Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Городекая роспись доски"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Ильичева Ольга Евгеньевна

В этом материале продолжаем знакомить детей с русским народным декоративно - прикладным промыслом: городецкая роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorodets.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому развитию детей Кировского района

Санкт – Петербурга

Совместная образовательная деятельность по рисованию
в старшей группе

Тема: «Городецкая роспись доски»

С использованием ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологии и технологии проектной деятельности

Составила и провела:

Ильичева Ольга Евгеньевна

Санкт – Петербург

2015 год

Предварительная работа

  • Рассказ воспитателя о русской народной культуре
  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства
  • Заучивание стихов, потешек о народных промыслах
  • Рассматривание альбома декоративно – прикладного искусства «Городец»
  • Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику»

Программное содержание

Речевое развитие:

  • Совершенствовать речь как средство общения
  • Совершенствовать умения давать точную характеристику объекту, высказывать предположения и  делать простейшие выводы
  • Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов
  • Обогащать словарный запас (купава, розан, Городец)

Социально – коммуникативное развитие:

  • Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание помочь товарищу
  • Развивать умение оценивать работы товарищей
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность

Познавательное развитие:

  • Познакомить с историей возникновения городецкой росписи
  • Показать разнообразие художественного наследия русских мастеров
  • Формировать познавательный интерес к народным промыслам

Художественно – эстетическое развитие:

  • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам городецкой росписи
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности
  • Учить составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим
  • Развивать умение смешивать цвета для получения нужного оттенка
  • Развивать композиционные умения, чувство ритма

Физическое развитие:

  • Активация мышечного тонуса и моторно – координационных систем;
  • Совершенствование мелкой моторики и координации движений глазами

Материалы для занятия

Образцы изделий посуды, расписанной городецкими мастерами; плакаты с городецкой росписью; ноутбук со схемой поэтапного рисования городецких цветов и листьев; запись телепередачи «Шишкин лес. Городец»; заготовка для росписи (вырезанная доска); кисти,  гуашь, салфетки, стаканчики с водой

Ход занятия

Воспитатель: Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.  Со временем мастера стали расписывать даже части дома - ставни, двери, ворота.

Дети рассматривают образцы городецкой росписи.

Воспитатель: Ребята, скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?

Дети: Цветы, листья, птиц, коней

Воспитатель: Да, верно. Роспись выполняется гуашью. Сначала готовят цветной фон (чаще всего желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветочных пятен, красиво согласованных по тону и цвету. Главный цвет городецкой росписи – ярко – желтый хром. Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Главный мотив росписи -бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. (Показ изображений с купавкой и розаном). Кроме того, изображаются ромашки, листья, бутоны.

Игра «Отгадай элемент росписи»:

  • Он неброский, круглый он, нераскрывшийся… (бутон)
  • Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - …. (купавка)
  • Словно чудо тут и там распускается…. (розан)
  • Она круглая, как чашка, и зовут ее …. (ромашка)

Просмотр телепередачи «Шишкин лес. Городец»

Воспитатель: Ребята, сейчас нам нужно сделать фон для нашей доски. Какого цвета будет фон? (Дети: Желтый). Да, желтый, потому что раньше окрашивали дерево луковой шелухой, которая придает дереву желтый цвет.

Дети рисуют фон желтой гуашью под фоновую музыку (народные песни)

Воспитатель: А пока фон сохнет, сделаем разминку

Физкультминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают                                              (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают                                                 (приседают, руки свободные)

Воспитатель: Еще нам нужно подготовить пальчики к работе. Давайте сделаем гимнастику для пальцев.

Утром рано он закрыт,                                  (Кисти рук плотно сомкнуты)

Но к полудню ближе                            (Ладони отходят друг от друга, подушечки
                                                      больших пальцев прижаты к концам указательных)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу   (Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
                                                                     плавно расходятся в стороны)

К вечеру цветок опять закрывает
венчик,
                                                           (Пальцы сомкнуты, как закрытый цветок)

И теперь он будет спать                           (Кисти рук возвращаются в исх. Положение)

До утра, как птенчик                                 (Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон)

Воспитатель: Ну вот, фон подсох. Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом схем поэтапного рисования городецких цветов и листьев и демонстрацией воспитателем приемов изображения). Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круг для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет красный, оранжевый, синий. Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки центр смещается влево или вправо. Чистой краской (не смешанной с белилами) рисуется центр цветка в виде круга. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Чистой краской рисуем лепестки. Дужку начинают рисовать кончиком кисточки, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Завершающий этап росписи – оживка. Чаще всего она выполняется белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок. Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? (Ответы детей).

У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти. А теперь посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает?

Дети: Розового и голубого

Воспитатель: Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет, голубой? (Ответы детей)

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

В конце занятия проводится обсуждение выполненных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Осенние листочки"

Данный материал будет полезен при подготовке к занятию по рисованию на тему "Осень"...

Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Салют над городом в честь Дня Победы"

Материал будет интересен при подготовке ко Дню Победы в старшей группе, знакомит детей с подвигом советского народа...

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему "Городецкая роспись"

laquo;Городецкая роспись» Возраст  воспитанников: старший дошкольный возрастВиды деятельности: коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой трудОбра...

Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию "Зайчик" (средняя группа)

Конспект  для детей среднего возраста по рисованию методом тычка. Дети раскрашивают шубку зайчика, используя метод тычка....

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись."

Цель: познакомить детей с орнаментом хохломской росписи.Задачи:Образовательная:- Продолжать знакомить с искусством Хохломы.- Пополнение словарного запаса.Развивающая:- Продолжать учить рисо...