Мастер класс " Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Мастер-класс для педагогов ДО
Тема: «Использование нейроигр»
Подготовил:
Педагог дошкольного образования воспитатель группы
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Ройзман Татьяна Витальевна
Конспект
Тема: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний педагогов об использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста; распространение нетрадиционных методов работы.
Задачи:
1. познакомить педагогов с эффективными нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
2. вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данному виду деятельности;
3. активизировать самостоятельную работу педагогов по расширению знаний по данному вопросу;
4. побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
План проведения мастер-класса:
1 этап. Приветствие. Вводное слово педагога-психолога. Вхождение в тему.
2 этап. Практический. Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1 этап. Теоретический.
Начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учёного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?
Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей.
Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.
Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.
Вот здесь следует опять вернуться к головному мозгу и вспомнить, что Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.
1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы.
Метафорический «девиз» этого блока «я хочу».
2 блок – блок приема, переработки и хранения входящей информации.
Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Метафорический «девиз» этого блока «я должен».
Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.
Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились к нейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально все чаще и чаще мы с вами сталкиваемся с такими понятиями как: СДВГ, ТНР, ЗПР, ОВЗ и пр., так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д. Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть :
• проблемы с памятью;
• снижение внимания при выполнении задания;
• проблемы с усвоением материала;
• зеркальное письмо
• плохая координация, неуклюжесть;
• излишняя активность либо наоборот медлительность;
• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);
Но при включении нейроигр, в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:
1. Принцип «от простого к сложному».
2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.
И так же хочу отметить, что очень важно соблюдать основные условия эффективности применения данных игр.
• Педагог должен свободно владеть упражнениями.
• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
• Периодичность – ежедневно, без пропусков.
• Время занятий – утро, день.
• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.
• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).
• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
• От детей требуется точное выполнение упражнений.
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
Сразу отмечу, что на сегодняшний день в нашей группе 3 возраста и три диагноза, поэтому нам очень сложно выполнять данные требования. К сожалению у нас не идеальные - лабораторные условия, что снижает уровень эффективности данного метода. Однако, результаты есть, но о них чуть позже.
2 этап. Практический.
Ну а теперь, давайте перейдём к более интересной части нашего мастер-класса – к практике.
Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, а левое полушарие отвечает за логическое мышление А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого пройдем 4 теста
- Сплетите пальцы рук в замок
- Целимся в мишень
- Сложите руки на груди
- Поаплодируйте себе
А теперь смотрим, каких букв у нас больше))))
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.
И так я предлагаю несколько игр попробовать провести.
Как я уже сказала, наши игры должны быть для разных блоков мозга!
Для первого : - дыхательная гимнастика
- зрительная
- самомассаж
- артикуляционная
Это разминка для нашего мозга )))))
Дальше усложняем.
Для второго блока нам важно играть
- одновременно двумя рукам
- руки + глаза (лабиринт)
- руки + глаза + язык ( сюда же можно отнести игры или упражнения кинезиологические)
И наконец игры для третьего блока, которые направленны на формирование внимания, целепологания, самоконтроля и развитие коммуникативных навыков.
«Нейропризнаки».
Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести их.
Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь»
Следующая игра которую хочу вам предложить уже относится к 3 блоку.
«Ищи, прячь, говори»
Перед вами карточка, на которой изображены справа и слева одинаковые предметы, но расположены в разных местах. Ваша задача одновременно находить и закрывать одинаковый предмет разными геометрическими фигурами и называть его ( правильно проговаривая звук)
Ну и еще одна игра которую я хочу вам показать это
«Игра двумя руками».
Ребёнку предлагаются две ёмкости, которые нужно заполнить (шариками, фигурками животных, пуговицами)разными предметами. Можно одного цвета, можно одинаковые предметы
( животные, овощи, фрукты) Можно выполнять задание пенцетами, можно пальцами. Можно провести эту игру как соревнование.
На самом деле видов этих игр очень много. И вот о самых трудных и наиболее интересных вам сейчас расскажет дифектолог .
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своей работе.
Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
Из собственного опыта хочу отметить, что приходя новые дети, зачастую не могут держать карандаш, не следят за ним глазами, когда мы учим закрашивать шаблоны. И только благодаря ежедневной работе с нейроиграми, мы умеем не просто рисовать, но еще и озвучивать свои действия!!!
Данный метод работает и в физических упражнениях, бросая мяч мы проговариваем кидай – лови)))
Наши дети могут ориентироваться в пространстве и это не только на занятиях ( ориентирование на листе бумаги ) они могут сам – но накрывать на столы, дежурные раздают материал для занятий и многое другое. Казалось бы элементарные вещи! Но для ребят, которые изначально не понимали обращенную речь и не отзывались на свое имя))) это огромный прорыв!
А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:
• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.
• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.
• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.
На этом наш мастер – класс подошел к концу ! Всем спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Мастер-класс для педагогов ДО
Тема: «Использование нейроигр»
Подготовил:
Педагог дошкольного образования воспитатель группы
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Ройзман Татьяна Витальевна
Конспект
Тема: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний педагогов об использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста; распространение нетрадиционных методов работы.
Задачи:
1. познакомить педагогов с эффективными нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
2. вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данному виду деятельности;
3. активизировать самостоятельную работу педагогов по расширению знаний по данному вопросу;
4. побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
План проведения мастер-класса:
1 этап. Приветствие. Вводное слово педагога-психолога. Вхождение в тему.
2 этап. Практический. Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1 этап. Теоретический.
Начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учёного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?
Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей.
Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.
Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.
Вот здесь следует опять вернуться к головному мозгу и вспомнить, что Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.
1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы.
Метафорический «девиз» этого блока «я хочу».
2 блок – блок приема, переработки и хранения входящей информации.
Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Метафорический «девиз» этого блока «я должен».
Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.
Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились к нейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально все чаще и чаще мы с вами сталкиваемся с такими понятиями как: СДВГ, ТНР, ЗПР, ОВЗ и пр., так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д. Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть :
• проблемы с памятью;
• снижение внимания при выполнении задания;
• проблемы с усвоением материала;
• зеркальное письмо
• плохая координация, неуклюжесть;
• излишняя активность либо наоборот медлительность;
• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);
Но при включении нейроигр, в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:
1. Принцип «от простого к сложному».
2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.
И так же хочу отметить, что очень важно соблюдать основные условия эффективности применения данных игр.
• Педагог должен свободно владеть упражнениями.
• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
• Периодичность – ежедневно, без пропусков.
• Время занятий – утро, день.
• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.
• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).
• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
• От детей требуется точное выполнение упражнений.
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
Сразу отмечу, что на сегодняшний день в нашей группе 3 возраста и три диагноза, поэтому нам очень сложно выполнять данные требования. К сожалению у нас не идеальные - лабораторные условия, что снижает уровень эффективности данного метода. Однако, результаты есть, но о них чуть позже.
2 этап. Практический.
Ну а теперь, давайте перейдём к более интересной части нашего мастер-класса – к практике.
Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, а левое полушарие отвечает за логическое мышление А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого пройдем 4 теста
- Сплетите пальцы рук в замок
- Целимся в мишень
- Сложите руки на груди
- Поаплодируйте себе
А теперь смотрим, каких букв у нас больше))))
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.
И так я предлагаю несколько игр попробовать провести.
Как я уже сказала, наши игры должны быть для разных блоков мозга!
Для первого : - дыхательная гимнастика
- зрительная
- самомассаж
- артикуляционная
Это разминка для нашего мозга )))))
Дальше усложняем.
Для второго блока нам важно играть
- одновременно двумя рукам
- руки + глаза (лабиринт)
- руки + глаза + язык ( сюда же можно отнести игры или упражнения кинезиологические)
И наконец игры для третьего блока, которые направленны на формирование внимания, целепологания, самоконтроля и развитие коммуникативных навыков.
«Нейропризнаки».
Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести их.
Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь»
Следующая игра которую хочу вам предложить уже относится к 3 блоку.
«Ищи, прячь, говори»
Перед вами карточка, на которой изображены справа и слева одинаковые предметы, но расположены в разных местах. Ваша задача одновременно находить и закрывать одинаковый предмет разными геометрическими фигурами и называть его ( правильно проговаривая звук)
Ну и еще одна игра которую я хочу вам показать это
«Игра двумя руками».
Ребёнку предлагаются две ёмкости, которые нужно заполнить (шариками, фигурками животных, пуговицами) разными предметами. Можно одного цвета, можно одинаковые предметы
( животные, овощи, фрукты) Можно выполнять задание пенцетами, можно пальцами. Можно провести эту игру как соревнование.
На самом деле видов этих игр очень много. И вот о самых трудных и наиболее интересных вам сейчас расскажет дифектолог .
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своей работе.
Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
Из собственного опыта хочу отметить, что приходя новые дети, зачастую не могут держать карандаш, не следят за ним глазами, когда мы учим закрашивать шаблоны. И только благодаря ежедневной работе с нейроиграми, мы умеем не просто рисовать, но еще и озвучивать свои действия!!!
Данный метод работает и в физических упражнениях, бросая мяч мы проговариваем кидай – лови)))
Наши дети могут ориентироваться в пространстве и это не только на занятиях ( ориентирование на листе бумаги ) они могут сам – но накрывать на столы, дежурные раздают материал для занятий и многое другое. Казалось бы элементарные вещи! Но для ребят, которые изначально не понимали обращенную речь и не отзывались на свое имя))) это огромный прорыв!
А теперь попрошу вас поделиться своим мнением:
• Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике.
• Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике.
• Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.
На этом наш мастер – класс подошел к концу ! Всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)
Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...
Мастер класс использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...
Мастер-класс "Использование ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста"
В работе указана актуальность использования технологии ритмодикломации в работе с детьми дошкольного возраста, представлен практический материал по данной проблеме....
Мастер-класс «Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей»
Мастер-класс «Использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей» в МБДОУ "Детский сад "Тополек"...
Мастер-класс "Использование сказкотерапии в работе с детьми"
Мастер-класс для педагогов«Использование сказкотерапии в работе с детьми» Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно - образ...
Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ для формирования произвольного внимания и саморегуляции, как основы учебного поведения.
Самые характерные сложности для детей с ОВЗ являются трудности в усвоении учебного материала, часто обоснованно это незрелостью произвольных процессов, и впоследствии вызывают проблемы учебного поведе...
Использование нейроигр в работе с детьми с ОВЗ
В настоящее время отмечается рост численности обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. Задача педагогов подобрать эффективные методы и приемы работы, котрые помогут повысить педагогичес...