Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа
опыты и эксперименты по рисованию (средняя группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9
Тема: Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа
Автор опыта Емельянова Ольга Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9, педагогический стаж 30 лет
На протяжении всех лет работы в дошкольном учреждении во мне сформировалось четкое убеждение, что художественная деятельность дошкольника – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
С выходом в свет программы художественного воспитания детей «Цветные ладошки» автора Ирины Александровны Лыковой для нас, педагогов – дошкольников, открылась возможность новых подходов к художественно-творческому развитию ребенка. В Программе гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Лепка, аппликация и рисование выступают как единое творческое пространство с общими темами и образами. Учебно-воспитательный процесс на всех ступенях дошкольного детства запланирован с учетом принципа преемственности. Автор представила новый подход к художественно-творческому развитию детей, необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Шаг за шагом, от простого к сложному дети совершенствуют свои навыки, с радостью и удивлением открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Чем разнообразнее детское художественное творчество, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Работая по программе «Цветные ладошки» я по-новому строю свои отношения с детьми: соавторство, содружество, не обучаемый и обучающий, а равноправные партнеры.
Начала я работать по программе И.А.Лыковой, когда мои воспитанники были еще в 1 младшей группе. В этом возрасте мы формировали способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, малых форм. Начинали знакомство с народной игрушкой для развития условно-обобщенных художественных образов, учились находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Очень интересным и эффективным методом работы оказался метод наблюдения за художественной деятельностью воспитателя. Дети, наблюдая за процессом создания образов воспитателем, особенно если этот процесс сопровождался приговорками, прибаутками, потешками, сказками, с удовольствием брали в руки карандаш или пластилин и пытались стать соавторами. Особенно хорош этот прием для индивидуальной работы с детьми с высокой двигательной активностью.
Привлекателен для детей всех возрастов и метод нетрадиционного рисования. В моем сознании долго боролись противоречия, связанные с заложенным в нас еще в студенческие годы строгом представлении об обучении детей рисованию. Но практика показывала, что невозможно научить всех детей одинаково изображать требуемый предмет или образ. Важно в начале дошкольного детства вызвать интерес у ребенка к изобразительной деятельности, сформировать в нем представление о предмете, научить видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, правильно держать карандаш, знать назначение красок и кисти, научить правилам пользования ими, видеть границы листа бумаги и контуры силуэта при раскрашивании и другие основы изобразительного творчества.
Так вот нетрадиционные способы изобразительной деятельности – это рисование пальчиками, кляксография, отпечатки ладошек на глине и тесте, обрывная аппликация и др. – способствовали вовлечению всех воспитанников в творческий процесс и раскрепощению детей, у которых слабо развиты творческие способности.
Например, Стрюк Катя, девочка со сложным характером и взрывная в случаях собственных неудач, в 4 года совершенно изменила свое отношение к рисованию после изображения пальчиками пушистого крольчонка, которого я приносила в детский сад для предварительной работы. Привлекательный способ рисования помог в определенный момент раскрыть в ребенке стремление изобразить что-либо, видеть и гордиться результатом собственного труда.
С изменением возраста детей усложнялись задачи и прогрессировала тематика работы по изобразительной деятельности. Все больше заданий автор программы предлагает для самостоятельного выбора художественных образов, замыслов, передачи собственных впечатлений об окружающем мире. Дети все чаще рисуют по представлению с передачей движений. Такие усложнения легко преодолимы, так как программой предусмотрена единая тематика для двух-трех видов изобразительного творчества. Например, тема «Качели-карусели» для подготовительной группы обозначена сначала для лепки с целью тактильного и предметного контакта с изображаемыми формами, а затем в рисовании, когда ребенок уже имеет практическое представление о поставленной задаче.
Различные темы с усложняющимися программными задачами помогают совершенствовать способности детей, не утомляя их своим однообразием. Например, темы рисования фигуры человека. По этим рисункам прослеживается повышение уровня способностей ребенка в рисовании человека.
Очень интересны работы, по результатам которых дети сами дают названия изображениям. Сначала ребенок нарисовал рисунок нетрадиционным способом, а затем определил, на что это похоже и оформил дополнительными элементами.
Большое значение имеет индивидуальная работа с детьми и работа подгруппами. Это способствует более глубокому развитию способностей преуспевающих детей и привлечению к изобразительной деятельности детей с невысоким творческим потенциалом. Хорошей практикой в нашей группе стало объединение работ вне занятий в тематические альбомы. У всех детей появляется цель и стремление непременно видеть свою работу в общем альбоме, который потом увидят все родители.
Одним из условий воспитания эстетического отношения и художественно-творческих способностей является правильно организованная эстетическая предметно-развивающая среда. Чтобы «напитать детей красотой», они должны видеть красоту в окружающей обстановке детского сада. Начиная с прихода в детский сад, дети общаются с самым великим художником - природой. На территории детского сада много разнообразных деревьев, клумб, цветников, красоту которых мы с детьми с удовольствием наблюдаем и описываем. Все педагоги украшают участки, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии.
На протяжении всех лет дошкольного детства непременным требованием к себе и моей работе является создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей. Для этого стараюсь должным образом оформить уголок для художественного творчества. Наличие раскрасок, листов для рисования в свободном доступе, всегда готовые к рисованию карандаши и краски, беспрепятственный доступ к рассматриванию всевозможных изданий по изобразительной деятельности. Здесь дети знакомятся с творчеством художников, художников-иллюстраторов детской книги, экспериментируют с различными изобразительными материалами и техниками.
Также немаловажна роль родителей в развитии детского творчества. В тематику наших родительских собраний были включены беседы о способах организации домашней художественной мастерской, о необходимости и грамотности приобретения материалов для детской изобразительной деятельности, проведены мастер-классы по созданию творческих работ из бросовых материалов, что особенно понравилось родителям. Многие мамы для себя сделали открытие и были удивлены простоте и доступности создания чудесных поделок. В продолжение темы таких родительских собраний были организованы выставки «Вместе с мамой», «Нарядная елка своими руками», «Сюрприз для мамы». Такие методы работы сближают родителей, детей и педагогов и решают одну из насущных проблем современного общества – дефицит общения родителей с детьми.
Результатом направления своей работы считаю наиболее эффективное познание детьми действительности, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, в творческом процессе у дошкольников вырабатываются навыки анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе изобразительной деятельности дети представляют результат своей работы, учатся оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы. Их словарный запас обогащается. Развивается восприятие, память, воображение. В изодеятельности дети учатся находить цветовые сочетания, добиваться сходства изображения предмета, дети получают удовлетворение, возникают положительные эмоции. У детей формируется эстетический вкус, основы художественной культуры.
Я желаю всем успехов в нашей непростой и в то же время интересной и всегда молодой работе, талантливых воспитанников и понимающих Вас родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие детских способностей к восприятию художестве | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9
Тема: Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа
Автор опыта Емельянова Ольга Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 9, педагогический стаж 30 лет
Поселок Первомайский Кущевский район Краснодарский край
2014 год
На протяжении всех лет работы в дошкольном учреждении во мне сформировалось четкое убеждение, что художественная деятельность дошкольника – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Художественная деятельность – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
С выходом в свет программы художественного воспитания детей «Цветные ладошки» автора Ирины Александровны Лыковой для нас, педагогов – дошкольников, открылась возможность новых подходов к художественно-творческому развитию ребенка. В Программе гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Лепка, аппликация и рисование выступают как единое творческое пространство с общими темами и образами. Учебно-воспитательный процесс на всех ступенях дошкольного детства запланирован с учетом принципа преемственности. Автор представила новый подход к художественно-творческому развитию детей, необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Шаг за шагом, от простого к сложному дети совершенствуют свои навыки, с радостью и удивлением открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Чем разнообразнее детское художественное творчество, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Работая по программе «Цветные ладошки» я по-новому строю свои отношения с детьми: соавторство, содружество, не обучаемый и обучающий, а равноправные партнеры.
Начала я работать по программе И.А.Лыковой, когда мои воспитанники были еще в 1 младшей группе. В этом возрасте мы формировали способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, малых форм. Начинали знакомство с народной игрушкой для развития условно-обобщенных художественных образов, учились находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Очень интересным и эффективным методом работы оказался метод наблюдения за художественной деятельностью воспитателя. Дети, наблюдая за процессом создания образов воспитателем, особенно если этот процесс сопровождался приговорками, прибаутками, потешками, сказками, с удовольствием брали в руки карандаш или пластилин и пытались стать соавторами. Особенно хорош этот прием для индивидуальной работы с детьми с высокой двигательной активностью.
Привлекателен для детей всех возрастов и метод нетрадиционного рисования. В моем сознании долго боролись противоречия, связанные с заложенным в нас еще в студенческие годы строгом представлении об обучении детей рисованию. Но практика показывала, что невозможно научить всех детей одинаково изображать требуемый предмет или образ. Важно в начале дошкольного детства вызвать интерес у ребенка к изобразительной деятельности, сформировать в нем представление о предмете, научить видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, правильно держать карандаш, знать назначение красок и кисти, научить правилам пользования ими, видеть границы листа бумаги и контуры силуэта при раскрашивании и другие основы изобразительного творчества.
Так вот нетрадиционные способы изобразительной деятельности – это рисование пальчиками, кляксография, отпечатки ладошек на глине и тесте, обрывная аппликация и др. – способствовали вовлечению всех воспитанников в творческий процесс и раскрепощению детей, у которых слабо развиты творческие способности.
Например, Стрюк Катя, девочка со сложным характером и взрывная в случаях собственных неудач, в 4 года совершенно изменила свое отношение к рисованию после изображения пальчиками пушистого крольчонка, которого я приносила в детский сад для предварительной работы. Привлекательный способ рисования помог в определенный момент раскрыть в ребенке стремление изобразить что-либо, видеть и гордиться результатом собственного труда.
С изменением возраста детей усложнялись задачи и прогрессировала тематика работы по изобразительной деятельности. Все больше заданий автор программы предлагает для самостоятельного выбора художественных образов, замыслов, передачи собственных впечатлений об окружающем мире. Дети все чаще рисуют по представлению с передачей движений. Такие усложнения легко преодолимы, так как программой предусмотрена единая тематика для двух-трех видов изобразительного творчества. Например, тема «Качели-карусели» для подготовительной группы обозначена сначала для лепки с целью тактильного и предметного контакта с изображаемыми формами, а затем в рисовании, когда ребенок уже имеет практическое представление о поставленной задаче.
Различные темы с усложняющимися программными задачами помогают совершенствовать способности детей, не утомляя их своим однообразием. Например, темы рисования фигуры человека. По этим рисункам прослеживается повышение уровня способностей ребенка в рисовании человека.
Очень интересны работы, по результатам которых дети сами дают названия изображениям. Сначала ребенок нарисовал рисунок нетрадиционным способом, а затем определил, на что это похоже и оформил дополнительными элементами.
Большое значение имеет индивидуальная работа с детьми и работа подгруппами. Это способствует более глубокому развитию способностей преуспевающих детей и привлечению к изобразительной деятельности детей с невысоким творческим потенциалом. Хорошей практикой в нашей группе стало объединение работ вне занятий в тематические альбомы. У всех детей появляется цель и стремление непременно видеть свою работу в общем альбоме, который потом увидят все родители.
Одним из условий воспитания эстетического отношения и художественно-творческих способностей является правильно организованная эстетическая предметно-развивающая среда. Чтобы «напитать детей красотой», они должны видеть красоту в окружающей обстановке детского сада. Начиная с прихода в детский сад, дети общаются с самым великим художником - природой. На территории детского сада много разнообразных деревьев, клумб, цветников, красоту которых мы с детьми с удовольствием наблюдаем и описываем. Все педагоги украшают участки, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии.
На протяжении всех лет дошкольного детства непременным требованием к себе и моей работе является создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей. Для этого стараюсь должным образом оформить уголок для художественного творчества. Наличие раскрасок, листов для рисования в свободном доступе, всегда готовые к рисованию карандаши и краски, беспрепятственный доступ к рассматриванию всевозможных изданий по изобразительной деятельности. Здесь дети знакомятся с творчеством художников, художников-иллюстраторов детской книги, экспериментируют с различными изобразительными материалами и техниками.
Также немаловажна роль родителей в развитии детского творчества. В тематику наших родительских собраний были включены беседы о способах организации домашней художественной мастерской, о необходимости и грамотности приобретения материалов для детской изобразительной деятельности, проведены мастер-классы по созданию творческих работ из бросовых материалов, что особенно понравилось родителям. Многие мамы для себя сделали открытие и были удивлены простоте и доступности создания чудесных поделок. В продолжение темы таких родительских собраний были организованы выставки «Вместе с мамой», «Нарядная елка своими руками», «Сюрприз для мамы». Такие методы работы сближают родителей, детей и педагогов и решают одну из насущных проблем современного общества – дефицит общения родителей с детьми.
Результатом направления своей работы считаю наиболее эффективное познание детьми действительности, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, в творческом процессе у дошкольников вырабатываются навыки анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе изобразительной деятельности дети представляют результат своей работы, учатся оперировать понятиями, рассуждать, делать выводы. Их словарный запас обогащается. Развивается восприятие, память, воображение. В изодеятельности дети учатся находить цветовые сочетания, добиваться сходства изображения предмета, дети получают удовлетворение, возникают положительные эмоции. У детей формируется эстетический вкус, основы художественной культуры.
Я желаю всем успехов в нашей непростой и в то же время интересной и всегда молодой работе, талантливых воспитанников и понимающих Вас родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольников
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.Игровая деятельность ребенка всегда есть об...
Обучение детей трёх лет созданию выразительных образов посредством использования нескольких художественных техник
В данной статье рассмотрены вопросы развития у детей трёх лет интереса к созданию выразительных художественных образов, обучения детей приёмам различных художественных техник, формирования уверенности...
Тема: "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей". "Курочка ряба"
Тема: "Создание выразительного образа в совместной деятельностивоспитателя и детей". "Курочка ряба"...
СОЗДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА
ОГЛАВЛЕНИЕ:ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СВ...
Статья "Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами техник живописи...
Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.
Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....
Развитие читательских интересов и восприятия художественной литературы детей старшего дошкольного возраста по произведениям Н.Н. Носова
laquo;Николай Николаевич Носов»Николай Николаевич Носов (1908—1976, русский киносценарист, драматург, прозаик, лауреат Сталинской премии третьей степени. 100-летний юбилей...