краску, а затем провести ворсом по бумаге. Получится красивый  яркий  след. У малышей появляется интерес к цвету, желание запомнить название цвета. Ребенок младшего возраста хочет и может попытаться изобразить что-то лишь в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает,  когда сам объект эмоционально значим для малыша (мама, любимая игрушка и т.д.) Несмотря на то, что рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношения. Пользуясь тем, что у ребенка есть яркий образ  конкретного предмета, можно побуждать малыша дополнить его рисунок. Постепенно можно подводить детей к тому, чтобы они ставили перед собой избирательные цели и добивались их достижения.

Одновременно с рисованием  дети решают  проблемные ситуации, оказываю помощь игровым персонажам, получают атрибуты к игре .

Рисование тесно связано с другими видами деятельности: речевой, познавательной, двигательной. Например, отправляемся с детьми в деревню (заочное путешествие), рисуем деревенскую улицу, дома, животных. Дети и сами могут дополнить рисунок, показать свои знания. Нарисуем на песке  круги – «кочки», и дети могут прыгать с одной кочки на другую. Тесно связано рисование и с математикой (различные величины, формы, множества, установление  тождества, сериация и т.д.), с конструированием (дети могут нарисовать лес, затем построить  возле него избушку).

Становясь старше, дети начинают осознавать свои собственные чувства, настроение, переживания и способны откликнуться на их проявления у других. На пятом году жизни ребенок начинает выходить за пределы окружающей действительности. Его теперь волнуют не только отношения, которые входят в круг его собственной жизни, ребенку становиться  интересен весь мир. Ребенок становится практически готов к эстетическому восприятию произведений живописи, начинает понимать, что в произведениях живописи не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение. От схематичных изображений в предметном рисовании дети переходят к связному изобразительному рассказу.

Наибольшее удовлетворение от результатов собственного творчества дети получают  при работе с краской. Яркие цвета радуют и восхищают ребенка, красочные рисунки  вселяют уверенность в себе и своих возможностях. Ребенок учится осознанно смешивать краски для получения новых цветов и оттенков и пользоваться этими приемами как средством выражения своего представления об окружающем мире.

У детей среднего дошкольного возраста еще нет потребности в совершенствовании и выразительной передаче изображений. Низкое качество рисунков или лепки огорчает детей. Необходимо научить детей совершенствовать рисунок (лепку). А это можно осуществить только на основе мотивации. Первый тип мотивации предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных персонажей (лес, домик, вещи, угощения для игровых и сказочных персонажей). Второй тип мотивации личной заинтересованности предполагает повторное возвращение ребенка к уже созданной работе (раскраска силуэта, украшение своего рисунка, дорисовывание его)

По-прежнему осуществляется связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности. Например, создание ландшафтов «Лес», «Река», макетов «Улица», «Город». Дети совместно с воспитателем создают коллажи, макеты, используя изобразительные средства. В математике – рисование геометрических фигур, прямых, ломаных, кривых линий, изображение определенного количества предметов (4 ножки у стола, 6 ног – у жука, 7 цветов радуги). В речевом развитии – рассказы детей о том, что они нарисовали, вылепили, вырезали наклеили.

В старшем дошкольном возрасте происходит взрыв творческой активности,  когда для детей максимально открываются  изобразительные возможности в графике и цвете, а исследовательский интерес к изобразительным возможностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Тематика рисунков бесконечно расширяется: это и события из жизни ребенка, исторические, сказочные, литературные сюжеты, портреты близких, пейзажи,  натюрморты, изображения животных и т.д.  Сами рисунки становятся  реалистичнее, детальнее, информативнее. У детей растет интерес к искусству, к иллюстрациям в книгах и журналах, к рисункам других детей. В их  суждениях появляется такая оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, как «красиво». Этот наиболее интенсивный период детства позволяет начинать развивающее знакомство детей со «взрослым» искусством в репродукциях, устраивать выставки детских рисунков. Эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса, они приобщают ребенка к высоким духовным ценностям.

Дети обращают внимание на разные эмоциональные состояния, которые присутствуют в жизни людей, обращают внимание на то, как при этом меняется мимика лица;  знакомятся с изобразительными средствами, с помощью которых художники передают эмоциональные состояния, стараются передать эмоции персонажей в рисунке.

У старших дошкольников развивается и совершенствуется цветоощущение. Наблюдая за предметами и объектами природы  в дневное  и вечернее время, дети убеждаются, что цвет предметов меняется в зависимости от освещения и от окружающих их предметов. Рассматривая траву на газоне, ребята замечают, что она имеет один оттенок на солнце и совсем другой в тени. Под действием солнечных лучей белизна снега  приобретает розовый оттенок, а пасмурное небо делает его серовато-голубоватым. Дети наблюдают за цветными бликами, которые падают от предметов с яркой окраской на любую чисто-белую поверхность других предметов. Дошкольники способны использовать полученные во время наблюдений знания в рисовании. Дети могут рассказать, какой день (солнечный или пасмурный)  они будут изображать на своем рисунке и как намерены передать это в окраске предметов, например, при помощи только теплой или только холодной цветовой гаммы. Старшие дошкольники  действуют с любым количеством цветов и их оттенков, запоминая последовательность их смешивания.

Большой популярностью у детей пользуются карандаши. по мнению художников, цветные и графитные карандаши обладают гораздо большими возможностями в передаче цвета. Важно, чтобы дети поняли, что темный или светлый оттенок можно получить, по-разному нажимая на карандаш.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста может  быть самое разнообразное содержание. Страх, надежду, любовь и ненависть, мечты и несбывшиеся желания – все это можно найти в детских рисунках. Но только свободное рисование и лепка позволят ребенку это передать.

Рисование оказывает положительное  влияние на разные эмоционально-волевые сферы. Рисуя, дошкольники становятся более собранными, внимательными, более сдержанными и аккуратными. А ведь именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств.

Не остается в стороне и лепка как вид изобразительной деятельности. интересен детям сам процесс лепки, интересно преобразование формы. С вылепленными  игрушками можно играть, их можно брать в руки, передвигать. Наряжать, раскрашивать. Дети лепят фигурки людей, животных, посуду. Лепят по мотивам народных игрушек  (дымковские игрушки). Дошкольники знакомятся с приемами передачи движения (собака бежит, сидит, подает лапу и т.д.)

Вылепленные из глины фигурки дети расписывают (дымковский  козлик, филимоновская свистулька). Ребята создают в лепке сказочные образы, фантастических животных, любимых персонажей мультфильмов, лепят по мотивам народных игрушек.

Чтобы глиняные изделия стали более прочными, в глину можно добавить клей ПВА. Клей можно добавить под неплотно прилегающие детали, прикреплять украшения в виде шариков, лепестков, колбасок. Можно использовать еще один прием – нанести на глину фактуры с помощью ткани. Например, клетчатые  штанишки для поросенка можно сделать, если придавить кусочек мешковины к фигурке так, чтобы на ней отпечаталась фактура.

Удивительно красивы и панно с отпечатками листьев. Прожилки получаются наоборот – как выемки. Сохнуть изделия должны  несколько дней. Трещины заделываются глиной. Просушенное изделие можно раскрашивать любой водорастворимой краской: акварелью, гуашью.

В повседневной жизни детей окружают разнообразные по форме, цвету, фактуре вещи. Дошкольники способны выделять в них такое качество, как красота. Чтобы сформировать эстетическое отношение к предметному миру, следует обращать внимание на материал, фактуру поверхности, форму, орнамент или узор. Дети знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством, узнают, что для каждой  местности характерны свои образцы народного искусства, что художники, работающие в области народного искусства, не свободны в выборе форм, украшений, орнамента, узора для своих произведений – они должны творить в русле сложившихся традиций.

У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в рисунке или лепке. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности детей, создать атмосферу комфортности, свободы, чтобы каждый ребенок  мог почувствовать себя творцом.

 

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuem_lepim_tvorim.docx34.82 КБ
Файл risuem_lepim_tvorim.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

«Рисуем, лепим, творим…»

 

   Воспитатель Бобина Т.Ю.   

2015г.

            Рисуем, лепим – творим.

Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста.  И не удивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему.

Детское рисование – хорошо знакомое всем явление. Рисование дети предпочитают многим другим занятиям. Чем же привлекательно для детей  рисование? Что делает его для них таким желанным? Во-первых, рисование доступно. Рисовать можно где угодно: палочкой по песку, мелом на асфальте, дома или в гостях на листочке. Провел несколько линий – уже рисунок. Во- вторых, ребенка волнует все происходящее в рисунке: волнуют образы и сюжеты, движения линий и изменчивость цвета. Рисование познавательно: помогает разглядеть, узнать, понять многое и показать свои знания. Рисование выразительно: в рисунке ребенок может выразить то, чего не в силах передать словами: свои восторги, желания, мечты, фантазии, даже страхи. Рисование продуктивно: рисуешь – и обязательно что-то получится. Рисунок можно повесить на стену, подарить или отложить, а потом достать и вновь рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно. Истинная же ценность детского рисования  заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются  от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.

Интерес к рисованию возникает в самом раннем возрасте. Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные, и следы от этих движений разные. Постучал пальцем  по столу – получились точки, провел в сторону – линии. А если в руке оказался карандаш, фломастер, кусок мела, процесс этот становится еще более приятным, увлекательным.  Детское рисование  в начальном периоде представляет собой чирканье и пачканье – это случайные точки, штрихи, пятна. Но штрихи и точки на рисунках разные – у кого-то они более яркие, сильные, у кого-то – более ажурные, у кого-то вырываются за пределы листа. Это говорит о настроении малыша  в данный момент, его темпераменте. Через свои рисунки малыш уже многое рассказывает о себе.

Для того, чтобы ребенок мог реализовать эмоциональные и продуктивные возможности, он  должен не бояться изобразительных материалов  и уметь пользоваться ими. Дети с удовольствием наблюдают, когда  взрослый что-то рисует или лепит.  Малыши убеждаются, что рисовать – интересно, а краски и фломастеры – безопасные.  Если нарисовать что-нибудь очень простое и доступное детям, назвать нарисованный предмет и прокомментировать свои действия, многим детям захочется повторить их, нарисовать свой рисунок. Малыши очень радуются, когда из красивой коробочки появляется много разноцветных карандашей, наблюдают, как карандаши оставляют на бумаге , повторяют движения за воспитателем. С интересом дети рассматривают баночки с красками гуашь, пробуют краску пальцами, даже нюхают их. Наблюдают, как взрослый разводит краску водой, размешивает. Вот появилась кисточка – малышам хочется потрогать ее мягкий ворс. Дети радуются сделанному открытию: оказывается, если кисточку обмакнуть в краску, а затем провести ворсом по бумаге. Получится красивый  яркий  след. У малышей появляется интерес к цвету, желание запомнить название цвета. Ребенок младшего возраста хочет и может попытаться изобразить что-то лишь в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает,  когда сам объект эмоционально значим для малыша (мама, любимая игрушка и т.д.) Несмотря на то, что рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношения. Пользуясь тем, что у ребенка есть яркий образ  конкретного предмета, можно побуждать малыша дополнить его рисунок. Постепенно можно подводить детей к тому, чтобы они ставили перед собой избирательные цели и добивались их достижения.

Одновременно с рисованием  дети решают  проблемные ситуации, оказываю помощь игровым персонажам, получают атрибуты к игре .

Рисование тесно связано с другими видами деятельности: речевой, познавательной, двигательной. Например, отправляемся с детьми в деревню (заочное путешествие), рисуем деревенскую улицу, дома, животных. Дети и сами могут дополнить рисунок, показать свои знания. Нарисуем на песке  круги – «кочки», и дети могут прыгать с одной кочки на другую. Тесно связано рисование и с математикой (различные величины, формы, множества, установление  тождества, сериация и т.д.), с конструированием (дети могут нарисовать лес, затем построить  возле него избушку).

Становясь старше, дети начинают осознавать свои собственные чувства, настроение, переживания и способны откликнуться на их проявления у других. На пятом году жизни ребенок начинает выходить за пределы окружающей действительности. Его теперь волнуют не только отношения, которые входят в круг его собственной жизни, ребенку становиться  интересен весь мир. Ребенок становится практически готов к эстетическому восприятию произведений живописи, начинает понимать, что в произведениях живописи не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение. От схематичных изображений в предметном рисовании дети переходят к связному изобразительному рассказу.

Наибольшее удовлетворение от результатов собственного творчества дети получают  при работе с краской. Яркие цвета радуют и восхищают ребенка, красочные рисунки  вселяют уверенность в себе и своих возможностях. Ребенок учится осознанно смешивать краски для получения новых цветов и оттенков и пользоваться этими приемами как средством выражения своего представления об окружающем мире.

У детей среднего дошкольного возраста еще нет потребности в совершенствовании и выразительной передаче изображений. Низкое качество рисунков или лепки огорчает детей. Необходимо научить детей совершенствовать рисунок (лепку). А это можно осуществить только на основе мотивации. Первый тип мотивации предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных персонажей (лес, домик, вещи, угощения для игровых и сказочных персонажей). Второй тип мотивации личной заинтересованности предполагает повторное возвращение ребенка к уже созданной работе (раскраска силуэта, украшение своего рисунка, дорисовывание его)

По-прежнему осуществляется связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности. Например, создание ландшафтов «Лес», «Река», макетов «Улица», «Город». Дети совместно с воспитателем создают коллажи, макеты, используя изобразительные средства. В математике – рисование геометрических фигур, прямых, ломаных, кривых линий, изображение определенного количества предметов (4 ножки у стола, 6 ног – у жука, 7 цветов радуги). В речевом развитии – рассказы детей о том, что они нарисовали, вылепили, вырезали наклеили.

В старшем дошкольном возрасте происходит взрыв творческой активности,  когда для детей максимально открываются  изобразительные возможности в графике и цвете, а исследовательский интерес к изобразительным возможностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Тематика рисунков бесконечно расширяется: это и события из жизни ребенка, исторические, сказочные, литературные сюжеты, портреты близких, пейзажи,  натюрморты, изображения животных и т.д.  Сами рисунки становятся  реалистичнее, детальнее, информативнее. У детей растет интерес к искусству, к иллюстрациям в книгах и журналах, к рисункам других детей. В их  суждениях появляется такая оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, как «красиво». Этот наиболее интенсивный период детства позволяет начинать развивающее знакомство детей со «взрослым» искусством в репродукциях, устраивать выставки детских рисунков. Эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса, они приобщают ребенка к высоким духовным ценностям.

Дети обращают внимание на разные эмоциональные состояния, которые присутствуют в жизни людей, обращают внимание на то, как при этом меняется мимика лица;  знакомятся с изобразительными средствами, с помощью которых художники передают эмоциональные состояния, стараются передать эмоции персонажей в рисунке.

У старших дошкольников развивается и совершенствуется цветоощущение. Наблюдая за предметами и объектами природы  в дневное  и вечернее время, дети убеждаются, что цвет предметов меняется в зависимости от освещения и от окружающих их предметов. Рассматривая траву на газоне, ребята замечают, что она имеет один оттенок на солнце и совсем другой в тени. Под действием солнечных лучей белизна снега  приобретает розовый оттенок, а пасмурное небо делает его серовато-голубоватым. Дети наблюдают за цветными бликами, которые падают от предметов с яркой окраской на любую чисто-белую поверхность других предметов. Дошкольники способны использовать полученные во время наблюдений знания в рисовании. Дети могут рассказать, какой день (солнечный или пасмурный)  они будут изображать на своем рисунке и как намерены передать это в окраске предметов, например, при помощи только теплой или только холодной цветовой гаммы. Старшие дошкольники  действуют с любым количеством цветов и их оттенков, запоминая последовательность их смешивания.

Большой популярностью у детей пользуются карандаши. по мнению художников, цветные и графитные карандаши обладают гораздо большими возможностями в передаче цвета. Важно, чтобы дети поняли, что темный или светлый оттенок можно получить, по-разному нажимая на карандаш.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста может  быть самое разнообразное содержание. Страх, надежду, любовь и ненависть, мечты и несбывшиеся желания – все это можно найти в детских рисунках. Но только свободное рисование и лепка позволят ребенку это передать.

Рисование оказывает положительное  влияние на разные эмоционально-волевые сферы. Рисуя, дошкольники становятся более собранными, внимательными, более сдержанными и аккуратными. А ведь именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств.

Не остается в стороне и лепка как вид изобразительной деятельности. интересен детям сам процесс лепки, интересно преобразование формы. С вылепленными  игрушками можно играть, их можно брать в руки, передвигать. Наряжать, раскрашивать. Дети лепят фигурки людей, животных, посуду. Лепят по мотивам народных игрушек  (дымковские игрушки). Дошкольники знакомятся с приемами передачи движения (собака бежит, сидит, подает лапу и т.д.)

Вылепленные из глины фигурки дети расписывают (дымковский  козлик, филимоновская свистулька). Ребята создают в лепке сказочные образы, фантастических животных, любимых персонажей мультфильмов, лепят по мотивам народных игрушек.

Чтобы глиняные изделия стали более прочными, в глину можно добавить клей ПВА. Клей можно добавить под неплотно прилегающие детали, прикреплять украшения в виде шариков, лепестков, колбасок. Можно использовать еще один прием – нанести на глину фактуры с помощью ткани. Например, клетчатые  штанишки для поросенка можно сделать, если придавить кусочек мешковины к фигурке так, чтобы на ней отпечаталась фактура.

Удивительно красивы и панно с отпечатками листьев. Прожилки получаются наоборот – как выемки. Сохнуть изделия должны  несколько дней. Трещины заделываются глиной. Просушенное изделие можно раскрашивать любой водорастворимой краской: акварелью, гуашью.

В повседневной жизни детей окружают разнообразные по форме, цвету, фактуре вещи. Дошкольники способны выделять в них такое качество, как красота. Чтобы сформировать эстетическое отношение к предметному миру, следует обращать внимание на материал, фактуру поверхности, форму, орнамент или узор. Дети знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством, узнают, что для каждой  местности характерны свои образцы народного искусства, что художники, работающие в области народного искусства, не свободны в выборе форм, украшений, орнамента, узора для своих произведений – они должны творить в русле сложившихся традиций.

У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в рисунке или лепке. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности детей, создать атмосферу комфортности, свободы, чтобы каждый ребенок  мог почувствовать себя творцом.

             



Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

«Рисуем, лепим, творим…»

 

   Воспитатель Бобина Т.Ю.   

2015г.

            Рисуем, лепим – творим.

Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста.  И не удивительно: деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему.

Детское рисование – хорошо знакомое всем явление. Рисование дети предпочитают многим другим занятиям. Чем же привлекательно для детей  рисование? Что делает его для них таким желанным? Во-первых, рисование доступно. Рисовать можно где угодно: палочкой по песку, мелом на асфальте, дома или в гостях на листочке. Провел несколько линий – уже рисунок. Во- вторых, ребенка волнует все происходящее в рисунке: волнуют образы и сюжеты, движения линий и изменчивость цвета. Рисование познавательно: помогает разглядеть, узнать, понять многое и показать свои знания. Рисование выразительно: в рисунке ребенок может выразить то, чего не в силах передать словами: свои восторги, желания, мечты, фантазии, даже страхи. Рисование продуктивно: рисуешь – и обязательно что-то получится. Рисунок можно повесить на стену, подарить или отложить, а потом достать и вновь рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно. Истинная же ценность детского рисования  заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются  от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.

Интерес к рисованию возникает в самом раннем возрасте. Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные, и следы от этих движений разные. Постучал пальцем  по столу – получились точки, провел в сторону – линии. А если в руке оказался карандаш, фломастер, кусок мела, процесс этот становится еще более приятным, увлекательным.  Детское рисование  в начальном периоде представляет собой чирканье и пачканье – это случайные точки, штрихи, пятна. Но штрихи и точки на рисунках разные – у кого-то они более яркие, сильные, у кого-то – более ажурные, у кого-то вырываются за пределы листа. Это говорит о настроении малыша  в данный момент, его темпераменте. Через свои рисунки малыш уже многое рассказывает о себе.

Для того, чтобы ребенок мог реализовать эмоциональные и продуктивные возможности, он  должен не бояться изобразительных материалов  и уметь пользоваться ими. Дети с удовольствием наблюдают, когда  взрослый что-то рисует или лепит.  Малыши убеждаются, что рисовать – интересно, а краски и фломастеры – безопасные.  Если нарисовать что-нибудь очень простое и доступное детям, назвать нарисованный предмет и прокомментировать свои действия, многим детям захочется повторить их, нарисовать свой рисунок. Малыши очень радуются, когда из красивой коробочки появляется много разноцветных карандашей, наблюдают, как карандаши оставляют на бумаге , повторяют движения за воспитателем. С интересом дети рассматривают баночки с красками гуашь, пробуют краску пальцами, даже нюхают их. Наблюдают, как взрослый разводит краску водой, размешивает. Вот появилась кисточка – малышам хочется потрогать ее мягкий ворс. Дети радуются сделанному открытию: оказывается, если кисточку обмакнуть в краску, а затем провести ворсом по бумаге. Получится красивый  яркий  след. У малышей появляется интерес к цвету, желание запомнить название цвета. Ребенок младшего возраста хочет и может попытаться изобразить что-то лишь в том случае, если у него есть яркий образ предмета. Такой образ возникает,  когда сам объект эмоционально значим для малыша (мама, любимая игрушка и т.д.) Несмотря на то, что рисунки получаются очень несовершенными, маленькие дети склонны отражать в них свои чувства и отношения. Пользуясь тем, что у ребенка есть яркий образ  конкретного предмета, можно побуждать малыша дополнить его рисунок. Постепенно можно подводить детей к тому, чтобы они ставили перед собой избирательные цели и добивались их достижения.

Одновременно с рисованием  дети решают  проблемные ситуации, оказываю помощь игровым персонажам, получают атрибуты к игре .

Рисование тесно связано с другими видами деятельности: речевой, познавательной, двигательной. Например, отправляемся с детьми в деревню (заочное путешествие), рисуем деревенскую улицу, дома, животных. Дети и сами могут дополнить рисунок, показать свои знания. Нарисуем на песке  круги – «кочки», и дети могут прыгать с одной кочки на другую. Тесно связано рисование и с математикой (различные величины, формы, множества, установление  тождества, сериация и т.д.), с конструированием (дети могут нарисовать лес, затем построить  возле него избушку).

Становясь старше, дети начинают осознавать свои собственные чувства, настроение, переживания и способны откликнуться на их проявления у других. На пятом году жизни ребенок начинает выходить за пределы окружающей действительности. Его теперь волнуют не только отношения, которые входят в круг его собственной жизни, ребенку становиться  интересен весь мир. Ребенок становится практически готов к эстетическому восприятию произведений живописи, начинает понимать, что в произведениях живописи не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение. От схематичных изображений в предметном рисовании дети переходят к связному изобразительному рассказу.

Наибольшее удовлетворение от результатов собственного творчества дети получают  при работе с краской. Яркие цвета радуют и восхищают ребенка, красочные рисунки  вселяют уверенность в себе и своих возможностях. Ребенок учится осознанно смешивать краски для получения новых цветов и оттенков и пользоваться этими приемами как средством выражения своего представления об окружающем мире.

У детей среднего дошкольного возраста еще нет потребности в совершенствовании и выразительной передаче изображений. Низкое качество рисунков или лепки огорчает детей. Необходимо научить детей совершенствовать рисунок (лепку). А это можно осуществить только на основе мотивации. Первый тип мотивации предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных персонажей (лес, домик, вещи, угощения для игровых и сказочных персонажей). Второй тип мотивации личной заинтересованности предполагает повторное возвращение ребенка к уже созданной работе (раскраска силуэта, украшение своего рисунка, дорисовывание его)

По-прежнему осуществляется связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности. Например, создание ландшафтов «Лес», «Река», макетов «Улица», «Город». Дети совместно с воспитателем создают коллажи, макеты, используя изобразительные средства. В математике – рисование геометрических фигур, прямых, ломаных, кривых линий, изображение определенного количества предметов (4 ножки у стола, 6 ног – у жука, 7 цветов радуги). В речевом развитии – рассказы детей о том, что они нарисовали, вылепили, вырезали наклеили.

В старшем дошкольном возрасте происходит взрыв творческой активности,  когда для детей максимально открываются  изобразительные возможности в графике и цвете, а исследовательский интерес к изобразительным возможностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Тематика рисунков бесконечно расширяется: это и события из жизни ребенка, исторические, сказочные, литературные сюжеты, портреты близких, пейзажи,  натюрморты, изображения животных и т.д.  Сами рисунки становятся  реалистичнее, детальнее, информативнее. У детей растет интерес к искусству, к иллюстрациям в книгах и журналах, к рисункам других детей. В их  суждениях появляется такая оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, как «красиво». Этот наиболее интенсивный период детства позволяет начинать развивающее знакомство детей со «взрослым» искусством в репродукциях, устраивать выставки детских рисунков. Эмоции, вызванные искусством, способны творить чудеса, они приобщают ребенка к высоким духовным ценностям.

Дети обращают внимание на разные эмоциональные состояния, которые присутствуют в жизни людей, обращают внимание на то, как при этом меняется мимика лица;  знакомятся с изобразительными средствами, с помощью которых художники передают эмоциональные состояния, стараются передать эмоции персонажей в рисунке.

У старших дошкольников развивается и совершенствуется цветоощущение. Наблюдая за предметами и объектами природы  в дневное  и вечернее время, дети убеждаются, что цвет предметов меняется в зависимости от освещения и от окружающих их предметов. Рассматривая траву на газоне, ребята замечают, что она имеет один оттенок на солнце и совсем другой в тени. Под действием солнечных лучей белизна снега  приобретает розовый оттенок, а пасмурное небо делает его серовато-голубоватым. Дети наблюдают за цветными бликами, которые падают от предметов с яркой окраской на любую чисто-белую поверхность других предметов. Дошкольники способны использовать полученные во время наблюдений знания в рисовании. Дети могут рассказать, какой день (солнечный или пасмурный)  они будут изображать на своем рисунке и как намерены передать это в окраске предметов, например, при помощи только теплой или только холодной цветовой гаммы. Старшие дошкольники  действуют с любым количеством цветов и их оттенков, запоминая последовательность их смешивания.

Большой популярностью у детей пользуются карандаши. по мнению художников, цветные и графитные карандаши обладают гораздо большими возможностями в передаче цвета. Важно, чтобы дети поняли, что темный или светлый оттенок можно получить, по-разному нажимая на карандаш.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста может  быть самое разнообразное содержание. Страх, надежду, любовь и ненависть, мечты и несбывшиеся желания – все это можно найти в детских рисунках. Но только свободное рисование и лепка позволят ребенку это передать.

Рисование оказывает положительное  влияние на разные эмоционально-волевые сферы. Рисуя, дошкольники становятся более собранными, внимательными, более сдержанными и аккуратными. А ведь именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств.

Не остается в стороне и лепка как вид изобразительной деятельности. интересен детям сам процесс лепки, интересно преобразование формы. С вылепленными  игрушками можно играть, их можно брать в руки, передвигать. Наряжать, раскрашивать. Дети лепят фигурки людей, животных, посуду. Лепят по мотивам народных игрушек  (дымковские игрушки). Дошкольники знакомятся с приемами передачи движения (собака бежит, сидит, подает лапу и т.д.)

Вылепленные из глины фигурки дети расписывают (дымковский  козлик, филимоновская свистулька). Ребята создают в лепке сказочные образы, фантастических животных, любимых персонажей мультфильмов, лепят по мотивам народных игрушек.

Чтобы глиняные изделия стали более прочными, в глину можно добавить клей ПВА. Клей можно добавить под неплотно прилегающие детали, прикреплять украшения в виде шариков, лепестков, колбасок. Можно использовать еще один прием – нанести на глину фактуры с помощью ткани. Например, клетчатые  штанишки для поросенка можно сделать, если придавить кусочек мешковины к фигурке так, чтобы на ней отпечаталась фактура.

Удивительно красивы и панно с отпечатками листьев. Прожилки получаются наоборот – как выемки. Сохнуть изделия должны  несколько дней. Трещины заделываются глиной. Просушенное изделие можно раскрашивать любой водорастворимой краской: акварелью, гуашью.

В повседневной жизни детей окружают разнообразные по форме, цвету, фактуре вещи. Дошкольники способны выделять в них такое качество, как красота. Чтобы сформировать эстетическое отношение к предметному миру, следует обращать внимание на материал, фактуру поверхности, форму, орнамент или узор. Дети знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством, узнают, что для каждой  местности характерны свои образцы народного искусства, что художники, работающие в области народного искусства, не свободны в выборе форм, украшений, орнамента, узора для своих произведений – они должны творить в русле сложившихся традиций.

У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в рисунке или лепке. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности детей, создать атмосферу комфортности, свободы, чтобы каждый ребенок  мог почувствовать себя творцом.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГР-ДРАММАТИЗАЦИЙ

Игра самая главная, самая любимая и самая радостная деятельность детей. Она представлена подвижными, строительными, сюжетно-ролевыми, дидактическими, н...

Опыт работы «Развитие творчества у детей на занятиях по развитию речи»

Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определённые нав...

Опыт работы «Развитие творчества у детей на занятиях по развитию речи»

Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определённые нав...

Опыт работы «Развитие творчества у детей на занятиях по развитию речи»

Цель: развить и раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребёнка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определённые нав...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию "Использование нетрадиционных техник рисования в изо деятельности для развития творчества" для детей 5 - 7 лет

Аннотация к рабочей программе педагога по изобразительной деятельности    Рабочая программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной  деятельность для разв...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей»

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей»...