Конспект мастер – класса «Использование в работе с детьми нетрадиционного способа изображения - фотокопия» на тему: «Морозные узоры»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Кульбида  Татьяна Николаевна

Нетрадуционные способы рисования очень нравятся детям. В конспекте используется один из нетрадиционных способов - фотокопия - рисование свечой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moroznye_uzory.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект мастер – класса

 «Использование в работе с детьми нетрадиционного способа изображения - фотокопия»

на тему: «Морозные узоры»

для педагогов

к неделе педагогического мастерства

Воспитатель

 высшей квалификационной категории

Кульбида Татьяна Николаевна

Энгельс

2014г

Цель – знакомство с нетрадиционной техникой рисования фотокопия – рисование свечой.

Задачи: Формировать умение детей работать в технике восковая свеча, строя композицию рисунка, используя трафареты деревьев, птиц.

Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.

Закреплять умение детей ориентироваться во времени и пространстве.

Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус.

Взаимосвязь образовательных областей:речевое, познавательное развитие.

Словарная работа: свеча, фотокопия, трафарет.

Материал: безопасная свеча, иллюстрации зимнего пейзажа, кассета с музыкой, акварельные краски, свечи, кисти, альбомные листы бумаги белого цвета, выставка работ.

Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! 
Встаньте, пожалуйста, на "снежинки" вокруг обруча. 
Дети встают, педагог зажигает свечу 
Воспитатель: 
Эта свеча - не просто свеча 
Свет и добро излучает, 
Вы не задуйте её сгоряча, 
Она нам во всём помогает. 
Свечка поможет отправиться нам 
В волшебную сказку по временам, 
Она, как волшебный ковёр - самолёт, 
Хоть в лето, хоть в зиму перенесёт. 
Если свеча затухает: Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасла, 
Чтобы яркий свет несла 
Помогала и вела. 
Воспитатель: Дети, передавая друг другу свечу, думайте о самом приятном, о самом хорошем, свои самые добрые мысли передайте свече, а затем передайте свечу своему соседу.  
Когда свеча возвращается к воспитателю: 
Свечка волшебная ярче гори, 
В зиму волшебницу нас унеси. 
На мольберте прикреплены репродукции картин из серии "Зимняя ночь". 

Воспитатель предлагает детям загадки.

                     С неба звёзды падают, лягут на поля.

                     Пусть под ними скроется чёрная земля.

                     Много – много звёздочек, тонких, как стекло;

                     Звёздочки холодные, а земле тепло.                  (Снежинки)

                    Морозно в белом январе, деревья тонут в серебре.

                    Кусты, берёзы и осины украсил блеском светлый….(иней).

                 

                   Случается, и с неба камешки летят.

                   Прячутся прохожие, а всего – то….(град)

                   Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу,

                   Знать никого не хочу,

                   Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.      (Метель)

                   Растёт она вниз головой, не летом растёт, а зимой,

                   Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.     (Сосулька)

                   Какой это мастер на стекле нанёс

                   И листья, и травы, и заросли роз.         (Мороз)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года.

Дети. Зимой.

Воспитатель. А кто зиме верный и незаменимый помощник?

Дети. Мороз.

Воспитатель. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и сёлам. Приходил он и в наш дом.

Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Всё в кружевах и узорах! Это  Мороз написал, нарисовал: веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, пёрышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные….

                                                    Волшебник

                                     Мороз – волшебник - это видно сразу:

                                     Я свой альбом ещё не открывал,

                                     А он уже без кисточек и красок

                                     Все окна за ночь нам разрисовал.     Д.Чуяко

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

Мнения детей: Дует на стёкла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Воспитатель. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много – много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов, Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?

Ответы детей: Ёлочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а  потом вдруг проявились, как у Мороза?

Дети. Да. Мы их уже рисовали.

Воспитатель.  А с помощью какого материала вы рисовали узоры?

Дети. Мы рисовали свечой.

Воспитатель. Да, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявляются, как будто проявляется фотоплёнка. Этот способ рисования называется «фотокопией».

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?

Мнение детей.

Воспитатель. Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает  воду, она как будто сталкивается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой.

Ребята, а какие трудности вы встретили, когда изображали свой узор.

Дети: Линии получаются бесцветные и рисунка не видно, трудно нарисовать несколько узоров.

Воспитатель: да, действительно, очень трудно рисовать, когда ты не видишь, что уже получилось на рисунке. Поэтому мы сегодня будем использовать разные трафареты. Вам нужно выбрать понравившиеся и красиво расположить их на листе бумаги.

Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами всё получилось не хуже, чем у самого Мороза:

Физкультурная минутка по показу воспитателя.

 Пускай снегами все заносит, 
(руки через стороны вверх, опустили) 
Пускай лютуют холода, 
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) 
Зима меня не заморозит, 
Не напугает никогда. 
(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе) 
Зимою белые снежинки 
Танцуют за моим окном. 
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе) 
А Дед Мороз свои картинки 
Рисует на стекле ночном. 
(плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)                                             

 Практическая часть

  1. Продумать содержание будущего узора.
  2. Выполнить рисунок при помощи свечи,  используя трафареты, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
  3. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и тоже место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.

                                                   Итог занятия

Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...

Конспект занятия по рисованию «свечой в технике «Фотокопия» + акварель». Тема «Морозные узоры»

Конспект занятия по рисованию «свечой в технике «Фотокопия» + акварель». Тема «Морозные узоры»  Цель: - научить детей изображать зимнее явление приро...

Конспект Мастер-класса Использование лэпбука в работе воспитателя

Конспект Мастер-классаИспользование лэпбука в работе воспитателяУважаемые Коллеги! Сегодня вашему вниманию предоставляю мастер – класс по теме Использование лэпбука в работе воспитателяИгра прив...

Мастер класс использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Мастер-класс "Использование ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста"

В работе указана актуальность использования технологии ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста, представлен практический материал по данной проблеме....

Мастер-класс "Использование сказкотерапии в работе с детьми"

Мастер-класс для педагогов«Использование сказкотерапии в работе с детьми» Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно - образ...

Мастер класс " Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» Энгельсского муниципального района Саратовской области Мастер-класс для педагогов ДОТема: «Использование не...