Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Городекая роспись доски"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
В этом материале продолжаем знакомить детей с русским народным декоративно - прикладным промыслом: городецкая роспись
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gorodets.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому развитию детей Кировского района
Санкт – Петербурга
Совместная образовательная деятельность по рисованию
в старшей группе
Тема: «Городецкая роспись доски»
С использованием ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологии и технологии проектной деятельности
Составила и провела:
Ильичева Ольга Евгеньевна
Санкт – Петербург
2015 год
Предварительная работа
- Рассказ воспитателя о русской народной культуре
- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства
- Заучивание стихов, потешек о народных промыслах
- Рассматривание альбома декоративно – прикладного искусства «Городец»
- Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику»
Программное содержание
Речевое развитие:
- Совершенствовать речь как средство общения
- Совершенствовать умения давать точную характеристику объекту, высказывать предположения и делать простейшие выводы
- Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов
- Обогащать словарный запас (купава, розан, Городец)
Социально – коммуникативное развитие:
- Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание помочь товарищу
- Развивать умение оценивать работы товарищей
- Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность
Познавательное развитие:
- Познакомить с историей возникновения городецкой росписи
- Показать разнообразие художественного наследия русских мастеров
- Формировать познавательный интерес к народным промыслам
Художественно – эстетическое развитие:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам городецкой росписи
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности
- Учить составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим
- Развивать умение смешивать цвета для получения нужного оттенка
- Развивать композиционные умения, чувство ритма
Физическое развитие:
- Активация мышечного тонуса и моторно – координационных систем;
- Совершенствование мелкой моторики и координации движений глазами
Материалы для занятия
Образцы изделий посуды, расписанной городецкими мастерами; плакаты с городецкой росписью; ноутбук со схемой поэтапного рисования городецких цветов и листьев; запись телепередачи «Шишкин лес. Городец»; заготовка для росписи (вырезанная доска); кисти, гуашь, салфетки, стаканчики с водой
Ход занятия
Воспитатель: Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами. Со временем мастера стали расписывать даже части дома - ставни, двери, ворота.
Дети рассматривают образцы городецкой росписи.
Воспитатель: Ребята, скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?
Дети: Цветы, листья, птиц, коней
Воспитатель: Да, верно. Роспись выполняется гуашью. Сначала готовят цветной фон (чаще всего желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветочных пятен, красиво согласованных по тону и цвету. Главный цвет городецкой росписи – ярко – желтый хром. Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Главный мотив росписи -бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. (Показ изображений с купавкой и розаном). Кроме того, изображаются ромашки, листья, бутоны.
Игра «Отгадай элемент росписи»:
- Он неброский, круглый он, нераскрывшийся… (бутон)
- Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - …. (купавка)
- Словно чудо тут и там распускается…. (розан)
- Она круглая, как чашка, и зовут ее …. (ромашка)
Просмотр телепередачи «Шишкин лес. Городец»
Воспитатель: Ребята, сейчас нам нужно сделать фон для нашей доски. Какого цвета будет фон? (Дети: Желтый). Да, желтый, потому что раньше окрашивали дерево луковой шелухой, которая придает дереву желтый цвет.
Дети рисуют фон желтой гуашью под фоновую музыку (народные песни)
Воспитатель: А пока фон сохнет, сделаем разминку
Физкультминутка
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные)
Воспитатель: Еще нам нужно подготовить пальчики к работе. Давайте сделаем гимнастику для пальцев.
Утром рано он закрыт, (Кисти рук плотно сомкнуты)
Но к полудню ближе (Ладони отходят друг от друга, подушечки
больших пальцев прижаты к концам указательных)
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
плавно расходятся в стороны)
К вечеру цветок опять закрывает
венчик, (Пальцы сомкнуты, как закрытый цветок)
И теперь он будет спать (Кисти рук возвращаются в исх. Положение)
До утра, как птенчик (Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон)
Воспитатель: Ну вот, фон подсох. Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом схем поэтапного рисования городецких цветов и листьев и демонстрацией воспитателем приемов изображения). Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круг для розана побольше, для купавки – поменьше. Характерный цвет красный, оранжевый, синий. Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки центр смещается влево или вправо. Чистой краской (не смешанной с белилами) рисуется центр цветка в виде круга. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Чистой краской рисуем лепестки. Дужку начинают рисовать кончиком кисточки, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Завершающий этап росписи – оживка. Чаще всего она выполняется белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок. Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? (Ответы детей).
У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти. А теперь посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает?
Дети: Розового и голубого
Воспитатель: Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет, голубой? (Ответы детей)
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
В конце занятия проводится обсуждение выполненных работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Осенние листочки"
Данный материал будет полезен при подготовке к занятию по рисованию на тему "Осень"...
Совместная образовательная деятельность по рисованию в старшей группе "Салют над городом в честь Дня Победы"
Материал будет интересен при подготовке ко Дню Победы в старшей группе, знакомит детей с подвигом советского народа...
Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему "Городецкая роспись"
laquo;Городецкая роспись» Возраст воспитанников: старший дошкольный возрастВиды деятельности: коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой трудОбра...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Знакомство с миром русской народной музыки»
Сценарий открытого занятия....
Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования Тема: «Зимние деревья»
Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись."
Цель: познакомить детей с орнаментом хохломской росписи.Задачи:Образовательная:- Продолжать знакомить с искусством Хохломы.- Пополнение словарного запаса.Развивающая:- Продолжать учить рисо...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Городетская роспись доски"
Тема : «Городецкая роспись доски» в старшей группе. Задачи. Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их компози...