Перспективно - тематический план для средней группы детского сада
рабочая программа по рисованию (средняя группа) по теме
Перспективно тематический план: Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие ": рисование, формирование целостной картины мира, развитие речи. Данный материал раскрывает темы, цели и совместную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила
воспитатель д/с «Светлячок» г. Чаплыгина
Подлесных Ирина Николаевна
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»
РИСОВАНИЕ
Сентябрь «Всё про меня» | ||
Название темы | Цели | Совместная деятельность |
«Веселое лето И. А. Лыкова стр.20» | Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений. Обучение рисованию простых сюжетов, передать движения человека. | Беседа о летних занятиях и развлечениях. |
«Книжка - малышка» Т. М. Бондаренко стр. 100 | Развивать у детей внимание, наблюдательность, эстетическое восприятие. | Рассматривание открыток, детских книг. |
«Гроздья рябины» Т. М. Бондаренко стр. 120 | Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, замечать, как красивы ветки рябины, рисовать нетрадиционным методом (рябинки - пальцем). | Рассматривание сюжетных картинок об осени, веток рябины. |
«Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь» Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Стр. 31 | Научить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагать их на бумаге. | Чтение сказки «Три поросенка» |
ОКТЯБРЬ | ||
«Золотая осень» Г. С. Швайко, стр. 38 | Научить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдательности за осенней природой, передать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – расположить предметы на широкой полосе ближе и дальше. | Рассматривание картин с изображением парка, леса, рощи в ясный осенний день. |
«Не обижайте муравья» Волчкова, Степанова, стр. 40 | Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трех частей; учить эмоциональность, откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передать форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет. | Рассматривание картинок, открыток, иллюстраций на тему «Насекомые»; рассматривание муравья в коллекции через увеличительное стекло. |
«Что созрело в огороде» Г. С. Швайко, стр. 15 | Научить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги. | Охарактеризовать картинки с изображением разных овощей. |
Рисование «Идет дождь» Т. С. Жукова стр. 90 | Научить детей обзорному отражению в рисунках впечатлений от окружающей жизни. | Беседа об осенней погоде. |
НОЯБРЬ | ||
«Моя семья» Волчкова, Степанова, стр. 70 | Знакомство детей с жанром портрета. | Рассматривание портретов, семейных фотографий |
«Вот эта улица – вот этот дом» Волчкова, Степанова, стр. 28 | Знакомство детей с понятием «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец». | Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, домов. |
«Золотая хохлома и золотой лес» И. А. Лыкова, стр. 66 | Знакомство детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. | Рассматривание предметов с хохломской росписью |
«Волшебные облака», Бондаренко, стр. 147 | Обучение детей составлять рассказы по картине. Используя знания о жизни диких животных. | Разгадывание загадок о диких животных. |
ДЕКАБРЬ | ||
«Еловые веточки», И. А Лыкова, стр. 100 | Научить детей рисовать детей с натуры еловую веточку | Рассматривание новогодних открыток с изображением веточек елей. |
«Воробышки зимой» Т. М. Бондаренко, стр. 197 | Научить рисовать фигурки птиц, используя геометрические фигуры. | Рассматривание иллюстраций с изображением птиц зимой. |
«Волшебные снежинки» Лыкова, стр. 94 | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем наращивания элементов по концентрическим кругам | Рассматривание кружев, укрепленных на темном фоне. Беседа о кружевоплетении. |
«Сказочные птицы», В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 37 | Учить детей рисовать птиц по сказкам. | Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц. |
ЯНВАРЬ | ||
«Елочка», Т. М. Бондаренко, стр. 178 | Учить создавать в рисунке образ елочки | Рисование красавицы елочки. |
«Морозные узоры», Т. М. Бондаренко, стр. 209 | Развивать у детей наблюдательность, интерес к окружающей природе. | Рассматривание узоров на окне. Рисование морозных узоров ниточками. |
«Маски и короны для новогоднего праздника», Бондаренко, стр. 206 | Учить детей использовать яркие цвета для передачи веселого настроения. | Раскрашивание масок и корон. |
ФЕВРАЛЬ | ||
«Какие автомобили привозят продукты в магазин», Г. С. Швайко, стр. 108 | Формулировать умения передавать в рисунке форму и строение грузового автомобиля. | Рассматривание модели грузового автомобиля. Рисование грузового автомобиля, с учетом последовательности изображения его частей. |
«Наш участок зимой», Т. М. Бондаренко, стр. 194 | Развивать у детей наблюдательность. | Беседа об участке детского сада. Рисование зимнего участка и сравнение его с реальным. |
«Папин портрет», А. И. Лыкова, стр. 136 | Учить рисовать мужской портрет. | Краткая беседа о папах. Рассматривание опорных рисунков, подсказывающих последовательность работы над портретом. Рисование портрета папы. |
«Фантастические цветы», И. А. Лыкова, стр. 132 | Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. | Беседа о цветах. Рассматривание изображений фантазийных растений. Рисование цветов. |
МАРТ | ||
«Милой мамочки портрет», И. А. Лыкова, стр.142 | Учить рисовать женский портрет. | Рассматривание портретов на художественных открытках и репродукциях картин. Беседа о мамах. Рисование женского портрета. |
«Солнышко, нарядись», И. А. Лыкова, стр. 152 | Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно – прикладного искусства и книжной графики. | Чтение детям отрывка из истории про Мальчика, который хотел стать художником. |
«Самые красивые цветы – маме», Т. М. Бондаренко, стр. 301 | Воспитывать у детей любовь к природе. | Рисование красивых весенних цветов. |
«Весеннее небо», И. А. Лыкова, стр. 158 | Учить детей изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». | Рассматривание изображения неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах. Рисование акварельными красками. |
АПРЕЛЬ | ||
«Травушка - муравушка», Т. М. Бондаренко, стр. 338 | Закреплять умение передавать цвета и их оттенки, развивать творческое воображение. | Рисование лесной лужайки. |
«На чем или на ком ты бы хотел покататься», Т. М. Бондаренко, стр. 402 | Учить самостоятельно выбирать содержание рисунка, передавать разные виды транспорта, животных в рисунке. | Беседа о путешествиях, изображение путешествия на рисунке. |
«Я рисую море», И. А. Лыкова, стр. 172 | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. | Изображение волн и моря. |
«Усатый - полосатый», Т. М. Бондаренко, стр. 311 | Учить детей рисовать котов. | Рассматривание иллюстраций котят, рисование котов. |
МАЙ | ||
«Как радуга наряд себе искала», Т. М. Бондаренко, стр. 384 | Учить детей рисовать радугу. | Изображение радуги при помощи техники рисования по сырой бумаге. |
«Скатертью, салфетками украсим дома стол», В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 84 | Раскрыть понятие «уютный, красивый дом»; развивать у детей эстетическое восприятие. Учить видеть красоту в рисунках. | Рассматривание журналов «Дизайн». |
«Цветущая весна», Т. М. Бондаренко, стр. 393 | Учить передавать в сюжете рисунка характерные особенности природы. | Изображение цветущего сада. |
«Зеленый май», И. А. Лыкова, стр. 196 | Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. | Чтение стихов о весне. Рисование весенних цветов. |
Формирование целостной картины мира
Сентябрь | ||
Название темы | Цели | Совместная деятельность |
«Что я знаю о себе?» В. Н. Волч, Н. В. Степанова, стр. 7 | Учить осознавать себя, как неповторимую личность. | Беседа о людях. Что общего и в чем различия? |
«Дом под крышей голубой» Т. М. Бондаренко, стр. 132 | Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. | Чтение стихотворения «Дом под крышей голубой». Беседа по нему. |
«Комнатные растения» Т. М. Бондаренко, стр. 343 | Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. | Рассматривание комнатных растений и беседа о них. |
«Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный» Н. В. Алешина, стр. 29 | Закрепить знания детей о родовом понятии транспорта. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее. | Рассматривание предметных картинок с изображением различных видов транспорта. |
ОКТЯБРЬ | ||
Беседа «О труде людей осенью» Т. М. Бондаренко, стр. 151 | Систематизировать знания о труде людей осенью. | Беседа с детьми о работах, выполняемых людьми в садах, огородах и полях. |
«Мы защитники природы» беседа о лесе. Т. М. Бондаренко, стр. 72 | Дать понятие детям о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. | Беседа о лесе. |
«Витамины укрепляют организм» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 66 | Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека. | Беседа о витаминах. |
«Хлеб – всему голова» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 24 | Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебо – булочных изделий. | Беседа о хлебе. |
НОЯБРЬ | ||
«Я и моя семья» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 10 | Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. | Рассматривание фотовыставки «Моя семья». Беседа о семье. |
«Страна, в которой мы живем. Природа России» И. В. Алешина, стр. 49 | Закрепить знания детей о название страны, ее природе. | Рассматривание физической карты России. Беседа о нашей стране. |
Беседа о диких животных, Т. М. Бондаренко, стр. 376 | Сформировать обобщенное представление о зверях. | Демонстрация сюжетных картинок с изображением диких животных. Беседа о них. |
«Предметы из стекла и металла», В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 93 | Познакомить со свойствами стекла и металла и их применением. | Беседа о стекле и металле |
ДЕКАБРЬ | ||
«Кто как зимует» Т. М. Бондаренко, стр. 179 | Расширить и углубить представление детей о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. | Беседа о зимовье зверей. |
«Беседа о зимних и перелетных птицах» Т. М. Бондаренко, стр. 199 | Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах. | Рассматривание таблиц с изображением зимующих и перелетных птиц. |
ЯНВАРЬ | ||
«Эти мудрые русские сказки» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 45 | Познакомить с разнообразием русских – народных игрушек, учить детей различать игрушки. | Рассматривание выставки народных игрушек. Беседа о них. |
«Предметы, которые нас окружают» Н. В. Алешина, стр. 160 | Закрепить знания детей о назначении предметов, о названии материалов, из которых сделаны предметы. | Рассматривание наглядных картинок, беседа по ним. |
«Беседа о домашних животных» Т. М. Бондаренко, стр. 230 | Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». | Рассматривание картинок с изображением домашних животных, разгадывание загадок, беседа о них. |
ФЕВРАЛЬ | ||
«История возникновения родного города» Н. В. Алешина, стр. 14 | Закрепить знания детей о родном городе. | Рассматривание иллюстраций с изображением родного города. Беседа – знакомство с историей возникновением города. |
«Все работы хороши» Н. В. Алешина, стр. 138 | Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. | Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий. Беседа по ним. |
«Наша Земля» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 155 | Формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земле. | Рассматривание выставки картин, иллюстраций с изображением пейзажей, цветов, зверей, людей. |
«Техника – наша помощница» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 89 | Уточнить знания о различных видах бытовой техники, техники в окружающей жизни. | Разгадывание загадок о технике. Беседа о ней. |
МАРТ | ||
«Беседа о весне» Т. М. Бондаренко, стр. 312 | Научить детей различать признаки весны, изменения, которые они наблюдают в природе. | Чтение стихотворения С. Маршака «Стихи о весне». |
«Волшебные слова» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 132 | Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним. | Беседа о «волшебных словах» |
«Посадка семян гороха» Т. М. Бондаренко, стр. 356 | Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. | Рассматривание различных семян. |
«Беседа о перелете птиц» П. Г. Саморукова, стр. 143 | Обобщить знания о перелете птиц. Воспитывать у детей интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним. | Беседа о перелетных птицах. |
АПРЕЛЬ | ||
«Этот загадочный» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 162 | Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству. | Беседа о космосе, космонавтах. |
«Насекомые» П. Г. Саморукова, стр. 191 | Обобщить представление детей о многообразии насекомых. | Рассматривание картинок с изображением насекомых. Беседа о них |
«Золотые руки мастеров» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 57 | Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству, фольклору. | Сказка «Марья – искусница». |
«Беседа о лесе» Т. М. Бондаренко, стр. 72 | Дать понятие детям о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. | Беседа о лесе. |
МАЙ | ||
«Рассказ – беседа о Дне Победы» Алешина, стр. 215 | Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди во время Великой Отечественной войны. | Рассматривание иллюстраций с изображением памятников защитникам Родины в ВОВ. |
«Безопасность на природе» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 195 | Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. | Разгадывание загадок. Чтение стихотворения А. Барто «Гроза» |
«Кладовая Земли» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, стр. 172 | Формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли. | Беседа о Земле |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Сентябрь | ||
Название темы | Цели | Совместная деятельность |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» О. С. Ушакова стр. 197 | Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ, подбирать точные слова для характеристики действий, учить самостоятельно образовывать клички животных, уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и З. | Наблюдение на природе за кошкой. |
«Наши игрушки» О. С. Ушакова стр. 200 | Учить детей давать описание внешнего вида игрушки, закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, воспитывать умения произносить слова со звуками С и З. | Рисование любимых игрушек. |
ОКТЯБРЬ | ||
Рассказывание по картине «Строим дом» О. С. Ушакова стр. 206 | Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ш, Ж. | Чтение Б. Захадер «Строители». |
Рассказывание по скороговорке О. С. Ушакова стр. 202 | Воспитывать навыки связной речи, уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и Ц. | Чтение потешек, скороговорок, пословиц. |
НОЯБРЬ | ||
Беседа по картине «Ежи» О. С. Ушакова стр. 215 | Учить детей составлять рассказ по картине, активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ч и Щ. | Чтение К. Паустовского «Ежи». |
Рассказывание на заданную тему О. С. Ушакова стр. 211 | Учить детей составлять короткий рассказ на заданную тему, закрепить у детей умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа, учить подбирать слова, сходные по звучанию. | Рассматривание тематических картинок |
ДЕКАБРЬ | ||
Рассказывание на тему: стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» О. С. Ушакова стр. 220 | Учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению «Маша обедает», учить образовывать по аналогии названия предметов посуды. | Художественное творчество «Украшаем тарелку». |
Рассказывание на тему из личного опыта «Игры зимой» О. С. Ушакова стр. 228 | Учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками С и Ш. | Игры на свежем воздухе. |
ЯНВАРЬ | ||
Составление описательного рассказа на тему «Зима» О. С. Ушакова стр. 237 | Учить детей при описании событий указывать время действий, добиваться короткого произношения слов и фраз. | Рассматривание картин из цикла «Зима». |
Пересказ сказки «Лиса и кувшин» О. С. Ушакова стр. 244 | Учить детей рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение, упражнять в употреблении разных интонаций. | Беседа «Дикие животные». |
ФЕВРАЛЬ | ||
Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» О. С. Ушакова стр. 247 | Учить детей составлять описательный рассказ по картине, упражнять в отчетливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса, закрепить в игре умение детей строить предложение из заданного набора слов. | Рисование с помощью трафарета лошади и жеребенка. |
Рассказывание на заданную тему О. С. Ушакова стр. 251 | Учить детей составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем, учить самостоятельно образовывать названия посуды, упражнять в построении предложений. | Чтение «Федорино горе» К. И. Чуковского. |
МАРТ | ||
Составление рассказа по набору игрушек О. С. Ушакова стр. 255 | Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи, учить подбирать определения к заданным словам, учить различать на слух звуки С, С`, Щ. | Дидактическая игра «Угадай по описанию». |
Рассказывание на предложенную тему О. С. Ушакова стр. 259 | Учить детей составлять рассказ на тему сказки, уточнить и закрепить правильное произношение звуков Л, Л`, Р, Р`. | Чтение любимых сказок. |
АПРЕЛЬ | ||
Рассказывание по картине «Зайцы» О. С. Ушакова стр. 263 | Учить детей составлять рассказ по картине по плану, учить определять ударение в двусложном слове. | Малоподвижная игра «Зайка серенький сидит…» |
Рассказывание на тему: «Как Сережа нашел щенка» О. С. Ушакова стр. 265 | Учить составлять рассказ по плану воспитателя, учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи. | Выставка картин «Какие бывают собаки». |
МАЙ | ||
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик», О. С. Ушакова, стр. 267 | Учить детей связно рассказывать сказку, учить понимать и объяснять смысл поговорок, вырабатывать ориентировку на звучание грамматических форм. | Художественное творчество «Вырезаем кораблики». |
Придумывание сказки на тему «Приключения зайца», О. С. Ушакова, стр. 257 | Учит детей придумывать сказку по плану, предложенную воспитателем, учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц, добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки С, С`, Щ. | Чтение р. н. с. «Заяц - хвастун». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект тематического дня в средней группе детского сада
тематический день:"Мой четвероногий друг"...
Перспективное планирование аппликации в средней группе детского сада.
Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами, которое я давно использую в работе....
Тематическое планирование для средней группы детского сада
Тематическое планирование по физической культуре в младшей разновозрастной группе (с 3 до 5 лет) на 2016-2017 учебный год...
Перспективно-тематический план для средней группы (2016-2017)
quot;Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования"...
Календарно-тематический план работы старшей группы детского сада на 2022-2023 учебный год
В материале представлен календарно-тематический план, разработанный с использованием календаря праздников РФ....
Перспективно-тематический план в средней группе компенсирующей направленности (ТНР, ОНР) (4-5 лет) сентябрь-октябрь
Перспективно-тематический план в средней группе компенсирующей направленности (ТНР, ОНР) (4-5 лет)сентябрь-октябрь...