Перспективно - тематический план для средней группы детского сада
рабочая программа по рисованию (средняя группа) по теме

Подлесных Ирина Николаевна

Перспективно тематический план: Образовательная область  "Художественно - эстетическое развитие ": рисование, формирование целостной картины мира, развитие речи. Данный материал раскрывает темы, цели и совместную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила

воспитатель д/с «Светлячок» г. Чаплыгина

Подлесных Ирина Николаевна

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»

РИСОВАНИЕ

Сентябрь «Всё про меня»

Название темы

Цели

Совместная деятельность

«Веселое лето И. А. Лыкова стр.20»

Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений. Обучение рисованию простых сюжетов, передать движения человека.

Беседа о летних занятиях и развлечениях.

«Книжка - малышка» Т. М. Бондаренко стр. 100

Развивать у детей внимание, наблюдательность, эстетическое восприятие.

Рассматривание открыток, детских книг.

«Гроздья рябины» Т. М. Бондаренко стр. 120

Развивать  наблюдательность, интерес к окружающей природе, замечать, как красивы ветки рябины, рисовать нетрадиционным методом (рябинки - пальцем).

Рассматривание сюжетных картинок об осени, веток рябины.

«Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь» Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Стр. 31

Научить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагать их на бумаге.

Чтение сказки «Три поросенка»

ОКТЯБРЬ

«Золотая осень» Г. С. Швайко, стр. 38

Научить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдательности за осенней природой, передать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – расположить предметы на широкой полосе ближе и дальше.

Рассматривание картин с изображением парка, леса, рощи в ясный осенний день.

«Не обижайте муравья» Волчкова, Степанова, стр. 40

Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трех частей; учить эмоциональность, откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передать форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет.

Рассматривание картинок, открыток, иллюстраций на тему «Насекомые»; рассматривание муравья в коллекции через увеличительное стекло.

«Что созрело в огороде» Г. С. Швайко, стр. 15

Научить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги.

Охарактеризовать картинки с изображением разных овощей.

Рисование «Идет дождь» Т. С. Жукова стр. 90

Научить детей обзорному отражению в рисунках впечатлений от окружающей жизни.

Беседа об осенней погоде.

НОЯБРЬ

«Моя семья» Волчкова, Степанова, стр. 70

Знакомство детей  с жанром портрета.

Рассматривание портретов, семейных фотографий

«Вот эта улица – вот этот дом» Волчкова, Степанова, стр. 28

Знакомство детей с понятием «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец».

Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, домов.

«Золотая хохлома и золотой лес» И. А. Лыкова, стр. 66

Знакомство детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства.

Рассматривание предметов с хохломской росписью

«Волшебные облака», Бондаренко, стр. 147

Обучение детей  составлять рассказы по картине. Используя знания о жизни диких животных.

Разгадывание загадок о диких животных.

ДЕКАБРЬ

«Еловые веточки», И. А Лыкова, стр. 100

Научить детей рисовать детей с натуры еловую веточку

Рассматривание новогодних открыток с изображением веточек елей.

«Воробышки зимой» Т. М. Бондаренко, стр. 197

Научить рисовать фигурки птиц, используя геометрические фигуры.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц зимой.

«Волшебные снежинки» Лыкова, стр. 94

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем наращивания элементов по концентрическим кругам

Рассматривание кружев, укрепленных на темном фоне. Беседа о кружевоплетении.

«Сказочные птицы», В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 37

Учить детей рисовать птиц по сказкам.

Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц.

ЯНВАРЬ

«Елочка», Т. М. Бондаренко, стр. 178

Учить создавать в рисунке образ елочки

Рисование красавицы елочки.

«Морозные узоры», Т. М. Бондаренко, стр. 209

Развивать у детей наблюдательность, интерес к окружающей природе.

Рассматривание узоров на окне. Рисование морозных узоров ниточками.

«Маски и короны для новогоднего праздника», Бондаренко, стр. 206

Учить детей использовать яркие цвета для передачи веселого настроения.

Раскрашивание  масок и корон.

ФЕВРАЛЬ

«Какие автомобили привозят продукты в магазин», Г. С. Швайко, стр. 108

Формулировать умения передавать в рисунке форму и строение грузового автомобиля.

Рассматривание модели грузового автомобиля. Рисование грузового автомобиля, с учетом последовательности изображения его частей.

«Наш участок зимой», Т. М. Бондаренко, стр. 194

Развивать у детей наблюдательность.

Беседа об участке детского сада. Рисование зимнего участка и сравнение его с реальным.

«Папин портрет», А. И. Лыкова, стр. 136

Учить рисовать мужской портрет.

Краткая беседа о папах. Рассматривание опорных рисунков, подсказывающих последовательность работы над портретом. Рисование портрета папы.

«Фантастические цветы», И. А. Лыкова, стр. 132

Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений.

Беседа о цветах. Рассматривание изображений  фантазийных растений. Рисование цветов.

МАРТ

«Милой мамочки портрет», И. А. Лыкова, стр.142

Учить рисовать женский портрет.

Рассматривание портретов на художественных открытках и репродукциях картин. Беседа о мамах. Рисование женского портрета.

«Солнышко, нарядись», И. А. Лыкова, стр. 152

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно – прикладного искусства и книжной графики.

Чтение детям отрывка из истории про Мальчика, который хотел стать художником.

«Самые красивые цветы – маме», Т. М. Бондаренко, стр. 301

Воспитывать у детей любовь к природе.

Рисование красивых весенних цветов.

«Весеннее небо», И. А. Лыкова, стр. 158

Учить детей изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому».

Рассматривание изображения неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах. Рисование акварельными красками.

АПРЕЛЬ

«Травушка - муравушка», Т. М. Бондаренко, стр. 338

Закреплять умение передавать цвета и их оттенки, развивать творческое воображение.

Рисование лесной лужайки.

«На чем или на ком ты бы хотел покататься», Т. М. Бондаренко, стр. 402

Учить самостоятельно выбирать содержание рисунка, передавать разные виды транспорта, животных в рисунке.

Беседа о путешествиях, изображение путешествия на рисунке.

«Я рисую море», И. А. Лыкова, стр. 172

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками.

Изображение волн и моря.

«Усатый - полосатый», Т. М. Бондаренко, стр. 311

Учить детей рисовать котов.

Рассматривание иллюстраций котят, рисование котов.

МАЙ

«Как радуга наряд себе искала», Т. М. Бондаренко, стр. 384

Учить детей рисовать радугу.

Изображение радуги при помощи техники рисования по сырой бумаге.

«Скатертью, салфетками украсим дома стол», В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 84

Раскрыть понятие «уютный, красивый дом»; развивать у детей эстетическое восприятие. Учить видеть красоту в рисунках.

Рассматривание журналов «Дизайн».

«Цветущая весна», Т. М. Бондаренко, стр. 393

Учить передавать в сюжете рисунка характерные особенности природы.

Изображение цветущего сада.

«Зеленый май», И. А. Лыкова, стр. 196

Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета.

Чтение стихов о весне. Рисование весенних цветов.


 Формирование целостной картины мира

Сентябрь

Название темы

Цели

Совместная деятельность

«Что я знаю о себе?» В. Н. Волч, Н. В. Степанова, стр. 7

Учить осознавать себя, как неповторимую личность.

Беседа о людях. Что общего и в чем различия?

«Дом под крышей голубой» Т. М. Бондаренко, стр. 132

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы.

Чтение стихотворения «Дом под крышей голубой». Беседа по нему.

«Комнатные растения» Т. М. Бондаренко, стр. 343

Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.

Рассматривание комнатных растений и беседа о них.

«Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный» Н. В. Алешина, стр. 29

Закрепить знания детей о родовом понятии транспорта. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее.

Рассматривание  предметных картинок с изображением различных видов транспорта.

ОКТЯБРЬ

Беседа «О труде людей осенью» Т. М. Бондаренко, стр. 151

Систематизировать знания о труде людей осенью.

Беседа с детьми о работах, выполняемых людьми в садах, огородах и полях.

«Мы защитники природы»  беседа о лесе. Т. М. Бондаренко, стр. 72

Дать понятие детям о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Беседа о лесе.

«Витамины укрепляют организм» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 66

Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека.

Беседа о витаминах.

«Хлеб – всему голова» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 24

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебо – булочных изделий.

Беседа о хлебе.

НОЯБРЬ

«Я и моя семья» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 10

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Рассматривание фотовыставки «Моя семья». Беседа о семье.

«Страна, в которой мы живем. Природа России» И. В. Алешина, стр. 49

Закрепить знания детей о название страны, ее природе.

Рассматривание физической карты России. Беседа о нашей стране.

Беседа о диких животных, Т. М. Бондаренко, стр. 376

Сформировать обобщенное представление о зверях.

Демонстрация сюжетных картинок с изображением диких животных. Беседа о них.

«Предметы из стекла и металла», В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 93

Познакомить со свойствами стекла и металла и их применением.

Беседа о стекле и металле

ДЕКАБРЬ

«Кто как зимует» Т. М. Бондаренко, стр. 179

Расширить и углубить представление детей о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.

Беседа о зимовье зверей.

«Беседа о зимних и перелетных птицах» Т. М. Бондаренко, стр. 199

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах.

Рассматривание таблиц с изображением зимующих и перелетных птиц.

ЯНВАРЬ

«Эти мудрые русские сказки» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 45

Познакомить с разнообразием русских – народных игрушек, учить детей различать игрушки.

Рассматривание выставки народных игрушек. Беседа о них.

«Предметы, которые нас окружают» Н. В. Алешина, стр. 160

Закрепить знания детей о назначении предметов, о названии материалов, из которых сделаны предметы.

Рассматривание наглядных картинок, беседа по ним.

«Беседа о домашних животных» Т. М. Бондаренко, стр. 230

Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные».

Рассматривание картинок с изображением домашних животных, разгадывание загадок, беседа о них.

ФЕВРАЛЬ

«История возникновения родного города» Н. В. Алешина, стр. 14

Закрепить знания детей о родном городе.

Рассматривание иллюстраций с изображением родного города. Беседа – знакомство с историей возникновением города.

«Все работы хороши» Н. В. Алешина, стр. 138

Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности.

Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий. Беседа по ним.

«Наша Земля» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 155

Формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земле.

Рассматривание выставки картин, иллюстраций с изображением пейзажей, цветов, зверей, людей.

«Техника – наша помощница» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 89

Уточнить знания о различных видах бытовой техники, техники в окружающей жизни.

Разгадывание загадок о технике. Беседа о ней.

МАРТ

«Беседа о весне» Т. М. Бондаренко, стр. 312

Научить детей различать признаки весны, изменения, которые они наблюдают в природе.

Чтение стихотворения С. Маршака «Стихи о весне».

«Волшебные слова» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 132

Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним.

Беседа о «волшебных словах»

«Посадка семян гороха» Т. М. Бондаренко, стр. 356

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Рассматривание различных семян.

«Беседа о перелете птиц» П. Г. Саморукова, стр. 143

Обобщить знания о перелете птиц. Воспитывать у детей интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Беседа о перелетных птицах.

АПРЕЛЬ

«Этот загадочный» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 162

Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству.

Беседа о космосе, космонавтах.

«Насекомые» П. Г. Саморукова, стр. 191

Обобщить представление детей о многообразии насекомых.

Рассматривание картинок с изображением насекомых. Беседа о них

«Золотые руки мастеров» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 57

Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству, фольклору.

Сказка «Марья – искусница».

«Беседа о лесе» Т. М. Бондаренко, стр. 72

Дать понятие детям о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Беседа о лесе.

МАЙ

«Рассказ – беседа о Дне Победы» Алешина, стр. 215

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди во время Великой Отечественной войны.

Рассматривание иллюстраций с изображением памятников защитникам Родины в ВОВ.

«Безопасность на природе» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 195

Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара.

Разгадывание загадок. Чтение стихотворения А. Барто «Гроза»

«Кладовая Земли» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 172

Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли.

Беседа о Земле


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Сентябрь

Название темы

Цели

Совместная деятельность

Рассказывание по картине «Кошка с котятами» О. С. Ушакова стр. 197

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ, подбирать точные слова для характеристики действий, учить самостоятельно образовывать клички животных, уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и З.

Наблюдение на природе за кошкой.

«Наши игрушки» О. С. Ушакова стр. 200

Учить детей давать описание внешнего вида игрушки, закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, воспитывать умения произносить слова со звуками С и З.

Рисование любимых игрушек.

ОКТЯБРЬ

Рассказывание по картине «Строим дом» О. С. Ушакова стр. 206

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ш, Ж.

Чтение Б. Захадер «Строители».

Рассказывание по скороговорке О. С. Ушакова стр. 202

Воспитывать навыки связной речи, уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и Ц.

Чтение потешек, скороговорок, пословиц.

НОЯБРЬ

Беседа по картине «Ежи» О. С. Ушакова стр. 215

Учить детей составлять рассказ по картине, активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ч и Щ.

Чтение К. Паустовского «Ежи».

Рассказывание на заданную тему О. С. Ушакова стр. 211

Учить детей составлять короткий  рассказ на заданную тему, закрепить у детей умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа, учить подбирать  слова, сходные по звучанию.

Рассматривание тематических картинок

ДЕКАБРЬ

Рассказывание на тему: стихотворения С. Капутикян  «Маша обедает» О. С. Ушакова стр. 220

Учить детей составлять короткий  рассказ по стихотворению «Маша обедает», учить образовывать по аналогии названия предметов посуды.

Художественное творчество «Украшаем тарелку».

Рассказывание на тему из личного опыта «Игры зимой» О. С. Ушакова стр. 228

Учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях  из личного опыта, учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками С и Ш.

Игры на свежем воздухе.

ЯНВАРЬ

Составление описательного рассказа на тему «Зима» О. С. Ушакова стр. 237

Учить детей при описании событий указывать время действий, добиваться короткого произношения слов и фраз.

Рассматривание картин из цикла «Зима».

Пересказ сказки  «Лиса и кувшин» О. С. Ушакова стр. 244

Учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение, упражнять в употреблении разных интонаций.

Беседа «Дикие животные».

ФЕВРАЛЬ

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» О. С. Ушакова стр. 247

Учить детей составлять описательный рассказ по картине, упражнять в отчетливом  произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса, закрепить в игре умение детей строить предложение из заданного набора слов.

Рисование с помощью трафарета лошади и жеребенка.

Рассказывание на заданную тему О. С. Ушакова стр. 251

Учить детей составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем, учить самостоятельно образовывать названия посуды, упражнять в построении предложений.

Чтение «Федорино горе» К. И. Чуковского.

МАРТ

Составление рассказа по набору игрушек О. С. Ушакова стр. 255

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи, учить подбирать определения к заданным словам, учить различать  на слух звуки  С, С`, Щ.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Рассказывание на предложенную тему О. С. Ушакова стр. 259

Учить детей составлять рассказ на тему сказки, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Л, Л`, Р, Р`.

Чтение любимых сказок.

АПРЕЛЬ

Рассказывание по картине «Зайцы» О. С. Ушакова стр. 263

Учить детей составлять рассказ по картине по  плану, учить определять ударение в двусложном слове.

Малоподвижная игра «Зайка серенький сидит…»

Рассказывание на тему: «Как Сережа нашел щенка» О. С. Ушакова стр. 265

Учить составлять рассказ по плану воспитателя, учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи.

Выставка картин «Какие бывают собаки».

МАЙ

Пересказ сказки  В. Сутеева «Кораблик», О. С. Ушакова,    стр. 267

Учить детей связно рассказывать сказку, учить понимать и объяснять смысл поговорок, вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм.

Художественное творчество «Вырезаем кораблики».

Придумывание сказки на тему «Приключения зайца», О. С. Ушакова,    стр. 257

Учит детей придумывать сказку по плану, предложенную воспитателем, учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц, добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки С, С`, Щ.

Чтение р. н. с. «Заяц - хвастун».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект тематического дня в средней группе детского сада

тематический день:"Мой четвероногий друг"...

Перспективное планирование аппликации в средней группе детского сада.

Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами, которое я давно использую в работе....

Тематическое планирование для средней группы детского сада

Тематическое планирование по физической культуре в младшей разновозрастной группе (с 3 до 5 лет) на 2016-2017 учебный год...

Перспективно-тематический план для средней группы (2016-2017)

quot;Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования"...

Календарно-тематический план работы старшей группы детского сада на 2022-2023 учебный год

В материале представлен календарно-тематический план, разработанный с использованием календаря праздников РФ....

Перспективно-тематический план в средней группе компенсирующей направленности (ТНР, ОНР) (4-5 лет) сентябрь-октябрь

Перспективно-тематический план в средней группе компенсирующей направленности (ТНР, ОНР) (4-5 лет)сентябрь-октябрь...