«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию на тему

Пищерикова Марина Евгеньевна
Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе рисования и лепки развиваются эстетические восприятие и представления. Также в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитываются интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Одна из главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов, - всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное, отношение.

 Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств  предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе рисования и лепки развиваются эстетические восприятие и представления.

Также в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитываются интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.  Исследования  Сакулиной Н.П.  показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Как отмечает КомароваТ.С.: "Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить".

Освоение техники детьми дошкольного возраста – самостоятельная и важная задача. Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. "Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное".

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

 Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования — не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Известный художник-педагог Башилов придавал особое значение разнообразию художественных техник и материалов, сравнивая их с музыкальными инструментами: «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе».

Таким образом, под художественной техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.

Детей необходимо учить разнообразным техникам, знакомить со свойствами и возможностями различных материалов, чтобы они могли свободно распоряжаться ими при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др.  В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Общие задачи:

- развивать у детей способности к изобразительной деятельности, воображение, творческие способности

- познакомить детей с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет)

- обучать детей самостоятельному определению замысла, сохраняя его на протяжении всей работы

- обучать передавать впечатления об окружающем, настроение и характер образа

- развивать композиционные умения, выделять в композиции главное

- воспитывать у детей трудолюбие, желание довести начатое до конца и добиваться результата

- воспитывать у детей эстетический вкус

В работе по использованию нетрадиционных художественных техник решаются особые задачи:

- создание условий для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественными материалами

- ознакомление детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами

- обучение различным способам использования разнообразных материалов и инструментов

- развитие умения подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче.

 К концу обучения дети могут:

- самостоятельно применять различные техники в рисовании в соответствии с замыслом

- располагать изображение по всему листу, размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, размера

- передавать настроение и характер образа в рисунке

- свободно владеть различными художественными инструментами и материалами (умеет регулировать силу нажима, движения уверенные, свободные)

- самостоятельно изготовить поделку из различного материала (картон, бумага, бросовый, природный материал)

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Для проведения занятий необходимо иметь разнообразный изобразительный материал: гуашь, акварель, сангина, пастель, уголь, тушь, воск, восковые мелки, пластилин, кисти мягкие и жесткие, разные штампы, шаблоны, тычки, тампоны, заостренные палочки, соломинки, нитки, бумага разных размеров и оттенков и др.

Хранится изоматериал таким образом, чтобы доступ детей к нему был открыт и удобен.

Оборудование включает в себя:  столы, стулья, демонстрационную доску, стеллажи для продуктов детской деятельности.

В помещении группе систематически открываются творческие выставки детских работ, персональные выставки отдельных детей.

Для того, чтобы поддержать интерес детей к изодеятельности и закрепить полученные на занятиях знания, в группах также оборудуются уголки творчества с самыми различными материалами и инструментами для этого вида деятельности.

Перечень материалов в них соответствует возрастным возможностям детей. Для демонстрации работ используются стенды, все детские работы размещаются в индивидуальных папках для ознакомления и просмотра детьми и родителями.

Итоговой формой работы с детьми является организация творческих выставок. Это могут быть выставки:

- тематические ("Золотая осень", "Зимушка-зима", "Цирк" и др.), где представленные работы выполнены с использованием различных нетрадиционных техник

- выставки работ, выполненных в какой-то одной технике (тычковая живопись, граттаж, пластилиновая и др.)

- авторские выставки (творческие работы отдельного ребенка с использованием нетрадиционных техник)

            Работа по ознакомлению с нетрадиционными техниками осуществляется поэтапно.

Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включает в себя следующие этапы:

1 этап - Знакомство с художественной техникой

2 этап - Упражнение в художественной технике

3 этап - Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность

Как правило, на первом этапе проходит первое знакомство с новой техникой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки, экспериментирование с материалом вызывает у ребенка положительные эмоции.

Можно использовать такую форму, как выставка работ, выполненных в определенной технике. Например, при знакомстве с техникой «свеча+акварель» детям предлагается рассмотреть работы различной тематики («Зимний пейзаж», «Цветы в вазе», «Ночной город» и др.). Главная цель  - усилить эмоциональное восприятие ребенка от увиденного, сравнить его с раннее полученными представлениями. Педагог подводит детей к пониманию того, что выразительность данных образов достигается использованием воска в сочетании с акварелью.

На втором этапе дети непосредственно упражняются в использовании нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходит на занятиях с различной тематикой. Таким образом, дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Как правило, данному этапу отводится 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.

Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла («Зимняя сказка», «Лес точно терем расписной», «Вальс цветов» и т.д.). На этом этапе происходит самостоятельный выбор ребенком средств для выражения своего замысла. Ребенку предоставляется большой выбор материалов и инструментов для адекватного воплощения образа.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

Существует много методов обучения нетрадиционной техники рисования. Одни из наиболее  известных -  методы по классификации  СкаткинаМ.Н. и Лернера И.Я.:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)

• репродуктивный

• проблемное изложение

• частично-поисковый (эвристический)

• исследовательский

         Объяснительно-иллюстративный.метод, как правило, используется на первом этапе обучения детей нетрадиционным художественным техникам, когда педагог, используя разные средства, сообщает детям готовую информацию (объясняет детям, как называется данный вид техники, как называется материал, как правильно пользоваться инструментом и т.д.).

Репродуктивный метод, в основном, используется на втором этапе, когда ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу (например, сначала воспитатель показала как работать жесткой кистью, затем потренировались на отдельном листе бумаги, после этого создается образ с помощью данного приема). Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.

Частично-поисковый и исследовательский методы предполагают, что ребенок самостоятельно находит различные варианты для решения поставленной задачи, он выбирает материал и инструменты для выполнения данной работы, использует полученные знания (например, для того, чтобы изобразить пушистого цыпленка, ребенок сам выбирает инструмент, которым он будет работать).

В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня - вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.

При использовании данных методов ребенок становится активным участником педагогического процесса, а не созерцателем и слушателем, он становится в ситуацию свободного выбора (темы, содержания, материала, способов и др.), он учится сравнивать, анализировать, обобщать.

Практически на каждом занятии используется художественное слово (загадки, стихи, отрывки из детских произведений), которые помогают более тонкому, образному восприятию.

Метод проблемных вопросов ставит ребенка в ситуацию, когда ему необходимо подумать, проанализировать что-то, сравнить, что способствует активизации мыслительных процессов у ребенка.

Метод творческих заданий способствует развитию творческого воображения, фантазии, нестандартного мышления, уход от шаблонов, позволяет запустить у ребенка механизм думания.

«Сказочная педагогика» - также один из действенных методов развивающего обучения. Самый любимый детский жанр - это сказка, поэтому использование сказочного сюжета на протяжении всего занятия, цикла занятий позволяет детям «входить» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации, способствует увлеченности и захваченности деятельностью.

Очень часто на занятиях используется прием «оживления окружающего мира», который способствует развитию у ребенка образного восприятия, воображения, когда знакомые предметы (карандаш, кисточка) наделяются признака­ми живого, умеют разговаривать, переживать, радоваться и т.д. Таким образом, выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами, содержанием, индивидуальными и возрастными особенностями детей и т.д.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК

На сегодняшний день существует большое многообразие различных художественных техник, которые успешно используются в практике работы с детьми дошкольного возраста (монотипия, граттаж, кляксография, пуантилизм и др.) и художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш, пастель, уголь, соус и др.

Использование этих графических материалов и разнообразных техник не только расширяет художественные представления детей об изобразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует навыки детей, позволяет разнообразить приемы работы, а главное - придает образам, создаваемым детьми, особую выразительность.

Рисование пальчиками

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Эффективен этот прием в индивидуальной работе с детьми, у которых недостаточно сформированы изобразительные навыки.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. В качестве материала берутся широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Интересен этот прием в организации коллективной работы.

«Оттиск штампами и печатками»

Возраст : от 3 лет

В качестве печаток можно использовать любой подручный материал (катушки от ниток, коробочки, пузырьки, ластики, пуговицы с «ножкой» и т.д.).

 Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Можно придумать целую страну «Геометрику», в которой и здания, и деревья, и животные, и люди составлены из разноцветных отпечатков разных геометрических форм.

«Оттиск поролоном»

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Этот способ очень хорош для изображения животных. Отпечаток, состоящий из мелких пятнышек, создает ощущение бархатистой поверхности изображения.

Оттиск пробкой

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск поролоном

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Отпечатки листьев

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: цвет, фактура.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок красками разных цветов, затем прикладывает к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Печать по трафарету

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж(грунтованный лист )

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается(можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: точка, фактура.

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Цветной граттаж

Возраст: от 6 лет

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Рекомендации педагогам

  • Использование  разныех форм художественной деятельности; коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
  • в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдать систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные

          способности детей.

  • повышать свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами  изображения.

Рекомендации родителям

  • материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;
  • знакомить его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагать  рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;
  • не критиковать ребенка и не торопить, наоборот, время от времени стимулировать занятия ребенка рисованием;
  • хвалить своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь каждый ребёнок индивидуален!

 

ЛИТЕРАТУРА

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. - Воронеж, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2004.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., Сфера, 2000.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., Академия, 1999.

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., Педагогика, 1983.

Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М., Российское педагогическое агентство, 1998.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М., Просвещение, 1978.

Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. - М., Педагогическое общество России, 1999.

Копцева Т.А. Природа и художник. - М., СФЕРА, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник аппликации и рисования в развитии детей дошкольного возраста.

Работа с нетрадиционными техниками аппликации и рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности....

"Значение нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Рисование - один из путей развития детской личности, но у многих детей в школьном возрасте интерес к рисованию угасает. О выявлении причин угасания интереса к изобразительной деятельности и об одном и...

Мастер-класс: «Креативные техники нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Креативные техники нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста...

«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных нав...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»   Цель: раскрыть значение нетрадици...

Консультация «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста».

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей....