«Развитие интереса к действиям с красками у детей 2-ого года жизни»
консультация по рисованию на тему

Изобразительная деятельность детей раннего возраста формируется постепенно, поэтому важно вовремя создать условия для её зарождения и развития. Игры занятия, направленные на развитие интереса к действиям с гуашыо и кистью, показывают: дети тянутся к ним. Краски привлекают их своей яркостью, а кисти- необычностью.

Детей привлекает возможность действовать рукой, а также, в отличие от «рисования» ладошками и пальцами, новые ощущения. Они получают удовольствие от собственных движений и от воздействия на материал, т.е. фактически от процесса «рисования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_interesa_k_deystviyam_s_kraskami_u_detey_2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие интереса к действиям с красками у детей 2-ого года жизни»

Насырова Н.Н. – воспитатель

МБДОУ г.Мурманска № 13

Изобразительная деятельность детей раннего возраста формируется постепенно, поэтому важно вовремя создать условия для её зарождения и развития. Существуют следующие направления работы: развитие интереса к действиям с различными изобразительными материалами, формирование умения увидеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях, создавать образ по замыслу.

На первом этапе детей знакомят с изобразительными материалами, живописными и графическими, отобранными с учётом возрастных особенностей малышей. Первый этап складывается из трёх циклов занятий: каждый направлен на активное экспериментирование с пальчиковыми красками (цикл 1), гуашью (цикл 2), графическими материалами (цикл 3). Основу игр- занятий составили «художественные опыты», в ходе которых дети знакомились с названными изобразительными материалами, осваивали действия с ними.

ПЕРВЫЙ цикл.

Включает две серии: рисование ладонями («цветные ладошки») и рисование пальчиками (пальцеграфия).

Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы (краски - это тоже предметы) руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребёнок овладеет  техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми (дети могут работать как правой, так и левой рукой). В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.

Знакомство с техникой «пальцеграфня» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движении.

Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают у детей неподдельный интерес!

В «пальчиковой живописи», создаваемой детьми 2-го года жизни, нет конкретного смысла: они сродни рисунку воды, облаков, огня, камня, что можно обозначить как эстетику случайного (Е.А.Брюн).

Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие - одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что, как известно, очень важно для формирования речи. Помимо этого в ходе «рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и заинтересованность в его одобрении.

Таким образом, занятия первого цикла позволили развить у детей интерес к действиям пальчиковыми красками как к предмету в виде изобразительного материала и, что особенно важно, способствовали отделению «рисования» от других двигательных игр.

ВТОРОЙ цикл.

Предусматривает ознакомление детей е гуашевыми красками.

Экспериментирование с гуашью, хотя и лишено ещё замысла на этом возрастном этапе, является очень важным для развития у детей навыков рисования. Действуя на каждом занятии с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причём от импульсивных действий переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оставляет следы), многократно повторяют одни и те же движения.

Не всегда лист бумаги оказывается заполненным, даже если интерес детей к рисованию ещё не иссяк. Это происходит «потому, что поле зрительного охвата в данном возрасте невелико и ребёнок большой лист бумаги охватывает по частям» (Е.А.Флёрина).

Итак, на занятиях второго цикла используются кисти различной конфигурации, что позволяет развивать мелкую моторику рук и помогает обучению предметным действиям.

Надо учитывать: наличие цветовой среды зрительно объединяет два цвета (цвет фона бумаги и цвет краски) и создаёт цветовую гармонию.

МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ.

Для развития движений руки и обучения умению правильно держать кисть используется комплекс методов и приёмов, прежде всего метод совместных действий педагога и ребёнка-«сотворчество» (Т.Г.Казакова,М.В.Гмошинская), помогающий вызвать у детей желание участвовать в совместном рисовании.

Обучая их владению кистью, следует использовать и такой приём, как показ действий: детям 2-го года жизни необходим пример для подражания, который помогает увидеть процесс возникновения пятен, линий, мазков. Этот приём не только обеспечивает обучение пользованию кистью, но и служит «ориентиром действий» с кистью и краской, становится «толчком к самостоятельным действиям детей» (Т.Г.Казакова) и способствует формированию самостоятельных действий на последующих этапах развития рисования. В ходе показа каждое действие называется.

Умением действовать кистью ребёнок овладевает не сразу. В процессе работы с неуверенными детьми возникает необходимость метода «пассивных движений» (Т.С.Комарова): педагог вкладывает кисть в руку ребёнка и. не выпуская её, рисует вместе с малышом, чтобы он чувствовал движение кисти и его направление.

В раннем возрасте рисование «тесно связывается с игровой деятельностью часто ею стимулируется» (Е.А.Флёрина). Кисть как инструмент для творчества в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами - основным «художественным» занятием детей 2-го года жизни. Такая деятельность отвечает их возможностям. Игра, в которой дети осваивают новые материалы, делится на несколько этапов: рассматривание кисточки и баночки с краской, ритмические действия кистью на бумаге, ориентировка на ней.

В каждой игре с художественными материалами бумага для детей является местом действия, а значит, рисование не вычленяется из игровой деятельности. Рисование гуашыо как двигательная сенсомоторная игра и рисование как изображение на занятиях сосуществуют. И тогда игры обретают изобразительный смысл, а дети получают удовольствие и от своих движении, и от возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).

КАК ВСЁ ПРОИСХОДИТ.

Игры занятия, направленные на развитие интереса к действиям с гуашыо и кистью, показывают: дети тянутся к ним. Краски привлекают их своей яркостью, а кисти- необычностью.

Детей привлекает возможность действовать рукой, а также, в отличие от «рисования» ладошками и пальцами, новые ощущения. Они получают удовольствие от собственных движений и от воздействия на материал, т.е. фактически от процесса «рисования».

Дети, уже знакомые с «рисованием» пальцами и ладошкой, умеют контролировать своё игровое поведение на листе бумаги- они понимают, что у него есть края, и не выходят за них.

Детей интересует не только сам процесс работы гуашью и кистью, но и её результат. На созданные ими самими цветные «композиции» дети обращают внимание даже по истечении нескольких занятий. Из 2-3 предложенных выделяют именно свою картинку, радуясь цветовым пятнам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий

Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий. Опрос детей по теме: Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий I. Название проф...

Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий

Рекомендации родителям по формированию интереса у детей к людям разных профессий. Расширять знания детей о мире профессий и профессиональных качествах в доступной форме. Углублять знания о том, что лю...

КОНСПЕКТ интегрированной НОД по развитию интереса к русской национальной культуре у детей пятого года жизни.

Тема: «Народная игрушка - матрешка»Цели НОД : 1. Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; активизировать словарь.2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.3. Развивать интерес детей к н...

Конспект на тему: «Рекомендации для родителей, формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий»

Уважаемые родители!Игра «Кто, где работает?»Спросите у ребенка: кто работает в магазине..., в детском саде..., в больнице..., в парикмахерской... Например: в детском саде работают воспитатели, помощни...

Памятки, рекомендации родителям:"Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий"

Игра «Кто, где работает?»,Игра «Кому это нужно?», Игра «Кто что делает?»,Игра «Исправь ошибки», Игра «Четвертый лишний»....

Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 3-го года жизни

Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 3-го года жизни...

Консультация - практикум для родителей воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Развитие навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей 7-го года жизни с ОНР»

Представленный материал отражает основное содержание консультации в виде практического занятия учителя-логопеда для родителей воспитанников 7-го года жизни с ОНР по формированию у них навыков звуковог...